Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

О ПРЕМЬЕРЕ 2012 - 2013

"Мария Стюарт" Г. Доницетти в Метрополитен-опера

Опубликовано 19 Марта 2013 в 06:44 EDT

На киноэкране: в сгустившейся театральной мгле луч прожектора высветил вдохновенное лицо дирижера Мауризио Бенини, панорамировал на руки оркестрантов, начавших игру, затем прорезал светом сцену, декорированную как зал Вестминстерского дворца... И стремительно полились звуки щемящей нежности, проникновенной печали и непостижимой красоты: увертюра оперы. Идёт прямая трансляция в кинотеатры оперного спектакля знаменитого нью-йоркского Метрополитен-опера...
________________________
Гостевой доступ access Подписаться

                                          "Словно выбежав с танцев,
                                           И покинув их круг,
                                           Королева шотландцев 
                                           Появляется вдруг"
                                                     
                                            /Б. Пастернак/


На киноэкране - в сгустившейся театральной мгле луч прожектора высветил  вдохновенное  лицо  дирижера  Мауризио Бенини, панорамировал  на  руки оркестрантов, начавших игру,  затем  прорезал светом сцену,  декорированную как зал Вестминстерского дворца... И стремительно  полились звуки  щемящей нежности, проникновенной печали и непостижимой  красоты:  увертюра оперы. Идёт прямая трансляция в кинотеатры оперного спектакля знаменитого нью-йоркского Метрополитен-опера.

Романтическая "Мария Стюарт" или как она называется в подлиннике "Maria  Stuarda",  знаменует торжество, чары,  могущество и божественную власть вокального искусства бель канто. Либретто оперы по мотивам пьесы Ф. Шиллера написал Джузеппе Бардари. А первое ее исполнение  состоялось в театре "Ла Скала" в 1835-ом году.

По замыслу  Гаэтано Доницетти(1797-1848) эта опера  входит в трилогию, основанную на биографи ях королев  эпохи Тюдоров: "Анна Болейна", "Мария
Стюарт" и "Роберто Деверо". В прошлом сезоне  в  Метрополитен-опера   Анна Нетребко спела партию Анны Болейна. В нынешнем сезоне театр предложил публике вторую часть трилогии. В ней для поединка двух королев:  Елизаветы -  незаконной дочери короля Генриха 8-го и казненной Анны Болейн,  и Марии  
Стюарт, чья  королевская родословная  была безупречной,   на сцену вышли  две  талантливые   певицы,  воплотившие образы своих героинь в контрасте их   
характеров,  душевной сути и  внешних черт.   Виртуозностью вокала, грандиозными певческими возможностями, раскрыли они в необъятных по протяженности  каватинах, ариях, ансамблевых сценах огромный драматизм противоборства. И если Елизавета - Эльза ван ден Хивер предстает на сцене в гротесковом гриме, с намалеванным румянами на щеках, как у клоунесс Тулуз-Лотрека, со взбитым рыжим париком и с  тяжеловесно неуклюжей  переваливающейся походкой,  то Мария Шотландская -Джойс ДиДонато - остается  воплощением женственности,  очарования, стройности, внутреннего благородства перед смертельной опасностью. И все-же игру -схватку ведут обе.

Вначале  к ней готовится Елизавета. В дуэте с  графом Лейстером- (Мэттью Полензано) она  выманивает его тайну: он любит Марию,  хранит и прячет ее портрет,  старается ее защитить, примирив обеих.  А ведь не так давно граф Лейстер просил ее руки... Ревность как слепая сила охватывает Елизавету. Перерастает в гнев и ярость.  Колоратурное  сопрано  Эльзы ван ден Хивер звучит с    холодным стеклянным  напором, взмывающим  ввысь, кантилена становится нанизыванием нот как льдинок, виртуозным восхождением   к верхнему краю регистра и плавным скольжением вниз...Рассерженность слышна в голосе. Бесполезны  и увещевания другого приближенного придворного, совмещающего свои обязанности с  тайным саном католического священника - сэра Талбота- (Мэттью Роуз), чей великолепный бас  звучит  как струнный инструмент... Им не одолеть по-иезуитски  жестокого  и столь удачно вторящего Елизавете  ее секретаря - Вильяма Сесила- (Джошуа Хопкинс), кто предрекает опасность Елизавете, если она сохранит жизнь своей сестре и пленнице... Сцена переходит в  квартет этих персонажей- сопрано, тенора, баса, баритона  и  становится  кульминацией 1-ой картины 1-го акта. И все-же Елизавета неохотно  соглашается на  якобы случайную встречу  с  заключенной и  томящейся в замке  Фотерингей Марией. Этого добивается граф Лейстер в надежде на  облегчение участи опальной  Марии...

 В следующей картине королевская охота приводит Елизавету  со свитой  в лес, окружающий замок. Наделенная  властью Елизавета, пышно буффонно  кричаще разодетая,   и лишенная королевских  прав  трагическая  Мария,  в наглухо  закрытом темном платье c белым воротником, застывают  напротив друг друга. 


Режиссер Дэвид МакВикар выстраивает этот контраст, основываясь не только на  внешнем противопоставлении, но и на выявлении личностных свойств героинь.
Кстати, привычного соотношения стареющей Елизаветы, завидующей молодости Марии, нет.  В этом спектакле они ровесницы. Но вместе на одной земле Елизавете с Марией тесно. А в прошлом  Марии поступки, которыми и она несла гибель в те времена, когда человеческая жизнь ценилась  мало, а казни свершались  как обыденное дело.  

Героиню не идеализируют, поэтому   как символ  чистых утех музицирования не выставляют  на сцене  ее знаменитую и любимую арфу Но  Мария   ныне  - жертва. И, понимая это,  даже перед лицом смерти, она не может принять унижение от  Елизаветы, которая  словно раня  ножом, припоминает   ее грехи.  Встав с колен, распрямившись, Мария  бросает свои обвинения обманувшей ее Елизавете, заманившей  в ловушку...Вокально вся эта сцена ошеломительна. Мелодически ария Марии - это полет с остановками, дающими толчок новому развитию   вокального построения.  Голос Джойс ДиДонато  в противовес звучанию голоса  ее соперницы  нежен, глубок, богато  тембрально окрашен.  И даже в гневе, в выкрике   ее сопрано близкое к меццо, льется  благородно,   и грудной,  и головной  звук  резонируют...

Художник- декоратор и создатель костюмов Джон Макфарлэйн выстроил  открытые  бескулисные павильоны для обозначения мест действия, фиксируя главным образом атмосферу и  цвет. Во дворце Елизаветы сверкают светлые
парадные краски.Природа парка замка Фотерингей окрашена в серые тусклые, не предвещающие света тона. Зал казни залит красным кровавым отсветом.   
Костюмы Елизаветы историчны лишь намеком. Они скроены для подчеркивания гротескного начала в самой королеве. И  Эльза ван ден Хивер, приглашенная на эту партию из Южной Африки, оказывается настолько увлечена идеей развенчанья своей героини, что для того, чтобы парик с буклями сидел на ее голове еще нелепей,  сдвинутей,  решается полностью обрить собственные волосы.
    
Второй акт - сцена Елизаветы, ее трудно принимаемого решения о подписи под  смертным приговором Марии. Сесил вкрадчиво убеждает. Елизавета  колеблется ровно до той минуты, пока входит Лейстер.Ревность- вот, что сжигает Елизавету в опере, пожалуй, больше, чем желание обезопасить свой трон. Миг- и бумага подписана.

Мученический финал судьбы Марии воплощен в поразительной завораживающей музыке ее арий. Мария прощается со всеми, кто сопровождал ее в годы заточения,  она полна любви ко всем, смирения,  благодарности. Обреченная - она словно очищается от всех обуревавших ее чувств, страстей, порывов, жажды  успеха, счастья...Джойс ДиДонато  захватывает  глубиной переживания и огромным стелющимся  голосом, в котором за каждой пропетой  музыкальной фразой, обнаруживаются новые и новые интонационные  нюансы. Ее пение - это медитация, и когда кажется, что наступает предел этой прощальной арии, она 
сменяется не менее длительной арией- предсмертным  высказыванием. На него с той же печалью отзывается хор...
     
Медленно соскальзывает с плечей темное платье, под которым красное, то, в котором она взойдет на эшафот.  Под безжалостной рукой палача состригаются  
роскошные каштановые волосы. Словно обрубленные на ее голове, они не безобразят певицу-актрису, что видно, когда камера приближает ее лицо. Приговоренная к смертной казни,она опирается только на свою придворную даму- 
Анну Кеннеди(Мария Зифчик) зная, что любовь той поможет ей в ее смертный час...  Так следом звучит и небольшая ария, в которой Анна  оплакивает Марию.  И это тоже запоминающееся   mezzo  voce...Ведь по другим источникам придворная дама -  кормилица Марии...

Пять веков минули после казни шотландской королевы. Но историческая трагедия продолжает будоражить   создателей произведений  искусства.
 В  20- ом веке написан  роман Стефана Цвейга "Мария Стюарт".
Сочинена  полная удивительных мелодий опера "Мария Стюарт"композитором - нашим современником - Сергеем Слонимским по либретто Я.Гордина.

Вновь  в нынешнем сезоне на сцене величайшего мирового театра Метрополитен-опера "Мария Стюарт"Доницетти...Шиллеровская трагедия, по которой созданы обе оперы, переведена Б.Пастернаком.

"Но конец героини до скончанья времен
будет славой отныне и молвой окружен"
(Б.Пастернак)...

_________________________
На фото: Сцена из спектакля "Мария Стюарт".

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка