МЕТАМОРФОЗЫ
Пушкинскому заповеднику 90
Опубликовано 6 Апреля 2012 в 07:27 EDT
Что может означать "игра" под названием "Собери Пушкина"? Может быть, она каким-то образом возвращает к творчеству поэта, будит мысль? Ну, хотя бы кроссворд? Оказывается, нет. Гораздо проще
по правилам "игры" необходимо в разных киосках заповедника купить по 5 рублей открытки с буквами
"П", "У", "Ш", "К", "И", "Н"… Вот мы и "собрали Пушкина". И принесли в кубышку авторов по 30 рублей каждый. Жаль, что в фамилии поэта всего шесть букв. Более прибыльна была бы "игра" "Собери Тредиаковского", "Собери Достоевского" или "Собери Сухово-Кобылина"… А вот Даль, Фет, Блок - увы, не выгодны….
"Объявить Пушкинский уголок -
Михайловское и Тригорское, а также
место погребения А.С. Пушкина
в Святогорском монастыре - заповедными…".
/Постановление Совнаркома 17 марта 1922/
Истоки
Возникновение Пушкинского заповедника подготовлено тем отношением к памяти поэта, которое сложилось в России в конце 19 - начале 20 веков. В эти годы нарастает количество приезжающих в Михайловское с классическим вопросом Татьяны Лариной : "Увидеть барский дом нельзя ли?". И живший здесь младший сын А.С. Пушкина Григорий Александрович, показывал памятные вещи и парк. Гости искали "ту самую" дорогу, по которой, по которой Пушкин ходил в Тригорское, "ту самую" аллею, которую вспоминала Анна Керн., "те самые", упомянутые в стихах "три сосны" на окраине Михайловского. Они спрашивали о доме, куда Пушкин "поселил" Евгения Онегина… И когда узнавали, что дом не тот и даже не похож на прежний, что многое переделано - разочарованию и даже возмущению не было предела. И на страницах печати задавались горестным вопросом: почему мы так плохо храним наше национальное наследие? Почему мы не оберегаем пушкинские земли так, как шекспировские места в Англии, как память о Гёте в Германии…
В год столетия со дня рождения А.С. Пушкина, в 1899 году, сын поэта за символическую сумму передал родовое имение "общественную пользу…для устройства здесь какого-либо общеполезного заведения". Так Михайловское стало нашим общим, народным достоянием. В 1911 году оно перешло под опеку замечательного учреждения - "Колонии для престарелых литераторов из Пскова и для учителей, подорвавших свое здоровье на ниве народного просвещения". Тогда же на месте сгоревшего в 1908 году дома Г. А. Пушкина, на старом фундаменте открыт первый пушкинский музей в Михайловском. Попечителем его от псковского дворянства был избран друживший с сыном поэта, владелец ближнего имения Гораи барон Г.В. Розен. Уже начале 20 века была по его инициативе заложена основа музея, от которого современный ведет свою родословную.
Тернии
Опыта создания литературных заповедников в ту пору не существовало. Но были первозданная красота природы, тишина и образ места, над которым время как будто не имеет власти. "Как странно … и как хорошо в то же самое время, что именно здесь многое осталось по-прежнему, и что еще за двадцать с лишком верст от Михайловского стоит маленькая почтовая станция и нет шумного железнодорожного вокзала, нет дачных поселков, кинематографов…, что праздно прогуливающаяся публика не разбрасывает бумажки от конфет на границе "владений дедовских, на месте том, где в гору подымается дорога, изрытая дождями…", что не пришла сюда жизнь, не пришла и пошлость" - отметила одна из первых путешественниц в "Пушкинский уголок" М. Гаррис (Новикова). Она рассмотрела музей, прежде всего, в природе и в окрестностях пушкинской деревни. "Никто его не организовывал, никто над ним не думал, оттого иллюзия старины так полна и свежа… Так и кажется, что все это зеленое пространство, заколдованное и дремлет с давних пор".
Под лозунгом "мир хижинам - война дворцам" в феврале 1918 года музей, как и другие окрестные усадьбы, разграблен и сожжен.
Создание заповедника всего четыре года спустя после грабежа и поджога дома соответствовало декрету правительства о сохранении памятников истории и культуры. Это не мешало созданию на прилегающих землях совхоза. Однако цели и задачи просвещения, идеологического воспитания потребовали восстановления дома-музея к столетию со дня гибели поэта.
"Пушкин целиком наш, советский, - утверждала газета "Правда" в 1937 году , - ибо Советская власть унаследовала все, что есть лучшего в народе, и сама она есть осуществление лучших чаяний народных… В конечном счете творчество Пушкина слилось с Октябрьской социалистической революцией, как река вливается в океан". В трактовке идеологов Пушкин становился одним из "апостолов" советского государства.
1937 год - трагическая дата-символ усиления репрессий, которые подрывали доверие к власти. Однако юбилейная дата гибели поэта и сопровождавшая ее массово-политическая работа, должны были утверждать гуманистический образ нового государства, которое (особенно в глазах русской эмиграции) чествует поэта, а значит и "чувства добрые". Доверие к Пушкину должно было вызывать также доверие возможно широких слоев народа и к государству.
Музей 1937 года в Михайловском воссоздавался, прежде всего, как идеологическое учреждение и даже без соответствия дома историческому облику, несмотря на имевшиеся иконографические материалы. К дому-музею, как ведет старинная ганнибаловская аллея, в те годы украшенная портретами стахановцев. Экспозицию открывали бюсты Сталина, Горького, как основателя метода соцреализма. И только последующая экспозиция рассказывала о биографии и творчестве поэта.
Казалось бы, в 1941 году немецким оккупантам незачем было хранить поэтическую деревню, однако и они в поисках "контактов" с местным населением первое время вынуждены были сохранять музей. При этом напоминали, что у Пушкина есть и немецкая кровь - женой прадеда поэта А.П. Ганнибала была полунемка-полушведка Христина Регина фон Шеберг. Экскурсии здесь проводила немка по фамилии Шиллер, возводившая свою родословную к имени классика немецкой литературы. Ценности из музея вывозили в Германию перед отступлением в 1944 году, тогда же превратив Михайловское в военный объект.
Возрождение
Восстановление мемориальных парков, Святогорского монастыря в течение почти полувека воспринималось не только как важнейший символ Победы, но как торжество света над тьмой, справедливости над злом, разума над глупостью, знания над невежеством. И многие годы жили в поселке Пушкинские Горы люди, изувеченные при разминировании музейных парков. В очередности восстановления объектов с 1945 по 2005 годы отразились идеологические задачи времени.
В трактовке ранних советских лет, (с косметическими поправками трактовка сохранилась и сегодня) важнейшим и главным звеном, связывающим поэта и дворянина Пушкина с народом была его знаменитая няня, Арина Родионовна Яковлева. Няня призвалась главным источником его творчества, что и отражено в литературе:
Пушкин: Я буду чертовски рад гостям. А то я закис в опале…
Няня: Потерпи еще. Попиши, да еще попиши…
Пушкин: И так много терплю. И так пишу немало…
Няня: Про Евгения Онегина напиши…
Пушкин: Про него и пишу…
Няня: Старайся…
Пушкин: Уж я и так стараюсь. Куды (так! - И.Б.) больше…
(Коменский В. Пушкин и Дантес. Пьеса, 1926)
Соответственно, и возрождение Михайловского началось с восстановления Домика няни, который был открыт в 1947 году, в то время, как основной дом - дом поэта в 1949-м. По словам многолетнего директора заповедника С.С. Гейченко, назначив куратором восстановления архитектора А.В. Щусева (автора мавзолея В.И. Ленина), И.В. Сталин лично интересовался ходом восстановительных работ в заповеднике.
Торжественно открыл послевоенный дом-музей Президент Академии наук СССР С.И. Вавилов. "Наша почетная обязанность потомков Пушкина, - записал он в книге почетных посетителей, - охранять эти места, знакомить с ними наш народ и возможно шире раскрывать значение этих мест в творчестве величайшего нашего поэта".
"Без Пушкина коммунизм был бы неполон"
В 1956 году на 20 съезде КПСС государство отказывалось от культа личности Сталина. Однако новая политическая ситуация требовала прояснения позиций не только по хозяйственному строительству, но и по культурному. В том числе и по поводу символов предшествующего периода. Одним из них был Пушкин.
В 1962 году, в неюбилейный год 125-летия памяти А.С. Пушкина, следуя положениям принятой годом ранее Программы КПСС, на заседании в Большом театре выступил А. Твардовский: Пушкин "ныне самый популярный, любимый и высокочтимый поэт великой много национальной страны, что являет собою факт слияния одного из вершинных достижений художественной культуры человечества с социализмом и коммунизмом. ….без Пушкина коммунизм был бы в своей существенной части неполон".
Подтверждалась преемственность государственного отношения к поэту. Однако со смещением акцента - поправкой на воспитание гармонической личности, строящей коммунизм. Речь шла не столько об участии Пушкина в укреплении авторитета государства (как прежде), но о формировании личности. Политика поддерживала интерес к Пушкину, исследованиям о нем, хотя и в несколько расширенных рамках той же идеологии. Теперь образ Пушкина сопутствовал осуждению репрессий и реабилитации невиновных.
Политика времени "оттепели" открывала возможность и предполагала возрождение все новых пушкинских музеев. Признавалось важным: музей - не просто дань уважения прошлому, но то, что он актуализирует явления прошлого в настоящем. "Цель музеев…не история, а современность, утверждал создатель московского музея Пушкина А. З. Крейн. - Творческая суть музейной профессии, по нашему убеждению, состоит в научном поиске и поиске своих путей к уму и сердцу современников, к активному участию в их жизни". И такой подход оказался плодотворным на практике. В те годы он дал толчок развитию музейного дела вообще - в предвоенные годы фактически ликвидированного.
Со временем в стране возникла целая сеть пушкинских музеев - в Одессе в 1961 году, Болдино в 1963 и 1974, Берново в 1971. В 1972 открыт первый у нас музей литературного героя "Домик станционного смотрителя" в Выре (вблизи Гатчины).
1958 год отмечен началом работ по созданию Пушкинского музея в Москве, дачи Китаевой в Царском Селе.
"Восстановить дом в Тригорском!" С этим призывом в 1960 году в печати выступили известные деятели культуры: Е. Белашова, В.Фаворский В.Рындин, Г. Уланова, В. Якут, И. Соколов. С тем же предложением в Пушкинскую комиссию АНСССР обратились В. Соловьев - Седой, В. Каверин, Ю. Либединский, Л. Тынянова, Н. Азаров, Арго, В. Адмони, Г. Сильман. В советском обществе в этот период представление о массе как действенной силе постепенно уступает место представлению о самоценности личности.
"Дом Лариных" в Тригорском открыт в 1962 году. Сорок четыре года спустя после разграбления и поджога дворянского "змеиного гнезда", в нем возникла новая потребность. Если в Михайловском поэт одинок или в обществе няни, встречает лицейского друга Пущина - декабриста, едет в Москву на аудиенцию к Николаю1, то в Тригорском он среди духовно близких людей, в женском окружении. Здесь почти нет политики. Есть малый круг доверительного общения поэта.
Тригорское - самый гуманистический музей заповедника. Дружба, доверие, любовь, понимание, верность, открытость - вот что поддерживало здесь А.С. Пушкина в трудный момент конфликта с царем, его чиновниками и собственными родителями. Такой музей не мог возникнуть, подобно Михайловскому, в памятном 1937году и даже сразу после войны, до 1956 года, хотя теоретически такие планы имелись. Политический вектор был иным.
В середине 1960-х годов в Пушкинский заповедник проложены двух- и трехдневные экскурсионные маршруты, а посещаемость достигла 700 000 человек в год. Заповедник давал возможность увидеть деревенскую провинциальную Россию и напоминал о другой истории, нежели та, о которой ежедневно оповещали средства массовой информации. А Пушкин говорил здесь и о "тайной свободе", и о своей гордости принадлежностью к дворянству, и о взаимоотношениях народа и власти, и о многом другом гораздо больше, чем в соименных музеях обеих столиц. У каждого посетителя был выбор - как воспринимать "тексты и подтексты" заповедника, но сотни писем, адресованных сюда в те годы, говорят о том, что образ Пушкина, воскрешенный здесь вне школьной программы, действительно служил просвещению, пробуждал интерес к самобытности народа и литературе. В годы гонения на церковь образ Пушкина и его творчество подсказывали легальные пути выхода за рамки официальной идеологии. Любая литература о Пушкине сразу попадала в разряд дефицита и успешно продавалась "с нагрузкой" - т.е. другой залежавшейся книгой.
К началу 1970-х годов общество пережило надежды, потрясения и разочарования - события в Венгрии, Чехословакии, смещение Н.С. Хрущева, конец "оттепели".
Все более откровенными становились попытки закрепить апробированные формы правления - культ личности, борьбу с инакомыслием, воспитание "нового человека". Основные идеологические постулаты государства оставались прежними. Однако радикально изменилось общество. Его деятельной силой стало последнее предвоенное и первое послевоенное поколения. Эти люди знали о репрессиях только по книгам, трагедиям своих семей. Они утрачивали доверие к идеологии, власти и критически воспринимали ее мифы. В городах, в различных сообществах набирала силу неофициальная культура. Она уходит в подвалы, на кухни, распространяется самиздат. Вырастают очереди в театр на Таганке, "Современник", в Большой драматический в Ленинграде…. Выразителем настроений общества становится творчество Б. Окуджавы, А. Галича. В.Высоцкого.… Формируется контркультура, утверждающая свою правду. Все более актуальной становится задача вернуть авторитет государству. Революция 1917 года прорастала в сознании словами "Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног". Полвека спустя стало необходимо напомнить о преемственности власти, о продолжении традиций истории России.
Собственно, под давлением обстоятельств этот процесс начался уже в годы Великой Отечественной войны, со знаменитого обращения Сталина к согражданам - "братья и сестры". Затем последовали возвращения старых названий ряду городов, улиц, площадей, возвращение погон и звезд (вместо послереволюционных петлиц и ромбов) в армии и флоте и т.п. Стоит вспомнить учреждение орденов Александра Невского, Александра Суворова. В годы войны восстанавливается диалог с церковью. Однако после войны для власти он потерял актуальность.
"Петровский" акцент и конъюнктура
События в Чехословакии 1968 года выявили протестные настроения и в советском обществе. Они определили ответное усиление идеологической работы на разных направлениях - в частности в музее. Уже в 1969 году Советом министров СССР вынесено решение о благоустройстве заповедника, расписаны все реставрационные работы на десять лет. Тогда же правительством не случайно принято решение о воссоздании музея предков А.С. Пушкина Ганнибалов в Петровском.
Интересен сам факт того, что еще в 1950-е годы, согласно документам, Академией наук СССР (в систему которой в те годы входил заповедник) всерьез и неоднократно обсуждался актуальный вопрос о создании на территории этой усадьбы на берегу озера, вблизи Михайловского, дома отдыха туристов. Поднимался он и после 1954 года, когда Пушкинский заповедник переведен в подчинение МК РСФСР. Однако в новой политической ситуации гораздо актуальнее оказался музей, обращенный к ярким страницам истории России 18 века, освященным именем Петра Великого.
Документально подтверждено только одно посещение Петровского А.С. Пушкиным. Расходятся мнения и о пребывании А.П. Ганнибала в Петровском. Но прадед А.С. Пушкина - воспитанник, "птенец гнезда Петрова". К имени Петра 1 восходит и само название усадьбы - Петровское.
Как известно, образ Петра 1 волновал воображение А.С. Пушкина, и он неоднократно возвращался к нему в творчестве. Корни этого интереса отчасти связаны с Петровским, где поэт встретил одного из сыновей "Арапа Петра Великого" - Петра Ганнибала, также генерала, но человека поздней, екатерининской эпохи.
Историческую позицию А.С. Пушкина во многом определил Н.М. Карамзин: "Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях". Этим отличались и знаменитые предки поэта.
Конечно, с творческой точки зрения, такой музей закономерен. Но столь же очевидно, что в пору "отречения от старого мира", в довоенной идеологической ситуации, музей, посвященный царским генералам (отцу и сыну), крепостникам, также возникнуть не мог. Хотя сама территория усадьбы в 1936 году, в связи столетней годовщиной гибели поэта, номинально и вошла в состав заповедника, однако реально ею пользовался совхоз.
В 1977 году (дата открытия музея) образ Пушкина-историка в Петровском стал одним из ответов государства на меняющуюся социально-политическую ситуацию. Устами поэта государство через музей и свое "доверенное лицо" - А. С. Пушкина обращалось к посетителю и призывало: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оных есть постыдное малодушие", "Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим". Эти важные для творческого самосознания поэта мысли были вынесены в своеобразный эпиграф музея. Причем в экспозиции нового музея фактически не имелось подлинных экспонатов - но важна оказалась сама тема. Музей держался на искусстве С.С. Гейченко, его сотрудников и мастерстве экскурсоводов. Он не сразу обрел признание, так как с традиционной точки зрения имел больше отношения к Ганнибалам, чем к Пушкину. Но его главным героем была история России в том ее понимании, в каком ее усвоил поэт.
Еще недавно, преследуя граждан за непролетарское происхождение, вынуждая скрывать свои родословные, теперь - то же самое государство обходило "острые углы" своего недавнего прошлого. Через А.С. Пушкина оно вновь искало доверия, признавало исторические связи, и призывало к патриотизму. Не случайно, наряду с Михайловским, этот музей в год его открытия посетил член Политбюро ЦК КПСС и председатель совета министров СССР А.Н. Косыгин. По его указанию для подъезда туристов к Петровскому в короткие сроки подведена и современная шоссейная дорога.
Разумеется, создателями музеев на разных этапах его развития двигали прежде всего творческие соображения, искренность и влюбленность в свое дело. Однако ответную реакцию и материальную поддержку своим замыслам они получали в том случае, если просьбы и предложения специалистов музея можно было связать с решением каких-то политических задач. Кстати, с этим связаны и многочисленные правительственные награды заповеднику.
В истории музеев заповедника довольно определенно выделяются основные периоды истории государства - начальный "ленинский", "сталинский", "хрущевский" и "брежневский". Своим возникновением они обязаны как творческой мысли их создателей, так и колебаниям политического климата в стране. Однако на практике музейное и экскурсионное дело допускало относительную самостоятельность.
В 1970-80 е годы - годы уже много зависело не только от экспозиции, но от личности ведущего экскурсию. И сама профессия экскурсовода при творческом отношении становилась нишей, куда уходили серьезные филологи, преподаватели. Этим объясняется общепризнанный высокий уровень экскурсий по заповеднику тех лет. Он жил по писаным и неписаным законам своего времени. Существовали независимые исследования сотрудников без перспектив публикаций, работа "в стол". Ходивший по рукам самиздат, сознательный отказ от карьерного роста, выговоры обкома и райкома, обыски и угроза психушек.… Были не только "московские кухни", но и их "филиалы" в пушкинской деревне, споры о судьбе Отечества и самого заповедника. Но никто не мог предугадать последующих событий.
Заповедник - заложник рынка
Новое государство после 1991 года не оставило каких-либо серьезных деклараций в отношении А. С. Пушкина. Однако в 1995 году земельные владения заповедника расширены почти до 10 тыс. га. И в этих пределах он объявлен "Особо ценным объектом культуры народов России".
Достаточно громко, но без энтузиазма в стране и в заповеднике, в 1999 году отмечено 200-летие со дня рождения поэта. На реставрационные работы пушкинских музеев были выделены значительные средства. Обновлены и отчасти расширены экспозиционные площади. С помощью работников почтового ведомства открыта интерактивная выставка, посвященная почте начала 19 века. На основе прежних разработок сотрудниками заповедника дополнен мельницей и расширен музей "Дом мельника". Однако само празднование не стало эпохальным и не оставило заметного следа в культуре. И не случайно.
Согласно новой Конституции, культура в нашей стране "свободна". Да, действительно, она свободна от прежней идеологии. Но абсолютно закабалена законами рынка.
В советском прошлом главенствующее место в период посещения края занимал пушкинский музей. Инфраструктура обслуживания туристов была очень условной: проживание и питание в туристическом городке, ночлег /иногда и в стационарных палатках. В 1975 году открыты новая турбаза и гостиница. Книжная торговля - в кассах при музеях, туалеты-"скворечники" на маршрутах. Вот, собственно, и все.
В рыночных отношениях доминирующей становится именно инфраструктура. Она неумолимо "вползает" в музейную территорию, по своему олицетворяя новую идеологию денег. В период приспособления музеев к законам рынка при каждом музее выстраиваются гостиницы. Первоклассный отель выстроен на границе с Михайловским. Ему присваивается имя няни Пушкина "Арина Р.". Частные гостиницы построены вблизи усадеб. Естественно, это повлекло за собой использование отдыхающими мемориальных парков как парков культуры и отдыха. Отсюда - возрастание антропогенной нагрузки, и проблемы с сохранением старых деревьев и парков вообще. В перспективных планах - строительство новых гостиниц для экзотического проживания - т.н. "норок хоббитов".
Связанные с творчеством А.С. Пушкина словосочетания "Шведы под Полтавой", "Кощей бессмертный", "Онегин" и др. растащены на рыночные названия блюд в кафе и трактире, построенных на маршрутах туристов. Пушкинское "Там русский дух…" претворено рекламой в "Здесь…". Читай: Здесь, в нашем трактире, русский дух. Здесь Русью пахнет…
Но как же чувствует себя в эпоху гламура сам герой музея?
В юбилейном 1999 году в обновленную экспозицию "Домика няни" был помещен новый экспонат - фигура Пушкина в натуральную величину. Назывался объект осмотра "Кукла Пушкина". Вскоре под нажимом критики произведение пришлось убрать. Однако "кукольное" восприятие образа поэта никуда не ушло. Оно вполне плодотворно развивается в творчестве рыночно ориентированных художников. Кукле придаются внешние черты Пушкина, который убегает от гуся, подглядывает за девицами, подобно некрасовскому деду Мазаю спасает зайцев, охотится и далее, на что хватит фантазии художника. Игрушка-Пушкин, наподобие куклы Барби, удобно и прибыльно вписывается в идеологию развлечений.
Что может означать "игра" под названием "Собери Пушкина"? Может быть, она каким-то образом возвращает к творчеству поэта, будит мысль? Ну, хотя бы кроссворд? Оказывается, нет. Гораздо проще: по правилам "игры" необходимо в разных киосках заповедника купить по 5 рублей открытки с буквами: "П", "У", "Ш", "К", "И", "Н"… Вот мы и "собрали Пушкина". И принесли в кубышку авторов по 30 рублей каждый. Жаль, что в фамилии поэта всего шесть букв. Более прибыльна была бы "игра" "Собери Тредиаковского", "Собери Достоевского" или "Собери Сухово-Кобылина"… А вот Даль, Фет, Блок - увы, не выгодны….
На таком фоне конечно поэзия выглядит странно. Похоже, сегодня культурное пространство пугается самого имени "Пушкин", связывая его с чем-то хрестоматийным, и наивно пытается разнообразить образ. Гламур устами своего любимого и постоянно переиздающегося автора, заявляет об "олимпийском равнодушии Пушкина". Оказывается, в своей "беллетристике" он "подобен луне, которая освещает дорогу и хищнику, и жертве". (С. Довлатов "Заповедник"). Такой кукольно бездушный и астрономически далекий Пушкин конечно, удобен рынку, так как освобождает от "грозных вопросов морали", которые видела в его творчестве, например, А. Ахматова. И современный политик уже позволяет себе без стеснения всенародно заявить: "Пушкин несчастный был. Лучше бы его не было совсем". (В. Жириновский).
Но вернёмся к "чувствам добрым"
Между тем, Михайловская ссылка завершилась стихотворением "Пророк", где ярко выражен смысл поэзии: "Глаголом жги сердца людей". Сам поэт полагал: "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…", "Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…". Что может быть актуальнее сегодня? Ведь современное напряжение в обществе, межнациональные конфликты (кроме прочего!) в значительной мере - результат обыкновенного бескультурья, незнания и нежелания знать друг друга. И "решающим аргументом" в спорах становится сила, а главными героями телеэкрана - озабоченные люди в погонах.
Фраза "Восток - дело тонкое" стала избитой. Но мы забыли о Востоке поэзии, сказок, искусства. (Кстати, и вдохновлявший Пушкина Коран написан стихами). "Мавры внушили" европейской поэзии "исступление и нежность любви, приверженность к чудесному и роскошное красноречие востока…", - полагал А.С. Пушкин.
С середины 19 века и по конец 20-го жизнь пушкинского края породила целую литературу, в том числе художественную. С Михайловским тесно связано творчество К. Паустовского. Очерк "Михайловские рощи" вопреки всей государственной политике по отношению к Пушкину помогал читателю понять, что такое этот заповедник и зачем он нужен вообще. Его создателям посвящены произведения тонкого лирического писателя Ю. Куранова (произведения псковского автора переведены на 22 языка).
Как писатель известен и С.С. Гейченко. Знаменитая книга "У лукоморья" издавалась пять раз тиражами по 100 000 каждый и расходилась мгновенно.
Казалось бы сейчас, свободной стране, заявляющей о стремлении модернизации, нужен свободный творческий, мыслящий человек. Его необходимо взращивать, учить самостоятельно думать, отличать подлинную литературу от "масскульта", "чтива", которым завален рынок. Для этого необходимо использовать все лучшее, что накоплено ранее. Или не нужно? 2012 год объявлен Президентом "Годом истории" и это внушает надежды на понимание властью гуманитарной составляющей жизни общества.
Сегодня практически ушло поколение созидателей и создателей Пушкинского заповедника, бывшего когда-то одним из государственных приоритетов. Д.С. Лихачев называл их "последними святыми на Руси". Они достойно, без пафоса и громких слов, вынесли на своих плечах тяжелейшую работу по реконструкции и подготовки музеев А.С. Пушкина к юбилею 1999 года. Но что же дальше? Ведь творчество Пушкина и содержит искомую "национальную идею", с которой пыталась связать свою идеологию прежняя власть. Не случайно вокруг заповедника сложилась целая культура, несущая патриотические идеи - в упомянутом, карамзинском смысле. Однако нового осмысления Пушкина, понимания "культурного слоя заповедника" пока нет. Похоже, только сейчас близка в к воплощению давняя мечта футуристов: "Сбросим Пушкина с парохода современности". Если это так, то что же мы празднуем сегодня?
...В своих метаморфозах за 90 лет Пушкинский заповедник прошел очень сложный и поучительный путь. Какие преобразования его ждут в дальнейшем, хватит ли у нас ума и политической воли сохранить и вписать в современную жизнь одно их высших достижений нашей истории и культуры - покажет время.
Сейчас ясно одно: в наши дни прежняя идеология уступила место политтехнологии. В ее терминологии общество стало электоратом, а из нас "куют" "общество потребления". Но политтехнологии именно в силу своей технологичности не могут и никогда не смогут охватить всей психологической сложности человека вообще и нашего человека в частности. Забывая о роли культуры, считая ее просто развлечением, о препятствия и проблемы с доверием народа будет спотыкаться любая власть. Его, говоря образным языком поэта, "особенная физиономия", во многом художественно исследована А.С. Пушкиным. К внутренней жизни человека обращены всегда современное творчество национального гения и музей, как хранилище памяти поколений и один из сложных инструментов формирования гражданского общества.
Об авторе: Будылин Иосиф Теодорович - хранитель музея-усадьбы Тригорское (1995-2000 гг.), научный рук. изд. "Пушкинская энциклопедия "Михайловское" М., 2003. Автор книг "Золотая точка России"(3 издания), "Деревенский Пушкин"(4 издания)., "Пушкинский заповедник: музей и жизнь", "Святые Горы". Канд. пед. наук (культурология), действ. чл. РАЕН.
Слушайте
ОСТРЫЙ УГОЛ
Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!
декабрь 2024
ПРОЗА
Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.
декабрь 2024
Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.
-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?
декабрь 2024
В ПРЕССЕ
Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).
декабрь 2024
СТРОФЫ
декабрь 2024