Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ЕВРЕЙСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ

Животрепещущее для иудеев и христиан обсуждают спец. корр. "Кругозора" Вера ЗУБАРЕВА и политолог Иззи ВИШНЕВЕЦКИЙ

Опубликовано 15 Марта 2010 в 05:28 EDT

Сколько уже всего было у евреев в разных странах, с разными народами, в разные эпохи... И казалось - вот он, конец еврейскому вопросу! Нет больше еврея, а есть общечеловек! И не надо евреям храниться, жаться друг к другу, а пора растворяться с другими народами в духовном, социальном, научном. Увы...
Гостевой доступ access Подписаться

Иззи Вишневецкий - личность многогранная, исключительно своебразная, соединяющая в себе аналитическое и художественное начало. Именно эти качества привлекли в нём в своё время Иосифа Бродского и Юза Алешковского, с которыми его связывали тесные, по-настоящему дружеские, отношения. Наши беседы с Иззи всегда служат для меня лично прекрасным стимулом для размышлений на многие и разные темы, включая литературу, искусство, живопись и политику. Прекрасный политолог, он был приглашён на американское телевидение в качестве политического обозревателя, и это не единственный интересный факт его довольно пёстрой биографии. В своё время мне довелось ознакомиться с его идеями еврейской ментальности, которые поразили своей оригинальностью. Наш сегодняшний разговор Иззи - об этом его труде, который, я надеюсь, находится на стадии завершения.

- Итак, что же такое ментальность? Как она складывается? На чём основана?

- Национальная особенность каждого народа,  взгляды на мир  - ментальность -  накладывает отпечаток на видение мира и взаимоотношения между народами. Ментальность народа складывается на протяжении всей его истории. Она основана на своих исторических особенностях, своей системе ценностей  (религиозной), а также  на историческом возврасте народа. Всяк народ воспринимает мир по-своему.  Но есть между народами и много общего. Это общее помогает всем жить  под одним небом, взаимодействовать, разрешать возникающие проблемы и избегать всякие конфликты.

- Как видят мир евреи? Что составляет основу их ментальности?

Мне бы хотелось остановиться на некоторых особенностях ментальности евреев - этого древнейшего народа, немногочисленного, не имевшего своей территории (до недавнего времени), но сохранившегося в рассеянии и играющего до сих пор важнейшую роль в истории нашей цивилизации. Если не центральную... Главным в моём подходе к еврейской ментальности является пространственная независимость евреев или, попросту говоря, отсутствие земли как исторический признак этого этноса. Основная идея еврейства произрастает из бытия без определённого пространства, отсутствие которого ведёт к тому, что космос и этнические особенности сосредоточены не во внешней среде, а в теле человека, которое диктует и хранит и быт, и уклад, и историческую память. Все свое ношу с собой!

Пространство и Время -  святые понятия для народов, у которых есть мать-земля - объективные абсолюты, объективная реальность бытия. Для евреев же эти вещи условны. Неслучайно Эйнштейн говорил об их относительности - не абсолюты они для еврейского духа...Не пространственное, но родовое является для евреев определяющим. Род у евреев замещает категорию родины. Иной раз, трудно выдержать натиск неусыпного внимания рода, включая  регламентации, толкования и т.п. Спиноза не выдержал - сбежал.

Поскольку пространственный признак не является определяющим для еврея, у него нет боязни чужого пространства и всего, что его составляет. В этом плане, он давно отрезан от "пуповины" и живет среди чужих, развиваясь в их окружении, но, тем не менее, сохраняя свою сущность в закрытом этносе.  Закрытость еврейского этноса помогает ему дистанцироваться, остранятся, по Шкловскому. Так что развитие и рост еврея происходят как бы вовнутрь, вворачиваясь  в себя...Народы со своей землей - почвой - чуют в них чужаков, не имеющих земли-родины, ни с чем не связанных.

- А как, с вашей точки зрения, соотносятся понятия тела и души в еврейском этносе?

Душа у русского, например, ассоциируется с небом и пространством  вне плоти. У еврея такого сверхтельного бытия нет - здесь душа и плоть едины. Нет Пространства и Времени, все из себя, изнутри. Таков и Бог по Спинозе - субстанция, как энергия внутренней деятельности. Тело еврея  едино с душой, а не оболочка для души, как у других народов. Это у "земельных" народов имеет место ряд земля-страна-дом-одежда-тело-душа. У еврея же эти вещи слиты в нё самом. Он сам и его род и есть земля-страна-дом… Все у еврея в себя уплотняется, отталкиваясь от внешего, и отсюда удельный вес еврея намного больше. Более плотны они, что ли. При такой плотности  еврея, как такая кровь могла раствориться?  Даже капля еврейской крови - уже чувствуется. Еще живя в СССР, в разговорах,  называл я Ленина "четвертаком", по четвертушке еврейской крови. Может потому и тянутся к другим этносам, как к более разряженному и наоборот.

В Библии одна из важнейших тем - тема семени. "Умножу семя твое" - обещает Бог Аврааму. Грех Онана - извращение, что излил семя не в лоно на продолжение рода, чтоб род не погиб. Народ в еврействе это родовое, а не территориальное понятие, это - на-род! Самым страшным для Спинозы и Дакосты было отлучение от общины. Вот и Фрейд вглубь вонзился - все свои модели и архетипы изнутри, из многослойной психики извлек. Ведь тело - многоэтажное, многослойное строение.

В связи с этим, хочу поделиться своей интерпретацией шестиконечной звезды. Она, с моей точки зрения, и есть символ сплетения мужского и женского начал - телесного сплетения, а не абстрактно-духовного: треугольник острием вверх - мужчина, а острием вниз - женщина. Что же является сплачивающим элементом для евреев? Не общая земля, но общая судьба всегда спасала евреев от ассимиляции и сплачивала. Если у других народов земледельчество явилось сплачивающим элементом, то у евреев это было отсутствие земли. Не случайно, даже разбогатев, евреи не скупают землю: знают - земля засасывает, превращает земледельца в растение. Если делить народы по ассоциации на "растительных" и "животных", то евреи относятся ко второму типу, поскольку для них важен не территориальный, но общинный признак. У земельных народов - родина-мать, а у евреев - мать-родина. В этом - существенное отличие евреев от других. У евреев важна мать - она оплот рода и дома. А отец не важен. Бог - один всем Отец. Основа еврейства - семья. Плоть едина из двух половин - как в шестиконечной звезде: треугольник острием вверх - мужчина, а острием вниз - женщина. В еврействе женщина - начало всему.  Первая женщина Ева - "Хава"  - жизнь на иврите. Жена у евреев - оплот семьи. По ней и муж называется, как можно заметить в некоторых русскоязычных фамилиях типа Суркин, Лейкин, Райкин и т.п. А вот Исаков, Моисеев - русские фамилии.

Рассеяние евреев сказалось на их дальнейшую философию. У христианства единое правило: "Возлюби Бога и ближнего - как самого себя". А у евреев  613 предписаний Торы - множество предписаний и запретов, направленных на "отгораживание" себя от наружного пространства: "Не убий, не пожелай..." и т.д. Изгнанием и рассеянием еврейство переведено историей на иной уровень существования, не известный другим народам. "Земельные" народы вытеснили их на второй этаж существования, т.е. не земледельцы они, но ремесленники, торговцы, ученые - не  соприкасаются с землей. И разжижаются в просторах других стран и народов, как соль земли... Скорее всего, то что их вытеснили, совпало с их внутренней тягой  и призванием -  разлететься. Вот так, не "как все" - и обосновал им Бог  существовать. Не на землях в истории, а безместно и вневременно.

- Какова ваша интерпретация избранности?

Моя личная интерпретация избранности такова: Евреи - посредники между Богом и земельными народами. Посредством евреев Бог общается с земельными народами. Правда, евреи часто  стремятся быть "как все" - в Израиле и пашут, и вояки хорошие ... Но вместо земли и истории у евреев - Библия. Слово Божие у них существует на правах территории и времени. В еврействе можно заметить довольно спокойное отношение ко всяким поворотам и течениям в мировой истории. Чего только не происходило  с ними за  последние две тысячи лет - и ничего, ничего страшного, говорят они себе. Переживём и это. Это психология Вечного народа, не исторического. Самым важным для еврея  является Жизнь, а не бытие или идея. Быть живым и выжить. Везде и всегда. Ибо искра Божия - только в живом теле. Жизнь - вместо Пространства, дети - вместо Времени. Еврей всегда при себе с Богом и заветом. Русский может жертвовать собой за Родину, за Сталина, за народ, за страну. Он вольется в субстанцию страны и истории, умерев.

У еврея это всё не так. Ему некуда вливаться - отчуждаться. Ибо для отчуждения тоже нужно  иметь Пространство - землю, страну и Время - историю. У еврея таких бытий нет.

- Если у евреев нет своего Пространства - Времени то зачем они пользуются натуральным календарем?

Это интересный вопрос. Еврейский календарь жатвенный: он начинается - с сентября - октября, а не  с 1 января. Он заменяет им недостающую смену сезонов, времен года. Народы со своей землей, исторические, земельные сами знают, когда у них сельхозработы... Евреи, как неземельный народ, не участвуя в жатвах, в то же время, блюдут натуральный календарь свято.

- Почему евреи не изображают своего Бога?

Неизобразим Бог  в иудействе - Бога никто не видел. Но глас Его слышали - Моисей и Пророки. Бог - в Слове, Смысле, а не в виде, в материальной форме.

У евреев превалирует слух над зрением. Это у эллинов существа различаются по формам и видам. У евреев по дыханию - излучению энергии. А дыхание - выдох нутра. Вот почему важно чтобы в желудке помещалось чистое - кошерное, а не треф. 2 тысячи лет жили евреи не меж небом и землей, а в помещении. Тело с телом рядом. Тут их пространство и время бытия сперто. Пот и чад вместо ветра и света. Отсюда  и вековечная  еврейская тоска в глазах, и загнанность, и пугливость.

Втисненность огромной энергии в малом объеме. И пошла эта энергия не на свет, а на массу. Взрывная это нация! Много огня и пороху в малом просторе сжато.

Долго эта энергия нагнеталась историей и в ХХ веке вырвалась наружу в действие мировой истории и культуры. Их гений - вера. Ни один народ не талантлив так внимать  и понимать невидимое, как евреи. А раз разбираются не глядя, в сути вещей, то отсюда интуитивизм и иррационализм. Вот и смеются часто над беспомощностью разума и рассудка.

- Отсутствие конкретного изображение означает, конечно же, предрасположенность к абстрактному мышлению, к мышлению категориями, а не конкретными понятиями. Мне думается, что Бог для евреев - это, прежде всего, категория, философская категория, мирозданческая категория, которую следует постигать, а не просто слепо подчиняться. Когда-то Арон Каценелинбойген обратил моё внимание на то, что в Торе евреи спорят с Богом, выражают своё мнение, и Бог к ним прислушивается, и даже меняет свои первоначальные решения в некоторых случаях. Всё это свидетельствует, как писал Арон, об индетерминистком Боге у иудеев, то есть, Боге меняющемся и развивающемся. Такое видение Бога ближе в абстрактному восприятию Божественных истоков, сил и их взаимодействий., которые не могут быть запечатлены в статике иконического образа. А как распределены  613 предписаний  Торы?

Из 613 предписаний Торы 365 - запретительных и 248 - повелений.
Большой перекос на то, что нельзя, на втеснение энергии в себя, а не вынос наружу. В христианстве  преобладают положительные предписания, на вынос себя наружу: "Возлюби врага своего", "примирись с братом своим". Ибо есть здесь пространство, где можно приложиться, выйти из закупоренности в себе... Где тратиться можно. Зато потом воздастся сторицею - закон урожая и плодородия.

Коренное  отличие Ветхого завета от Нового в том, что один строится на страхе, другой - на любви. Богу Ветхого Завета не надо любви от своего народа. Ему достаточно страха и повиновения. В Новом Завете без любви Богу не нужно повиновения. "Начало Премудрости - страх Господень". Это и есть премудрость в Завете Ветхом. А при Любви - ее и нет, и не надо. Получается, что евреи придерживаются старого, когда есть новое, высшее, и космос и логос их отсталый.

Христов завет требует от человека  Абсолюта - возлюбить врага. Не имей даже вожделения и грешного помысла. Владей поступками, страстями и движениями плоти, и даже их зародышами в душе и сердце. Высоко и красиво!

Высоко поставлен человек по своей потенции, если такое ему достижимо.
Закон Моисея не требует невыполнимого. Ветхий Завет - прагматичнее, исходит из реального человека, который от природы зол и тянет его постоянно в сторону зла. Его нужно смирять запретами, чтоб не свалился. Еврей - более сбыточен по отношению к своему закону и Богу - они (закон и Бог) воспитали его по своему образу и подобию. У христиан в массе этого не произошло. Им потребовались святые, угодники, подвижники чтобы человека омыть-замолить.

У евреев нет таких ходатаев за свой народ, зато и народ еврейский не падал в такие бездны и грехи, как народы христианской Европы.

Еврейский Бог не распускал свой народ, а бдительно за ним присматривал и постоянно вмешивался. Иудеи живут в неприрывном ощущении, что их Бог с ними. Иудейский закон не доверяет человеку, ибо подозревает в нем зло. Не только Адам, но и сам Бог был наказан за излишнюю доверчивость к человеку. С тех пор сам не верит и требует неприкословной веры с человека.

- А как оба Завета относятся полу, зачатию и деторождению?

Еще В.Розанов уязвимость христианства увидел в его враждебности к полу, зачатию и деторождению. И святость этого в иудействе. Моисеев закон ниже и сложнее, некрасив, но на том уровне на котором еще пребывает человек, он оказался действеннее в воспитании человека как семьянина. А христианская семья находится под угрозой - в самом учении Христа к ней пренебрежение: " Кто  любит детей и отца более Меня, тот не любит меня", и  плотская, половая жизнь тоже.  В иудаизме эта сфера освящена Богом и упорядочена. Вот и сплочена еврейская семья сильнее, ибо где как не в семье ребенок узнает  впервые что такое тепло любви... Христос и явился, чтоб распостранить принцип любви из рода , семьи - на человечество и людей, а для того нужно было унизить любовь родо-семейную, кровно - половую.

Чрезвычайно возвышен Бог христианства, красив, но далек от человека, не подобен ему. В то время как Бог евреев приближен к ним и по их масштабу. Он может и не справедлив порой, но Он - более человек. Бог христианства возвышенно-прекрасен и далек. А человек оставлен на слабость и животность свою, не имея той мощной обороны, которая есть у еврея благодаря закону,  и которая пронизывает его быт. К Богу и к семье еврей лучше всего расположен. И христианин его в этом не превзошел. И любовь, конечно есть между Богом и человеком ветхозаветным. Но не повелевает тут Бог любить еще и ближнего, а наоборот - соблюдать по отношению к нему дистанцию и порядок - 10 заповедей. Отсюда столько запретов на контакты, правила чистоты и осквернения.

По Ветхому Завету: к Богу - любовь, к человеку - ум, мудрость житейская.
Нечего вопрошать Бога о логичности и справедливости...

- Выходит, что Христианство потребовало от человека слишком много?

Да. А все от неисполнимости заповеди возлюбить ближнего. Занялись тяжбой с Богом о праведности и неправедности путей Его. Лев Толстой в своем Евангелии так допытывал Бога, так церковь обличал... И Достоевский: какое страшное судилище Богу и претензии. Тут и Великий инквизитор допрашивает и уличает Христа, а Тот его целует. И Иван Карамазов, что мира Божьего не приемлет...

Любовь подвела. Не построить на ней ни приличного общества, ни человека социального, порядочного. Лишь человека фантазии. А сколько под предлогом любви к ближнему и за социальную справедливость люди в этом мире натворили?

Выходит, что у земельных народов не зря и появился соблазн вынести самое сокровенное - любовь из души наружу, чтобы опредметить ее, и тем самым охладить ее холодным рассудком, не оставив ничего интимного, тайного. Христианство захотело ввести любовь во все, тем самым, ослабив ее, охладив ее энтропию, размазав ее и по истории и по вселенной... У евреев  соблазн вынести любовь наружу из души своей не возник. Ибо внутри ее скрывается то нежное, что боится света (по Шестову). И Розанов это почувствовал, что иудаизм - религия нощная, а христианство - денная. Сутки у евреев начинаются с вечера. И суббота начинается с пятницы вечера: священная трапеза, чтение Торы, и ночь зачатия.

Зона любви в иудаизме: Бог - зачатие - рожание - семья - Жизнь - ночь.
В христианстве личность, индивидуальность человека зреет и набираеся содержания - как раз из развода неба - земли, духа и плоти. У еврея нет этого. У него род - народ и жизнь, Богом освященая. Где закон мудро согласовал  потребы плоти и духа. А Жизнь эту Бог сделал священством и совершенствованием. И ничего в ней нет грязного - все в Боге. И ген свой берегут, работают над ним, в чистоте содержат и на протяжении всей жизни тело и душу берегут и пестуют. И еду кошерную едят. И все - через Бога и верность ему. И Бог охранил свой избранный народ от заразы и соблазна. А сам народ  тоже мудр в законе был и не порывался свергнуть Его закон. Не впали евреи в такой искус - судить Бога своего и переустраивать мир наружный. И отношение к "жизни - смерти" у христиан и евреев разное.

Христианство чтит Воскресение. А, значит, и смерть как промежуток, на пути к Воскресению.  И свята она, и желанна. Меня всегда поражало обилие трупов и гробов в христианских храмах, принятыми наравне с живыми...

Еврейство - Жизнь Эта, Настоящая. Все на ней сходиться. И прожить ее требуется абсолютно, без шанса другого. Так что бытие по-еврейски - только жизнь. Вот и старается иудей, со страхом и трепетом, исполняет законы, не надеясь на прощение Господа, как в Христианстве. Ибо в Христианстве заранее прощен человек и искуплен самой жертвой Христа, несмотря ни на какие грехи и ужасы.

- В свете всего сказанного о еврейской ментальности, верите ли вы, что еврейский вопрос может быть когда-нибудь быть разрешен?

Сколько уже всего было у евреев в разных странах, с разными народами, в разные эпохи... И казалось - вот он, конец еврейскому вопросу! Нет больше еврея, а есть общечеловек! И не надо евреям храниться, жаться друг к другу, а пора растворяться с другими народами в духовном, социальном, научном.Увы...

 Хочется закончить этот разговор словами философа Б.Парамонова об отношении еврейства к христианству: "Оно не приняло христианства потому же, почему его не принял мир в целом. Существуют, видимо, непреодолимые различия того, что назвали культурно-историческими типами. Христианство связано с одним, максимум с двумя из них. Еврейство же не связано ни с одним, ему нет нужды выбирать ничего, кроме себя самого. Христос для Бубера - "один еврей". Еврейству глубоко чужда идея окончательного воплощения Божественной истины, - говорит Бубер. Может быть, такая идея чужда самому Богу".

Да, и само понятие - "иудео -христианские ценности" или "иудео -христианская культура" вряд ли имеет смысл. Зачем еврейству связывать себя? Еврейство не отождествимо ни с какой культурой. Культуры временны. Еврейство - вечно.

- Большое спасибо за интересную беседу. Надеюсь, читатели откликнутся на вашу концепцию - она порождает много мыслей. Удачи и до новых встреч!

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ОСТРЫЙ УГОЛ

Сколько стоит жизнь солдата?

Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!

Сергей Дяченко декабрь 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути. Часть 6. Студенческие годы (Глава 1)

Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.

Эдуард Малинский декабрь 2024

Трендсеттер (рассказ)

Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.

-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?

Александр Юдинцев декабрь 2024

В ПРЕССЕ

Ноябрь 2024-го. Первые парадоксы и перегибы

Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).

Виталий Цебрий декабрь 2024

СТРОФЫ

Украина в огне

Анатолий Стеклов декабрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка