Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ПОДВОДНЫЕ МУЗЕИ

Опубликовано 21 Мая 2010 в 09:46 EDT

...принц Омар Тусун, пролетая на своем самолете над заливом Кайт-Бей и Восточной гаванью, увидел под водой странное образование в форме правильной подковы. С того дня он буквально потерял покой, посвятив исследованию этого района едва ли не всю свою оставшуюся жизнь - нырял с аквалангом сам и организовывал подводные археологические экспедиции. Обнаруженные принцем "образования" оказались хорошо сохранившимися руинами двух древних городов - предположительно Менутиса и Гераклеона (основанных во 2-3 тыс до н.э. и исчезнувших под водой в VIII в н. э.).
Гостевой доступ access Подписаться

Нет, определенно, люди, хоть существа и сухопутные, все активнее стремятся осваивать водные глубины морей и океанов. Точнее - вмешиваться, внедряться в чуждый им мир, нарушая баланс, который потом сами же тщетно пытаются восстановить.

Обнаружив, что по всему Мировому Океану начали катастрофически гибнуть коралловые рифы - одно из самых поразительных творений планеты, и, не без оснований заподозрив, что приложили к этому руку, они предпринимают всевозможные усилия, чтобы исправить ситуацию. В частности - отправляют на дно отслужившую свой век сельскохозяйственную и военную технику, старые корабли и автомобильные покрышки - миллионами штук, еще больше засоряя океан, уверенные, что коралловые полипы с радостью примут их "гуманитарную помощь" и тут же начнут возводить на них новые рифы.

В благотворительных, по отношению все к тем же полипам, целях иные энтузиасты надумали создавать на дне океана романтические кладбища - уже не для устаревшей техники, а для людей. Прах усопшего, высыпают в жидкий бетон, и отлитую из него фигурную железобетонную конструкцию закрепляют на дне океана. Конструкция эта призвана выполнять двойную функцию: с одной стороны - надгробья (что очень пришлось по душе дайверам, фанатам подводного мира), а с другой - арматуры, каркаса для будущего коралового рифа.

Подводные кладбища  появились уже с легкой руки предприимчивых новаторов похоронных бюро, в Америке, у берегов Северной Каролины, сразу несколько у Флориды (Neptune Memorial Reef), Вирджинии, Нью-Джерси и Мериленда. А теперь вот еще одна новинка, на сей раз мексиканская - подводный музей тире будущий коралловый риф.
 
На полуострове Юкотан есть очень симпатичный, известный далеко за пределами Мексики курорт - Канкун. Узкая полоска земли, вытянувшаяся этаким 30-километровым крючком (напоминающим цифру "7") между лагуной Ничупте и Карибским морем, и есть его основная курортная зона. Первокласные отели, белоснежные пляжи, чистейшая прозрачная вода, богатый подводный мир. Отдыхать сюда с удовольствием приезжают не только мексиканцы и американцы, но и жители других континентов. Ласково-теплые воды Карибского моря круглый год манят купальщиков в свои глубины.

Здесь, у берегов Канкуна, пролегает второй в мире по величине коралловый риф, образовавший на поверхности большой коралловый остров Косумель, покрытый тропическим лесом и обжитой людьми. Это уникальное место облюбовано дайверами всего мира. Подводные коралловые тоннели Пунта-Сур и Санта-Роса, рифы Барракуда и Паланкар, вертикально уходящие в глубину стены Маракайбо-Дип... И все это при абсолютной прозрачности воды, позволяющей видеть на 60 метров вокруг.

Подводное плавание процветало и поощрялось в Канкуне - ныряние с аквалангом, включая прогулки по тоннелям и уникальное катание по дну на подводном мотоцикле - "Submarine Bob". Желающих подвозят на катамаране к самому рифу и там помогают погрузиться на дно. Испробовавшие этот вид развлечения долго потом остаются под впечатлением совершенной на мотоцикле прогулки по подводным кущам.

Однако морские биологи пришли к заключению, что туристы и отдыхающие разрушают и растаскивают коралловый риф по кусочкам. Ситуацию усугубил тайфун "Дин". Налетев с Мексиканского залива в 2007 году со скоростью 250 км в час, он оставил после себя катастрофические разрушения не только в самом Канкуне, лишив его пляжи их гордости - белоснежных шелковых песков, но и основательно покалечил коралловый риф - основную ценность курорта.

Вообще-то общеизвестный факт, что коралловые рифы всего Карибского бассейна, независимо от безответственных ныряльщиков и тайфунов, вымирают с особой, прямо-таки пугающей быстротой, пораженные таинственной болезнью. Но власти Канкуна основную вину за свой риф возложили на отдыхающих, благодаря которым и существует курорт. Не желая однако потерять ни одного из них, они решили попытаться переключить внимание ныряльщиков на другие, не менее привлекательные объекты.Так возникли вокруг Канкуна подводные парки - Гаррафон, Контой, Шел-Ха и Чанканаб Лагун.

В одном из парков - заповеднике West Coast National Park, что между Канкуном и "Островом Женщин" (Isla Mujeres) полным ходом идет строительство крупнейшего в мире подводного музея - Underwater Art Museum. Свыше 400 человеческих фигур, изваянных в натуральную величину и отлитых из бетона, установят по всей территории парка. Они будут свободно стоять, сидеть, лежать на песке пляжа, плавно, подобно живым купальщикам, "входить" в воду и опускаться на дно. Там, на различной глубине, среди рыб и морских черепах, среди подводных скал и камней, кораллов и водорослей, разместится основная экспозиция музея. Иными словами в подводном и надводном царстве Мексики поселится целый бетонный народ. И первые ласточки уже появились.

Вот девушка, лежащая на животе. Подняв пятки и подперев голову руками, она... нет, никуда она не смотрит. У всех фигур почему-то закрыты глаза, будто они живые покойники. Все они будут иметь названия: "Человек огня", "Сеятель надежд", "Бесшумная эволюция"...

Вот мужчина сидит за письменным столом и печатает на машинке. Другой стоит спиной к письменному столу и что-то записывает в блокнот. Это "Хранитель мечты". Он призван стать собирателем бутылок с замурованными в них посланиями доброй надежды, которые, как рассчитывает автор проекта, люди будут присылать ему со всего мира. В отсеках стола уже есть несколько настоящих бутылок. Им-то видимо и ведет "Хранитель" учет в своем бетонном блокноте. А вот целый хоровод из 25 мужских и женских фигур. Образуя правильный круг, они стоят взявшись за руки, лицом наружу.

Автор и директор этого странноватого музея скульптор Джейсон де Кейрес Тейлор (Jason de Caires Taylor), известный своими подводными скульптурами в разных частях света, в частности - в Вест-Индии. Первая часть музея - примерно 250 фигур из намечен-ных четырехсот, спуск на дно и установка которых уже идет полным ходом - вскоре откроется. Но и 400 не станут пределом. Планируется в помощь Тейлору привлечь и других скульпторов, которые будут приумножать бетонный народ. Интересно, почему авторы проекта не остановили свой выбор на исчезнувших ацтеках и майя. Возможно это придало бы заложенной в Подводном Музее идее особый смысл и шарм.

Весь этот титанический творческий труд направлен не только на то, чтобы развлекать и отвлекать курортников. Подводный музей Канкуна имеет и далеко идущие планы, по сути такие же, как подводные кладбища в Штатах - привлечь в залив коралловых полипов и побудить их к строительству нового кораллового рифа, взяв за основу бетонные фигуры. Так что последние, по мере того как на них начнут селиться морские обитатели, включая молюсков, актинии и водоросли, очень скоро до неузнаваемости изменят свой облик, превратившись в рыхлые, разноцветные болванки, лишь отдаленно сохранившие человеческие очертания. А потом, если канкунцам повезет, и вовсе исчезнут под коралловой массой.

С учетом далеко идущих планов, материал для отливки фигур подбирался соответствующий - специально разработанный для подводных, экологически безвредных сооружений, а именно - особый нейтральный бетон, не нарушающий кислотно-щелочной баланс окружающей среды.


Но, как представляется, куда более интересным, по-настоящему нужным событием станет другой подводный музей, на другом полушарии планеты. Его не собираются превращать в остов для кораллового рифа, хотя бы потому, что воды Средиземного моря слишком холодны для рифообразующих полипов. Да и будущие его экспонаты давно уже лежат на дне морском, одни - сотни, другие - тысячи лет. Прибрежные воды Египта буквально нашпигованы остатками канувших в лету цивилизаций, представляющих огромный интерес не только для археологов. Можно не сомневаться, что в желающих увидеть собственными глазами то, что сохранила до наших дней история, недостатка не будет.

Еще в 40-х годах прошлого века принц Омар Тусун, пролетая на своем самолете над заливом Кайт-Бей и Восточной гаванью, увидел под водой странное образование в форме правильной подковы. С того дня он буквально потерял покой, посвятив исследова-нию этого района едва ли не всю свою оставшуюся жизнь - нырял с аквалангом сам и организовывал подводные археологические экспедиции. Обнаруженные принцем "образования" оказались хорошо сохранившимися руинами двух древних городов - предположительно Менутиса и Гераклеона (основанных во 2-3 тыс до н.э. и исчезнувших под водой в VIII в н. э.). Об их существовании было известно только из записей Геродота (V века).

В 60-х годах профессиональный ныряльщик и археолог-любитель Камаль Абу Эль-Саадат, при содействии военно-морских сил Египта, обнаружил скрытые под водой у форта Кайт-Бей руины еще одного неизвестного города, 250-метровый мол, каменные якоря, причалы для судов, расходящиеся лучами, и огромную, 7-метровую статую из розового асуанского гранита - античную богиню Исиду Фаросскую, как ее назвали.

В том же заливе Саадат нашел несколько судов, принадлежавших флоту Наполеона Бонапарта. Суда потопил во время египетской кампании будущего императора Франции адмирал Нельсон в 1798 г. На дне, в 8 км от берега, на глубине 11 м, лежало на боку флагманское судно L'Orient, и недалеко от него еще три - Le Guerrier, La Serieuse и L'Artemise.

Сама Александрия, основанная в 332 г до н.э. Александром Македонским, через семь веков была разрушена землетрясением, часть ее, вместе с сушей, ушла под воду. А это значит, что первоначальный город, созданный величайшим полководцем мировой истории, лежит в руинах под землей и под водой, ожидая своих исследователей.

И вот, в 1996 была обнаружена та самая, погрузившаяся на дно часть Александрии - древняя гавань и находившиеся в ней царский квартал, где бывали Юлий Цезарь, Марк Антоний и Клеопатра; руины храма богини плодородия Исиды; древнего суда; дома Марка Антония; дворца Клеопатры и ее гробницы. (Одни только фрагменты гранитной семиметровой двери гробницы весят 30 тонн.) И конечно статуи. 

Все это послужило более чем солидным поводом для зарождения и развития в Египте подводной археологии на Средиземном море, каждый год делающей все новые и новые потрясающие открытия. В их числе, только в акватории восточной части форта Кайт-Бей более 3 тысяч различных артифактов: древнеегипетские статуи, фрагменты обелисков, колонн, высеченных из гранита, кварцита, известняка, песчаника и граувакка (палеозойских песчаников). Иные - весом до 75 тонн. Возраст находок - от династий египетских фараонов и греко-римского периода до военной экспедиции Наполеона.

Возглавляемая французами команда морских археологов-водолазов, проведя тысячи часов под водой, подняла со дна золотые драгоценности, монеты, головы сфинксов и 5-метровую статую из розового гранита, изображающую бога Нила Хапи - самую большую из всех, когда-либо найденных в Египте.

Все, что можно было поднять со дна, перевезли в музей при Римском Амфитеатре Александрии - мраморные скульптуры, якоря, золотые монеты и т.д. Но подавляющее большинство археологических ценностей изъятию не подлежит - либо они слишком тяжелы, любо слишком ветхи и, если их потревожить, могут просто рассыпаться.

Вот и решил Высший совет древностей Египта, совместно с ЮНЕСКО, создать у берегов Александрии - в районе залива Кайт-Бей и Восточной гавани, подводный музей "Затонувшие Сокровища Египта". Был сформирован Международный научный комитет, в который вошли эксперты по затонувшим памятникам старины и реставраторы, а также сотрудники известных музеев Мексики, Хорватии и Польши.

Аналогов такому музею пока что на Земле не существует. Он будет представлять собой систему подводных тоннелей, отлитых из высокопрочного органического стекла плексигласа, способного выдержать давление морских глубин и напор штормовой волны. Люди будут гулять по морскому дну по прозрачным трубам-тоннелям, таким же, какие сейчас практикуются в Аквариумах, и созерцать исторические ценности в том виде, в каком сохранило и донесло их до наших дней море. Они увидят собственными глазами затонувшие корабли, остатки Фаросского маяка, руины античного города, его дворцов и многое-многое другое, попутно любуясь флорой и фауной Средиземного моря.

Кроме того, сам подводный музейный комплекс будет иметь просторное здание - частично над водой, частично под водой, в котором будут собраны предметы старины, поднятые со дна. В залах музея собираются воссоздать атмосферу Средиземного моря и древних, затонувших городов Гераклеона и Канопа (Менутиса), откуда были извлечены экспонаты. А мягкое звучание классической музыки будет прерываться эхом катящихся и разбивающихся о скалы волн. На гигантских плазменных экранах, размещенных во всех залах музея, будут демонстрировать документальные фильмы, запечатлевшие работу подводных археологов, добравшихся до тайн Восточной гавани Александрии.

Нечто подобное авторы будущего музея уже показали Европе - Берлину и Парижу, в частности, на передвижной выставке египетских художественных ценностей, поднятых с морского дна. Но то была имитация. Здесь же все будет "взаправду".

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка