ЗАМЕТКИ ДИЛЕТАНТА
Опубликовано 4 Ноября 2009 в 04:25 EST
Странно. Все последние стихотворения были написаны в самолете или в зоне прилета-вылета. Когда еще не там, но уже и не здесь. Ближе к Боженьке. И действительно, за весь последний год, прожитый в Лондоне - ни строчки. За исключением конкурсного стихотворения на международном пушкинском турнире. Но это под парами таланта Великого. Нужно было продолжить строку из 10-й главы "Евгения Онегина" "Моря достались Альбиону..."
На конкурс набрела в интернете, в поисках хоть какой-нибудь возможности общения на родном русском. Мне казалось, что погружаюсь в глубокую липучую спячку. Все разговоры на каком-то тарабарском языке, который понимал только мой муж, а его родственники вежливо кивали и просили Джона перевести мой английский на их английский, не добавляли эмоций, напротив, усугубляли ощущение собственной неполноценности и отмирания многих извилин за ненадобностью. В принципе, в быту человек может обходиться парой десяткой слов, а все тона и полутона - это уже роскошь. Но как хотелось пошиковать, когда с полуслова, с полунамека. Пожалуй, инстинктивное чувство самосохранения и подтолкнуло меня к действиям.
Потерпев фиаско в первый раз, я решила отправить свои "самолетные" стихи на пушкинский турнир и в этом, 2009 году. Чем я рискую, в конце концов? Попутно поучаствовала в 3-м фестивале Песни русских соотечественников в Лондоне, который проводит русский центр Ольги Брамлей. Сбылась мечта идиотки - петь под сводами церкви. Почему идиотки? Ну, а как иначе? Когда просишь Бога о чем-то, мысль-то надо четко формулировать, а то - петь... Мечтала, как минимум, спеть "Аве Мария", а спела свою авторскую песенку "Простые слова", да еще под свой потрясающий аккомпанимент на трех аккордах.
Жюри, надо сказать, было намного профессиональнее, чем требовал уровень выступавших в разных жанрах певунов. Ну, вот, они и решили, что голос мой намного приличней игры и сказали, что 3-е место аккурат будет. Забавно, но вручая мне грамоту за успешное поэтическое сочинение, Олег Борушко (главный застрельщик поэтического турнира) обмолвился, что вроде бы, я прошла в финал пушкинского турнира, но точно не помнил. Ну что ж, доживем до понедельника, до объявления результатов. Дожила. Прошла в финал. Приятно.
Читаю, перечитываю стихи финалистов. Некоторые очень сильные. Начинаю трусить - куда я попала! Тут такие акулы, хотя "акулы", неправильное слово по отношению к поэтам, ну, скажем, дельфины или там, киты. По наивности вступила в перепалку на каком-то из форумов. А что, обидно, когда тебя в пух и прах, да без аргументов, а по принципу: сам дурак.
Ну, вот и начало действа. Встреча в посольстве России. Посол Федотов и поэт Борушко обмениваются любезностями, у всех благостные лица, в левой руке - бокал с вином, правую пожимаем друг другу, узнавая и представляясь. "Белый орел" (орлы, вернее, их же два) выводят старательно гимн турнира. Мелодия симпатичная, легко запоминается, я уже тихо-тихо мурлыкаю: Пушкин в Британии... трам-там-там-тра-та-та. (Слова придумал Аркадий Шляпинтох). Фуршет продолжается. Народ потянулся покурить. Знакомимся. Разговариваем чуть дольше. Какое-то странное ощущение радости внутри. Праздник удался. А мы все в нем. Маска! Я тебя знаю!
И тут я познакомилась с ней. Вернее, она просто подошла, и мы стали говорить, как будто продолжали прерванный разговор. Понятное дело, фотографии наши и стихи Борушко выставлял на турнирном сайте, но ощущение было такое, как будто знали друг друга всегда. Это была Вера. Вера Зубарева. Она с мужем только прилетела и, казалось, что еще не успела крылышки отстегнуть - вся такая светлая, наполненная ветром и движением. Мы так и проговорили все турнирные дни обо всем, обо всем. Поэтому не заметили страстей, полетных разборов, а может, их и не было. Ее стихи захватили меня. Я, как завороженная, двигалась за ней, погружалась в неожиданные повороты сюжетов, мыслей и никак не могла понять, что так притягивает меня в ее словах. Они как будто закручивали меня в спираль, а потом резко отпускали - иди. Может, от того, что мне знакомы те дали, о которых она говорит, когда-то я была той улиткой.
Философия дома
Затаившаяся улитка,
Я знаю, ты там, внутри.
Словно тайнопись в спирали свитка.
Которую читали египетские цари.
Самодовлеющая система. Так небожитель
Неотделим от неба, как от раковины - ты.
Так облако не покидает свою обитель.
Выплывая из сферы абсолютной чистоты.
Я наблюдатель неба или вызыватель улиток
Утилитарен в размышлениях
О происхождении форм.
И сколько бы природа
Ни давала ему попыток.
Он придумает самолёт
И расковыряет улиточный дом.
У жюри оказался вкус другой. Победила Наташа Максимова - очень любопытные стихи, радостные, отрывистые, второе место у Лены Петровой - такие женские-женские, но нет от себя, а как бы налитературенные, что ли. А может, я просто не прониклась или чего-то не поняла. Почитаю еще. Наши симпатии были отданы неунывающему Мише Юдовскому. Его Колыбельная - это такой сгусток нежности - мурашки по коже. Или вот, например, из Шестишья: Но даже если нет пути назад, заглянем напоследок в этот сад, Где, с трепетом предчувствуя секиру, под снегом ветви голые висят. И наши судьбы шествуют по миру, Живя и умирая невпопад. Откуда это ему дано, Бог знает и сам Миша, я о поэзии, конечно. Он стал третьим. Странно, но у победительниц какое-то удивительное сходство в наборе символов-образов. Интересно, все гении мыслят одинаково? Говорят, что проводился эксперимент: два человека в разных частях мира в одно и то же время начинали думать и действовать идентично, настроившись на одну волну. Там, правда, речь шла о воде, ее памяти и способности изменять свойства в зависимости от воздействия. Все правильно, мы ж из воды состоим, и волна настроя у всех финалистов была одна. Представляю, если бы все финалисты на одной волне написали абсолютно одинаковые стихи. Смешно. Нет, грустно. Ну, а талант, это дело индивидуальное. У кого - поярче, у кого - присмотреться надо. На конкурсе экспромтов я соорудила нечто вроде обобщения по этому поводу. Короны розданы, бокалов свалка, кораблик тронулся - Алле, парад! Животных жалко. Ленок, Наталка, Ревет и мается ваш зоосад. Вот то Россия - глаза косые, не то, чтоб кошка, так, ослик-крошка, но взгляд-то рысий, Иа! Ну, брысь ты. В ушах по вербе - так кто же первый? Вот тетя-соболь и лисий мальчик с ослом и кошкой играют в мячик, бухие кони плюют в верблюда, а вот и Нах или чудо-юдо. Такая свалка, такая каша, мутанты в городе, бди, Наташа! В золе Россия - опять измена. Что Маяковский! Спаси нас, Лена! Но какую пародию на мою " Маргариту" выдала Н.Резник - разножанровая участница всех турниров - народ стонал от хохота. И опять меня удивила Вера, написала буквально на манжетах посвящение Борушко в стиле Бурбелло. Умно, искрометно. Жюри оценило. Она была лучшей. Удивляюсь, как они не разглядели ее в турнире. И вообще компания подобралась душевная: Шляпинтохи Аркадий и Роза (Чикаго), США), Косановские Игорь и Севила (Канада), Ира Явчуновская, Миша Юдовский (Израиль), Павел Бронштейн поразил всех, даже "Орлов" профессиональным и таким проникновенным пением.
С Игорем Косоновским мы, как выяснилось, учились в одном университете, в одно и то же время в Ташкенте - земляки. С Розой немедленно обнаружили общую знакомую - мою однокурсницу, живущую в Чикаго. Что и говорить - тесен мир. Встречаясь практически каждый день, мы говорили и говорили, как будто выговаривались наперед, впрок. Как много в нас общего, особенно СССР, Но вспоминались не трудности социалистического бытия, а какие-то светлые, смешные странички из нашего общего прошлого. Теперь, по прошествии некоторого времени, вспоминаю всех вместе и в отдельности - такие все близкие и далекие. Как вы там?
А судьи кто? Очень важные и серьезные люди, судя по регалиям и званиям. Но ни об одном из них я раньше не слышала. Темнота. И только перед самым началом турнира Олег объявил, что будет Борис Носик, да, тот самый, легендарный. Он рассказывал такие истории из жизни русских во Франции и о себе, что дух захватывало, хотелось слушать и слушать. Когда я подошла к нему за автографом (просто хотелось еще поговорить с этим человеком), он вдруг сказал, "Я вас знаю, читал ваши стихи, они живые". Ну, товарищи, дорогие, какие там короны, это дороже стоит. Он общался с нами запросто, как будто действительно знал всех и про всех. Вспоминаю с теплом.
В 2008 году так же интересно было слушать и говорить с Людмилой Улицкой. Без надрыва о жизни, о себе в ней, как будто в коммунальной кухне собрались люди поговорить о любви и свободе. Без пафоса, без ложного патриотизма. Теперь, по прошествии времени, вспоминаю всех с теплом и нежностью, мысленно продолжаю бесконечные разговоры и благодарю Олега за то, что все это придумал и организовал и Пушкина - за то, что Он есть.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР