Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

БОСТОНСКАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА. "ПУРИТАНЕ" ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ

Премьера-2014

Опубликовано 17 Июня 2014 в 04:40 EDT

Удивительно совпало, что эту редко появляющуюся в репертуаре мировых оперных театров оперу в стиле бельканто одновременно в конце сезона 2013-2014 годов поставили в нью-йоркской "Метрополитен-опера" и куда более скромной по масштабу компании - "Бостонская лирическая опера". Мой рассказ - о премьере в Бостоне...
Гостевой доступ access Подписаться

Удивительно совпало, что эту редко появляющуюся в репертуаре мировых оперных театров оперу  в стиле   бельканто  одновременно в конце сезона 2013-2014 гг. поставили в нью-йоркской "Метрополитен-опера" и в куда более скромной по масштабу компании - "Бостонская лирическая опера". Мой рассказ - о премьере в Бостоне.
 
Минимальными средствами дизайна художник Джон Конклин воссоздал  атмосферу Англии 50-х годов 17-го века с их суровостью и романтизмом. Над сценой с колосников спущены панели с живописно нанесенными облаками в ночном клубящемся тумане, а под ними фрагмент стены старинного замка, в котором живет героиня…. На сцене установлена деревянная платформа, вокруг которой ниже расположился хор…. Тут оживают события оперы, перенесенные либреттистом графом Карло Пеполи из французской драмы "Круглоголовые и рыцари", авторы которой Франсуа Ансело и Ксавьер Бонифас Сэнтэн в свою очередь заимствовали сюжет из романа Вальтера Скотта "Пуритане".

Действие развивается в эпоху Оливера Кромвеля - период борьбы между роялистами и пуританами. Движение пуритан было направлено против отстаиваемой роялистами англиканской церкви. Король Карл 1-й уже казнен. Его вдова Генриетта Французская пребывает плененной в Плимуте, в лагере пуританского наместника лорда Уолтона.  А он, суровый воин, испытывает нежнейшие отцовские чувства к дочери - красавице Эльвире. Также преданно  любит ее родной дядя, брат отца, сэр Джордж Уолтон. Эльвира, которую лелеют оба, все-же не сможет избежать превратностей судьбы: ее сердце принадлежит сэру Артуру Талботу - роялисту, а с детства она обручена с сэром Ричардом Фортом - пуританином, капитаном армии отца. Счастье девушки зависит от согласия отца на брак с Артуром. Однако, причина ее трагического потрясения возникает совершенно неожиданно. Прибыв в Плимут в надежде  соединить свою  судьбу с её судьбой, Артур узнает среди присутствующих в замке Генриетту - вдову короля. Понимая, что ее участь будет такой же, как и мужа, он отваживается на спасение несчастной. Но Эльвира решает, что любимый ей изменил.

Любопытно, что Беллини, наделивший своих героев небесными мелодиями арий, торжеством бельканто, дает им итальянские, а не английские имена (они внесены в программу спектакля): так, скажем, Ричард зовется Рикардо, Джордж Уолтон - Джорджио, лорд Уолтон - Гуалтиеро…

Грустно думать, что Беллини (1801-1835) - творец божественной музыки,   очаровавшей когда-то Шопена, оставивший  уникальное наследие- "Сомнамбула", "Норма", "Пуритане",  прожил всего 35 лет…

Премьера  "Пуритан" состоялась в Париже 25 января 1835-го года. И вот в 2014-ом году в Новом Свете вновь звучат бессмертные гармонии композитора, создавшего чудеснейшие напевы не только для колоратурного сопрано героини - Эльвиры, но и баритоновые колоратурные арии, а также  для тенора с высокой тесситурой, где требуется два высоких ре и даже одно фа…

Режиссер-постановщик Кристал Манич выстраивает спектакль без излишнего стремления насытить сценическое действие визуальными задачами.
 В опере  - торжество бельканто, и достоинство постановки в  неторопливом  наслаждении красотой и силой эмоций, передаваемых в пении. Хоровые эпизоды воплощены в воодушевленном пении без ставшей принятой на современной сцене    имитации живой жизни. Нам предлагают скорее иллюстрации к ней, выполненные художественно и с заданной высотой эстетики. Хоры воинов в  мизансценах откровенно статичны. Хоры юных дев эффектны плавным кружением вокруг героини, и как  ее отражение  они  одеты в красные платья…

Режиссура подчиняется и следует власти Ее величества оперы, возвышенной и свободной от бытовых реалий, не хлопочет о сценической действенности, героев в своем времени, не перенося насильственно в другое, и, наконец, открыто преклоняется перед музыкой и строго следует ей, полагая ее богатство главной ценностью… И такое понимание убеждает.  Дирижер Дэвид Ангус всё исполнение подчиняет солистам, помогая им выявить самые экспрессивные, самые пылкие, самые страстные и самые нежные эмоции в   протяженных легато, выразительной фразировке, вокальной виртуозности. Он передает и чистоту тембровых красок инструментов в исключительно   оркестровых эпизодах.

Эльвира  - Сара Кобурн появляется радостной, в ожидании счастья. Она весела и нарядна в ярко-красном платье с фижмами, играя с развевающейся подвенечной фатой. Ликование, скольжение глиссандо на высоких нотах слышится в ее звонкой колоратуре. Сцена переходит в дуэт с Артуром - Джон (Тессьер).  Красота высокого тенорового звучания этого молодого певца станет очевидна позже, в его сокровенной арии перед финалом. Она выявится и в  контрасте драматизма его борьбы с  Ричардом Фортом - соперником. В его партии  баритон Трой Кук явил свою вокальную виртуозность и мрачную одержимость персонажа, приковывая к себе внимание в  ариях и дуэте с  Джорджем Уолтоном...
 
Не уступая главным героям, а составляя с ними вокальный квартет, высятся два брата Уолтон, и арии каждого становятся невольным состязанием между ними: лордом Уолтоном (баритон) - Лиам Морэн и сэром Джорджем (бас) - Паул Вилан.

Сценически и вокально наименее выразительна, лишена величия  и трагической значительности оказалась исполнительница партии Генриетты - Челси Бэзлер. Ее эпизод привлекает внимание лишь театральным  приемом: фата Эльвиры оказывается, благодаря находчивости Артура, спасением Генриетты, он выводит ее из замка прикрыв ею, неузнанной.        
В истории драматического искусства существует традиция передавать трагедию женской хрупкой души через сумасшествие. По сути, она начата во времена Ренессанса Шекспиром, создавшим образ Офелии. В опере страдание героини, оборачивающееся потерей рассудка, оказалось подхваченным,  ближайший пример - Лючия ди Ламмермур из одноименной оперы Г. Доницетти. Эльвира в опере Беллини оказывается в этом же ряду возвышенных и надломленных душ. Узнав об исчезновении Артура, она не выдерживает удара судьбы.  Сцена ее безумия, воплощаемая в длинной арии с руладами, сложнейшей техникой, нежнейшими нюансами, становится центром спектакля. Солистка  Сара Кобурн при грациозности и изяществе фигуры обнаруживает отшлифованный голос, воистину большой и сильный. И она покоряет светлой легкостью звучания и вокальной виртуозностью. Возвращение Артура, объяснения влюбленных, прояснение сознания Эльвиры завершается столь редким в оперном жанре счастливым финалом.

Если на премьере при жизни композитора партию Эльвиры исполняла прославленная  Джулия Гризи, если на премьере оперы в Метрополитен-опера в 1976 году эту партию  -  восхитительная Джоан Сазерленд, а нынешней весной снискавшая европейский успех - Ольга Перетятько, то Сара Кобурн в постановке "Бостонской Лирической оперы" также  несомненно явила восхождение новой звезды, новой примадонны.
___________________
На фото: сцена из спектакля

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка