К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ
Южный Кавказ перед вызовами войны нового уровня
Опубликовано 3 Января 2012 в 09:21 EST
О новом авторе "Кругозора"
Родился в 1969 г. в Тбилиси. По семейной легенде предки переехали на Кавказ из города Вилькомежа (ныне Укмерге, Литва). По профессии психолог. Специализация - организационная психология. Сфера интересов - эффективное управление человеческими ресурсами. Занимается также исследованием конфликтов и миротворческих процессов. Директор Южно-кавказского института региональной безопасности. Имеет двоих сыновей.
Грубая политика Кремля на оккупированных территориях Грузии наносит серьёзный ущерб имиджу самой Российской Федерации. За последний месяц она получила ещё одну пару сильных ударов.
Первый удар - само поражение кремлёвского ставленника на президентских выборах, проводимых в т.н. Южной Осетии - Анатолия Бибилова.
Не смотря на то, что выборы проводились лишь в одном сегменте разделенного идеологически общества (среди сторонников отделения от Грузии), они прошли вполне демократично. В результате была избрана представительница оппозиции - Алла Джиоева, которая по отношению к данному сегменту является вполне реальным и легитимным лидером.
В результате провокационных действий местного коррумпированного режима, при поддержке Москвы, результаты выборов были аннулированы. Несмотря на это, представителям оппозиции, массовыми митингами, удалось добиться того, что 25 марта 2012 года состоится повторный второй тур голосования, а главный провокатор - ныне уже бывший президент Эдуард Кокойты - подал в отставку.
Второй удар - политическая дискредитация на международной арене Кремля, который вынужден был поддержать срыв демократической процедуры выборов, не признавая своего поражения и победы оппозиционного кандидата - Аллы Джиоевой. Бросается в глаза тот факт, что эти действия были крайне некорректны по отношению к женщине, которая, не смотря на целенаправленный террор со стороны Эдуарда Кокойты и его соратников, доказала всему международному сообществу, что женщины способны занимать на Кавказе высшие должности, что также является показателем развития демократической культуры. Надо отметить, что за пару недель до выборов, Эдуард Кокойты заявил, что он сделает всё, чтобы женщина не стала бы президентом т.н. Южной Осетии.
Эти открытые проявления политического террора состоялись накануне выборов в Российскую Думу, которые также, по мнению большинства наблюдателей, были сфальсифицированы. Политическая система в Российской Федерации, таким образом, стала переходить в крайне неустойчивое состояние. Что является предметом исследования не только внутриполитической нестабильности, но и несёт в себе угрозу для международной безопасности.
Российские аналитики и политики, обращающие внимание своих граждан на внешние угрозы, практически не способны создать интеллектуальный продукт - новую политическую технологию управления собственной страны.
Жёсткую оценку ситуации с российскими выборами дали американские лидеры. Хиллари Клинтон назвала эти выборы как "не свободные и несправедливые", а Джон Маккейн посылает Путину не двусмысленный месидж - "дорогой Влад - к Вам приближается "арабская весна".
Многое будет зависеть и от экономической ситуации в РФ, которая во многом зависит от регулируемых со стороны США цен на углеводороды.
Есть все основания считать, что конфликт между РФ и НАТО, в том числе, и за преобладание в регионе Южного Кавказа переходит в новую стадию. До майского саммита НАТО в Чикаго (2012г), стороны уже стараются изменить баланс сил в свою пользу. Виток напряженности - неизбежен. Нельзя при этом исключить очередную попытку провоцирования военного конфликта. Данные опасения подтверждаются и мнением американских аналитиков "Совета внешней политики" (CFR), которые считают, что вероятность продолжения российско-грузинского военного противостояния весьма велика и США должны принять соответствующие меры для его предупреждения.
Ослабление власти Медведева-Путина с одной стороны создаёт предпосылки для углубления демократических реформ, но с другой стороны, не в меньшей степени растет угроза возвращения к крайним формам тоталитарного управления. И здесь, в принятии стратегически важных решений могут всё активней принимать участие, (включая и открытое) российские силовики. Именно от них, возможно, будет зависть парадигма развития событий на всём постсоветском пространстве и не только.
Именно подобные оплошности российских политиков становились исторически предусловием начала военных кампаний или применения других жестких форм выхода из критических ситуаций, в которые Москва сама себя не раз загоняла.
Хорошим примером того является августовская война 2008 года. К началу 2008 года, Москва, испортив окончательно отношения с Грузией, фактически потеряла легитимность в качестве страны-миротворца в Кавказских конфликтах. Грузинской дипломатии удалось на международном уровне представить реальную позицию РФ, как заинтересованной стороны в конфликте. Естественно страна не может позиционировать одновременно как сторона конфликта и как медиатор. Не имея дипломатической силы сохранения за собой этого статуса и тем самым сохранения "мягкого" военного присутствия в конфликтных зонах Абхазии и Цхинвальского региона (Южной Осетии), руководство РФ перешло к открытой агрессии против Грузии для сохранения военного плацдарма против НАТО. Действия России также были направлены против допущения развития сети международных энергетических и транспортных проектов в зоне Большого Южного Кавказа без участия в них РФ и её стратегических союзников.
В случае увеличения вероятности ударов по Ирану, РФ может спровоцировать военные действия на территории Грузии - в Батумском и в Борджомском направлениях для открытия доступа военных грузов в военную базу в Гюмри. Москва постарается из этого международного противостояния выжать максимум полезного для себя, как в военно-политическом, так и в экономическом смысле.
Без сомнений, формирующийся к лету 2012 года очередной кризис найдёт своё отражение и в конфликтных регионах Грузии.
Необходимо отметить, что внутренний политический конфликт на оккупированных территориях в системе "сецессионисты - юнионисты" (сторонниками и противниками отделения от Грузии) после войны 2008 года трансформировался в конфликт между "сепаратистами" и "ирредентистами".
Сепаратисты, это - те сторонники отделения от Грузии, которые мотивировали свои действия необходимостью построения независимых государств. А ирредентисты имеют совершенно иные интересы - интеграция в Российское пространство.
Сепаратисты наивно полагали, что, признавая их этнократические режимы, Москва будет поддерживать их независимость и интеграцию в международное сообщество. Таким образом, у многих из них возник конфликт ожиданий.
Именно по этому наблюдается рост антироссийских настроений антиколониального типа. Президент Абхазии - Анкваб, в частности, сделал весьма эмоциональное заявление о том, что РФ не может рассчитывать на то количество строительных материалов, которые желала получить из Абхазии для строительных работ, связанных с Олимпиадой в Сочи. Параллельно, чтобы сохранить в Абхазии имидж антигрузинского лидера, Анкваб начал проведение жёсткой политики по отношению грузинского меньшинства в Галльском районе Абхазии. Таким образом, он позиционирует именно как лидер-сепаратист, отмежевавшийся от протбилисских унионистов и промосковских ирредентистов одновременно.
Естественно, Москва делает стратегические ставки на ирредентистов, так как уверена в том, что сепаратисты рано или поздно начнут двойную игру и внутренне ориентированы на Запад. Однако, как и в случае Абхазии, когда проиграл выборы Рауль Хаджимба (представитель Владимира Путина), так и в случае с т.н. Южной Осетией - выборы проиграл Анатолий Бибилов. Эти два политические явления показывают, что Москва совершила подряд два фальстарта.
Москва поздно уяснила себе, что делать ставки на ирредентистов - рановато, поэтому в ночь на 10 декабря 2011 г начала переговоры с Аллой Джиоевой.
Естественно, проиграв выборы в Цхинвали, Кремль испугался того, что массовый митинг может перерасти плавно в "Оранжевую революцию" и перекинуться на российские регионы. Революция могла бы начаться в Международный день защиты прав человека, что придало бы особый резонанс этому событию.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР