С РУБЕНСОМ
В ФРГ
Опубликовано 18 Февраля 2013 в 08:45 EST
_______________________
В немецком Вуппертале, в знаменитом музее Фон дер Хейдт (Von der Heydt) открылась самая представительная за последние годы в Германии выставка великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). В экспозиции представлены работы мастера, отражающие, пожалуй, все основные периоды его многосторонней творческой жизни.
Родившись в 1577 году в небольшом немецком городке Зигене, куда не по своей воле вынуждена была (преследуемая по религиозным основаниям) из родного Антверпена эмигрировать семья Рубенсов, Питер Пауль в 10-летнем возрасте получил, наконец, возможность вместе вернуться в Антверпен, где и развилось его стр астное увлечение живописью. Незаурядный талант будущего мастера привел к тому, что именно Рубенс явился главным создателем стиля барокко в европейском искусстве. Один из его биографов, отмечал, что "Рубенс как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист".
Главным организатором выставки в Вуппертале стал директор музея д-р Герхард Финк, который нам рассказал:
- Нашей главной задачей было представить выдающееся искусство великого Рубенса в тесном сочетании с его политическими амбициями, показать старую проблему Европы как бы под новым - Рубенса - углом зрения. Ведь если бы Питер Пауль Рубенс не был признан величайшим художником своей эпохи в истории искусства, он все равно был бы отмечен как один из самых уважаемых дипломатов XVII века.
В самом деле, признанный художественный гений XVII века, как известно, прославился не только портретами, пейзажами, жанровыми картинами и мифологическими работами, но и, что особо подчеркнуто выставкой, также созданием большого количества исторических и политических образов и религиозных произведений в духе католической Реформации. Рубенс многократно и по разным вопросам современной ему общественной жизни общался с королями, князьями и наиболее важными военачальниками своего времени, переписывался и встречался с важными представителями тогдашней интеллигенции, став весьма заметной фигурой и на политической сцене в Европе, проявляя к общественной деятельности огромный талант, что не осталось незамеченным властью.
Так, в 1621 году фламандская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса своим советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. С этого времени фламандский живописец, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и был знаком со многими коронованными особами (его называли "королём художников и художником королей"), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов.
Так и получилось, что помимо обширной и разнообразной творческой деятельности художника, Рубенс был в начале двадцатых годов уже официально назначен на дипломатическую службу и стал одним из самых уважаемых и успешных дипломатов XVII века.
- Иными словами, - продолжает директор музея, - мы в рамках этой выставки хотим показать не только собственно художника, но и, что немаловажно для характеристики этой личности, дипломата Питера Пауля Рубенса, который действовал в качестве миротворца и посредника в политической жизни своего времени. Как консультант и эффективный переговорщик, Рубенс, к примеру, разработал в соответствии с интересами родного города Антверпена и правителями в Брюсселе свое видение объединенной Европы. Картины и рисунки, гобелены, книжные иллюстрации, графики и письма распространили его политические идеи далеко за пределы Европы. Используя свои художественные интерпретации текущих политических образов истории, он внес свой вклад в окончание 30-летней Войны. Ни один другой художник не влиял своим искусством так прямо на политические процессы того времени, как Рубенс.
Выставка разделена на восемь разделов, основанных на фактах биографии Рубенса, которые показывают сложные связи между художественными и политическими устремлениями великого фламандца. Она начинается с "Дома дипломатов", представляющего не только личные среду Рубенса, но и его литературные, антикварные и политические интересы. Следующие основные вехи творчества отражены в периодах его пребывания в Италии, в частности, общения с его самыми важными ранними клиентами и героями его портретов, а также эрцгерцогом Альбертом и герцогиней Изабеллой в Брюсселе. В главе "Рубенс и Церковь" представлена его роль в католическом движении реформ. Следующие разделы выставки отражают "Серии картин французского двора", произведений для цикла "Медичи". В разделе "Мир дипломатии" экспозиция сосредоточена непосредственно на политико-дипломатической деятельности Рубенса в период его пребывания в Лондоне.
В последнем разделе выставки представлен ряд выдающихся работ позднего периода творчества великого художника: это картины, выполненные в основном в жанрах лирического пейзажа и мифологии.
- Наша выставка, - заключает Герхард Финк, - созданная в сотрудничестве с Королевским музеем изящных искусств в Антверпене, включает в себя картины, любезно предоставленные нам многими крупными мировыми музеями и хранилищами, а также частными собраниями работ великого мастера.
Выставка Рубенса в Вуппертале продлится до 28 февраля 2013 г.
________________
На фото автора: В зале выставки; "Распятый Христос" (1610 г.).
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР