Бостонский КругозорНОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть седьмая

Александр I: «Поздравляю тебя. Ты, говорят, вчерась выиграл»

Михайло Ломоносов и императорская премия весом 3,2 тонны!

Генерал М. П. Бутурлин. Прототип Гоголевского городничего в комедии «Ревизор»

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть шестая

Александр I: «Поздравляю тебя. Ты, говорят, вчерась выиграл»

История государства Российского полна нелепых и часто пустых курьёзов, которые и остались в российском фольклоре только благодаря своей нелепости, переродившись со временем в обычные исторические анекдоты. Анекдоты, которые не несли в себе ни оценки событий, ни какого-либо нравоучительного вывода из них. Добавляя разве что дополнительные штрихи «к портрету эпохи» и лишнюю работу бытописателям помимо просто хорошего настроения от пересказа забавных историй…

История эта случилась, вероятнее всего, в начале XIX века, в царствование императора Александра I (хотя из-за своей «типичности» вполне могла произойти и в любое другое время). А поскольку за 200 прошедших лет несущественная часть её стёрлась из «народной памяти», потому в устном российском фольклоре она так осталась не более чем историческим анекдотом.
Вероятно, современники, слыша имя второго персонажа той забавной истории, понимали, о ком идёт речь, но поскольку фамилия его была «Болдырев», а значит, вполне русской и очень распространённой, сейчас уже трудно сказать, о каком именно из Болдыревых шла речь (что, впрочем, совсем не принципиально в контексте данной анекдотичной истории)…

Говорят, император очень долго задерживал присвоение Болдыреву генеральского звания. И причина тому была вполне банальной: нездоровая страсть последнего к карточной игре.

История с ожиданием присвоения генеральского звания тянулась годами, и Болдырев был в порядочном отчаянии от этой неопределённости. Но страсть к игре всегда перевешивала: зная, как неодобрительно император смотрит на его пагубное пристрастие, Болдырев всё равно продолжал свои многочасовые карточные сессии чуть ли не ежедневно.

Однажды, в один из праздников в императорском дворце, проходя на богослужение, Александр I, очевидно, находясь в хорошем расположении духа, кивнул Болдыреву и с улыбкой произнёс: «Болдырев, поздравляю тебя».

Доброе расположение и улыбка государя – всегда хороший знак. Потому все присутствовавшие, как и сам Болдырев, истолковали слова самодержца более чем «однозначно»: придворные начали поздравлять Болдырева с давно ожидаемым генеральским чином, а сам «виновник торжества» наконец облегчённо выдохнул, ожидая императорской милости.

После праздничного богослужения император на выходе из церкви опять поравнялся с Болдыревым и, очевидно, всё так же пребывая в прекрасном расположении духа, с улыбкой произнес: «Поздравляю тебя. Ты, говорят, вчерась выиграл».

Как свидетельствуют некие «неназванные источники», Болдырев был в полнейшем отчаянии после замечания императора.

Михайло Ломоносов и императорская премия весом 3,2 тонны!

Удивительные курьёзы нередко сопровождали и первого по-настоящему крупного и общепризнанного российского учёного М. В. Ломоносова. Будучи полиматом (то есть учёным-энциклопедистом, чьи интеллектуальные знания и достижения лежали подчас в совершенно несвязанных между собой областях человеческой деятельности и тем не менее были не просто весьма значимыми каждая в отдельности, но действительно выдающимися), Ломоносов вполне справедливо считается едва ли не самой выдающейся фигурой в российской науке за всю историю её существования.

Учёный-естествоиспытатель, географ, физик, металлург, химик, художник, генеалог, основоположник научного мореплавания, историограф, географ, основоположник науки о стекле, крупный поэт, астроном, реформатор русского литературного языка и прочее, и прочее, и прочее в списке того, где Михаил Ломоносов оставил настолько заметный след, что на базе его исследований и трактатов науки и производства развивались ещё десятилетиями…
 
Данная же курьёзная ситуация относится либо к концу 1748 года, либо к самому началу 1749 года и до сих пор считается то ли одним из мифов, связанных со знаменитым поэтом и учёным, то ли несомненным историческим фактом. Посему, как обычно, оставим на усмотрение и суд вдумчивого читателя верить данной легенде или отмахнуться от неё, как от очередной исторической небылицы.

Как известно, в результате дворцового переворота в Российской империи 25 ноября 1741 года (или 6-го декабря 1741 года по новому стилю) императорский трон заняла младшая дочь Петра Великого и Екатерины I, Елизавета Петровна, которая благополучно находилась у власти в течение ровно 20-ти лет и 1-го месяца.

Правление Елизаветы Петровны (при всех его минусах и недостатках) было ознаменовано важными, более того знаковыми событиями для государства. Такими, как: возвращением к традициям и идеалам петровской эпохи, развитием наук, учреждением Московского университета, исследованием и освоением Сибири, фактической отменой смертной казни в стране и многими другими положительными тенденциями, которые исключительно позитивно сказались на развитии Российской империи.

Естественно, нововведения и положительные веяния в жизни страны непосредственно сказались и на М. В. Ломоносове, большая (и наиболее продуктивная) часть научной и творческой жизни которого прошла именно во время царствования Елизаветы I.
 
В конце 1748 года Михаил Ломоносов написал одно из самых знаменитых своих стихотворений – «Ода на день восшествия на престол», посвященное 7-й годовщине царствования Елизаветы Петровны. Сам текст стихотворения смысла приводить здесь нет не только из-за его величины, но и из-за очевидной тематики данного откровенно хвалебного «панегирика». Любой заинтересованный читатель может ознакомиться с содержанием произведения самостоятельно, если хватит желания и упорства дочитать высокий поэтический слог хвалебной оды середины XVIII века до конца.

Стихотворное произведение, написанное к тому же одним из крупнейших российских поэтов и учёных современности, пришлось императрице по душе.

Именно всё то, что произошло дальше, и вызывает как сомнения, так и вполне естественное желание отнести ту историю в разряд «мифов» XVIII столетия.

Якобы императрица за «Оду на день восшествия на престол» наградила поэта двумя тысячами рублей (что по тем временам было суммой не просто значительной, а огромной). Но, поскольку в то время бумажные деньги были ещё не в ходу, а золотые и серебряные монеты были редкостью из-за хронического дефицита государственной казны, императорский подарок Михаил Ломоносов сумел получить только медными монетами…

В «медном же эквиваленте» премия в 2 000 рублей была настолько объёмной, что весила около 3,2 тонн (!!!), и поэту пришлось нанять несколько подвод, чтобы перевезти мешки с царским подарком из казначейства к себе домой…

Увы, не только царские гнев или немилость бывают неимоверно тяжелы, но даже и некоторые царские подарки.

Генерал М. П. Бутурлин. Прототип Гоголевского городничего в комедии «Ревизор»

Старая русская поговорка о том, что две главные беды в России – это дураки и дороги, как нельзя лучше характеризует генерала Михаила Петровича Бутурлина, занимавшего должность Нижегородского губернатора в 1831–1843 годах.

Человек ограниченный и мнительный, уже у своих современников генерал Бутурлин не вызывал ничего, кроме презрительных или снисходительных насмешек, и неоднократно становился героем откровенно уничижительных анекдотов.

Но, как всегда водилось в Российской империи, даже такие персонажи способны были дослужиться до больших чинов и должностей, если умели своевременно «держать нос по ветру» и быть обходительными с начальством.

В качестве яркого примера, характеризующего умственные способности генерала Бутурлина, можно вспомнить его знаменитый приказ о мерах против пожаров, которые в то время постоянно случались в Нижнем Новгороде. Приказ, который гласил (и это не шутка, а реальный исторический, более того, задокументированный факт), что всем нижегородским домохозяевам предписывалось за два часа до самого пожара сообщать о том в полицию, чтобы против огня были своевременно приняты меры…

Впрочем, мало кто слышал о том, что с именем генерала Бутурлина связана и другая, не менее комичная история, которая нашла своё отражение в гоголевской комедии «Ревизор», где прототип городничего был «срисован» именно с «легендарного» нижегородского губернатора.

Многие, наверняка, слышали о том, что сюжет, без преувеличения сказать, бессмертной поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» был фактически подарен автору А. С. Пушкиным. Но далеко не все знают, что и сюжет комедии «Ревизор» был также подсказан Гоголю Пушкиным. И подсказан именно после посещения последним Нижнего Новгорода и очной встречи с генералом Бутурлиным…

Как гласит историография данной легенды, осенью 1833 года А. С. Пушкин ездил в Оренбург, чтобы собрать побольше информации о Пугачёвском бунте, что в дальнейшем и нашло отражение в его эпохальной повести «Капитанская дочка».

По пути в Оренбург уже именитый к тому времени писатель на недолгое время останавливался в Нижнем Новгороде, где в числе прочего был представлен и губернатору.

Встреча с Пушкиным, однако, произвела на психику и воображение генерала Бутурлина очень необычное впечатление. Неизвестно, с чего он взял это, но сразу после встречи с писателем генерал Бутурлин отправил письмо-донесение, оно же – предостережение Оренбургскому военному губернатору, генералу Василию Алексеевичу Перовскому, где рекомендовал последнему быть начеку с Пушкиным, так как, по мнению Бутурлина, писатель собирает вовсе не материалы о Емельяне Пугачёве и знаменитом бунте почти полувековой давности, а «сведения о неисправностях» по некоему мифическому «тайному поручению».

Сам же Пушкин узнал о данном «предостережении» непосредственно от Василия Алексеевича Перовского. Во время встречи в Оренбурге последний с юмором рассказал писателю о не совсем адекватной реакции Бутурлина на знакомство с Пушкиным и его же «письме-предостережении»…

И поныне считается, что из этой комичной то ли легенды, то ли были и родился сюжет одного из величайших произведений русской литературы – комедии «Ревизор». Сюжет, который и был подсказал Н. В. Гоголю «Нашим всё» А. С. Пушкиным.