Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

САМОРОДОК

Ах ты, доля Долиной!

Опубликовано 3 Июня 2011 в 04:39 EDT

Я хорошо помню молодую Ларису Долину в её ранний "джазовый" период жизни и то разочарование, которое постепенно мною овладевало от того, как развивалась её музыкальная деятельность в дальнейшем. Но вот, казалось бы, она начала возвращаться в джаз. В 2003-2004 годах я даже опубликовала две статьи в американских русскоязычных журналах "СловоWord" и "Чайка" ("Seagull). В них был поставлен вопрос: "Сможет ли певица достичь высокого качества в исполнении джаза или всё же пойдёт на поводу у шоу-бизнеса?" Прошло семь лет. Долина не сходит с экранов телевизоров. Выглядит очень уверенной и довольной собой. Возможно, это связано с её известностью, привилегированным положением, да и наверняка с тем, что она уже может уплатить не только за квартиру, но и за дом и за многое другое. И слава Богу!
Гостевой доступ access Подписаться

Жизнь одной из самых известных эстрадных певиц России со стороны может показаться праздником. Праздников, конечно же, немало, и созданы они тяжёлым трудом и огромными усилиями. Лариса Долина - самородок. Её "консерваториями" стали подмостки ресторанов и многочисленные концертные площадки по всей стране. Эта певица пробивалась на Олимп  собственными силами, и ей повезло, что  в нужный момент рядом с ней оказались такие люди, как Анатолий Кролл и её муж - продюсер Илья Спицин. Российская пресса даёт ей очень высокую оценку, называя универсальной исполнительницей, способной петь и эстрадную, и джазовую, и академическую музыку. В истории мировой современной музыки универсальность такого типа  я встречала только у инструменталистов. Но, может быть, журналисты правы? Давайте  в этом разберёмся. Вначале небольшой экскурс в прошлое певицы.

1978 год. Сочи. Долина работает в ресторане "Жемчужина" и одновременно участвует в конкурсе эстрадной песни. Один из членов жюри - Анатолий Кролл. Лариса попросилась на работу в его биг-бэнд "Современник". Именно Кролл выявил редкую джазовую природу её одарённости и повлиял на её формирование как музыканта. В созданной им программе "Антология джаза" впервые раскрылся самобытный талант певицы к джазу: её яркий темперамент, сильный, большого диапазона голос, способность ощущать ритмически сложную джазовую пульсацию и импровизировать. На Долину возлагали большие надежды как на будущую "звезду" отечественного джаза. Но её пребывание в джазе оказалось недолгим. Почему?  Прежде всего, из-за трудных  жизненных  обстоятельств. Во многих интервью 80-х-начала 90-х годов звучали её жалобы на рабочие, материальные и житейские проблемы. В 1992-м году даже появилась статья "Бомж Лариса Долина", где есть такие слова:"Я никому не нужна. У меня ничего нет, кроме таланта. А талантом нельзя заплатить за квартиру". Формулировка довольно странная, но важен сам поступок: отказ от малодоходного джаза, а вместе с этим от своего призвания. Совершенствование  её таланта требовало полной отдачи сил и самопожертвования, а настоящей веры в своё дело у неё, видимо, не было. Но замечу, что Долина не просто "изменила" джазу, а ещё и публично от него отреклась.

Не могу обойти и другой, очень важный и показательный поворот в её судьбе. В 1984 году Л. Долина спела партию Мефистофеля в концертном исполнении кантаты А. Шнитке "История доктора Фауста". Это история о  внутреннем конфликте человека, который ради достижения успеха совершает сделку с нечистой силой. Сюжет поразительным образом  переплёлся с дальнейшей жизнью певицы. Вскоре она запела "А в ресторане, а в ресторане...". Сделка была совершена. Именно тогда Долина пожертвовала своими принципами и профессионализмом ради адаптации к существующему на российской эстраде псевдокультурному контексту. Конечно, можно рассматривать  этот шаг, как способ достижения лучшей жизни. Но больше это смахивает на обычное проявление конформизма: попсу петь выгоднее, чем джаз! Да и сама певица говорила: "Я не склонна к феерическим мечтаниям... Я хожу по земле и отчётливо понимаю, что мне нужно от жизни".

Бурный взлёт карьеры и официальное признание пришли к певице в 90-е годы. Один за другим следуют титулы и награды: "Лучшая певица страны" на Всесоюзном конкурсе "Профи" (1991 г.), "Заслуженная артистка России" (1993г.), "Хрустальный дельфин" на Всесоюзном конкурсе в Ялте и национальная музыкальная  премия "Овация" в номинации "Лучшая рок-певица" (1994 г.), "Овация" в номинации "Лучшая поп-певица" и "Лучшая солистка года" (за альбом "Погода в доме", 1996-1997г.), и, наконец, "Женщина года" и "Народная артистка России" (1998 г.).

И вот, завоевав устойчивые позиции на пьедестале отечественной популярной песни, Долина вдруг решила вернуться к джазу, так как  появились условия, при которых её  джазовый бэкграунд  мог быть востребован. Она обратилась к старому репертуару, наработанному ещё с Анатолием Кроллом, и вместе с биг-бэндом Игоря Бутмана подготовила концертные программы, которые можно назвать "Jazz for sale", поскольку  оба музыканта в основном ориентированы на гламурный джаз. С этими программами артисты гастролировали по стране и за рубежом.

Надо отметить, что джаз, как всякое сложное искусство, требует постоянного самосовершенствования и  полной отдачи сил. Упущенное время, потраченное на зарабатывание денег  и братание с  попсой, певице даром не прошли: налицо было явное ухудшение качества джазового вокала, который и раньше был далеко не безупречен. Bажно и другое. Можно загрузиться определённой информацией, зарядиться интонациями джаза, соул, диско, поп-музыки и  использовать элементы из различных индивидуальных вокальных стилей - и всё же не достичь уровня, когда соединение разных компонентов переходит в новое индивидуальное качество и появляется своё творческое лицо, свой собственный индивидуальный стиль и особая, неповторимая  манера исполнения. Именно это с Долиной и  случилось. Как джазовая певица она не самостоятельна. Ведь иметь сильный, звонкий голос - это ещё не значит быть хорошим джазовым вокалистом.

Не могу обойти и вопрос об уровне владения певицей английским языком. В своём недавнем телеинтервью  для программы "Russia Today" она говорила на английском, который поражал своей примитивностью, безграмотностью и чудовищным произношением. При этом заявляла,  что джаз нужно петь только по-английски, а любой другой язык (включая русский) для него неправильный.  Видимо, артистка подзабыла, что джаз давно поют на французском, польском, испанском, чешском, и с большим успехом. Более того, джаз, мастерски спетый в США на русском языке, вызвал бы большой интерес у американцев. Но если Долина выбрала английский в качестве базового языка для своего репертуара, то она должна с этим справляться, поскольку для джазового вокалиста знание английского языка и произношение являются компонентами профессионализма.

На этой же программе ведущий спросил её  и о том, действительно ли  причиной  отказа от джаза в 80-е годы была материальная нужда? Об этой странице своего прошлого певица явно не хотела говорить и  объяснение  дала такое: в советское время аудитория плохо понимала  английский язык. А сейчас якобы ситуация принципиально изменилась, и джаз собирает полные залы людей, знающих язык. От такого нелепого ответа растерялся  даже ведущий.

Частичное возвращение певицы в джаз проходило на фоне хорошо  налаженных связей с властными структурами  и адаптации в шоу-бизнесе, от которого она прежде дистанцировалась. Налицо были и признаки "звёздной болезни". В 2001году в интервью "Эхо Москвы" Долина заявила, что считает себя   "единственно стоящей джазовой певицей в России", а уже в 2008году сравнила себя с...Эллой Фитцджеральд ("Российская газета", 28апр. 2008г.) и  в беседе с искусствоведом Дмитрием Уховым сказала, что  спетая ею "Композиция "I get the blues".., возможно, через 100 лет ... станет классикой ... и по ней будут учиться другие джазовые певицы".

Действительно, в России  нет хорошей школы джазового вокала. У всех одни и те же пороки: плохие голоса, отсутствие джазовой культуры, попсовость, проблемы с английским. Конкурировать не с кем, но это не значит, что Долина автоматически переходит в ранг корифеев. Тем более, что в своих программах она  по-прежнему опирается  на популярный российский репертуар. Здесь мы наблюдаем и хорошее качество вокала, и  профессиональную выразительность, но опять же полное отсутствие самобытности. Этому есть объяснение.  По своему психотипу эта певица  ближе к гламурной эстраде.  Она замкнута   на себе, несколько  холодновата  и недостаточно  контактирует  с публикой. А российский лирический  репертуар  требует настоящей искренности, тепла, душевности, национального колорита -- тех свойств, которыми, к примеру, с избытком обладала Валентина Толкунова. Она была очень хороша в  песнях такого рода. Глубина чувства и  неподдельность душевных эмоций очень важны  не только в   простых российских лирических песнях, но и в исполнении таких сложных композиций, как джазовые баллады, которые в репертуаре Долиной являются самым слабым жанром.

Причина равнодушного отношения певицы  к российской эстраде понятна: она представляет  для неё  исключительно коммерческую ценность  и поётся  для того, чтобы понравиться публике. Правда, ублажая публику,  Лариса её не уважает. Ведь не случайно в одном из теле-интервью  певица  откровенно назвала  свою героиню  из знаменитого клипа "Погода в доме"  "дурой". А ведь эта песня принесла ей колоссальный  доход, всенародный успех и даже премию "Овация"!

Очевидно, что  Долину не покидает внутренний конфликт: с одной стороны, она ценит  настоящую музыку, а с другой -- делает выбор  в пользу  гонорара и привилегий. В  январе 2010 года  в "Большой разнице" была показана остроумная музыкальная пародия на эту тему.  В ней артистка  сокрушается, что приходится петь о погоде в доме, а душа рвётся к джазу, пытаясь решить главную для отечественных певцов дилемму: "Что петь: к чему душа лежит или за что хорошо платят?"  Сейчас в России мода на блатняк -- и Долина распевает "С одесского кичмана" в программе "Две звезды". А знаменитую  "В Кейптаунском порту" поёт и на одесском фестивале "Большая разница", и в паре с  Ириной Алексимовой.  Так что идёт в ногу со временем.

И, наконец, академическая музыка, наиболее слабое звено в этой триаде. Хотя Долина иногда исполняла популярные арии и романсы,  ей явно не хватало настоящей академической школы пения. Она это понимала и стала брать уроки классического вокала у Елены Образцовой, которые, без сомнения, пошли ей на пользу. В принципе, опыт исполнения классикии певцами популярной музыки существует. Два  таких альбома  есть у Барбары Стрейзанд. Пел её и солист группы  "Queen" Фредди Меркури.  Но  даже их исполнение скорее соответствуют  области  "New Classic", т.е творчеству на грани популярной музыки, джаза  или рока  и классики, чем подлинно классическому. В связи с этим мне представляется, что перспективы Долиной в академической сфере весьма сомнительны.

Возвращаясь к изначальному тезису об универсальности  возможностей певицы, мы приходим к выводу,  что на самом деле её нет. Ведь универсальность подразумевает  не только очень высокий и равноценный уровень владения джазом, популярной музыкой и классикой, но также  и определённые достижения в каждой из них. Широту спектра  Долиной  скорее можно назвать всеядностью, которая привела к совсем обратному: несовершенству каждой из составляющих.

Вместе с перестройкой у  артистов российской  эстрады появилась не только возможность делать  большие деньги, но  и свобода передвижения, появилось  желание  быть принятыми не только "своими", но и на международном уровне. Некоторым из исполнителей удалось организовать совместные выступления и записи дисков с западными "звёздами". Валерия выступала  с  Робином Гиббом,  Л. Долина с Эл Джерро. Л.Агутин и А. Варум с гитаристом Аль Демиолой.   Записывались  и совместные: альбомы. К примеру, Л.Долина записала альбомы с Джорджем Дюком ("Hollywood mood" и " Route 55").

Профессиональные контакты  с музыкантами такого уровня очень полезны  и нужны.  Но если российские "звёзды"  сегодня могут позволить себе их профинансировать,  то  это совсем не значит, что их и западных музыкантов можно ставить на один уровень. Эти союзы подобны морганатическим бракам  неравных по происхождению людей.  Это люди не только разных культур, но и  разных профессиональных миров. Исполнение  Долиной в "Hollywood mood"не становится тоньше и теплее от  музыки Дюка или соседства Эл Джерро. И хотя певица старается соответствовать, но  отсутствие интонационной пластики,   жёсткость звучания, некоторая угловатость и скованность не гармонируют с пением старенького Джерро, покоряющего  вокальным  изяществом, интонационной гибкостью и душевной свободой.

Для западных "звёзд" подобные записи -- малозначащие  эпизоды их творческой деятельности. Убедиться в этом очень просто. Откройте веб-сайты  этих артистов в интернете, и  вы не увидите ни упоминания  концертов с  нашими музыкантами, ни наименований совместно записанных дисков. Западные  музыканты обычно с удовольствием  выступают  и проводят время в Москве, но они не приглашают российских коллег для совместных выступлений на Западе (естественно, на представителей академической музыки и, отчасти, на джазовых инструменталистов это правило не распространяется). И когда Долина в интервью горюет  по поводу  "сложностей реализации своих дисков" в  США и Европе "из-за перенасыщенности рынка", то она лукавит. Судя по всему, по договору она не обладает этим правом, поэтому и не может воспользоваться услугами Amazon com. и других англо-язычных интернет-магазинов. На Западе есть определённая категория привилигированных  музыкантов, которым, наоборот, эти сайты  платят, чтобы они согласились  продавать СD у них. Это лауреаты "Grammy", " American Idle", мегазвёзды и те, кто записывается в студиях "Warner Brothers", "Sony Columbia","LAFace", "Arista","Disney".

Так вот, Джорж Дюк и Эл Джерро - лауреаты Грэмми. Но имена этих артистов --  лишь  начальный импульс, а дальше должен быть успех у публики и у критики. Возможно они опасались, что диски с никому не известной в США поющей с акцентом певицей, к тому же не являющейся звездой международного класса, могут понизить их рейтинг. Поэтому  на альбоме "Hollywood mood" -- лишь  фото Долиной и подчёркнуто, что диск выпущены  ТОЛЬКО в России компанией Tempstar Records. Кстати,  "Route 55" (c Джоржем Дюком, 2010 г.) продаётся через интернет "Ukrmedia", т.е.в России и на Украине.

 Специфическая подача рекламы   русскими  компаниями за рубежом  также способствует усилению статуса российских артистов на родине. В   январе 2010 года Л. Долина во время гастролей  в США  пела два вечера в  Foxwoods casino. Там, на сцене  MGM Grand Theater, выступают такие "звёзды" как БиБи Кинг,  Бадди Гай, английская  группа  "Jethro Tull",  Нора Джонс, Алисия Кейс.  Но в рекламе не упоминалось, что  концерт  Долиной проходит   в  другом зале -  Fox Theater, где иногда идут шоу, но "звёзды" никогда не выступают. Русская компания "Firebird Group" уговорила администрацию Foxwoods  отдать этот зал в рент  на два вечера, пообещав, что выступление Долиной привлечёт в казино русскоязычную публику. Но из разговора с  директором развлекательных программ Foxwoods Лисой Спинелли выяснилось, что их надежды не оправдались.

Долина - не единственный пример "звёзды" российской эстрады, профессиональные возможности  которой не соответствуют  международным стандартам.  Но амбиции у "звёзд" высокие и требуют  удовлетворения, и когда они возвращаются на родину, то прибегают  к механизму самовосхваления, самовозвеличивания, который  описан в психологии как компенсация комплекса неполноценности. При этом сам человек может как  осознавать свою ничтожность,  так и  действительно уверовать в своё величие. Практической же целью подобной рекламы является поддержание успеха   на  внутреннем рынке, который их кормит. Ведь слова обладают силой внушения, формируют определённый имидж артиста и, тем самым, имеют сильное воздействие на массы, которые легковерны, некритичны, плохо информированы и поэтому верят в неправдоподобные вещи. Недаром говорят, что многократно повторенная ложь становится правдой.

В многочисленных музыкально-развлекательных концертных программах все безудержно хвалят друг друга, используя эпитеты "великий", "гениальный", "легендарный" "непревзойдённый",  "несравненный", искусственно создавая локальный микроклимат,  который за внешним блеском и гламуром скрывает вульгарность, непрофессионализм и дефецит настоящего творчества, как в композиторской, так и в исполнительской сфере. Однако, создавая себе ореол полномасштабных "звёзд", представители российской музыкальной эстрады прекрасно знают, что, кроме отечественной публики и части русскоязычной иммиграции, ими никто и нигде не интересуется.

 Я бы не стала писать статью, к примеру, о Валерии - знаменитости, сделанной шоу-бизнесом и абсолютно лишённой таланта. Она  напоминает мне куклу Барби, которая начинает кричать, когда её заводит кукловод, искусственно создающий  и дорого проплачивающий её успех. Я говорю о людях с призванием, действительно одарённых. На них лежит особая ответственность. Лариса Долина, обладая мощным природным джазовым потенциалом, могла бы  достичь больших высот в искусстве и стать истинной джазовой "звездой" России и, возможно, конкурентноспособной вне её. К сожалению, по-настоящему реализовать одарённость к джазу и усовершенствовать мастерство ей так и не удалось. И в этом смысле она загубила свою профессиональную судьбу, став одной из многих, кто  сделал блестящую локальную карьеру, войдя в число номенклатуры российской эстрады. Вы можете возразить: "Быть примой в эстраде, обслуживающей такую огромную страну, как Россия, - тоже немалое достижение". Верно, но дело не в масштабах страны, а в качестве её культуры. Есть масса областей, которыми Россия по праву может гордиться, но к современной музыкальной эстраде это не относится. И потому достижения  Долиной - "Пирова победа".

И ещё одно. Для того, чтобы "быть в джазе", нужно не только наличие специфического музыкального таланта, но и определённый устойчивый менталитет, профессиональная принципиальность и преданность данному искусству. Долина же продемонстрировала нестабильнoсть,  зависимость от многих вещей, согласие на любые компромиссы, попытки удовлетворить всем вкусам, что абсолютно несвойственно истинным "звёздам". Ведь быть настоящей "звездой" означает не просто признание и огромную популярность. Прежде всего, это сочетание таланта, индивидуальности, мастерства и характера. Это личность, имеющая принципы, следующая  высоким традициям искусства, его истинным ценностям и духовности.

Я хорошо помню молодую Ларису Долину в её  ранний "джазовый" период жизни и то разочарование, которое постепенно мною овладевало от того, как развивалась её музыкальная деятельность в дальнейшем. Но вот, казалось бы, она начала возвращаться в джаз. В 2003-2004 годах я даже опубликовала две статьи в американских русскоязычных журналах "СловоWord" и "Чайка" ("Seagull). В них был поставлен вопрос: "Сможет ли певица достичь высокого качества в исполнении джаза или всё же пойдёт на поводу у шоу-бизнеса?" Прошло семь лет. Долина не сходит с экранов телевизоров. Выглядит очень уверенной и довольной собой. Возможно, это связано с её известностью, привилегированным положением, да и наверняка с тем, что она уже может уплатить не только за квартиру, но и за дом и  за многое другое. И слава Богу! Только творческий результат, к которому пришла певица, вызывает глубокое сожаление. И невольно возникает вопрос: "Когда же  певице Долиной было лучше? И стоило ли  " талантом платить за квартиру"?"

Каждый артист  волен решать для себя, на что он имеет право. Но есть оценка с точки зрения культуры. И здесь уже существуют  не локальные, а мировые стандарты.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка