ПЕСНЬ МАЙКЛА ДЖЕКСОНА
Опубликовано 16 Июля 2010 в 05:54 EDT
"Улыбайся, даже если твое сердце болит.
Улыбайся, даже если оно разбито…"
(Майкл Джексон. "Smile")
Вот уже год, как с нами нет Майкла. Он, Майкл Джексон, - кумир не одного поколения. Человек-легенда, человек-эпоха, который стал неотъемлемой частью мировой культуры. С волнением берусь за перо. Хочу высказать свое восхищение, выразить почтение и признательность Майклу Джексону - автору шикарных видеофильмов, изумительных хитов, выдающемуся танцору, любящему и заботливому отцу. Но, боже, как трудно всё это высказать - ведь Мацкл Джексон не вписывается в привычные рамки. И непроизвольно преклоняются колени перед человеком, который сделал себя сам, который через всю жизнь пронес очищающий и преобразующий свет-огонь, сверхъестественный и особенный, освещающий наши заблудшие души. Человек, обладающий редчайшими дарами: умением любить, умением прощать, -- Человек с большой буквы. В переводе со старославянского "Человек" - "чело" (лик) и "век" (вечность). Так вот, Майкл вечен, как вечно все прекрасное. Он - олицетворение истинной любви, истинного добра. Он ушел непревзойденным, непобедимым, несломленным... Непонятым и не услышанным…
Прошел год, но отчетливо помнится то летнее утро, в одночасье ставшее морозным и черным. По утрам я, как правило, включаю телевизор, так было и в тот раз. И вдруг - громовая весть: в Лос-Анджелесе скончался Майкл Джексон. Глухой затяжной шок, немой надрывный крик. Не хочу верить: нет-нет, все это нереально! Это - полная чушь, бред!.. Но ТВ, вся пресса, интернет наперебой запестрили заголовками: умер Король поп-музыки.
Имя Майкла Джексона не нуждается в представлении. Оно известно всем и давно уже стало нарицательным. Его знают и любят в любом уголке Земли. И всё же, остается открытым вопрос: а действительно ли мы знали Майкла? Чего греха таить, у всех нас выработалось вполне определенное отношение к нему, которое длительное время формировалось прессой. Его изображали странным, чудаковатым, закомплексованным, жалким. А изменения во внешности стало излюбленной темой не только для желтой прессы - до сих пор многие теряются в догадках: это следствие физиологии диеты или пластических операций?.. А интриганы и завистники, невежды и враги с удовольствием подливали масла в огонь. И хорошо сплетенная ложь прочно осела в нас устоявшимися мнениями и мифами. Ложь, которую разрушить практически нереально и прорваться через которую невозможно.
Недоброжелатели на потребу населению продолжают с маниакальной настойчивостью смаковать подробности жизни и смерти певца, ведя жаркие споры: гений он или злодей, мистификатор или жертва шоу-бизнеса. По крупицам разбирают каждый его шаг, трактуя со своей колокольни. А последние годы его жизни вообще ассоциировали только с негативом, его безжалостно и подло полоскали в лохани. В чем только его не обвиняли, каких ярлыков не навешивали… Переворошив груду материалов, прочитав немало книг о Майкле, мне не даёт покоя мысль: как же наша память могла оказаться такой короткой? Как же мы, попав под общую волну беспощадной людской молвы, так быстро забыли о его заслугах, что даже не заметили, как стали заложниками обывательских стереотипов?!.
Нет, нужно отряхнуться, оглянуться!
Вот неугасаемый "Thriller", который вознесся на феноменальную вершину, побил всевозможные рекорды, вошел в историю как самый продаваемый альбом в мире и занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый успешный проект. Из девяти песен, вошедших в альбом, семь становятся крупными хитами. И на протяжении многих месяцев удерживают лидерские позиции в музыкальных чартах. Альбом забирает чуть ли не все статуэтки Grammy. Осуществилась заветная и давняя мечта Майкла: каждая песня в альбоме - хит, люди его слушают, как единое целое, а не одну лишь песню при покупке целого альбома.
Но это не единственное творение удачного тандема Майкл Джексон - Куинси Джонс (американский композитор, аранжировщик и музыкальный продюсер - см. фото). Ранее, в 1979г-ом, свет увидел "Off the Wall"; позже, в 1987-ом - "Bad". Эти два не менее сногсшибательных альбома достойно заняли пустующие места. С музыкальным продюсером певец познакомился на съемках картины "The Wiz". Она не имела успеха, но стала переломным моментом в творческой биографии музыканта. Сыгранной ролью Страшилы Майкл был удовлетворен и навсегда покорен созданием фильмов. В 1986г. на экранах появляется фантастический фильм "Captain EO" с участием Майкла, в котором посредством волшебной силы музыки команда во главе с капитаном ИО видоизменяют королевскую планету и саму Королеву. В фильме прозвучали две новые песни Джексона: "We are here to Change the World" и "Another Part of Me".
Майкл Джексон и Куинси Джонс производят фурор. Они как извержение вулкана взрывают и будоражат общество, полностью перевернув и поменяв представление о музыкальной индустрии, задав тон шоу-бизнесу. И становится понятно: на музыкальном небосклоне появился не просто свежий новый оттенок, а
очень яркая, ослепляющая Звезда. Каждый альбом сопровождается революционными, новаторскими мини-фильмами (язык не поворачивается назвать это действо клипами), которые усиливают впечатление от песни. Мы с замиранием приковывались к экрану, впившись глазами в парализующее зрелище. Это переворот, крутой вираж в музыкальном видеоизображении.
Россыпью накатываются детские воспоминания, восстанавливая каждую деталь, каждую подробность. Вот на экране романтическая картинка. И… ты застываешь в ужасе: на тебя надвигаются чудища и зомби. Ты маленькими ручонками от страха закрываешь глаза, но между пальчиками всегда сама собой образовывалась щелочка, хотелось сбежать в другую комнату, зарыться под одеяло, но восстающие из могил монстры производили неизгладимый эффект. Оторваться не было сил, словно тебя пригвоздили ("Thriller")…
Прежде мир ничего подобного не наблюдал, все происходящее было на грани фантастики. Видеофильмы достигли небывалого пика, да и сегодня они вне конкуренции. Любое творение Майкла Джексона было впечатляющим и незабываемым, становилось грандиозным и необыкновенным. Оно пропитано волшебством, пронизано магией. Но при всей фееричности, будь то светящийся пол под ногами или танцующие скелетики, везде присутствует концепция, фабула с началом и концом истории. Он пробил брешь в немыслимых предрассудках и расовой дискриминации, тем самым зажёг зеленый свет многим музыкантам и певцам, разрушаил бесчисленные барьеры, сломал привычные стереотипы.
Майкл Джексон стал Супермегазвездой, мерилом высококачественной продукции, иконой поп-стиля, образцом для подражания. Ему стали поклоняться, боготворить. Майкла невозможно ни с кем спутать. Его сразу же узнаешь по первому звуку, волшебному голосу, манящему силуэту. На одной из церемоний вручения наград Элизабет Тейлор провозглашает его Королем поп-, рок- и соул- музыки, Королем шоу-бизнеса (тем самым развенчивается еще один из мифов о самопровозглашении). Этот заработанный и заслуженный титул быстро подхватывается фанатами и прессой и прочно закрепляется за Майклом. Но певец не останавливается на достигнутом, он продолжает плодотворно и неистово работать. Новые труды: "Dangerous", "HIStory", "Invincible" не уступают ни по звучанию, ни по популярности своим предшественникам, становясь бессмертными бестселлерами, и занимают свои ниши. И свет вновь всколыхнулся от чарующих и пронзительных синглов "Black or White", "Remember the Time", "Give in to Me" и т.д.
Но Майкл радует своих поклонников не только концертной деятельностью, великолепными альбомами, роскошным видео и блестящими хитами, но и полноценными короткометражными музыкальными фильмами. В 1988г. выходит захватывающая картина "Moonwalker", в которой помимо переплетенных знаменитых и полюбившихся видео с малоизвестными "живыми" выступленями имеется приключенческая история, сюжет которой был придуман самим Майклом.
А в 1997г. певец представляет публике свой первый режиссерский дебют - фильм "Ghosts".
Многолетняя работа и неимоверные усилия снискали всеобщее признание: от оглушительной славы, битком набитых залов, бьющихся в истерии фанатов - до рекордных мировых продаж, самых высоких наград и премий музыкальной индустрии, список которых необъятен и внушителен. И это при том, что существуют награды имени самого Джексона. Несомненно, за этим стоит неслыханное упорство, титанический труд и колоссальная ответственность.
Но головокружительный успех плотно слился с низкой клеветой, оскорбительными слухами, враждебными публикациями, сыплющимися как из рога изобилия, затмевая не только истинный облик Майкла, но и перечеркивая немыслимо проделанный труд. А ведь за плечами - огромный тернистый путь: с нуля - до побед на различных местных конкурсах; с выступлений в барах и клубах - до большой сцены; с подписания контракта с крупнейшей звукозаписывающей студией Motown Records - до взлета недосягаемой высоты; от всенародной любви - до жаждущих крови акул пера… от мелкой зависти - до вечного покоя. Жизнь очень короткая, но насыщенная, яркая, достойная.
Когда я впервые увидела-услышала Майкла Джексона, он уже находился в зените славы. Но я, восхищаясь его необычной подвижностью, кошачьей грацией, харизмой, пламенным темпераментом, даже не подозревала, что он ветеран сцены. Майкл был так молод и красив!.. Просто его музыкальная карьера статовала в том возрасте, когда ребенок только начинает познавать этот удивительный мир, изучать азбуку и учиться считать. А ему наравне с этими познаниями надо было осваивать еще и подмостки сцены в созданном отцом Джозефом семейном квинтете "Jackson 5". Поэтому Майкл и не помнил: ни как начиналась его сценическая деятельность, ни свои первые шаги к зрителю. Детская память лишь запечатлела, что он "пел как оглашенный, с огромным удовольствием отплясывал и для ребенка чересчур выкладывался".
Несмотря на то, что Майкл был самым маленьким в группе, он выделялся на фоне своих братьев ярко выраженной индивидуальностью вокального исполнения и пронзающими движениями. Этот одаренный чернокожий мальчуган заявлял о своем запоминающемся стиле: необычном, особом. Невооруженным глазом было видно, что появился не рядовой исполнитель - у мальчика врожденный незаурядный талант. Что родился самородок, свидетельствует и мама Майкла в своей книге:
""Чагга-чагга-иик! Чагга-чагга-иик! Чагга-чагга-иик!" Такой звук издавала при работе моя стиральная машина. Однажды я стояла перед ней, проверяя загрузку, и вдруг, случайно обернувшись, увидела почти под подолом своего платья полуторагодовалого Майкла. Он держал в руках свою бутылочку и танцевал... танцевал в ползунках под ритмичное взвизгивание стиральной машины! Тогда я впервые подумала, что Майкл - ребенок "несерийного производства""… Участники семейного квинтета "The Jackson 5" со стремительной скоростью становятся популярными и всенародными любимцами, выпуская хиты за хитами.
Майкл рос наблюдательным, любознательным и жадным до знаний ребенком. Он учился мастерству у своих кумиров: Джеймса Брауна, Джеки Уилсона, черпая и впитывая в себя все до мелочей, "следил за их ногами, за тем, как они держат руки, берут микрофон, пытаясь понять, как они это делают и почему именно так. Запоминал каждый шаг, каждый хрип, каждый прокрут и поворот".
Майкл всегда стремился к самому высокому уровню, оттачивая свое мастерство, доводя работу до совершенства - будь то концертный номер, запись в студии, шоу или альбом. Везде каждый элемент бережно отшлифован, движение четкое, продуманное. Он работал так, "будто завтра не наступит". У него ни миг не прекращался процесс внутренней работы самосовершенствования и самопознания.
Майкл уникален: ни ранги, ни звания не притупили ни его чувствительности, ни болезненного и острого восприятия проблем других, ни заботливости об окружающей среде. Все, происходящее в мире, болью отзывалось в сердце Майкла, трогало до глубины души и отражалось в его богатом репертуаре. Глобально-социальная вещь "We are the world" (Мы - это мир) написана в помощь обездоленным детям Африки. В этом благотворительном проекте участвовали знаменитости первой величины. Детям-беженцам из Косово посвящена песня "What more can I Give?" ("Что я еще могу дать?"). Незабвенно-потрясающая песня "Earth song" - гимн-послание всему человечеству: бережно относиться к природе, к планете Земля. "Никогда не поздно остановить летящий поезд, пока не произошло непоправимое. Именно это я пытаюсь сказать в своих песнях - в "Earth song", "Heal the World", "We are the world", - достучаться до сознания людей. Я хочу, чтобы люди прислушивались к каждому слову". Майкл на протяжении всей своей жизни занимается благотворительностью, гуманитарной деятельностью, помогая неизлечимо больным, обездоленным, бедным детям, разделяя с ними боль и надежду. Дарит своим маленьким друзьям игрушки, сладости, проявляет внимание и заботу. Рядом с ним маленькие пациенты забывали об уколах, врачах, больницах. К сожалению, филантропическая деятельность никак не освещалось прессой, а если и говорилось, то украдкой и вскользь, мелким шрифтом. "Но я и делаю это не для прессы, не для известности - я делаю это от сердца".
Его творчество несет мощнейший посыл, позволяющий людям взглянуть внутрь себя, стать лучше. Своей профессией он сеял вечное и доброе, говорил о человечности, доброте и милосердии. И совсем неважно с какой композиции вы начнете, нажимая на play. Классическая "Billi Jean", которая прекрасна во всех вариациях, или нетленные, проверенные временем хиты "Thriller", "Beat it", "Smooth Criminal". Либо философские откровения "Will you be there", "Man in the Mirror", где звучит важная мысль: если хочешь изменить мир, нужно начать с себя. Построить мир в себе и жить в согласии с окружающими. А какие душещипательные, красивые песни о любви, возвращающие к истокам ее предназначения, к ее изначальной сути. Чего стоит "She's out of my life - неописуемый трепет, "Give in to Me", "Whatever Happens", "Who is it" проникают так глубоко, что достают до самого сердца. Возникает ощущение, что ты в исповедальне.
Для музыки не существует барьеров ни языковых, ни часовых, ни пространственных - там душа с душою говорит. Поразительно: будто Майкл передает твое внутренне содержание, чувствует настроение, ощущает ноты твоей души, обращается непосредственно к тебе и ко всем сразу. Слушаешь Джексона - и испытываешь гордость за человеческую гениальность. Лишь несколько фраз - а сколько событий, переживаний, боли! Сколько разнообразных чувств вызывают! О чем бы ни писал, ни пел Майкл - все наделено высокой одухотворенностью, возвышенностью и благородством, даже самое приземистое, приземленное и тривиальное. Льющиеся танцы, парящая музыка, проникновенный голос в едином гармоничном сплетении воздействуют гипнотически. Так творят единицы! У Майкла Джексона, пожалуй, самый красивый язык жестов человеческого тела, передающий тончайшие грани души, эмоциональную глубину и небывалую красоту. На него глядишь неотрывно, с неистовым душевным напряжением. Он виртуозно говорит на эмоциональном языке - языке музыки и танца. И я его обожаю. Майкл фантастичен, великолепен, неповторим, эксклюзивен. На него смотришь как на недосягаемо захватывающие шедевры!
Редко встречается человек, который бы так много сделал для общества, который жил бы судьбой детей, способный повлиять на человеческую судьбу, изменил лицо музыкального бизнеса! Такие люди, как Майкл Джексон, рождаются раз в тысячелетие - блестящая симфония природы, явление феноменальное, естественное и необходимое. Такие тонкие, ранимые и чувствующие люди, каким являлся Майкл, сгорают моментально, ибо живут, работают и любят неистово - на разрыв аорты. Их просто необходимо заносить в Красную книгу, а не отдавать на растерзание своре. Если таких людей было бы больше, то мир стал бы чище и светлее, добрее и лучше.
Меньше всего мне хочется затрагивать самую щекотливую тему в биографии артиста, потому что это самое отвратительное, что можно было придумать и осуществить. До сих пор представить не могу, как такое могло прийти кому-то в голову: обвинить Майкла в растлении ребенка. Обвинение и долгая затянувшаяся судебная тяжба стали самым страшным и несправедливым ударом, оставшимся незарубцованным шрамом на сердце певца.
"Я бы скорее отрубил себе руки, чем обидел ребенка. Я бы никогда не сделал этого. Никто никогда не поймет, какую страшную боль причинили мне эти злые сплетни", - говорит Майкл в интервью "The Mirror". В другом своем интервью Майкл пытается объяснить, что значат для него дети:
"Это целый мир для меня… Они вдохновляют меня во всем, что я делаю в каждой песне… в каждом танце… А люди используют это против меня. Это несправедливо. Меня это очень расстраивает, просто разбивает мне сердце".
Когда известная американская актриса и ведущая ток-шоу Опра Уинфри (журнал Forbes назвал её самой влиятельной знаменитостью в 2010 году; состояние Опры приблизительно оценивается в $2,7 миллиардов, больше чем у какой-либо другой женщины в шоу-бизнесе - РЕД.) впервые посетила ранчо Neverland, больше всего ее ошеломило вот что:
"...встроенные в стены кровати для больных детей, которые приезжают сюда. Увидев их, я подумала, что надо очень сильно любить детей, чтобы предусмотреть эту деталь в архитектурном плане".
А для Майкла - это всего лишь забота, норма, ведь "сюда приезжают дети с капельницами, они очень больны, прикованы к постели. Они не могут сидеть, а эти кровати больничные, можно нажать на кнопку, и они поднимаются и опускаются, так что дети могут смотреть. Мы показываем "Волшебное шоу", новые фильмы, мультики - все. И таким образом, они могут попасть в мир волшебства, которого у них нет в обычной жизни, которого не было у меня, когда я был маленьким"…
Майклу удалось у этой самой требовательной аудитории добиться их доверия и успеха. Дети потянулись к нему, потому что уловили его добрую энергетику, искреннюю любовь и внимание. Майкл дарил детворе увлекательное путешествие в дивную страну волшебства Neverland. И в этой не воображаемой, а в самой реалистичной Светлой Стране Грез певец помогал детям воплощать их сказочные мечты в реальность, вызывая неподдельный восторг маленьких гостей.
Этот райский уголок, сказка наяву, вымечтанный и вымученный Дом Вечного Детства - компенсация Судьбы за лишенное детство - Майкл заполнил "звуком детского смеха, звуком детских игр, звуком детского пения, создал симфонию сердец, замирающих при виде чуда наших детей, погруженных в красоту любви"…
...Он спасал не только детей, он спасал и нас, эгоистичных, зацикленных лишь на своих потребностях, погрузившихся в повседневную суету, от ощущения непричастности и стыда, от неподвижной, серой жизни и разучившихся выражать чувства и эмоции. Ведь нет ничего дороже одной детской улыбки, светящихся глаз! Но Майклу Джексону пришлось жить с навешанным на него клеветническим ярлыком растлителя малолеток, доказывая нравственно нечистоплотным, что это обвинение абсурдно. Помогла несоизмеримая сила духа, которой обладал Майкл - редкой мощи человек. Откровенные издевательства и унижения, фривольности, намеки, силки, козни в его адрес, лжесвидетели - эта дымовая завеса все больше и больше охватывала его и сжималась смертельным кольцом. Но, противостояв беспределу, он сохранил достоинство; пройдя через очень суровые моральные испытания, сумел не потерять человеческий облик. Не исчезла джексоновская неподдельно-искренняя, лучезарная улыбка, обладатели которой злодеяния не творят. Улыбка у Майкла самая красивая, мягкая, душевная, чистая, как у ребенка. Этой улыбкой я была покорена еще девочкой. И выразительные, бесконечно грустно-добрые глаза - они тоже насегда запомнились. Он никогда не кичился своими добрыми деяниями и не демонстрировал обществу добро как самое крупное личное достижение, а просто спокойно работал. При его высочайше статусе, в Майкле Джексоне отсутствовали чопорность, заносчивость, гордыня, звездность.
Говорить о нем в прошедшем времени не получается, закрывать страницу безумно не хочется. Еще только вчера он объявил о своем возвращении на сцену, о прощальном гастрольном туре. Мы все с нетерпением ждали этого возвращения, и оно произошло… только без виновника торжества. И это несправедливо!.. Когда я смотрела ленту "This is it" о репетиционной подготовке к концертам с одноименным названием, то было ощущение, что время над ним не властно.
У нас осталось его наследие: песни, танцы, видеофильмы, музыка. Майкл Джексон не нуждается ни в снисходительности, ни в одах, никто и ничто уже не способны ни возвысить, ни унизить того, кто повлиял на ход истории, изменил представление о шоу-бизнесе, кто поднялся на олимпийский пьедестал почета.
...В одном из немногих интервью Майкл выразил желание: "Я хотел бы, чтобы люди помнили мою фамилию и меня в своих молитвах. Это было бы замечательно".
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР