МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ
Леонид АнцеловичОрганизатор восстания заключенных в концентрационном лагере Собибор, лейтенант Красной Армии Александр Аронович Печерский вывел из лагеря около 400 пленников. Известны множество случаев побегов и героического сопротивления в фашистских концлагерях, но только одно завершилось настоящей победой заключенных – восстание в лагере смерти Собибор.
Организатор восстания заключенных в концентрационном лагере Собибор, лейтенант Красной Армии Александр Аронович Печерский вывел из лагеря около 400 пленников. Известны множество случаев побегов и героического сопротивления в фашистских концлагерях, но только одно завершилось настоящей победой заключенных – восстание в лагере смерти Собибор. За рубежом о подвиге Александра Печерского было написано много книг, снято фильмов, установлено памятников, а на Родине о подвиге советского лейтенанта заговорили только спустя 17 лет после его смерти. В СССР героизация военнопленных, и уж тем более евреев, в планы Сталина не входила. Судьба этого человека действительно беспрецедентна, в ней как в зеркале отражены все реалии советской эпохи на протяжении всей долгой жизни героя.
Печерский Александр Аронович (1909 — 1990)
19 сентября в 2008 году в Ростове-на-Дону на пешеходной части одной из центральных улиц города состоялось торжественное мероприятие посвященное открытию «Аллеи звезд», где увековечиваются выдающиеся личности города. Лауреаты выбираются жителями Ростова. Ежегодно каждому избраннику закладывают памятный знак представляющий собой керамогранитную плиту со звездой из латуни, замурованной в тротуарную плитку. Среди выдающихся ростовчан увековечена именная звезда Печерскому Александру Ароновичу – человеку, который смог уничтожить гитлеровскую машину для убийства.
Александр Аронович родился в 1909-м году в украинском Кременчуге, но семья переехала в Ростов-на-Дону, когда он еще учился в младших классах. Здесь мальчик окончил среднюю общеобразовательную и музыкальную школы. В начале тридцатых отслужил в армии, работал электриком на паровозоремонтный заводе, окончил Ростовский государственный университет. Помимо прочего, был творческой личностью. В мирное время руководил художественной самодеятельностью – драматическим кружком.
На фронт Печерский попал в первые же дни войны. В сентябре 1941 года был аттестован на воинское звание техника-интенданта 2 ранга, что соответствовало званию «лейтенант». Участвовал в боях в составе артиллерийского полка, а в октябре 1941 года в числе сотен тысяч бойцов попал в окружение под Вязьмой. Александр с сослуживцами пытались прорвать фашистское окружение, но силы были не равны и в конечном итоге для Печерского бой закончился ранением и пленом. Перенеся в заключении тиф и с трудом оправившись, в 1942 году вместе с четырьмя собратьями по плену Александр предпринял неудачную попытку побега, закончившуюся штрафным лагерем в оккупированной Белоруссии. Осенью 1943 года, после того как немцы узнали о еврейском происхождении Печерского, его в составе группы заключенных-евреев отправили в Собибор – лагерь на юге Польши.
Собибор отличался от Освенцима, Треблинки или Бухенвальда тем, что это был концентрационный лагерь промышленного уничтожения исключительно евреев. Немцы всегда отличались расчетливостью и порядком, поэтому посчитали, что расстрелы миллионов людей – процедура накладная, и чтобы сэкономить на патронах и содержании расстрельных команд, решили оптимизировать процесс, посредством газовых камер. И копать траншеи для утилизации трупов – дело трудоемкое и хлопотное, куда эффективнее – построить крематорий. Смерть поставили на поток.
В Собибор Печерский прибыл в числе 600 заключенных, из которых 520 сразу отправили в газовые камеры. В живых ненадолго оставили только физически крепких мужчин для работы в мастерских, уборки трупов из газовых камер и сортировки вещи убитых. Александр назвался столяром и был направлен в мастерские. Он знал, что это место – билет в один конец. Казалось, что бежать отсюда невозможно. Заключённых охраняли 15-20 эсэсовцев и около 120 охранников, бывших советских военнопленных, согласившихся сотрудничать с фашистами. Александр сразу же обратил внимание, что немцы охранникам не доверяют, у большинства из них винтовки были без патронов. Через каждые сто метров стояли вышки с пулемётами, а сам лагерь был опоясан тремя рядами колючей проволоки высотой три метра, между которыми находились заминированное поле. В лагере уже существовала подпольная группа, состоявшая в основном из гражданских пленников. До Печерского было несколько попыток побега, но все они заканчивались трагически, были казнены не только беглецы, но и десятки заложников. Александр понял, что одиночный побег безнадежен, единственный шанс – массовое восстание заключенных. В лагере Печерский провел всего три недели, но и этого ему, кадровому военному, хватило, чтобы сплотить вокруг себя группу сторонников и разработать детальный план восстания и побега. Для этого необходимо было убедить как можно больше узников принять в участии. Ликвидировать эсэсовцев решили в мастерских – сапожной и пошивочной: заманивать под предлогом шить новые мундиры, уничтожить поодиночке и завладеть оружием. Было очевидно, что при осуществлении побега многие мятежники погибнут, но часть все же получат шанс вырваться на свободу. Всего в лагере находилось 550 пленных, 130 бежать отказались, кто-то из-за болезней и физической немощи, а кто-то из-за нерешительности.
14 октября 1943 года заговорщики приступили к реализации плана. В пошивочную мастерскую по очереди пригашались офицеры, где их ждала расправа. Таким образом было уничтожено 11 фашистов. Пленники отключили электричество, повредили телефонную связь и сигнализацию. По команде Печерского около 400 человек бросились к выходу. Когда охрана поняла, что происходит и открыла беспорядочный огoнь, было уже поздно. Узников не остановили ни пулеметные очереди с вышек, ни минные поля; заключенные с отчаянием и надеждой бежали людской волной. Часть из них ринулась к проволочной ограде, разрезали ее заранее заготовленными ножницами, а большинство своей массой навалились на ворота, опрокинули их и рванули к блажащему лесу.
В ходе восстания погибло 80 человек, но 340 смогли убежать в леса. Позже 170 беглецов были пойманы и казнены вместе с оставшимися в лагере заключенными. Судьбу остальных предопределил выбор: идти за Печерским в Белоруссию к партизанам, или прятаться в Польше. Те, кто ушёл с Печерским – спаслись, оставшиеся погибли...
Узнав о побеге рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер был в бешенстве, объявив Собибор позором Третьего Рейха, приказал его сравнять с землей. Саперы вермахта взорвали газовые камеры, крематорий и бараки. Все сровняли с землей и перепахали. На 10 лагерных гектарах посадили капусту и картофель. Через 20 лет после войны на месте лагеря Собибор воздвигли памятник: огромный курган с окошками, через которые видно его содержимое - останки уничтоженных людей: человеческие кости, волосы, зубные протезы...
Печерский, вместе с восемью военнопленными, поплутав по лесам, добрались до Белоруссии и примкнули к партизанскому отряду им. Щорса. Александр стал подрывником, и пустил под откос не один германский эшелон. Однако, когда советские войска освободили Белоруссию, и партизаны воссоединились с регулярными частями Красной Армии, бывшими пленниками занялись особисты. Как известно, в СССР военнопленные считались предателям, поэтому, не особо поверив показаниям, их отправили в штурмовой батальон (штрафбат) искупать вину кровью.
Но и тут Александру повезло. Комбат Андреев, впечатлившись его рассказами о побеге, вопреки запрету покидать расположение батальона, разрешил Печерскому поехать в Москву в «Комиссию по расследованию злодеяний захватчиков и их пособников». Там его выслушали писатели Павел Антокольский и Вениамин Каверин и опубликовали очерк «Восстание в Собиборе», предназначенный для сборника «Черная книга» под редакцией Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга, представляющего собой собрание свидетельств преступлений нацистов. Но в 1947 году сборник был запрещен, а весь его тираж был уничтожен. (Впервые был издан в России в 2015 году).
Из Москвы Печерский отправился обратно на фронт, но уже в регулярные войска. Бывший узник воевал храбро, и был представлен к награде орденом Отечественной войны (который так и не получил). Вскоре был тяжело ранен, 4 месяца пролежал в госпитале, после чего комиссован с инвалидностью.
После войны пленных англичан, французов, немцев, итальянцев и других зарубежных узников на родине встречали со всеми почестями. Были приняты все меры, чтобы компенсировать пережитые ими страдания и облегчить вхождение в мирную жизнь. В своих странах они испытывали особое сочувствие со стороны населения. А советских бойцов, оказавшихся в плену, как правило, после отчаянного сопротивления, или ранения,– на родине ждали репрессии и позорное клеймо – предатели. Зная об этом, для части советских пленных это стало последним толчком к решению пойти на службу к фашистам.
Во время ВОВ в Советском Союзе не существовало понятия «военнопленные» – только «предатели Родины и враги народа». Приказ № 270 от 16 августа 1941 года, подписанный Сталиным, требовал от красноармейцев в любой ситуации стоять до последнего, а кто посмел предпочесть плен смерти, – расстреливать. Сразу после капитуляции Германии Сталин приказал организовать при фронтовых армиях 100 «фильтрационных лагерей», в которых бывшие пленные, по 10 000 в каждом, должны были пройти проверку со стороны контрразведки Смерш. За полгода было «профильтровано» свыше 5 миллионов советских граждан, побывавших в плену. Приговоры к смертной казни выносились, только высшим офицерам. Остальные были приговорены к 10 годам ГУЛАГа. Виновность бывших военнопленных не устанавливалась, те пленные, которые сотрудничали с немцами и мучили своих же товарищей по плену, получили ту же меру наказания, что и их жертвы. Но и те, немногие, избежавшие приговора и нового заключения, подвергались особой регистрации, находясь под подозрением у органов госбезопасности. Семьи попавших в плен лишались денежных пособий и минимальных льгот, положенных семьям красноармейцев. Только после смерти Сталина начались послабления. Через 11 лет после окончания войны Маршал Жуков предложил восстановить справедливость: «В силу тяжелой обстановки, сложившейся в первый период войны, значительное количество советских военнослужащих, находясь в окружении и, исчерпав все имевшиеся возможности к сопротивлению, оказалось в плену у противника. Многие из них попали в плен ранеными, контуженными, сбитыми во время воздушных боев или при выполнении боевых заданий по разведке в тылу врага. Советские воины и в плену сохранили верность Родине, вели себя мужественно и стойко переносили тяготы плена и издевательства гитлеровцев. Часть из них, рискуя жизнью, бежали из плена и сражались с врагом в партизанских отрядах или пробивались через линию фронта к советским войскам».
Маршал предложил снять все ограничения с бывших военнопленных, изъять из анкет вопрос о пребывании в плену, время, проведённое в плену, включить в общий трудовой стаж, пересмотреть дела, заведённые на бывших военнопленных, а тех, кто имел ранения или совершил побег из плена, представить к наградам. И всем вручить медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Но самого Жукова вскоре сняли с поста министра обороны, и справедливость в отношении бывших военнопленных была восстановлена ещё не скоро.
Победу Александр Печерский встретил в звании капитана, но в число известных в СССР героев войны он не вошёл. Не осыпала его Родина и наградами, были лишь медали «За победу над Германией» и «За боевые заслуги». По возвращению в Ростов он написал книгу-воспоминания «Восстание в Собибуровском лагере» о том, что случилось в фашистском концлагере. Книга вышла небольшим тиражом в 1945 г. и, хотя это была первой книгой о том, что творилось с пленными, в основном, разошлась она среди друзей автора. Цензура убрала из текста многие эпизоды, в первую очередь такие слова, как еврей и лагерь смерти. Мемуары остались почти незамеченными, хотя сегодня считаются библиографической редкостью. В 2012 году её переиздали без правок, с отрывками запрещенными к публикации цензурой. Эпиграф к мемориальному изданию написала известная писательница Дина Рубина: «...всегда уважала и любила сильных героев - как в литературе, так и в жизни. В проявлении немыслимой воли, как в случае с Печерским, человек поднимается до тех высот, на которых личность человека приближается к идеалу, с которым, создавая всех нас, сверялся Всевышний».
В родном городе мало кто знал, что рядом живёт человек, совершивший исторический подвиг, и никто не спешил это заметить и оценить. Сам Александр Аронович, по воспоминаниям знакомых, был исключительно скромным человеком. В 1946 году на процессе в Германии рассматривались злодеяния фашистов в Собиборе и пригласили Александра Ароновича в качестве свидетеля. Но власти его из страны не выпустили. Дальше – больше, в 1948 году во время антисемитской кампании преследования так называемых «безродных космополитов», а проще говоря, евреев, Печерский лишился работы, должности администратора в театре музкомедии. Пытаясь завести уголовное дело – якобы из-за неправильного учёта билетов. Во время обыска работников органов безопасности поразила бедность подозреваемого. Офицер с женой и двумя детьми ютился в сыром полуподвале, едва сводя концы с концами. Дело закрыли, но еще пять лет он не мог никуда устроиться. Чтобы прокормить семью, научился вышивать болгарским крестом. Сам красил нитки, мастерил багеты и продавал на рынке вышитые картины. Только после смерти Сталина ему удалось устроиться рабочим на завод Ростсельмаш, где он трудился до самой пенсии.
В 1987 году за рубежом был снят нашумевший фильм «Побег из Собибора», (совместное производство Великобритании и Югославии) основанный на реальных событиях. В съёмках этой картины приняли участие американцы, англичане, югославы, поляки, голландцы, французы, русские и немцы. Печерского сыграл голливудский актер Рутгером Хауэром (за эту роль он получил «Золотой глобус»). Александра приглашали на премьеру, но его опять из страны не выпустили. В семейном архиве Печерских хранится письмо от Владимира Познера, журналист был поражён, узнав, что человеку, который возглавил бунт в Собиборе, не разрешили выехать за рубеж на премьеру фильма о нем же. На российском телевидении этот фильм показали лишь спустя 10 лет после премьеры.
До всероссийской известности и признания герой не дожил, скончавшись в возрасте 80 лет в 1990 году. Лишь в 2007 году на доме где он жил установлена памятная доска.
В 2011 году был основан Фонд его памяти. В 2013 году Леонид Млечин и Сергей Пашков сняли два документальных фильма, посвященных Александру Печерскому и восстанию в Собиборе.
В 2014 году имя Александра Печерского и описание подвига включили в школьные учебники. Но настоящее всероссийское признание подвига произошло только через четверть века после его смерти — когда в январе 2016 года президент России подписал Указ о награждении его (посмертно) Орденом Мужества. Его именем названы улицы в Ростове, Москве и в израильском городе Цфат.
В 2018 году в Ростове был открыт бюст Александра Печерского, а 52-й гимназии Ростова присвоено имя героя. Инициативная группа давно борется за присвоение Александру Ароновичу звания Героя Российской Федерации. Пока тщетно.