Он спас от смерти 16 тысяч человек
Лев Мадорский...наряду с Рихардом Зорге, Яном Черняк, кстати, тоже евреем, передавшем в СССР копию плана «Барабаросса» о сроках нападения на СССР, и британским лордом Кимом Филби, заместителем начальника британской разведки, был одним из самых знаменитых, воистину, легендарных советских разведчиков.
Узники Эбензее
Лев Ефиимович ( Изральевич) Маневич ( 1898- 1945 г.г.), полковник, Герой Советского Союза ,наряду с Рихардом Зорге, Яном Черняк, кстати, тоже евреем, передавшем в СССР копию плана «Барабаросса» о сроках нападения на СССР, и британским лордом Кимом Филби, заместителем начальника британской разведки, был одним из самых знаменитых, воистину, легендарных советских разведчиков.
Лев Ефимович (Изральевич) Маневич
Лёва родился 20 августа 1898 года в небольшом белорусском городке Чаусы в еврейской семье Исраэла Абрамовича Маневича. Когда мальчику исполнилось 9 лет, в 1907 году родители привезли его в Швейцарию, в Цюрих, к жившему там старшему брату, революционеру-политэмигранту.
В 1915 году, 17-летний Лев, поступил в Политехнический колледж. Юноша обладал незаурядными лингвистическими способностями и быстро освоил не только немецкий язык, который был в той части Швейцарии где он жил, разговорным, но и французский и итальянский. От брата Лев перенял революционные идеи, но не столько ленинско-большевитские : «Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев… сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города» ( Приказ Ленина Л.М.), сколько меньшевиков, лидером которых был Ю. Мартов. Идеи более прогрессивные, поддерживающие либеральную буржуазию и власть на местах демократичеси избранных земельных комитетов. В программу меньшевиков входила также социализация земли, то есть ее передача в общенародную собственность. Важной частью реализации меньшевистской программы являлось создание демократически избранных земельных комитетов.
В результате Маневич в марте 1917 года, вскоре после Февральской революции, воодушевлённый демократическими идеями А.Керенского, возвращается в Россию. В октябре того же года происходит Октябрьская революция, и власть переходит к большевикам.
История не терпит сослагательного направления , но вполне вероятно, что Россия вошла бы в число демократических, цивилизованных стран, если бы остановилась на завоеваниях февральской революции. Такую попытку демократической трансформации режима через много лет сделали Горбачёв и Ельцин, но сегодняшнее вторжение в Украину путинской России снова сделало её изгоем. Я не мистик, но чем чёрт не шутит. Возможно прав был астролог Михаил Левин, ( я писал об этом в статье «Россия под несчастливой звездой»), который именно в неудачном расположении звёзд видел причины трудной судьбы моей бывшей родины.
Маневич не только верил в революционные идеи, но и был человеком дела. Приехав в Россию в 1918 году, он пошёл добровольцем в Красную армию и под влиянием большевитской пропаганды отошёл от меньшевиков и вступил в РКП(б). Был штабным работником, потом командиром отряда особого назначения. Закончил войну в должности комиссара бронепоезда.
После окончания гражданской войны Маневич служит в военной разведке. Параллельно он оканчивает Военную академию, где изучает в дополнение к немецкому, французскому и итальянскому, английский язык. В военной разведке была острая необходимость в сотрудниках, которые не только знали иностранные языки, но и имели опыт жизни в европейских странах. Поэтому не удивительно, что Лев Иосифович был направлен в распоряжение Разведывательного управления, или ( в те времена любили сокращения) в « Разведупра». После обучения в Военной академии с 1925 по 1927 году Маневич под именем Конрада Кертера работает в международном бюро изобретений и патентов и выполняет оперативные задания в Германии. Его псевдоним «Этьен».
К тому времени он уже женат и у него и его жены Надежды Маневич ( девичья фамилия Махина), записанной гражданкой Финляндии, растёт дочь Татьяна. Однако ( это было потрясением для Льва Ефимовича) начальство «Разведупра» посчитало, что жена и дочь каким-то образом могут поставить под удар работу Маневича и их вывезли в СССР.
Работа в патентном бюро шла успешно, так как советский разведчик ещё в Союзе окончил лётное училище , часто бывал на аэродромах , принимал участие в Англии в ежегодно проводившихся там «воздушных гонках», и у него появились связи не только с лётчиками, но и с техниками и авиаконструкторами.
В 1931 году советский разведчик переезжает в Милан ( Италия), где идёт по уже проторенному пути и опять открывает патентное бюро, с правом представительства от немецких, австрийских и чешских фирм. Он передаёт в Москву ценную информацию, связанную с авиастроением. Позже ему удаётся добыть также сведения о военном судостроении, организовать в Италии агентурную сеть в портовых городах и отслеживать переброску итальянских войск и поставки военного оборудования. В этом же году « Этьену» для упрощения передачи информации была послана под видом студентки Миланской консерватории радистка.
Однако, уже начиная с 1932 года Маневич замечает слежку со стороны итальянской контрразведки и, кроме того, годы постоянного стресса не прошли даром, и у Льва Иосифовича появляются проблемы со здоровьем. Он много раз просит Центр отозвать его и прислать замену. Но найти замену глубоко внедрившемуся разведчику, тем более специалисту высочайшего класса не так-то просто и Москва игнорирует его просьбы.
В октябре 1932 года Маневич был арестован итальянской контрразведкой и отправлен в тюрьму . Ему было предъявлено обвинение в шпионаже. На следствии Маневич не выдал ни своего настоящего имени, ни государственной принадлежности ( его судили как австрийца) и был осуждён на 16 лет тюремного заключения. Он содержался в концлагере «Эбензее». В 1941 году году Маневич заболевает туберкулёзом лёгких. В первых днях мая 1945 года лагерь был освобождён американскими войсками.
За несколько дней до освобождения пленников американскими войсками Лев спас жизни 16 тысяч заключённых. Он знал, что что узники идут в заминированную шахту, и на всех языках, которые знал, стал кричать, чтобы колонна остановилась. Опасаясь бунта и учитывая, видимо, что день капитуляции близок, немцы не рискнули открывать по ним огонь.
Но по настоящему ощутить победу Льву Ефимовичу не было суждено. Лев Ефимович Маневич умер в день Победы 9 мая 1945 года на австрийском мемориальном кладбище Санкт-Мартин-Зюд, где похоронены советские воины, павшие при освобождении Австрии.
На могильной плите была выбита надпись: «Здесь покоится прах Героя Советского Союза полковника Маневича Льва Ефимовича. 1898—1945».