Бостонский КругозорЗЛОБА ДНЯ

Возможно ли государство без налогов?

Нас убеждают, что уплата налогов это такой же почетный и архиважный гражданский долг, как и защита родины. Но если государство вполне может обойтись контрактной армией, то не логично ли предположить, что модель всеобщего налогообложения тоже далеко не идеальна и вполне заменяема?

Налоги есть налоги!

До принятия в 2012 году нового Налогового кодекса в Украине существовало 135 различных налогов. По их числу она занимала первое место в мире! Разобраться в их хитросплетении было непросто, поэтому хорошие бухгалтера никогда не оставались без работы, а штаты налоговых служб постоянно росли. После ряда реформ в Украине осталось лишь девять налогов плюс несколько сборов. Для сравнения, в РФ взимаются 15 налогов, в США – 11, в Испании и Великобритании по 8, во Франции – 7. Вполне себе «мировой уровень»! Однако упрощение налогов не вызвало энтузиазма их уплаты, и бизнес всё так же искал налоговые льготы и лазейки. Наверное потому, что налоги остаются налогами, и главное не их количество, а размеры!

А вот для физических лиц эти реформы имели лишь негативный результат: подоходный налог вырос (с 13% до 18%) и к нему добавились 1,5% военного налога. И украинцам еще повезло, что единый социальный налог (из расчета 22% с размера минимальной зарплаты в стране) за них пока ещё выплачивают работодатели! Но добавим сюда ещё 20% НДС, который фактически платит из своего кошелька конечный розничный покупатель, то есть всё те же физические лица. Разумеется, никто не спускает всю свою зарплату в супермаркете,  и её часть, уходящая на НДС у всех разная: эксперты делали расчеты, согласно которым  в Украине этот налог отнимает от 5% до 10% дохода среднестатистических физических лиц. Таким образом, налоги «съедают» от четверти до трети украинских зарплат!

А как в других странах? Среднестатистический американец отдает в виде различных налогов и социальных выплат 30% своих доходов. Конечно, в разных штатах свои налоговые особенности, но низкая ставка или вообще отсутствие какого-то одного налога компенсируется более высокой ставкой другого, разницей в уровне заработных оплат, дороговизной жизни, так что в общем по США этот показатель практически одинаков (иначе бы американцы съехались бы в штаты с самыми низкими налогами).

Европа считается довольно тяжелым в налоговом плане регионом планеты. Во-первых, там почти повсеместно взимают НДС (считающийся «европейским налогом»), ставка которого колеблется  в разных странах от 19% до 27% (лишь в Швейцарии он 7,7%) с небольшими снижениями для товаров первой необходимости. Во-вторых, в Европе довольно серьезные размеры подоходного налога (в ряде стран он зависит от размера доходов). Так, в Великобритании - это 20-45% (фактически большинство работающего населения платит 40%), в Германии 24-42%, в Италии 27-41%, в Словении 26-39%, в Австрии и Бельгии 25-50%,  в Польше 18-32%, в Литве и Эстонии по 20%, в Венгрии и Чехии по 15%. А что в России? Там подоходный налог 13%, а НДС 20%. При этом помимо налогов, во всех этих странах отдельно вычитаются еще социальные сборы. Где-то платят сами работники, где-то их работодатели, а где-то пополам (как в Германии - по 7,5%).

Неудивительно что именно в Европе вплоть до наших дней периодически возникают антиналоговые протесты  (Франция 2018 год), и там же чаще всего выдвигаются идеи безналогового государства, находящие своих сторонников по всему миру. Вот как раз об этом мы и хотели бы поговорить!

Что портит хорошие идеи?

Идея мира без налогов, конечно же, не нова: на протяжении столетий об этом размышляли люди и поумнее нас! Однако никогда не будет напрасным поделиться собственными мыслями и наблюдениями. Вот, например, сразу возникает такая мысль: почему за всё это время нигде не была реализована модель безналогового государства? Ведь даже в оффшорах есть какие-то налоги и сборы, пусть небольшие, но есть. Неужели это невозможно, неужели налогам действительно нет альтернативы?

Любопытные ответы на запрос «безналоговое государство» дают некоторые словари. Во-первых, они утверждают, что сама эта идея является утопической - так же как «государство всеобщего равенства» или анархическое общество. То есть, если даже взять и построить такую модель в отдельно взятой стране, то она развалится еще быстрее, чем развитой социализм. Не потому, что безналоговое государство или социализм плохи сами по себе, нет - всё дело в человеческом факторе! Это люди либо извращают многие хорошие идеи, либо делают их нежизнеспособными.

Кто-то из давно живших философов заметил, что хорошие вещи задумываются святыми, а губятся грешниками. Другой уточнил, что над разумным началом всегда берет верх животное – отнеся к последнему человеческие страсти и пороки. Но думается, что такие точки зрения слишком грубы и отражают обиду их авторов на общество. Ведь если рассуждать более-менее объективно, то будет правильным сказать, что людям присущи определенные личные интересы (желания) и стандарты социального поведения. Отказаться от этих интересов и менять стандарты без веских причин готовы далеко не все. И если вокруг наступает «светлое будущее», то они тянут в него свое традиционное «темное прошлое», постепенно уничтожая утопию. Потому что любая утопия в первую очередь предусматривает изменение сознания и социального поведения всего населения – а это просто нереально!

Однако существуют, как минимум, два пути достижения цели. Помимо утопического, уповающего на изменение человеческого сознания, есть куда более простой и эффективный путь личной заинтересованности, когда становится выгодным жить и работать по-новому. Вот, например, есть такое мнение (возможно, спорное), что советский социализм погубили Хрущев и Брежнев, заменив личную заинтересованность утопией уравниловки, почетных грамот и бессмысленных лозунгов – когда людям стало просто неинтересно трудиться честно и добросовестно. Горбачев в начале «перестройки» пытался вернуть эту заинтересованность, но всё было уже слишком запущено и пошло под откос.

Поэтому трудно согласиться с утверждением, что идея безналогового государства однозначно утопична - даже если так написано в словарях. Думается, что утопией оно стало бы только при использовании утопических методов организации. А вот при правильном подходе очень даже имело бы шанс!

Армия бюрократии

Но тут, во-вторых, нам напоминают о том, что главным противником безналогового государства является бюрократия, то есть госчиновники. Особенно работающие в налоговых ведомствах, для  кого налоги это не только основные поступления  в бюджет, откуда они потом получают жалование, но и сама их работа, смысл существования. Представляете, сколько людей пришлось бы уволить за ненадобностью!

А ведь любой госслужащий готов до посинения доказывать вам свою важность для общества и незаменимость для державы. Ради сохранения своей работы и должности он готов на все – даже на поддержку тирании или, напротив, революции. И уж, конечно он найдет массу аргументов против идеи безналогового государства, если она будет угрожать его непыльной работе и перспективе счастливой пенсии. А какие высокопарные речи о важности уплаты налогов он будет толкать, взывая то к патриотизму, то к цивилизованному обществу, то к нуждам образования и медицины!

Кстати, тут стоит вспомнить, что нынешняя безразмерная армия госслужащих не всегда была такой огромной. Например, в конце XVIII века на всю Российскую империю (с населением 36 миллионов человек) было всего 15,5 тысяч чиновников (госслужащие, обладавшие чинами Табеля о рангах) плюс 4,8 тысячи помогавших им канцеляристов (в основном переписчики). То есть один работник пера и бумаги приходился на 1800 крестьян, мещан и прочих подданных – при этом страна стремительно расширялась и развивалась! В середине XIX века армия российских чиновников, раскормленная Николаем I, выросла до 70 с лишним тысяч (плюс 30 тысяч канцеляристов) при населении страны в 69 миллионов – то есть один госслужащий приходился уже на 690 жителей.  И всё равно в этом Россия сильно отставала от Европы: в 36-милионной Франции тогда усердно работали уже 540 тысяч госслужащих!

В 1913 году в 170-миллионной Российской империи работали 252 тысячи чиновников и канцеляристов (1 на 674 жителя). Из них в налоговом ведомстве 3800 – на всю огромную империю! Сегодня же только в налоговой службу РФ «пашут» 149 тысяч чиновников, плюс еще около 40 тысяч в Украине! Удивлены? А вас не удивляет, как за порядком в империи тогда следили всего 64 тысячи полицейских и 11 тысяч жандармов (с учетом солдат специальных жандармских рот)? Впрочем, как известно, порядок они не удержали. Наверное, поэтому сегодня совокупная численность сотрудников МВД России и Украины превышает миллион человек (не считая СБУ и ФСБ). Ужо при них не забалуешь!

  Перед войной численность одних только украинских чиновников составляла 370 тысяч (при Януковиче было 433 тысячи), а вместе с современными «канцеляристами» и прислугой (шоферы, уборщицы, курьеры и т.д.) их армия насчитывала 1,24 миллиона (1 на 33 украинца). Как вы думаете, они поддержат идею не то что упразднения, а хотя бы снижения налогов? А остальные бюджетники: силовики, учителя, врачи, пенсионеры, получатели различных пособий? А это миллионы людей! Никто из них не любит платить налоги и акцизы, однако все они страшатся опустошения казны. Видимо поэтому петиция о превращении Украины в безналоговое государство, поданная еще в сентябре 2022 года, набрала всего 154 голоса. 

Таким образом, не только власть и бюрократия, но и все бюджетники вообще являются потенциальными противниками безналогового государства. Уточним: для себя лично многие из них хотели бы получить законные налоговые льготы, а некоторые уже давно незаконно обходят налоги - но все они наверняка хотели бы, чтобы налоги исправно платили другие. Потому что иначе не будет полниться бюджет, не будет выплачиваться жалование, нечего будет «распиливать» на государственных подрядах.

Государственные расходы в Соединенных Штатах составляли в среднем 25,66 процента ВВП с 1900 по 2022 год, достигнув рекордно высокого уровня в 47,66 процента ВВП в 2020 году и рекордно низкого уровня в 6,55 процента ВВП в 1907 году.

Чем плохи налоги?

Так что же, тему безналогового государства можно закрывать, и пусть её дальше поднимают только радикальные популисты? Да, если рассматривать её только как прекращение налоговых поступлений в бюджет с последующим коллапсом всей государственной машины. А если как продуманную масштабную бюджетную реформу, не разрушающую государство, а изменяющую его?

Чем вообще плохи налоги, что издревле вызывают недовольство людей? Скажем больше: восстания, инициированные сопротивлением общества налогам, творили историю! Хартия вольности, Великая французская революция, война за независимость США – все они начинались с «налоговых бунтов». И дело не всегда было в размере налогов, нет! Тогда в чем?

Налоги – это узаконенный государственный рэкет. С такой формулировкой, высказанной уже давно, нельзя не согласиться. Ведь, собственно, как мы помним из школьных учебников истории, большинство государств начинались с того, что ватага военного вождя обкладывала людей данью. Это ничем не отличалось от рэкета американской мафии или постсоветских ОПГ. Почти ничем, за исключением одного: дань, выплачиваемая вождю (царю, князю, хану), объявлялась им законной обязательной податью. Да, потом наступали новые эпохи, однажды случались революции, но ведь и революционеры первым делом отправляли солдат за налогами или продразверсткой! 
 
Но ведь налоги идут на государственные нужды, возразите вы. Верно, но что мы подразумеваем под «государственными нуждами»? Если на содержание власти, государственного аппарата и армии – это одно. Если расходы на социальную сферу, образование, медицину, инфраструктуру – то это другое. И заметим, что государство начало содержать школы и больницы лишь в XIX веке, а выплачивать общую пенсию и того позже (в некоторых странах её до сих пор нет), а между тем налоговой системе не века, а тысячелетия!

Любой налог является экспроприацией чьих-то денег, он отнимает часть заработанного, часть произведенного, часть труда. Каждый из нас вынужден отдавать часть своих кровно заработанных или сбережений, если не через прямые налоги, то через НДС, акцизы, сборы и пр. Как это сказывается на нашем социально-экономическом благополучии? Некоторые говорят, что налоги стимулируют людей работать больше, что они развивают общество! Но тогда почему не процветали раннефеодальные государства, чьи колоны отдавали сеньорам и королям 70% урожая? Не кажется ли вам, что налоги стимулируют только чье-то иждивенчество? 

На налоги можно посмотреть и с другой стороны: они уменьшают прибыль и доход, уменьшают покупательскую (или инвестиционную) способность, и если человек не может зарабатывать больше, они делают его беднее (душат производство). Не случайно бизнес так любит оффшоры!

Но самой ключевой частью этой проблемы является безадресность  налоговой системы. Мы платим налоги «вслепую», отдавая в бюджет столько, сколько  требует закон – а куда и на что пойдут наши деньги, решает власть. Не спрашивая нас, хотели бы мы, чтобы их потратили на развитие медицины или на выплаты многодетным семьям. И даже в случае введения специальных налогов, например, военного сбора (как в Украине), его обязаны платить все поголовно, потому что так решила власть. Это второй ключевой недостаток налогов! Но многие его не замечают, поскольку нас с рождения убеждают, что это нормально и по-другому просто быть не может. Ой ли?!

Не налоги, а оплата услуг

Одна из предлагаемых переходных моделей на пути к безналоговому государству предусматривает принципиально новые отношения государства и общества, когда человек уплачивает не налоги, а плату за необходимые ему услуги и различные страховки. Так он волен выбирать, на что именно адресно потратить свои деньги. Разумеется, в двух предложениях эту систему не описать, здесь есть ряд нюансов, решать которые предлагают по-разному. Например, стоит ли тогда сохранять систему государственных школ? Или как собрать достаточно денег на содержание армии?

В 1862 году Президент Линкольн подписал закон о мерах по сбору доходов, чтобы помочь оплатить расходы на гражданскую войну. Эта мера создала комиссара по внутренним доходам и первый в стране подоходный налог. Он взимал 3-процентный налог на доходы от 600 до 10 000 долларов США и 5-процентный налог на доходы в размере более 10 000 долларов США. В 1872 году подоходный налог был отменен.

Другая модель предлагает заменить налоги с граждан и бизнеса прибылью, получаемую государственными предприятиями или долей государства в частном бизнесе, а также сдачей в аренду недвижимости, продажей природных ресурсов или рентой за их пользование. Кстати, если принять во внимание доходы РФ от экспортной нефтяной пошлины (миллиарды долларов в год), то можно сказать, что там эта идея уже частично работает! И если бы Кремлю не нужно было кормить многомиллионную армию чиновников и силовиков, то можно было бы задуматься о сокращении налогообложения.

Подобную реформу можно сравнить с либерализацией экономики, переходом от государственного управления к свободному рынку. А это, конечно же, будет иметь свои плюсы и минусы. С одной стороны, мы получаем саморегулирующуюся систему более эффективного использования денег. С другой, миллионы чиновников и силовиков могут остаться без работы, а миллионы малоимущих без социальных выплат. То есть, какие-то радикальные и поспешные шаги  в этом направлении, преследующие как можно скорейшее построение очередного «светлого будущего», приведут лишь к тяжелейшему кризису. И всё же думается, что такие реформы уже назрели хотя бы для общественного обсуждения!