СЕРДЦЕЕД,
или Смертельная красота фильма
Опубликовано 3 Декабря 2010 в 04:51 EST
8 ноября прекрасная половина человечества отметила большое событие - главному сердцееду XX века стукнуло 75! Разумеется, речь идет об Алене Делоне. И это хороший повод поговорить. О фильмах, о людях, о жизни…
8 ноября прекрасная половина человечества отметила большое событие - главному сердцееду XX века стукнуло 75! Разумеется, речь идет об Алене Делоне. И это хороший повод поговорить. О фильмах, о людях, о жизни…
Скажем, "Аватар" по всем своим выдающимся параметрам совершенно несравним со скромным фильмом 1966 года "Миллион лет до нашей эры", который также был весьма популярен в свое время, но сейчас ничего кроме улыбки умиления уже не вызывает. Да, сорок лет не прошли даром и слишком уж велик разрыв в уровне тогдашних и сегодняшних кинематографических технологий!
Несравнимы эти фильмы по всем техническим параметрам, но концептуально они близнецы, главная идея и там и там чрезвычайно проста - как можно больше экранных чудес и экзотики.
С другой стороны, есть фильмы 60-х, которым не найти аналогов в современной фильмографии. Хотя концепции таких картин в принципе не могут отличаться - обращение к вечным темам. Они о том, что ничто не ново под Луной и более всего человека интересует сам человек и то, что ему не чуждо. Причем вовсе не обязательно снимать очередную высокую версию "Гамлета" или, скажем, экранизировать ошеломляющую легенду о великом инквизиторе, чтобы гарантированно прикоснуться к вечности. Гораздо более короткий и надежный путь к душе и памяти человека всегда находила обычная мелодрама. Хотя… нет, все же она должна быть необычной.
Партнершей Делона и героиней одной такой легендарной мелодрамы стала в свое время симпатичная монреальская девушка. Ее имя уже подзабыли, в прессу оно попадает нечасто, но поверьте, о ней стоит вспомнить. Весной 2008 мелькнуло сообщение, что известный актер Сидни Пуатье и его супруга Джоанна Шимкус купили за 2,7 млн. дом в Беверли Хиллз. Что ж, приятно слышать. Как-никак, это один из самых крепких голливудских браков - красивая пара вместе вот уже 35 лет. Правда, как раз с Голливудом Джоанна связана не слишком тесно. Во всяком случае, не теснее, чем с Монреалем!
На снимке она с мужем (дядя метр восемьдесят девять роста, между прочим!) и красавицей дочкой, также киноактрисой. Увы, от былой красоты мамы осталось немного, годы берут свое, но для моего поколения она навсегда останется символом романтики и свободы, символом прекрасных 60-х.
Не знаю, задумывались вы об этом или нет, так оно или не так, но я не одинок в своем мнении - многие, многие со мной согласны! - шестидесятые стоят особняком в нашей истории. Это были воистину золотые годы! И не только бывшие советские люди так считают, но и американцы и европейцы. Недаром в Нью-Йорке канал, посвященный музыке тех лет, так и называется "золотые 60-е", а в России до сих пор клеймят шестидесятников, целую кампанию против них развернули. С ними снова борются, они снова мешают своим свободолюбием, смущают своим масштабом.
Господи, да уймитесь вы, малокалиберные господа при власти, сколько их осталось, этих зубров, они и так скоро вымрут на нынешнем мелкотравье! О семидесятниках, насколько я знаю, ничего не слышно, особо они не отметились, а пятидесятники - это уже совсем из другой оперы.
Родилась Джоанна 30 октября 1943 г. в Канаде, в Галифаксе, в семье еврейских эмигрантов из Литвы (Шимкус - распространенная литовская фамилия), однако росла в Монреале. Пока не выросла и в 19 лет, вооруженная красотой и железным характером отправилась покорять Париж. И знаете, покорила! Но кроме Парижа она покорила еще и миллионы сердец во всем мире, среди которых и сердце первого чернокожего обладателя Оскара - Сидни Пуатье.
Мы все еще помним ее, хотя и знаем по одному-единственному фильму! С момента выхода которого на экраны прошло сорок два года. Я обрадовался, найдя сайт, посвященный ему, и с удовольствием прочитал отклики зрителей. Вот характерный отзыв "Я посмотрела этот фильм первый раз в 15 лет, черно-белым, в кинотеатре повторного фильма в Москве. Была уверена, что смотрю его цветным. С тех пор я иногда пересматриваю его, делаю это редко, чтобы не "замылить" то, первое впечатление - ощущение какой-то стеклянной чистоты и прозрачности и того, что жизнь прекрасна и все еще будет... Мне бы хотелось, что этот фильм остался навсегда, даже тогда когда никого и ничего уже не будет, как память о нас, людях". А вот еще: "Фильм смотрела еще в детстве. Это любовь с первого взгляда и навсегда. Стараюсь посмотреть каждый раз, как показывают. Но это бывает так редко... кто-то написал: "О Джоан Шимкус - я думаю, что мой любимый тип женщин определила, задала именно её Летиция в "Искателях". А для меня все мужчины стали делиться на настоящих и ненастоящих именно после этого фильма. Помните разговор Летиции с одним типом на вечеринке: "А Вы могли бы пролететь под Триумфальной аркой?" - "А зачем?"
Речь, разумеется, идет о фильме "Авантюристы" ("Искатели приключений" в советском прокате) с Джоанной Шимкус, Аленом Делоном и Лино Вентурой в главных ролях. Он был показан во Франции в 1967, а на советские экраны вышел в 1968 - раньше, чем в США. И произвел потрясающее впечатление. Люди плакали - и никто не стеснялся слез - когда погибшая Летисия погружалась в темно-синие океанские глубины. И даже самые стойкие не могли удержаться, когда в финале, в сцене боя в форте Баярд погибал Делон. Ох, простите, его герой!
Отмечая прекрасную игру актеров и лаконичную сценографию фильма, все же отдадим должное и щемяще лирической, но при этом дерзкой, мужественной, тоже какой-то авантюристичной, фантастической музыке Франсуа де Рубэ. Ей картина обязана половиной успеха! Три ноты, завершающие каждую музыкальную строфу главной темы, сродни если и не бетховенским четырем (тема судьбы из пятой симфонии), то знаменитым трем нотам Deep Purple в "Child in Time".
И еще одна очень интересная деталь. Фильм как будто бы и незатейлив, что по сюжету, что по режиссуре, некоторые даже считают его не то, чтобы откровенно слабым, но переоцененным, мол, в сущности, типичная малобюджетная мелодрама. Но запоминается он с первых кадров - и эта память остается с тобой на всю жизнь. Нет, нет, если фильм и прост, то это простота гениальности.
Однако и в нем хватает режиссерских находок. Те же похороны Летисии в скафандре. Или, например, у Антониони в "Забрисски пойнт" есть эпизод, которым восторгаются критики, когда самолёт заигрывает с едущей по шоссе легковушкой. Но, во-первых, "Забрисски пойнт" вышел позже, а во-вторых, аналогичный эпизод с бипланом Маню и пикапом Ролана в "Искателях приключений" снят намного выразительнее. Но главное, конечно, "картинка"! На редкость удачное цветовое решение кадров, выбор планов - недаром все говорят об ощущении чистоты и прозрачности. И обязательно - об ощущении духа свободы. Летисия вообще тогда стала символом современной свободной женщины.
Свобода… увы, и герои фильма дорого заплатили за нее, и в реальном мире цвет времени ощутимо менялся. В Париже в 1968-м разразились масштабные студенческие беспорядки, дело дошло до баррикад и штурма Сорбонны, Америка все глубже втягивалась во вьетнамскую войну и начинала ковровые бомбардировки, а Советский Союз вторгся в Чехословакию. Свободы становилось все меньше. Собственно говоря, тот год стал переломным, он завершил оттепель и мир стал подмерзать…
Что же касается Джоанны, то ее дела шли неплохо, в том году она снялась в картине "Хо!" еще с одной восходящей звездой французского кинематографа - с Бельмондо! В другом фильме - с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном! А в 1969 - с Сидни Пуатье. Однако в 1971 карьера актрисы закончилась. Какое-то время она, подражая, видимо, своей героине работала декоратором, но затем стала просто мужниной женой, мамой двух дочерей.
Судьбы остальных героев фильма сложились по-разному. Ален Делон после исполнения песни на музыку де Рубэ стал известен еще и как неплохой певец: Laetitia (Alain Delon) Leticia 1967.
Сейчас, правда, от дел уже практически отошел, 75 как-никак. Сам Франсуа де Рубэ, прекрасный композитор и неутомимый новатор, к огромному сожалению ценителей, утонул в 1975 году на Канарах, чересчур увлекшись дайвингом. Его динамичная, изобретательная и свежая музыка по сей день популярна в Европе, и он заслуженно входит в когорту великих французских кинокомпозиторов, таких как Мишель Легран и Владимир Косма, Мишель Польнарефф и Раймон Лефевр.
Он, этот великолепный и едва ли не гениальный Де Рубэ и открыл печальный мартиролог участников "Искателей". Мужественный Лино Вентура умер в 1987, в возрасте 68 лет. Режиссер фильма Робер Энрико - в 2001, в 69 лет. В 2004 ушел из жизни Серж Реджани, хороший актер и замечательный шансонье, игравший в фильме Пилота, а на следующий год за ним последовал и неотразимый Ги Делорм, самый знаменитый и колоритный из отрицательных персонажей французского кино, коварный красавец, вечный противник положительных героев Жана Марэ.
Уж его-то мы хорошо помним и нежно любим. Он начинал еще с Гэри Купером и Одри Хепберн, но более всего прославился ролью графа Рошфора в "Трех мушкетерах" постановки 1961 года. Которая стала лучшей, пожалуй, за всю историю кино экранизацией великого романа. Ах, какая обольстительная миледи в исполнении Милен Демонжо! Ох, какой демонический этот Рошфор! Какая роскошная парочка злодеев! Милен, помимо красоты, интересна нам еще и тем, что ее мама родом из Харькова, а по не вполне подтвержденным сведениям сама актриса была связана с Канадой - снималась в квебекском фильме Montr?al blues в 1972-м. Звезда и поныне продолжает свою долгую и славную кинематографическую карьеру, дай ей Бог здоровья.
Что любопытно - вот уж действительно, ирония судьбы - в 1981-м Делорм снимется в "Тегеране-43" и там еще раз убьет Алена Делона! Кажется, положительного героя он сыграл лишь один единственный раз в жизни, в своем последнем фильме, где ему досталась роль… вы не поверите! - Д'Артаньяна.
Да, уходит наше поколенье, как пел Визбор, сам начавший сниматься именно в 1967, но ушедший даже раньше Вентуры. Иных уж нет, а те далече от кинематографа. И лишь феноменальный экранный долгожитель Поль Кроше и в свои 90 лет - последним из "авантюристов-искателей" - все еще продолжает сниматься в фильмах и на телевидении!
Время идет, однако фильмы 60-х и сейчас, в эпоху стомиллионных бюджетов и потрясающих спецэффектов, компьютерной графики и 3D-экранов не потеряли своего обаяния и не гаснут в памяти. Есть в них нечто особенное, как и вообще в той романтической эпохе чистых тонов и ярких красок. Впрочем, возможно, это сугубо субъективное впечатление. И все дело заключается в том простом факте, что на те годы пришлась наша юность…
АЛЕНУ ДЕЛОНУ - 75
СМОТРЕТЬ:
http://tvzvezda.ru/news/culture/content/alen_delon_otmechaet_75-letie_0811.html
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР