Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

БОСТОН. ДАВИД КЛЕБАНОВ, "ИСТИННЫЙ ПОЭТ"...

80 лет со дня рождения

Опубликовано 16 Апреля 2014 в 06:23 EDT

Поэт - он всюду больше, чем поэт.
Нельзя им стать. Им суждено рождаться.
И это не зависит от гражданства,
А от того - поэт ты или нет.
Наверное, в расплату за грехи
Их обществу всегда недоставало,
Ведь истинных поэтов очень мало,
Но слишком много пишущих стихи.
________________________
Гостевой доступ access Подписаться

Прошел год, как его не стало - Давида Клебанова. 23 февраля ему исполнилось бы 80. На обложке книги, которая вышла из печати накануне его смерти, есть такие  строчки:

                  Поэт - он всюду больше, чем поэт.
                  Нельзя им стать. Им суждено рождаться.
                  И это не зависит от гражданства,
                  А  от того - поэт ты или нет.
                  Наверное, в расплату за грехи
                  Их обществу всегда недоставало.
                  Ведь истинных поэтов очень мало,
                  Но слишком много пишущих стихи.

И это, конечно, правда. Давид Клебанов был "истинный поэт".  Я это почувствовала сразу, когда первый раз его услышала на одном из  выступлений бостонских поэтов. Это было в конце 1999 года. Приехав из Питера, я старалась не пропускать мероприятий, на которые  приглашались  любители литературы. Только когда прозвучали стихи о переживаниях человека в самолёте, покидающего Родину, я поняла, что это написано и обо мне и о многих других эмигрантах. Сказано честно и очень точно.  Так пишут только настоящие поэты: " Ревут турбины, словно громы, нас отрывая от земли. Мы не дожили до погрома, а ведь вполне дожить могли…"

              Мы летим над океаном,
              Над грядою облаков,
              Мы всё дальше от обмана,
              И до правды далеко.
              Но спокойно сердце бьется-
              Мы уже не на мели.
              Как нам редко удается
              Оторваться от земли!
              Мы в обмане, как в болоте,
              Копошимся, как ужи,
              Неужели лишь в полёте
              Мы оторваны от лжи?
              Если жизнь мне радость дарит
              Лишь покамест я лечу,
              Я вообще на этом шаре
              Приземляться не хочу!
          
    Потом мы стали часто встречаться в клубе на улице Винчестер, 93, где с удовольствием собиралась российская творческая интеллигенция. Под тактичным руководством Риты Кропп многие люди сумели там раскрыть свои способности и таланты. Соревновались в остроумии поэты. Мне запомнилась пикировка мастеров изящной словесности Давида Клебанова и Лоры Завилянской. Лора как-то прочла своё стихотворение, где была\ такая строчка: "Река течёт по биссектрисе". Давид тут же написал пародию:

               Здесь ново всё - поля и выси,
               Река течёт  по биссектрисе.
               А прежде, помнится, в Союзе,
               Текла лишь по гипотенузе.    
   
Было и такое посвящение Лоре:
              
               На Марсе есть поля и горы-
               В отличие от других планет .
               Но  если нет на Марсе Лоры,
               То, значит, жизни точно нет!         
   
    С Лорой  они  изучали  английский язык в одном классе. И она ему тоже порой выдавала  свои экспромты:

                Из дам любая в нашем классе
                Подсесть к Давиду норовит.
                Как Апполон Давид прекрасен 
                И сексопилен, как Давид.    

    Теплые строчки посвятил Давид и Ганелле Златковской, которая в Одессе была незаурядным врачом с ученой степенью, а в эмиграции раскрылся её необычайный талант опереточной актрисы.

                Ах, Ганелла, Ганелла!
                Столько лет пролетело -
                Ты опять молода…
                … Ты, Ганелла, Ганелла,
                Наши души согрела,
                Ты нужна нам Ганелла,
                Как евреям маца.
                Мы желаем, Ганелла,
                Чтобы ты не старела,
                Танцевала и пела,
                Согревая сердца!
  
   Доброжелательная творческая обстановка, царившая в клубе, позволяла чувствовать себя раскованно. Посетители клуба старались не пропускать ни одной встречи по четвергам. Многие  сдружились.

    Необычайно плодотворной оказалась творческая дружба поэта Давида Клебанова с концертмейстером  Борисом Фогелем. Клебанов писал стихи, а Фогель сочинял музыку на слова Давида.  Потом они часто выступали вместе не только в этом клубе, но на различных концертных площадках Бостона, где собирается публика из бывшего Советского Союза. И всюду их особенно тепло принимали.  Не раз слушала я их и  в дневном пансионате "Жемчужина". Сохранились   диски, на которых записаны совместные песни Давида и Бориса: "Огонёк в ночи", " Гимн любви"… Прекрасные стихи посвятил Клебанов и своему другу замечательному пианисту Фогелю : " Еще аккорды не звучали", "Обыкновенный, вроде, иммигрант" и другие.

   Помню, как-то меня очень обрадовало, что Давиду понравились веселые стихи ленинградского поэта Ефима Берлина-Ефимовского, автора  детских книжек, о котором я делала сообщение в клубе. Давид попросил у меня эти стихи. И я с удовольствием отдала ему свои распечатки.

    Александр Мирный регулярно выпускает альманах "Наш автограф", который дарит всем членам клуба. Там  печатались и стихи Клебанова.   

     Но, как ни странно, свой первый полный сборник стихов "Я пишу не заумными фразами", который поэт готовил многие годы, автору так и не пришлось увидеть. Он вышел небольшим тиражом.

    Мне удалось приобрести его случайно, по знакомству. И этот сборник  стал моей  настольной книжкой. Чем больше я открываю его на любой странице, тем  интереснее раскрывается передо мной личность недавно ушедшего из жизни русского поэта Давида Клебанова.

    Сборник хорошо издан, грамотно, с любовью. Приятное оформление. Удачно подобраны шрифты. Со вкусом и с глубоким смыслом собраны подборки стихов и главы: " Я благодарен вам, друзья",  "А жизнь не поддается логике", "Парадоксы времени" и другие.

   Но фамилии составителей и издателей сборника нигде не упомянуты. Не сразу я узнала историю выхода в свет этой книжки. Большие поклонники творчества Давида Клебанова, супруги инженеры - строители из Вильнюса Диана и Сергей Филоновы давно уговаривали друга подобрать свои стихи для сборника. И он работал, старался... Приносил им свои тетради с рукописями, подборки по главам. Друзья вносили их в компьютер. Сделали макет книги и всю верстку. Теперь надо было найти подходящее издательство и деньги.  Близкий друг Давида Борис Мериин обратился за советом к Светлане Бабицкой, у которой уже имелся немалый  опыт. И она взяла на себя все хлопоты по переговорам с активистами клуба учёных и издательством. Клуб оплатил  расходы издательству. И все-таки друзья, которым мы обязаны этой книгой, огорчены. Они немного не успели. Автор умер, не приходя в сознание, через два дня после выхода  книги в свет.…

    И хотя поэтическое творчество было неотъемлемой частью жизни  Клебанова, серьёзно Давид начал относиться к своему призванию поздно, когда  уже вышел на пенсию. Он был хорошим инженером. В Москве  работал начальником цеха крупного завода, выпускавшего уникальную продукцию для космонавтики. Имел множество наград ВДНХ, где не раз демонстрировалась продукция его цеха. Он с удовольствием трудился и жил, имел добрых друзей. Но ради будущего любимой семьи вынужден был всё-таки эмигрировать. 

    Не так давно русский культурный центр Бостона переместился в синагогу Бней-Моше. Там находился и клуб учёных, который последние годы посещал Давид Клебанов, очень быстро став и здесь одним из  организаторов многих интересных мероприятий, первым помощником и заместителем председателя клуба. Энергичный, активный и очень  добрый человек, он снова приобрел широкий круг  друзей и поклонников своего яркого поэтического таланта..

Но с выпуском собственной книги  не спешил. О своих творческих  сомнениях он написал в стихотворении " Когда полуночная мгла".   Кончается оно словами:

                        И , помня все свои грехи,
                        Я зажигаю дома свечи,
                        В их свете расправляют плечи
                        Мои  спасители-Стихи! 

     При синагоге Бней-Моще работает и молодёжный театральный коллектив "Круг", где  участвует в спектаклях  внук Давида Борис, которым очень гордился дед.  Со словами благодарности обращался Давид  к режиссёру этого театра - Юрию Рубенчику.
                       
                           Они пришли, не знавшие напастей,
                           Войны, погромов, жизни не в чести,
                           И это неожиданное счастье,
                           Что встретился им ты на их пути…. 
                                
Как и каждый искренний поэт. он писал о тех событиях и людях, о которых часто думал: "Пусть из ребят ты не создашь АКТЁРОВ, зато из них ты делаешь ЛЮДЕЙ".

    Самый большой раздел его книги - лирика. Она  посвяшена Валерии, любимой  жене, с которой  прожита долгая жизнь, и  друзьям, что были рядом и о которых он постоянно тосковал. В его стихах много тепла, нежности, мягкого юмора.   Но есть и другие  интонации - гнев и возмущение  теми, кто приносит людям горе, омрачает жизнь несправедливостью и жестокостью. В его стихах нет проходных  строчек ради рифмы. Причем, рифмы его часто - неожиданные, самобытные, легко запоминаются.  И, конечно, привлекательной стороной поэзии Давида Клебанова является присущее ему остроумие. В конце книги помещено стихотворение, в котором он как бы полемизирует с  Константином Симоновым. написавшем:

                             Если  Бог нас своим могуществом
                             После смерти отправит в Рай,
                             Что мне делать с земным имуществом,
                             Если скажет он: "Выбирай!" …

     Симонов писал: " …Никакой самой малой малости на земле бы не бросил я".  А  Давид Клебанов в последнее время был настроен иначе:


                               Я б не стал брать с собой  беду мою-
                               Слов поспешных несметную рать.
                                И, пожалуй, серьёзно подумаю,
                                Что  ешё мне с собой не брать.
                                И в тревоге душа моя мается,
                                 Запоздало себя корю:
                                 Слишком много, увы., набирается,
                                 Для чего нет места в Раю.
                                 Что-то сердце  тревожно бьётся ,
                                 И рождается мысль в строке: 
                                 Может статься, что мне придётся
                                 Отправляться в Рай налегке!
                         
Вот так, тихо. не переставая шутить, он и ушел из жизни….

На последней странице книги стихи, посвященные внукам:

                            Любовь, коей сердце полнится,
                            Я внукам дарю без остатка.                           
                            Младшему - за достоинства,
                            Старшему - за недостатки.   
 
Таким он и останется навсегда в нашей памяти - простой, остроумный, весёлый, настоящий Человек - Поэт Давид Клебанов!

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка