Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ВЕРНОСТЬ СЕБЕ

В России и в Америке

Опубликовано 3 Августа 2012 в 12:17 EDT

Борис ФОГЕЛЬ
Ежегодно в первый день лета в Университете Массачусетса в Бостоне, как и в других американских высших учебных заведениях, проводится традиционная и волнующая церемония
вручение дипломов очередным выпускникам. Накануне полагается получить соответствующее академическое одеяние для торжественности ритуала. Так было и в этом году. К выдававшему мантии молодому человеку в библиотеке подошла не юная студенточка, а дама "возраста элегантности".
- Вы берете для кого-то? - спросил молодой человек.
- Нет, для себя, - засмеявшись и, может быть, даже озорно ответила дама.
- Я впечатлен! - только и смог выговорить молодой человек.
Эта дама - гость нынешнего номера "Кругозора"
постоянный его автор -театровед и театральный критик - Алла Цыбульская.
Гостевой доступ access Подписаться

Ежегодно в первый  день  лета  в Университете Массачусетса в Бостоне, как и в других американских высших учебных заведениях, проводится традиционная  и волнующая церемония: вручение   дипломов  очередным выпускникам. Накануне   полагается получить  соответствующее академическое одеяние для торжественности ритуала. Так было и в этом году. К выдававшему мантии молодому человеку  в библиотеке подошла не юная студенточка, а  дама "возраста элегантности".
                                                  
- Вы берете для кого-то? - спросил молодой человек.

- Нет, для себя, -  засмеявшись и, может быть, даже озорно ответила дама.
                                                   
- Я впечатлен! - только и смог выговорить молодой человек.
                          
Эта дама - гость нынешнего номера "Кругозора": постоянный его автор -театровед и театральный критик - Алла  Цыбульская. Может ли быть гостем человек, пребывающий в своем доме? Ответим: в данном случае может. Для этого возник чрезвычайный повод: уже давно будучи профессионалом, наша гостья подтвердила российское высшее образование получением ещё и американского диплома. А, значит, на не родном для неё английском языке сумела в новых "предлагаемых обстоятельствах" остаться самой собой.


Ежегодно в июне я вижу счастливые лица молодых людей, надевающих   старинные черные мантии и конфедератки. Ликующие выпускники идут в окружении родных и друзей, с цветами... Но в нынешнем 2012-ом году я стал свидетелем события, которое меня потрясло. Диплом об окончании колледжной программы Университета Массачуссетса наравне с молодыми людьми получила  моя коллега и автор наших совместных концертных программ Алла Цыбульская.    Я присутствовал при этом историческом событии. Ранним утром 1-го июня  на территоррии кампуса UMASS я увидел несколько тысяч молодых людей,  пришедших на праздничную церемонию.Солнечный с легким ветерком день   наполнял радостью торжество, происходившее на огромном зеленом лугу, за которым открывался вид на океан и дорогу, ведущую к библиотеке Дж. Кеннеди.  И вот вижу в колонне, идущей маршем под музыку, мою улыбающуюся    сподвижницу с сияющими глазами. Что в них отражалось?!.  Завершенность этапа жизни, завоевание пространства, утверждение себя!  Иммигрантка, не владевшая английским, за восемь лет преодолела трудности, которые не всем молодым людям, рожденным в Америке, по плечу!  И я считаю  это событием не только в ее жизни, но и в жизни русскоязычной общины Бостона.  Мы встретились для беседы. Уже годы мы выступаем вместе, поэтому никому не покажется странным, что мы на "ты".       

- Алла, зачем ты взяла на себя эту безумно трудную ношу обучения в Университете, имея за плечами высшее образование?

- Нелегко объяснить. На первый взгляд странно. Ведь никто не проживает две жизни. А в одной - единственной - я уже не успею полноценно реализоваться в Америке. Между тем, я вступила на путь получения нового образования на английском, побуждаемая стремлением заниматься своей профессией во что бы ни стало. Театру подвластно вызвать в человеке великое чувство сострадания. В жизни он может равнодушно пройти мимо печального события. Но если оно  показано на сцене, то вызывает волнение. Однажды я рассказывала о себе  друзьям довольно невеселую историю, подшучивая  над собой. А вскоре они увидели спектакль, в котором разыгрывалась ситуация, аналогичная моей. О поведанном мной они сказали: "Мы так смеялись". А об увиденном в театре они сказали: "Мы так плакали". Таково воздействие театра. Оно высвечивает  состояние души. 
     
Желание  учиться возникло также потому, что я хотела узнать: что в  американских высших учебных заведениях гуманитарного направления изучают, какую литературу у них ценят. Я оказалась одна в чужой стране и без привычной среды. Ценностные ориентиры, как мне казалось, я смогу найти в университетском лоно.

Нестандартность моей ситуации проявилась лишь  перед   окончанием Университета при получении той самой мантии.  Молодые студенты общались со мной на-равных, как бы не замечая разницы в  летах. Да еще   во время церемонии  неизвестный фотокорреспондент, сделав несколько моих снимков, спросил : "Сколько вам лет?" Представляешь, просто ошарашил меня! Если бы я ответила полную  правду, то  как сенсация мои портреты могли бы в виде плакатов висеть на всех дорогах. Так уже произошло с одной девяностолетней особой. Этот пример мне, подразнивая, многие указывали. Нет-нет, я такой славы не жаждала. Поэтому ответила уклончиво: "Я принадлежу к поколению, рожденному после второй мировой войны в России. И я хочу осуществить свою профессию в Америке". Это по сути было правдой женщины, которая  настойчиво идет к поставленной цели. И уточню: может быть, людей с таким энтузиазмом и не очень много, но возможность его проявить помог Университет Массачуссетса, предоставивший мне финансовую помощь. 

- Алла, уточни, где, когда и какое образование ты получила в России? 

-Я окончила ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, театроведческий факультет. Начала писать и публиковать театральные рецензии. Жила исключительно интересами театра. И прошла художественный совет в  
ленинградской государственной филармонии, получив тарификацию лектора.  Мне  совсем не легко и не сразу досталась моя  профессия. Помимо десятилетки  я окончила музыкальную школу по классу фортепиано.

Моя мама привила мне любовь к литературе, живописи, театру.  Она сама обладала певческим голосом, прекрасно читала стихи. И она окончила замечательную среднюю школу № 206 на Фонтанке вместе с Аркадием Райкиным. Школьный спектакль их выпуска был сценой из "Русских женщин" Некрасова. Губернатора играл юный Райкин, а Екатерину Трубецкую - моя мама - Мария Беркинзон. Маму приняли в тот же год, что и Райкина, в студию Ходотова, ставшую Техникумом сценических искусств, а впоследствии Театральным институтом ...К сожалению, ей дорогу на это поприще перекрыла бабушка, видевшая в театре не источник света, а источник порока. Незадолго до смерти бабушка осознала свое заблуждение и сожалела о содеянном запрете.

А со мной случилось по-другому. Естественно, у мамы подобных предубеждений быть не могло. Но она опасалась моего стремления поступать в Театральный потому, что такое образование не гарантировало  возможности твердо стоять на ногах. И  я сама испугалась рискованных проб сил в театральном мире, потери учебного года, если меня не примут. Нехотя я  поступила в ленинградский институт культуры имени Крупской на дирижерско-хоровое отделение. Окончила его в 22 года, начала работать в музыкальной школе, но в тот же год  поступила  в Театральный, только на вечерний, и не на актерский, к чему я так была предрасположена, а на театроведческий. У меня  был диплом о высшем образовании, а представить для поступления нужно было аттестат зрелости. И я сумела под каким-то предлогом выпросить свой аттестат из ректората. Кстати, он мне пригодился еще раз - в Америке - для поступления в колледж. Но тогда, обретя "твердую" профессию, я имела право добиваться желанной "ненадежной" профессии, узаконивающей право заниматься театром. Мысли и сердце мои были под властью магии сцены...
     
Учеба в Театральном, совмещенная с графиком работы преподавания, была изнурительной. Однако мудра поговорка: дорогу осилит идущий... Когда я получала диплом ЛГИТМИКа, заведующий кафедрой русского и советского театра  незабвенный Анатолий Юфит пошутил: дескать, надо вас остановить, чтобы больше в высших учебных заведениях не учились!  А мне пришлось еще раз одолевать подобный путь в иных условиях. Но я не видела иного выхода, попав в Америку... Потерять все, на что было положено столько лет жизни? Невозможно!  А подтверждать мой диплом было бессмысленно. Без английского я бы ничего не смогла с российским дипломом сделать. Если нельзя преподавать, выступать, и почти негде печататься, выход я видела в том, чтобы учиться.

- А где ты работала в России?

- Поначалу в музыкальной школе выправляла ученикам неверные пальцы. Старалась делать это добросовестно. Но хотелось мне заниматься другим. Так что началось раздвоение личности. Я выполняла работу, обеспечивавшую меня необходимым минимумом, а все свое время посвящала приобщению и вхождению в замкнутый круг театральной критики. Будучи еще студенткой Театрального, я начала публиковать в газетах и журналах рецензии. Сначала - в газетах "Ленинградская правда", "Вечерний Ленинград", потом  - в журнале "Звезда", а затем в московской прессе: журналах "Театр", "Театральная   
жизнь", "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", газете "Советская культура".

Считается, что есть театроведы пишущие, а есть говорящие. Я оказалась и тем, и другим. Во втором аспекте профессии помогла нереализованная актерская жилка. Поэтому одним из самых счастливых событий моей юности вспоминаю  сыгранную роль Анны Есиповой - выдающейся пианистки - в студенческом спектакле ленинградской консерватории, поставленном Татьяной Крамаровой. Мой выход был задуман, как будто портрет Есиповой оживал в Глазуновском  зале  ленинградской консерватории. Под музыку Киарины из знаменитого "Карнавала"  Шумана я шла из зала на сцену, слыша легкий шепоток зала: "Есипова, Есипова"... И тогда я впервые ощутила волшебное состояние  перевоплощения, оторвалась от самой себя - робкой девочки - и в образе   романтической женщины прошлого, сошедшей с полотна, появилась на сцене, где меня уже поджидали в роли композитора Прокофьева ныне известный петербургский дирижер Станислав Горковенко, а в роли Чайковского - еще один  российский одареннейший  дирижер  Владимир Рылов.. Самое интересное, что пиком моей сцены был твист, который я танцевала, как бы загипнотизированная молодым студентом - участником действия, пока не падала с высоты своего роста навзничь. Музыку для этого лихого танца написал по моей просьбе тогда талантливейший композитор Сергей Слонимский.  

- Но ты впоследствии из Ленинграда уехала, оказалась в Москве. Там пришлось  начинать все с начала?

- Да, из Ленинграда я переехала в Москву. И пройдя тяжелейшие испытания худсоветами, была принята на работу в московскую государственную филармонию на должность лектора-театроведа. Мечта стала явью! 15 лет я трудилась на любимом  поприще. Вела монографические вечера всех театров Москвы. У меня были собственные программы, связанные с русской и зарубежной классикой на сценах московских театров.

Я вела несколько сезонов цикл "Мастера оперной сцены" в Рахманиновском зале московской консерватории. Вела творческие вечера талантливейших артистов Москвы: Леонида Маркова, Людмилы Касаткиной, Евгения Леонова (да будет земля им пухом), Владимира Андреева, Леонида Броневого, Зинаиды Славиной,  Вениамина Смехова, Веры Васильевой, Леонида Броневого. И все эти выдающиеся мастера сцены охотно работали со мной. Они чувствовали, что я понимаю природу и особенности их творчества и нахожу точные слова о них на сцене.

Однажды меня свела судьба с балетным критиком Натальей Садовской - представительницей знаменитой династии актеров Малого театра. Эта женщина, обладающая незаурядной общей театральной культурой и доскональным знанием балета, в прошлом она была солисткой балета Большого театра,  стала моим большим другом и советчиком. Москва и москвичи дали мне новый толчок  к профессиональному развитию. И помогли  освободиться  от оков скованности, природной застенчивости.  Я обрела сценический  и журналистский опыт    и была заполнена делом своей жизни. Думаю, это было счастье, я, наконец, оказалась на своем месте. 

- Каково же было вписаться с такой профессией в американскую жизнь?  

 -  О, в Америке вся эта динамичная насыщенная театральная жизнь враз оборвалась. У меня тяжело болела мама. Я бы никогда никому не доверила уход  за ней, не отдала ее на чужие руки. Единственное выпадающее время по  вечерам я заняла учебой. Сначала Bunker Hill Community College, потом я перевелась в UMASS. Брала курс за курсом европейскую, английскую, американскую, детскую литературу. Тут строки Ахмадулиной: " И сады мои словари" cамые подходящие для определения. Я прочла книги, о которых прежде не знала, они обогащали мою жизнь, заменяли впечатления от путешествий, которые мне не было суждено осуществить.

А потом почувстовала, что пора прибиваться к своему берегу, и стала брать курс за курсом историю театра. И  выяснилось, что профессора мгновенно распознали во мне коллегу с багажом знаний, но без достаточного владения языком. И дружно стали мне помогать. Так я обрела новый социум. И хорошо себя почувствовала  среди молодых студентов. И научилась с ними шутить. Я не хотела жить тоской об утраченном прошлом и опустевшем настоящем. Я пыталась продолжать жить, хотя и несколько иначе. Театральная критика как предмет в Университете не ведется. Но я получила взамен занятия по актерскому мастерству. И это оказался новый  чудесный опыт! 

К тому же, полученные навыки  я стала  переносить в наши русские  концертные программы.  Если в Москве я могла приглашать  драматических артистов, музыкантов, певцов, то ты сам знаешь, сейчас  без филармонии у нас нет такой возможности. Мы все исполняем сами.    Теперь у  меня есть  новый  диплом, по которому я - актриса. Правда, не совсем понимаю, в каких постановках и какие роли я бы смогла играть, не  избавившись от  русского акцента, и  окончательно распрощавшись с молодостью... Возможно, иностранку  с прошлым.... 

Кстати,  нашу программу, посвященную трагедии Холокоста, я подготовила первоначально на английском по курсу solo performance, то есть, моноспектакль. И  три героини - Анна Франк, Кэрен из романа "Эксодус" и Анна Семеновна - мать из романа Гроссмана "жизнь и судьба" у меня вызывают восхищением стойкостью духа. Думаю, мы с тобой выступим с нею и для урожденных американцев. Иначе зачем я так потрудилась, пытаясь  постичь  американскую реальность? 

- Ты выступала не только со мной в Бостоне, больше всего со мной, но и с другими музыкантами. Сколько новых  программ было предъявлено публике? 

- Поначалу мне было трудно найти соответствующих исполнителей. Но услышав в концерте чудесную певицу Галину Никоновскую и замечательную пианистку Розу Шифрин я немедленно подошла к ним и предложила сотрудничество. И мы начали с композиции  "Дама с камелиями" на драматической и оперной сцене".

На нас сразу обратили внимание. Следующая программа - "Объяснение в любви". Публике было отрадно слушать благоуханные строки  русской и европейской лирики. И опять подготовленная отрепетированная программа была показана не более трех раз... Я уже не говорю о том, что как правило за труд люди получают оплату, а мы и скромного гонорара не увидели. Все душевные силы были мобилизованы и отданы публике из любви к искусству....

Наш творческий союз из-за невозможности показывать наши программы (отсутствие площадок и продюсирования), потихонечку прекратил существование. И тут, к счастью, в Бостон приехал ты. Все программы с тобой ты сам помнишь: "Пастернак и музыка", "Ахматова и музыка", "Пушкин и   
музыка",  "Три трагические актрисы", "Карточная игра в русском театральном искусстве", "Отпусти народ мой"... И не могу не назвать программу, подготовленную с пианисткой Татьяной Шраго: "Шопен. Судьба. Письма".

- Что на будущее планируешь?

- Назову две предстоящие  темы, связанные с гениями Англии:  "Влюбленный  Шекспир" и "Романтические судьбы Байрона, Шелли  и Мари Шелли". Так что  тебе придется поискать музыку от Перселла до Бриттена... Но я совершенно пленена музыкой Элгара... 

- А праздновать твое достижение - новый диплом "обмывать" будем?

- Да, я мечтаю об этом! Дни рождения я больше не отмечаю. Лучше их отменить, чем считать набегающие года. А такой повод- это веха в моей биографии, и я рада буду пригласить друзей...

*     *     *

На этом месте нашей беседы я вынужден остановиться и обратиться к читателю с пояснением. Дело в том, что празднество пришлось отложить.Причина? Мы, обсуждая проблемы реализации творческого человека в эмиграции, не успели еще коснуться той части жизни Аллы, о которой скажу сейчас, забегая вперед. Она - защитница и покровительница домашних животных, попавших в беду. Началось серьезно это еще одно дело ее жизни в начале 90-х годов уже прошлого века, когда сотрясение всех основ существования россиян привело к тому, что домашние животные оказывались выброшенными на улицу.Помощью им общественные организации не занимались. Гибнущим на холоде и голодающим  собакам и кошкам помогали только сострадающие люди. И Алла  была в их числе.

В Америку она привезла подобранную в московском дворе собаку, с которой стала неразлучна, и написала о ней  трагический рассказ "Джимми". В той части Бостона, где она живет сейчас, ей пришлось опять столкнуться с жестокостью по отношению к домашним животным. И она подбирает, выхаживает, спасает наших братьев меньших. Многих пристраивает в приют, из которого они попадают в хорошие семьи. Но и у нее самой остаются спасенные "пушистики", вызывающие глубокую привязанность.

Так вот, через неделю после радостной церемонии вручения диплома случилось несчастье с ее маленьким любимцем, прожившим в доме десять  лет. Внезапно он тяжело заболел, ветеринарам в Angel Memorial Hospital - лучшем госпитале для животных - спасти его не удалось. Только те, у кого были домашние животные, понимают, что потеря одного из этих существ, может вызвать горе,  приравниваемое по боли к человеческой  потере. Ведь называют эти существа членами семьи не случайно.

Алла  пережила  еще одну тяжелую утрату. Мне хотелось выразить ей свое сочувствие и понимание. И я оказался не один. Свои поздравления с окончанием университета и слова участия захотели ей высказать ставшие  друзьями герои ее публикаций.  Теперь они, поменявшись с нею ролями, задавали ей вопросы. Узнав об этом, я я решил передать им эстафету, используя их вопросы в этом интервью.

Юрий РУБЕНЧИК, режиссер бостонского театра "Круг":  -  Бургомистр в горинском "Мюнхаузене" так комментирует запись "Совершить подвиг" в дневнике барона: "Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом   есть". Алла, вы совершили подвиг или просто что-то героическое в этом есть (имею ввиду окончание университетского колледжа)?

- Совершить подвиг в моем понимании- это спасать кого-то. И что-то героическое соответственно есть в действиях, направленных во благо кого-то другого. Поставив себя в жесткие рамки сурового  режима, чтобы успевать справляться с заданиями и вновь обрести свою среду, я спасала исключительно себя. Я выбрала професссию, которая требовала постоянно самоотречения. Вечерами я  не отдыхала у телевизора и не болтала с подругами, я всегда бывала в театрах и знала весь текущий репертуар. Нужно было много читать. Писать. А когда пишешь и хочешь сделать лучше, то на это уходит все рабочее и личное время. При этом никогда не было шансов хорошо зарабатывать. Да и оплата труда не представлялась главным вознаграждением.       

Мне повезло с выдающейся родственницей - певицей Изабеллой Юрьевой. Так вот, выслушивая мои восторженные описания московских спектаклей, она однажды  заметила: "Все очень хорошо. Я тебя понимаю. Ты любишь то, чем занимаешься. Но на рынок ты с чем пойдешь?" Увы. По этой части мне приходилось трудновато всю жизнь. Тем не менее, мои российские друзья и коллеги, поздравляя меня сейчас, полагают, что на самом деле я проявила  осмысленную верность себе.

Мария ГЕРШТЕЙН, режиссер- документалист:  -  Как связаны темы ваших спектаклей с вашей биографией?   

- Во-первых, спасибо, что мои лекционные, по сути, программы вы называете спектаклями. Это значит, мне удалось то, к  чему стремлюсь. Я всегда хочу лекционную основу спрятать в театральную форму. Слово лекция - скучное. Поэтому, тяготея к  просветительству, я выстраиваю сюжет так, что публика и не замечает, что получает определенные сведения или информацию. Я приглашаю пережить мысли и чувства своих героев. Как это связано  с моей биографией?   Выбираемые мной темы прямо вырастают из нее.

Например, когда-то я услышала по радио вдохновенные голоса великих актрис: Ермоловой, Коонен, Тарасовой. И они жили в моей памяти, звучали в моей голове. Когда появилась возможность, я представила программу, им посвященную: им - трем заложницам сталинского режима. Их профессия не давала им выбора. Играть они могли только в России. Поэтому Ермолова, ужаснушись разгрому, учиненному пьяной матросней в Малом театре, осталась и приняла Советскую власть, пожаловавшую ее первую -  званием Народной артистки. Поэтому бельгийка и подданная Бельгии Алиса Коонен, когда ее выдвигали на звание, но требовали при этом принять советское гражданство, выбрала гражданство. Что не спасло ни ее, ни Таирова от сталинского разгрома и закрытия их Камерного театра. И, наконец, самая благополучная - лауреат, депутат и т. д. Алла Тарасова - оказывается, всю жизнь прожила в страхе. Ее первый муж был белым офицером. Ее родная сестра жила за границей. Родители жены ее сына были репрессированы. И при таком тоталитарном режиме непостижимым образом рождалось и цвело уникальное искусство, которое питало Запад. Знаменитый оперный режиссер Покровский однажды произнес: "Я могу принять факт, что Мейерхольда убили. Я не могу смириться с тем, что его пытали". Мы родились в  стране, где уникальное искусство подвергалось уничтожению, а его создатели - истреблению. Живя в Америке, я считаю долгом в своих концертных композициях рассказывать о загубленных талантах в России. Мои темы и моя биография связаны. Я - оттуда.

Елена НЕВА, искусствовед: - Как вы относитесь к жизни с философской и практической стороны?     

- Ничего себе глобальный вопрос! С философской - никак. Я на такие горные  вершины не поднималась. С практической... Моя мама всегда с ужасом  говорила: "Не понимаю, как ты будешь без меня жить... Ты ведь не умеешь себя защитить". Зато я умею заботиться о других безо всякой философии. От сердца. Когда болели и умирали мои самые любимые люди, я преданно ухаживала за ними. С детства я любила животных. Так сложилось, что они занимают большое место в моей жизни. Может быть, не меньшее, чем искусство.

Татьяна ДУДОЧКИА, пианистка, профессор консерватории Новой Англии (New England Conservatory): - Я очень сочувствую вам в утрате вашего котика. Но думаю, с вами он прожил счастливую жизнь. Пусть эта мысль утешит вас. А теперь - вновь об искусстве. Ваша профессия или, назовем ее, стезя, лимитировала вас в том, чтобы раскрыть себя и состояться в Америке?

- Несомненно. Если бы не экстремальные обстоятельства эмиграции, пришло ли бы мне в голову сесть смиренно вновь на студенческую скамью?  Живя в Бостоне, а не в Нью-Йорке, как критик я лишена возможности видеть множество интересных спектаклей, показываемых на гастролях там, и не привозимых в Бостон. Возможно, в Нью-Йорке я бы и не стала так серьезно учиться, а продолжала бы вести привычный по Москве и Ленинграду образ жизни театрального человека.  А в Бостоне я искала, как заполнить вакуум. Другой аспект моей профессии - лекционный - тоже трудно полноценно осуществлять. Работая в Московской государственной филармонии, я выходила на сцену ежедневно. В Бостоне же за сезон -  8-10 раз.У меня просто больше нет аудитории.

*     *     *

Я спросил Аллу Цыбульскую в заключение: - А  что для тебя означает остаться самой собой?..

- Похоже, это единственное, что мне удалось, - ответила она.

________________
На фото: Творческий дуэт Алла Цыбульская и Борис Фогель.


"Кругозор" присоединяется ко всем, поздравившим Аллу Цыбульскую с незаурядным жизненным достижением, и желает нашему постоянному автору - театроведу и театральному критику - новых радостей творчества, позволяющего ей продолжать оставаться самой собой.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ОСТРЫЙ УГОЛ

Сколько стоит жизнь солдата?

Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!

Сергей Дяченко декабрь 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути. Часть 6. Студенческие годы (Глава 1)

Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.

Эдуард Малинский декабрь 2024

Трендсеттер (рассказ)

Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.

-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?

Александр Юдинцев декабрь 2024

В ПРЕССЕ

Ноябрь 2024-го. Первые парадоксы и перегибы

Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).

Виталий Цебрий декабрь 2024

СТРОФЫ

Украина в огне

Анатолий Стеклов декабрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка