Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

КОГДА ПОЁТ ВАЛЕНТИНА ГИНДЛЕР

Отчего волненье до кома в горле

Опубликовано 5 Июля 2013 в 09:26 EDT

…Любого художника судят по его вершинам, а этих вершин набралось за вечер предостаточно, прямо горная гряда. И те, вершинные песни, срезонировали и отозвались, взолновав до кома в горле. За ними стояла подлинность: таланта, души, судьбы. То, чему невозможно научиться и научить, чему нелепо подражать…
Гостевой доступ access Подписаться

Признаюсь, я не поклонница жанра авторской песни. Конечно, классики жанра (Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Юлий Ким, кое-что из Александра Дольского, ранняя Вероника Долина) вызывают благодарную память и уважение, но у многих иных изобилует перемалывание вторичного. Сливаются в одну ленту исполнители - седобородые дяди, воспевающие все те же костры (когда же они наконец догорят?) и все ту же натужную таежную романтику. Или не таежную - не суть важно. У кого-то набор из романтических клише, кто-подпускает скабрезности, кто-то старается острить. Приходишь, бывало, на очередной концерт и думаешь: "Зачем я здесь?"

Так и сегодня с легким чувством недоверия к тому, правильный ли выбор я сделала, шла я на концерт Валентины Гиндлер (Васюковой) в бруклинском центре YMCA. Предстояло провести вечер под звуки гитары бардессы по самоопределению - см. веб сайт  певицы www.bardessa.com .Слышала от друзей, что она хорошо поет, но, как говорится, на вкус и цвет товарища нет... Чувство недоверия рассеялось, едва я услышала первые песни Валентины. Не нужно было ждать завершения концерта, чтобы убедиться, что перед нами пример подлинного таланта, яркой индивидуальности, творящей в непростом жанре, в котором так сложно обрести свое "я", найти свой голос. Голосом Валентину Бог не обидел, как не обидел ее и поэтическим даром, и музыкальностью, и артистизмом. Правда, иногда рифмы бывали предсказуемы, но все же мы имеем дело с песенным жанром, не забывайте.  Положа руку на сердце, не могу сказать, что все песни меня одинаково взволновали. Но когда бывало, что вы берете сборник поэта и все стихи от начала до конца вас приводят в восторг? Любого художника судят по его вершинам, а этих вершин набралось за вечер предостаточно, прямо горная гряда. И те, вершинные песни, срезонировали и отозвались, взолновав до кома в горле. За ними стояла подлинность: таланта, души, судьбы. То, чему невозможно научиться и научить, чему нелепо подражать.

В.Гиндлер представляла на концерте два диска: "Хронос" и "Тропик Москва", а также свои поэтические сборники. На сборники я не взглянула и объясню почему. Искусство авторской песни синкретично по своей природе и каждая составная часть не самодостаточна. Когда читаешь стихи Владимира Высоцкого, хоть Иосиф Бродский и назвал его лучшим российским поэтом, все же слышишь за каждым стихотворением неповторимый голос Высоцкого, видишь в стихах песни и прежде всего песни, а не стихи как таковые. Я подозреваю, что то же самое чувство будет у меня, коль я стану читать стихи В. Гиндлер, хотя не исключено, что я ошибаюсь и не все ее стихи положены на музыку. Но кто возьмется отговаривать бардов от издания своих сборников? Чем они хуже других? Всем можно, а им нельзя?

В данном опусе мне хотелось бы поговорить о песнях, коль речь идет о концерте. Валентине равно удаются и легкие, шутливые песни "Я возьму псевдоним", "А я хочу на море", "Дурочка", "Полукровка", и женская лирика, хотя ее, как предупреждает бардесса, немного. "Глупые люди" - безусловный шедевр в этом жанре: интересная и глубокая песня, очень нестандартная и непохожая на многие женские любовные песни об ожидании любви, звонка, заброшенности и другие подобные им темы. Сюжетов, в конце концов, в жизни и искусстве - ограниченное количество, а художественное воплощение намного поливариантнее, чем набор сюжетов.

Песня о Кубе меня, признаюсь, не убедила и оставила равнодушной. Валентина Гиндлер, выступая на передаче радиостанции "Эхо Москвы", рассказывала о том, почему она написала эту песню: как в холодной Москве мечталось об апельсиновых деревьях, как тоска по отцу сливалась в сознании девочки с романтической грустью о далеком острове, куда ни доплыть, ни долететь ей пока и не довелось. Никаких этих примечательных подробностей, обозначенных выше, в ней я не нашла и потому, на мой взгляд, она слишком плакатна. Песня получилась неплохой, но ... лишенной изюминки. Весь изюм был давно съеден Пахмутовой и Магомаевым в песне "Куба - любовь моя". Но у Валентины Гиндлер есть немало других, несравнимо более интересных песен, так что отплываем от острова, номинально породненным со свободой. 

Песня "А я хочу на море", казалось бы, какая простенькая! Всего только в ней и есть, что желание мирного отдыха на пляже. Но, как в детективном романе, концовка является ключом к пониманию сюжета, так и в конце этой песни  настроение резко меняется, словно на безмятежно синее небо набежали облака, и возникает трогательная грусть:

Когда меня не станет,
Не убивайтесь горем,
Снимите с сердца камень,
Я говорю вам всем.
Подумайте, на море,
Подумайте, на море,
Считайте, что на море
Уехала совсем.

Теплом и искренностью дышат песни, которые я бы занесла в категорию "семейный альбом" - о  самых дорогих и близких: бабушке, отце, дедушке, маме. "Спой мне, бабушка" - прекрасная песня, распевная, очень русская, живописная.

Спой мне, бабушка,
Как ты пела мне
Про разлуку и
Про тоску.
Платье черное,
Скатерть белая,
Волосок лежит к волоску...

Бабушки уже нет, но "тень качается от свечи" и мы понимаем, что родная душа всегда рядом. Возникает, сотканный из небытия и полудремы, образ юной голубоглазой героини, и свет любви, отраженный в ее глазах не погас, а светит внучке и будет светить, пока жива память.  

У моей бабушки были не голубые, а серые глаза, и помню я больше ее крик, нежели песни. Ничего общего с босоногой юной Марусенькой, образ которой ассоциативно относит меня к Олесе, она не имела, разве только в том смысле, что обе стали бабушками. И тем не менее, думаю, не только я, но и многие вспомнили о своих бабушках и перехватило горло. Отчего? Один из секретов "обыкновенного чуда" искусства в том, что конкретные детали служат мостиком к передаче универсальных чувств, и тут чудо настоящего искусства наконец-то произошло! (Невольный перевертыш фразы из песенки Вероники Долиной "а чуда что-то нет покуда, а чуда не произошло").

 "Как в Георгиевском зале", посвященная деду, - трагичная и мудрая, и также полна любви и трагизма песня об отце "Провинциальный диссидент". Удача в создании этих песен тем более поражает, что, как известно многим поэтам, труднее всего писать о своей родне, о тех, кого знаешь наиболее глубоко и интимно.

Чем дальше уходит вдаль Великая Отечественная, тем грустнее становится День Победы. Может и "не стареют душой ветераны", но число их редеет с каждым годом все сильнее. Песня "Как в Георгиевском зале" вносит достойную лепту в военную тему, но решена она вполне своеобразно, уникально. Мало кто сможет услышать слово "беда" в слове Победа. Самое большее, на что отваживались другие авторы - сказать, что день Победы "порохом пропах" и что он "со слезами на глазах". Вспоминается Лао-Цзы, сказавший, что "победу следует отмечать похоронной процессией". Песня, где с голосом певицы переплетены голоса деда, ветерана войны, и его друга-фронтовика, и событийная, и бытийная одновременно. Песня мудрая, горестная, глубокая.

Известны сотни великолепных, гениальных стихов о любви, и по пальцам можно пересчитать сильные, настоящие стихи о матери. Валентина Гиндлер решает эту задачу не в жанре парадного, фронтального портрета, а берет особый срез, передавая через уникальные, точные детали неповторимые особенности родной души.

Песня "Колыбельная для мамы" - это живописное полотно, дань прошлому, воссозданному художественным воображением. Там паучок, плетущий паутину в маленьком домике, где качается дитя в люльке,  словно кокон будущей бабочки. Паутинки не угроза, а защита. Защита от бушующей войны (мать Валентины родилась в декабре 1941). А концовка этой песни вообще удивительна и волшебна, философична при всей внешней простоте.

Потяну за ниточку еще засветло,
Песенка и сложится, слово за слово.
Тянется за ниточку память генная,
И на этой ниточке вся вселенная.

Отдельная грань дарования певицы и поэтессы - ее песни, которые условно можно обозначить "гражданской лирикой", хотя речь идет о гражданстве покинутой ею страны. Стихи полны незаурядного чувства историзма, они о разном: о Холокосте, о трагичных страницах российской истории (а были ли у нее не трагичные страницы?). Смелы и пронизаны яростной болью песни "Москва", "Гардеробщица", "Шахматы", "На Марсовом поле". За ними - любовь к Родине, память, за ними - сердце поэта...

Песня "Шахматы", которую певица исполнила на моей просьбе (не скрою, мне было приятно) - еще один пример несомненной творческой удачи. Как и в остальных других, она, да простят меня за навязшую в зубах ленинскую формулировку, идет от "живого созерцания к абстрактному мышлению", то есть через живые детали, сценки из жизни приводит слушателей к размышлениям и выводам, но не умственно отвлеченным, а, как оно и бывает в искусстве, сопряженным с чувствами и переживаниями. Прием, напоминающий песню  Булата Окуджавы "Батальное полотно", когда от всей картины остаются напоследок "лишь земля и небо", и голос тает во временной дымке, и понимаешь, что песня о большем, чем можно пересказать словами.

У Валентины Гиндлер есть старая, еще студенческих времен, песня "Просто хочется чего-нибудь хорошего". Если вам захочется чего-нибудь хорошего, пойдите на ее концерт. Не пожалеете.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка