Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

МАРИНА-АРИЭЛА МЕЛАМЕД: Бард, поэт, прозаик, режиссёр...

Опубликовано 2 Июня 2014 в 10:49 EDT

Рахель Гедрич
…- Авторитет - это, скорее, ориентир, точка отсчёта - таким был и остаётся Булат Окуджава, а Юлий Ким возник в моей жизни именно как авторитет, так это и продолжается… Многих бардов люблю, но вот эти два человека - отдельная история… Веронику Долину слушала с ранней юности, конспектировала, переписывала… И с детства в доме звучал Высоцкий, мама перепечатывала его пьесы, прозу… И в моём тогдашнем песеннике были эти четыре имени постоянно. Тогда в Харькове проживал Григорий Дикштейн, который и был первым наставником… Между прочим, все харьковчане моего "бардовского призыва" помнят и поют Дикштейна…
_________________________
Гостевой доступ access Подписаться

Марина - явление всемирное

Гостью июньского номера независимого международного журнала "Кругозор" представляет Вероника Долина:

"Марина Меламед. Которую давно знаю. Будто сильная. Смешная. Беззащитная. Могла бы медиком быть... Это мое мнение. А сочиняет и поет... И гитара в руках. Неравнодушие к роду человеческому - вот чем веет от всего её облика, улыбки, кудряшек. А вот и гитара в руках... Но это вообще не из жизни равнодушных. Марина - явление всемирное. Это как стихи на каждый день. Тёплый человек-который тёпл всегда. Изнутри чуть повышенная человеческая температура.

Легким и победным шаг такого человека быть не может. А голос его - всегда свеж и подогрет. Как у Марины Меламед…"

Марина Меламед родилась в Харькове. Там же получила музыкальное образование и училась на филологическом факультете университета. Репатриировалась в Израиль в 1990 году. Окончила Иерусалимскую школу альтернативного театра, выступает в основном на русском языке, с песнями своего сочинения и бардовской классикой, со спектаклями по своим сценариям, а также по рассказам Г. Кановича, Голубенко и других авторов - "Голубка", "Джаз в стиле идиш", "Как найти принцессу", "Мистер Шляпа" и др. Живет в Иерусалиме.

Её талант многогранен, а любовь к родной стране и людям, её населяющим, искренни и неподдельны. В представлении она не нуждается - её знают и любят в Израиле, Америке, России и Украине, а вернее - в любом уголке нашего хрупкого земного шарика, где ценят Слово, способное поднять Душу.

Юлий Ким:

"Марина - человек эпохи Возрождения, - тут вам и гитара, и стихи, и проза, и куклы…" В посвящённом ей стихотворении Ю.Ким называет Марину "наш израильский соловей". 

Игорь Бяльский, поэт, главный редактор "Иерусалимского журнала":

"Марина Меламед - человек Возрождения. В наше специальное и всё более специализирующеся время это большая редкость, хотя подозреваю, что и в собственно Эпохе Возрождения человеков таких, которые успешно работают  в довольно-таки разных жанрах - театр и проза, стихи и песни - было не так уж много. Детство Марины выпало на романтическую Оттепель, возрождавшую непреходящие ценности в отмороженной догмами Стране Советов; творческую зрелость Марине посчастливилось обрести в возродившейся Стране Израиля. Замечательные песни Марина Меламед написала на стихи многих любимых моих поэтов - Феликса Кривина и Вадима Левина, Ренаты Мухи и Александра Файнберга... Не побоялась озвучить по-своему песенные стихи Юлия Кима, который и сам это умеет.  Я благодарен Марине за многолетнюю дружбу, горжусь, что в концертные программы она включает и песни, написанные на мои стихи."

Марина Меламед - автор, исполнитель, поэт, прозаик, член Союза писателей Израиля. Режиссер молодёжного театра; арт-терапевт - ведёт студию по развитию голоса "Интонация". Руководит Иерусалимским клубом песни "Шляпа", ведёт детскую студию бардовской песни.

Лауреат национальной пермии "Олива Иерусалима" в области литературы. Постоянный автор "Иерусалимского журнала", автор четырёх книг прозы, нескольких мюзиклов, эссе, рассказов и увлекательных сказок для взрослых и детей. Лауреат и член жюри многих фестивалей авторской песни. Сочиняет песни на свои стихи, а также на стихи Игоря Бяльского, Лорины Дымовой, Юлия Кима, Феликса Кривина, Зинаиды Палвановой, Ирины Рувинской (в основном - иерусалимских поэтов), автор 15-ти песенных дисков, обладатель "Бард-Оскара" (Фестиваль Бард- Тур-2009 год). Переводит песни Наоми Шемер на русский язык. Проводит иерусалимские камерные фестивали-концерты: "Свободный стиль", "Песни наших родителей", "Барды Иерусалима" и детский бардовский фестиваль "Песочница". С 2009 года месте с художницей и поэтом Ириной Маулер проводит в Российском Центре Тель-Авива два-три раза в год фестиваль "Бардовские чтения", в котором участвуют поэты и барды русского зарубежья. В 2013-м году Марина Меламед и Ирина Маулер организовали международный поэтический фестиваль "Дорога к Храму". В 2014 году вместе с Ириной Маулер вошла в короткий список "Русской премии" - "За вклад в развитие и сбережение традиций русской культуры за пределами Российской Федерации"

Морщинистые лбы, морщинистые души,
Застывший метроном починится едва ль.
По кромочке судьбы ступаю, где посуше,
Ни строчки не забыв про март или февраль...
Морщинки на душе разглаживать напрасно -
Расписаны уже сто линий-завитков...
Рассыплется клише, взлетев огнеопасно,
Как летнее драже легчайших мотыльков...
2005

"Это мой мир…"

- Марина, совсем скоро любители вашей поэзии получат уникальную возможность услышать вас в Америке. Где и когда вы планируете выступить?

- Планируется - в слёте авторской песни "Синий троллейбус" в Пенсильвании, затем - первый концерт в Торонто, и постепенно: Чикаго, Кливленд, Детройт и Нью Джерси, затем Нью-Йорк. Возможно, Бостон… Но программа ещё не окончательная.

 - Чем собираетесь порадовать американскую публику, что привезёте на этот раз?

- Программа называется "Иерусалимские мотивы". Это в первую очередь мои авторские песни, на русском языке - на свои стихи и на стихи иерусалимских (и не только) поэтов - Игоря Бяльского, Юлия Кима, Лорины Дымовой, Зинаиды Палвановой…

Вольные переложения псалмов и песен Наоми Шемер на русский язык, стихи, отрывки из спектаклей… Маленькая поэма "Пуримшпилька", еще не читала её со сцены, это будет премьера, "Хеломские мудрецы" - небольшая композиция, рассказы с отрывками песен на идиш. И пара бардовских песен в переводе на иврит, есть такой интересный проект в Израиле, по ходу дела буду корректировать… Люблю и пою бардовскую классику, и песни израильских бардов, но акцент буду делать в первую очередь на свои авторские песни.

Везу новые диски: "Снег в Иерусалиме" (на свои стихи), "Города времени" (на стихи Игоря Бяльского), и диски, которые вышли раньше - "Иерусалимский этюд" (на стихи иерусалимских поэтов), "Бродячие актёры" (на стихи Юлия Кима) и "Я возвращаюсь в Иерусалим" (идиш, переводы бардовских песен на иврит и песен Наоми Шемер - на русский). Новую книгу беру - "В Гефсиманском саду" (это сегодняшний день - от Иерусалима до Парижа, да не обманет название - жизнь, любовь, вечность и бурный сегодняшний день…) и старую "Иерусалимские акварели". Постараюсь захватить "Иерусалимский журнал" хоть несколько штук.

- Марина, ваше детство и юность прошли в городе, который по праву считают украинским Санкт-Петербургом. Этот город дал миру много талантливых, неординарных людей. Какое место в вашей душе занимает Харьков?

- Харьков люблю и помню, он мне иногда снится - улочка Пушкинский въезд, занавешенная деревьями, трамвай на Пушкинской, который уже только в памяти - теперь там не ходят трамваи… или квартирка, в которой я выросла, на Павловом Поле. По потолку бегала синяя неоновая реклама, и наш пятый этаж казался таким высоким… Воздух детства, кленовый ветер, земля, которая сама ложится под ноги…

Я лепила куличики из прошлогоднего снега
Я взлетала с разбега,
А за мною тряслась по пятам наваждений телега
И просила ночлега.
А теперь пробираюсь сквозь заросли дымного лета
И хожу без берета,
Не вздыхаю по нотам и не наблюдаю балета,
Соблюдаю конфеты.
Ничего не прошу поминутно ни слева, ни справа,
Разминаю суставы
Мне бы лишь босанову сыграть бы любого состава,
Обойти бы канавы…
И свернуть бы на Пушкинский въезд, где прохлада акаций,
Летних кленов палаццо,
Эта улочка так хороша, если честно признаться,
Просто не оторваться…

Что говорить, Харьков мне не чужой человек.

- Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит на Украине?

- Как можно относиться - это все больно и тяжело… Идёт передел мира, выходят наружу тяжелейшие энергии, переворачивают всё вверх дном, а когда все выстроится заново и по-другому - Бог весть… Там мои друзья, там кусочек моей души, конечно, я постоянно слежу за новостями, хотя много пены и бывает трудно отличить правду от фейка… Очень надеюсь, что войны не будет и все постепенно войдёт в свою колею.

Удивительно, как хватает сил и юмора у людей, невзирая ни на что - люди живут, устраивают забавные флешмобы с плакатами, и велогонка прошла в Харькове, а в Киеве - конкурс красоты… Дай Бог, чтобы все наладилось.

- Вернёмся к вашей "новой жизни". Как долго вы живёте в Израиле? Чувствуете ли эту страну "своей"?

- Тут я уже 24 года, скоро справлять серебряную свадьбу со страной… А своей она мне стала сразу, ещё когда я побывала здесь в гостях - это такая земля, если ты ей свой, то ты дома. Белые камни Иерусалима, прозрачный воздух, тонкий аромат олив, яркие краски, темпераментные разговоры и улыбающиеся глаза…

Щебечущие подростки, тонкое тепло вечной весны... Это очень домашняя страна, и люди часто улыбаются просто так на улице, незнакомые… Буквы иврита, которые я видела в Харькове на древних книгах, от них веяло памятью, чем-то удивительно знакомым, моим прадедом-кантором, которого я никогда не видела и чем-то ещё не названным… Буквы, которыми тут написаны названия улиц. Поначалу в автобусах самым непривычным были совсем другие лица, словно идешь в кино, слышишь то амхарский, то английский, то иврит… И ментальность у всех разная, и еда. И такие общие - Ханука, Песах, Пурим… что с любым ты тем не менее говоришь на одном языке.

Это мой мир, дырчатые тени на белых камнях Иерусалима, сосны и кипарисы… Когда я вдали, хватает меня ненадолго, начинаю тосковать, и даже в Тель-Авиве не могу задержаться надолго, тянет вернуться в Иерусалим. А когда появляется на повороте надпись "Иерушалаим", то и жизнь налаживается…

- Ваш собственный  Иерусалим - какой он, Марина?

- Мой Иерусалим…

Старый город, дорога в огнях за моим окном, а наверху - башня Давида, а там - белые камни, и променад у Яффских ворот, кофейня "Самара", где вечность присаживается выпить чашечку кофе, никуда не торопясь, а потом спускается в торговый центр Мамиллу и растворяется в гуляющей толпе, в необычных скульптурах… Там рядом скрипка на скамейке, то ли отдыхает, то ли ждёт скрипача своего - мини-скульптурка…

Зелёные автобусы, пешеходная улица Бен-Еуда в центре, крохотный музыкальный магазинчик с непременной арабской лютней на витрине, израильская шаурма - шварма на Кинг-Джордж, лучшая шварма в мире (если не считать ту, что в Телль-Авиве на Алленби)… Улочка Гвироль, на которой всегда поднимается голова кверху - там, в мансарде, жил поэт Генделев, угощал мимоходящих друзей, и строки самого Генделева, не говоря уже про Семёна Гринберга…

Это Дом Ури Цви Гринберга, в котором "Иерусалимский журнал" прописался, да и клуб самодеятельной песни  "Шляпа" с некоторых пор тоже, оттуда из окна видна Яффо, и рядом Старый город, а внизу кондитерская, и всегда можно разжиться бурекасами, чтобы сидеть и беседовать, и петь иногда… Это чайная "У Лёвы", где тоже собирается русскоговорящая тусовка, и зал "Гармония", где дивный человек Саша Гамбург выставляет звук и за песни можно не волноваться… Это музей природы Иерусалима, удивительное место и Таелет - променад с огромной панорамой в сторону Старого города, это иерусалимцы и туристы в разнообразных одеяниях - от библейских сандалий и современных шорт до ниспадающих одеяний и абсолютная естественность этих цвето-сочетаний…

Мой Иерусалим - это и поэты, которые о нём писали и пишут, от царя Давида до Игоря Бяльского…

- "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Кого вы можете назвать своими друзьями, кто умеет радоваться вашим успехам?

- Моя мама, особенно, более всего и теплее всего… И книги, и песни, и стихи, и сказки - она так радуется, что хочется тут же продолжать, ещё и ещё… Мама мой верный друг, и благодарный слушатель, каких поискать. Есть пара друзей - которым я читаю по телефону сказки и стихи, одна - литератор, пишет под псевдонимом Натали Валье, сказка проступает и начинает дышать иначе, когда я ей читаю по телефону первый раз… А стихи выслушивает Марик Камцан, мой старый товарищ, хотя иногда для этого ему приходится проснуться и сосредоточиться, дома мы все оказываемся к позднему вечеру… И ещё несколько друзей прекрасных, которых я гружу собственными творческими занятиями, и их поддержка неоценима - и ваша, Рахель, в частности…

Это словно теплый воздух, в котором цветам легко распускаться. В этом смысле я человек оранжерейный, и спасибо судьбе, которая мне послала и посылает дивных людей, и известных, и не слишком известных, но которых я люблю не меньше… А ещё есть незнакомые друзья в фейсбуке, которые рады за меня, вообще, удивительныя вещь - эта виртуальная реальность, в которой появляются люди, становятся друзьями, и радуются тебе, и сочувствуют…

- Вас смело можно назвать человеком творчески ненасытным. Что вдохновляет вас писать, петь, ставить спектакли?

- Да всё… бывает, приходит такая волна сама собой, а иногда - слово, строка, разговор, пейзаж… Что-то неожиданно может подтолкнуть - и происходит кристаллизация, что-то варилось, начиналось неосознанно, неозутимо, и достаточно толчка, чтобы проступило и начало существовать… А когда не происходит - я перестаю понимать, зачем живу…

- Когда вы увлеклись бардовской песней и кто из авторов-исполнителей стал на первых порах для вас авторитетом?

- Авторитет - это, скорее, ориентир, точка отсчёта - таким был и остаётся Булат Окуджава, а Юлий Ким возник в моей жизни именно как авторитет, так это и продолжается… Многих бардов люблю, но вот эти два человека - отдельная история…

Веронику Долину слушала с ранней юности, конспектировала, переписывала… И с детства в доме звучал Высоцкий, мама перепечатывала его пьесы, прозу… И в моём тогдашнем песеннике были эти четыре имени постоянно. Тогда в Харькове проживал Григорий Дикштейн, который и был первым наставником, в лучшем смысле этого слова - он не учил жить и писать, а просто сочинял, делился песнями и мыслями - я бывала у них дома - и мысленно "конспектировала", каково это - быть бардом, поэтом… Григорию Ефимовичу я очень благодарна и за те времена, и за песни, и за драйв, который - мне кажется, у нас с ним родственен… Между прочим, все харьковчане моего "бардовского призыва" помнят и поют Дикштейна.

И тогда ещё был жив мой отец, он выслушивал и песни, и целые программы и давал советы, отчасти благодаря этому я пою так, как пою, папа был для меня первым и главным авторитетом…

- Исполнение авторской песни, поэзия и проза - это отнюдь не всё, чем вы живёте и дышите. Есть ещё одна страсть в вашей жизни - театр. Вы театральный режиссер, с помощью арт-терапии успешно помогаете трудным подросткам открыть в себе новые грани и возможности. Чем вас увлекает работа с детьми? Что в юном поколении вас озадачивает, а что обнадёживает и радует?

- Подростки - это тот мир, в котором я существую на работе, и если им сегодня ближе песни - то начинается эта история, потом театральная, и опять - гитарная студия… Это такие отдельные люди, которые открыты, бурно проявляют себя, они естественны, обаятельны… с ними не нужно соблюдать чужие стереотипы поведения... С ними можно рядом учиться, и у них учиться, - быть спонтанным, реагировать незамутнённо и сразу, быть таким, какой есть, не скрывая этого. А я им помогаю найти себя про помощи творчества.

Озадачивает каждый день другое… Когда тебя не слышат. Или когда у него беда, а он не готов поделиться, замыкается и ты не знаешь, как помочь…  И нужно всякий раз искать новые пути. Обнадёживает - свет, который от них исходит. Это очень позитивные товарищи, я в них верю. Что им все удастся и что мир в их сопровождении тоже будет неплохо себя чувствовать…

- Ещё одна удивительная грань вашего таланта раскрывается в необычайно увлекательных, эмоционально красочных и глубоких по смыслу сказках. Как они рождаются, Марина?

- Когда я, наконец, просто так валяю дурака, от души, для себя… Когда перестаю задумываться над тем, как это примут, кто всё это будет читать, и просто балуюсь словами - получаются сказки, для взрослых в основном. И откуда там берётся глубокий смысл - ума не приложу, но люди находят, и это радует. Наизусть оттуда помню всего одну строку: "Первый встречный оказался поездом"…

- Все, кто знает и любит вас с нетерпением ждут встречи с вами в Америке. Мы желаем вам крепкого здоровья, радости творчества и удовольствия от встреч с вашим зрителем. Что бы вы хотели пожелать всем, кто ценит и любит вас?

- Дорогие друзья, желаю вам душевного здоровья, равновесия, благополучия… Радости, любви, здоровья… Когда человек радуется - и силы к нему прибывают. Желаю вам, чтобы приходили добрые чудеса, большие и маленькие, а вы чтобы успевали их замечать…

На фото: Марина -Ариэла Меламед. Фото Владимира Попова.

ПОЁТ МАРИНА-АРИЭЛА МЕЛАМЕД

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка