Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ПАНКРАТОВ-ЧЁРНЫЙ О СЕБЕ И СВОЁМ ДЕЛЕ

"Актерство - спасение всей моей жизни"

Опубликовано 14 Октября 2013 в 06:52 EDT

...меня в свое время очень сильно ударило то, что когда я снял фильм, единственный не подвергшийся цензуре во время Перестройки, - "Система "Ниппель"", этакий трагифарс по сценарию тогдашнего студента 2-го курса Владимира Зайкина, и когда мне сказали из окружения Ельцина, что этот фильм - "удар по нашей демократии". Я закончил фильм в 1990-м, но по какому-то мистическому совпадению все изображенное в нем совпало с тем, что будет происходить в 1991-м, то есть… через год
и взятие Белого дома, и ввод войск в Москву, и герой, представитель власти, забирается на танк, что спустя год сделает Ельцин… И у меня там народ расходится с площади, ничего не добившись… Так вот, после такой оценки окружения Ельцина фильм мой 8 лет пролежал на полке, вышел к зрителю только недавно. Но - время ушло… И я вконец разочаровался и в новой власти, и в этой так называемой демократии, да и в своем режиссерстве. Думаю
и при советской власти фильмы клали на полку, а тут на тебе - сейчас, при демократии, тоже кладут. Какая же разница?.. А теперь с режиссурой покончил, только актерствую. Главное, я считаю, мое актерское качество - искренность. В ролях стараюсь не врать. В жизни - могу, а зрителя не обманешь… Актерство - спасение всей моей жизни.
Гостевой доступ access Подписаться

Он родился на Алтае 28 июня 1949-го. Настоящая фамилия - Панкратов. Приставку к фамилии "заработал", чтобы отличаться от другого Александра Панкратова, однокурсника. Член союза писателей России, народный артист России, член Совета благотворительной организации "Благомир", президент детского спортивного фонда "Наше поколение".

 

- Александр Васильевич, не обидно ли: кино снимается, но его потом никто не видит?.. 

- Да… Но я считаю, что российский кинематограф потихоньку возрождается. Пришло много талантливых молодых ребят. Например, Звягинцев… К сожалению, во время кризиса, когда кинематограф зачах, в кино появилось много посторонних людей. Кто деньги достал, тот и снимает… Наш экран заполонили американские фильмы. И денег у Госкино не оказалось. Сейчас появляются у госструктур хотя и небольшие средства на кино, но это уже что-то. Я это и на себе почувствовал: снялся в Таиланде в 24-серийном приключенческом фильме "Остров ненужных людей" с очень толковым молодым московским режиссером Эдуардом Парри, учеником Эмиля Лотяну. Стали учиться у западного кино - спонсорского, продюсерского. Такие серьезные продюсеры, знающие кинопроцесс и неравнодушные к кинематографу, как Владимир Досталь, Феликс Клейман, более молодые ребята - Игорь Толстунов, Валерий Тодоровский, с современным мышлением. Они не давят на режиссеров своими рекомендациями, они же вышли из недр кино, знают изнутри его специфику, и сами - творческие люди. И результат налицо - появляются замечательные фильмы, даже сериалы, серьезные, психологические. Постепенно отмывается негативное впечатление от самого "сериального" жанра. На второй план уходят бандитские фильмы, все эти набившие оскомину разборки, страшилки, "стрелялки" и проч.

- Но ведь остается проблема - прокат?

- Да, кинопрокат был провален. Его надо создавать заново. С перестройкой была совершенно погублена прокатная система. И многие люди из кинопроката - директора кинотеатров, да и сами руководители бывшего кинопроката, опытные работники, ушли в другие сферы. Все вытеснили деньги, страсть к доходам, так называемый рынок. Сегодня модернизируют кинотеатры, высвобождают их от несвойственных функций - в них ведь в те провальные времена были открыты автосалоны, мебельные магазины и проч. Новый мэр Москвы Собянин распорядился вернуть прокату более 30-ти кинотеатров.

- Из каких принципов вы выбираете, где сниматься, а где - нет. Или вам не до выбора сейчас?

- Вот именно - не до выбора! Я вообще всю жизнь мечтал о режиссуре. А уже не занимаюсь ею более… 20-ти лет.

- Почему же?

- А очень просто. Потому что меня в свое время очень сильно ударило то, что когда я снял фильм, единственный не подвергшийся цензуре во время Перестройки, - "Система "Ниппель"", этакий трагифарс по сценарию тогдашнего студента 2-го курса Владимира Зайкина, и когда мне сказали из окружения Ельцина, что этот фильм - "удар по нашей демократии". Я закончил фильм в 1990-м, но по какому-то мистическому совпадению все изображенное в нем совпало с тем, что будет происходить в 1991-м, то есть… через год: и взятие Белого дома, и ввод войск в Москву, и герой, представитель власти, забирается на танк, что спустя год сделает Ельцин… И у меня там народ расходится с площади, ничего не добившись… Так вот после такой оценки окружения Ельцина фильм мой 8 лет пролежал на полке, вышел к зрителю только недавно. Но - время ушло… И я вконец разочаровался и в новой власти, и в этой так называемой демократии, да и в своем режиссерстве. Думаю: и при советской власти фильмы клали на полку, а тут на тебе - сейчас, при демократии, тоже кладут. Какая же разница?.. А теперь с режиссурой покончил, только актерствую. Главное, я считаю, мое актерское качество - искренность. В ролях стараюсь не врать. В жизни - могу, а зрителя не обманешь… Актерство - спасение всей моей жизни.

- Отказываетесь ли от ролей?

- Отказываюсь… Что меня поражает? Молодой режиссер присылает сценарий: парни выезжают на пленер, попадают на кладбище, выкапывают мертвецов и… танцуют с ними. Другой режиссер предложил роль: пожилой маньяк, убивающий молодых людей, превращает их мягкие части тела в фарш и своей подруге предлагает из этого фарша делать пельмени… Жуть! От таких предложений, конечно, отказываюсь.

- Несмотря на приличные деньги?

- Да, несмотря на хороший гонорар, ставка-то у меня довольно высокая. Как режиссеру мне приходилось по 3-5 лет сидеть без работы. Кем только не работал: такси мыл в автопарках, разливал вино из цистерн на Рижском вокзале… Это в те еще, советские времена. А в "лихие 90-е" мне-то еще иногда везло, грех жаловаться, что-то все же предлагали в кино. В то время как многие мои коллеги вынуждены были заниматься извозом и проч. Такое было время печальное. Я все-таки не часто отказываюсь, нахожу возможность с режиссером договориться. И пока востребованность в кино, к счастью, еще есть.

- Это - в кино. А в театре не играете? Ведь начинали-то вы, кажется, в Пензе, и именно в театре…

- Да, перед поступлением во ВГиК я около трех лет действительно проработал в Пензенском областном театре, сыграл там 16 ролей. А вот сейчас, представьте, спустя аж 40 лет, возвращаюсь на театральную сцену: занят в нескольких антрепризных спектаклях. Один спектакль, комедия "Заложники любви. Еще Нина Усатова пригласила меня в петербургский спектакль "Любовь - не картошка", тоже комедия и тоже антреприза.

- А в репертуарный театр не хочется?

- Не-ет, а какой смысл? Не хочу связываться с постоянным репертуаром, с обязаловкой, с уставом театра… Нет. Когда ты в антрепризе, ты сам себе хозяин, ты свободен. Могу сниматься.

- Какие у вас в кино режиссерские предпочтения?

- Ну, в первую очередь, конечно, это мой крестный отец, для меня знаковая фигура - Карен Шахназаров: "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Курьер", "Палата № 6"… Очень мне интересно работать с Владимиром Наумовым. У него есть отличный замысел - продолжение "Десять лет без права переписки", где прослеживается дальнейшая судьба наших с Борисом Щербаковым героев, но… денег не может найти мастер! Также не мог найти денег, чтобы реализовать давний прекрасный сценарий Тонино Гуэрра, где я должен был играть вместе с Мастроянни, играть молодого Марчелло и его сумасшедшего сына. Потрясающий философский сценарий! Не успели: Марчелло скончался, а теперь и Тонино Гуэрра ушел…

- Вам не кажется, что кроме проблемы денег, есть еще проблема повального дилетантизма в кино?

- Конечно! И очень больная проблема. Я не так давно вынужден был отказаться от уже начавшихся съемок фильма. Две дамы-режиссерши начинают снимать. Я спрашиваю, у одной из них: какие у меня взаимоотношения с тем персонажем, с другим?.. Она заявляет мне: "Ну, Александр Васильевич, вы же опытный актер. Придумайте себе все сами". С ума сойти! Я спрашиваю: "Простите, а вы где учились?" Она: "Я журналистка"… То есть не знает профессии, просто любит кино. Но этого же мало! Я отснялся у них в одной серии и - ушел.

- Помню, что традиционный Фестиваль российской культуры в Эссене открывался вашим звездным фильмом "Мы из джаза", ставшим уже киноклассикой…

- Да, сейчас-то он уже классика, а как же он трудно проходил! И я убежден, и Карен, что фильм в свое время спасли… зрители! Когда он наконец вышел в прокат, залы были битком, успех был ошеломляющий. Зрители соскучились по джазу, по музыкальному кино. Джаз же у нас все время запрещался. Я ездил с ним на встречи со зрителями - в Иркутскую область, в Кемеровскую… Везде к нам подходили директора кинотеатров и говорили, что после выхода фильмов "Мы из джаза" и "Зимний вечер в Гаграх" в кино стала ходить… интеллигенция. Представляете?! И в Америке был такой успех! Помню, мы с Левой Дуровым приехали в Лос-Анджелес, идем по улице, таксисты останавливаются и кричат мне: "ПанкратОв, ПанкратОв!!! Джаз, джаз!" И Лева Дуров еще смеялся: "Черт возьми, у меня сто фильмов, меня ни одна собака в Америке не узнает, а у него один "Мы из джаза" и его останавливают на улицах!"

А я сам попал в этот фильм случайно, можно сказать… по дружбе с Кареном (мы с ним дружили еще со студенчества во ВГиКе). Я слонялся по Мосфильму от безделья, не было работы для меня-режиссера: после моего фильма по повести Алексея Толстого "Похождения графа Невзорова", замминистра кино Павленок с трибуны пленума Союза кинематографистов сказал: "Панкратов-Черный этим фильмом смотрит из подворотни на Великую Октябрьскую революцию"… И вот в один из моих простоев Карен встречает меня: "Чем занят?" Говорю: "Ничем". "Можешь попробоваться у меня в фильме?" А я знал, что он запустился с картиной о джазе. "Карен, - говорю, - ты же в курсе, что у меня ни слуха, ни голоса, я в жизни никогда ни на чем не играл, и о джазе у меня весьма смутное представление". Он говорит: "Ну, тогда подыграй своему другу Бориславу Брондукову в пробе на Колбаскина, у него нет партнера". Хитрил: потом я узнал, что Борю он уже до этого утвердил на роль без всяких проб. Я подыграл, но так старался, чтобы не подвести ни Борю, ни Карена. И… меня утвердили! Это оказалось моим стартом в популярность как киноактера.

- А как вы отнеслись к фестивалю в Эссене?

- Такие мероприятия - это радость. Некоторые говорят: российское кино не выйдет за пределы своей страны… Нет, оказывается, выходим. И в Венеции, и в Канне, и в Берлине. Значит, живет наше кино! Прекрасно, что в фестивале участвовал и бургомистр Эссена, и общественность, и дирекция кинотеатра, в котором в свое время бывали и Марлен Дитрих, и Грегори Пек, и модернизируют кинотеатры, высвобождают их от несвойственных функций - в них ведь в те провальные времена были открыты автосалоны, мебельные магазины и проч. Новый мэр Москвы Собянин распорядился вернуть прокату более 30-ти кинотеатров., и наши - Никита Михалков, Светлана Дружинина, Павел Чухрай, Алексей Петренко…

- …Александр Панкратов-Черный… 

- Ха-ха-ха!.. И, я узнал, и это показательно, что среди зрителей наших фильмов, оказывается, - почти половина немецкоязычных граждан. Это очень приятно. Мы как-то, помню, с Георгием Степановичем Жженовым были во Франкфурте-на-Майне. И там мы встречались с очень многими нашими русскими иммигрантами. Они спрашивали: "Почему нам не привозят русское кино?" Так что это очень полезное мероприятие, и надеюсь, что оно долго будет жить.

- Вы, я знаю, еще и стихи пишете? (В 1996 году вышел в свет первый сборник его стихов. Его молитва "Господи, дай же мне волю" была утверждена Синодом РПЦ МП для открытия Храма Христа Спасителя и исполнена И. Кобзоном. В 2009-м получил литературную премию "Петрополь", потом премии Пушкина, Франца Кафки… - Гр. К.).

- Да, у меня в Петербурге, вышла книга, огромный том - "Хочу сказать", составила ее Марина Арсеньевна Тарковская. Книга удостоена премии Ксении Блаженной (это Святая Петербурга). Там есть такие строчки, посвященные Савве Ямщикову, знаменитому историку:

Моя Москва, моя столица,
Ты по ночам мне стала сниться,
И я боюсь, что вдруг проснусь
И - без Москвы увижу Русь,
Как без креста. Кому молиться?
Моя Москва, моя столица…

Мама все время говорила мне: "Саня, перестань писать, а не то тебя посадят!". Она знала жизнь, всегда за меня переживала. В 1967-м за стихотворение, которое не соответствовало теме 50-летия Октября, вызвали в одно место и потребовали дать подписку о нераспространении своих стихов. Я все свои книги посвящаю маме, самому дорогому человеку...

- При такой вашей занятости остается ли время на частную жизнь?

- Да… Моя жена Юлия - это мой тыл. Сын Володя взрослый, уже женат, занимается музыкой, ведет передачу о рок-н-ролле, прекрасно поет. Он учился на Высших режиссерских курсах у Владимира Хотиненко. До этого закончил Эстрадно-цирковое училище, потом - ГИТИС. А до всего этого учился на факультете журналистики. Но Юрий Владимирович Никулин и Борис Сергеевич Брунов ему говорили: "Владька, бросай шелкоперство, эту свою журналистику"… "Поступай в цирк", говорил Никулин. "Иди на эстраду", убеждал Брунов. А он их обоих очень хорошо пародировал. А я… Если выдается свободное время - пишу стихи на даче. Закрываюсь, чтоб никто меня не трогал, жена готовит мне бульон и котлеты, а я сижу пишу.

- Хорошо, что есть кому готовить котлеты… Спасибо вам за беседу.

 

/На фото автора: А. Панкратов-Черный (справа) во время беседы./

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка