О НАЦИЗМЕ И НЕ ТОЛЬКО
С "Кругозором" - кинорежиссёр Карен ШАХНАЗАРОВ
Опубликовано 15 Мая 2013 в 05:05 EDT
________________________
В немецком Эссене с большим успехом прошел ставший уже традиционным ежегодный, IX Фестиваль российской культуры под девизом "Россия в гостях у Эссена". В нынешней программе российских кинофильмов - и недавние, но уже отмеченные многими призами картины - "Кококо" А. Смирновой, "Лабиринт" В. Назарова, "На крючке" Н. Углицких, "Орда" А. Прошкина. А открывал Фестиваль - это, кстати, была его немецкая премьера - новый фильм Карена Шахназарова "Белый тигр", ставший в этом году, как известно, одним из номинантов премии "Оскар".
Вице-президент Фонда социально-культурных инициатив, генеральный продюсер Фестиваля Татьяна Шумова сказала: "Мы счастливы, что выдающиеся российские кинорежиссеры представляют в Германии свои самые последние произведения. Здесь показывали свои фильмы и Никита Михалков, и Станислав Говорухин, и Светлана Дружинина, и многие другие мастера. И, безусловно, в этом же ряду нельзя не назвать и присутствующего сегодня и, между прочим, уже не впервые в Эссене, представляющего свой новый фильм народного артиста России, гендиректора киностудии "Мосфильм" Карена Шахназарова, которому, кстати, в этом году исполнилось 60 лет, с чем мы его от души и поздравляем".
Присоединяясь к поздравлениям, мы попросили режиссёра ответить на несколько вопросов:
- Как вы воспринимаете то, что ваш фильм о войне смотрят сегодня немцы?
- Это не первый показ нашего фильма за рубежами России, уже было несколько демонстраций его в разных странах. Конечно, хорошо, что и немцы тоже посмотрят картину. Но - хотя, конечно, наш фильм содержит тематику, относящуюся именно к российско-немецкой истории, - однако идеи специально приурочить показ фильма "Белый тигр" именно в Германии у меня не было. Но, как я знаю, картина заинтересовала немцев, уже есть данные, что ее покупают в Германии.
- "Белый тигр" - первый фильм про войну среди 14 ваших киноработ, снятых до этого. Почему вы вообще взялись снимать эту картину?
- Было несколько причин для этого, которые мной руководили. Первая: мне очень понравился сам сюжет, описанный в романе молодого российского писателя Ильи Бояшова из Петербурга под названием "Танкист". Вторая причина в том, что мне захотелось сделать картину на военную тему, потому что создавать военную картину - это определенный этап в моей профессии, это вызов самому себе. Потому что ты никогда не знаешь, когда ты начинаешь военную картину, сумеешь ли ее сделать и вообще - закончишь ли ее... Третья, немаловажная причина: мой отец, ныне покойный, три года провёл на фронте, он начал войну в Севастополе, закончил в Кенигсберге, и эта картина моя является неким долгом памяти, данью уважения и моему отцу, и его боевым товарищам. И четвертая, тоже довольно важная для меня причина: я чем старше становлюсь, тем больше задумываюсь о том, что вообще такое война. И я себе задаю вопрос. Или война, как говорил Лев Толстой в "Войне и мире", это противоестественное состояние человека, или война - это такое проклятие, которое присуще нашей человеческой природе? И у меня нет ответа на этот вопрос. Все проклинают войну, а тем не менее она идет постоянно, она и сейчас идет… И мне хотелось, чтобы эта тема в картине каким-то образом прозвучала. Вот как много причин было передо мной, чтобы сделать эту картину.
- В вашем фильме заняты несколько немецких актеров. Как вам с ними работалось?
- Я очень благодарен судьбе, что эта картина вышла, и что ее даже можно назвать российско-германской, потому что в ней действительно снималось много немецких актеров. Это и Карл Кранцковски (Гитлер), и Кристиан Редль (Кейтель), и Клаус Грюнберг (Штумпф), и Вилмар Бири (Фридебург), и др. И я должен признаться, что искренне полюбил этих своих товарищей, коллег и партнеров - немецких актеров, которые являются потрясающими мастерами. Я вообще думаю, что немецкая актерская школа на сегодня одна из лучших в мире. Это мое искреннее убеждение, я получил огромное удовольствие от нашей совместной работы на картине. И вы увидите, что немецкие актеры прекрасно сыграли все свои роли в нашем фильме.
- В вашем фильме есть и фантастические, даже как бы с налетом мистики, сцены наряду с вполне реалистическими. Например: что представляет собой заключительная сцена монолога Гитлера - это реалистическая сцена, бывшая на самом деле, либо выдуманная вами?
- Ну, само кинематографическое решение этой сцены в фильме, конечно, придумано, но слова, которые произносит Гитлер, не выдуманы сценаристами и режиссером картины, они все взяты из различных гитлеровских речей и высказываний. Вы правы, в фильме много и мистики, и художественного вымысла, но много и основанного на документах, в частности, сцена подписания в Карлсхорсте Жуковым и Кейтелем Акта о безоговорочной капитуляции Германии, сцена последнего ужина Кейтеля с гитлеровскими генералами. Эти сцены, кстати, списаны из воспоминаний самого Кейтеля, написанных им в дни перед казнью в Нюрнберге. В последней сцене с Гитлером, повторюсь, использовано все, что он в разное время говорил в реальности. То есть здесь нет никакой нашей отсебятины. Все это он в разное время говорил. Сегодня мы должны понимать, что Гитлер не был просто примитивным клоуном. Гитлер был циничным, вполне вменяемым политиком, у которого была своя определенная идеология, которая, на мой взгляд, никуда не исчезла и сегодня, к сожалению…Нацизм имеет глубокие корни. Он, увы, никуда не исчез. Он может дремать, но может возродиться в любой момент. И в этом его опасность. А для нас опасно не понимать этого. Поэтому мне кажется очень важным то, что это прозвучало, а мы, зрители, должны сами для себя решить, как танкист Найденов в картине, что с этим делать. Он однозначно решает с этим сражаться.
- И все же: о концовке фильма - монологе Гитлера - есть много различных мнений среди тех, кто уже посмотрел картину: насколько эта концовка органична, на ваш взгляд, в контексте всего строя ленты? Не выглядит ли она, как считают некоторые зрители, несколько искусственной?
- Ну, не знаю… Зрители имеют право на свои ощущения. Я-то лично убежден, что смысл всей картины именно в этой концовке. Смысл того, с чем танкист Найденов борется, что он собирается сжечь. Он собирается сжечь именно то, что озвучивает в финале картины Гитлер. Вот это, на мой взгляд, главное в концовке, да, собственно, и во всей ленте. Для меня, во всяком случае, это главное.
- Какие-то уже у вас есть планы о дальнейшей работе?
- Пока нет. Я ведь эту картину-то закончил всего полгода назад, еще, так сказать, не вполне отошел от нее, съемки были довольно непростые, просто даже физически. Так что пока на дальнейшее никаких конкретных идей у меня нет.
- Как вы отнеслись к тому, что этот Фестиваль организаторы посвятили в том числе и вашему юбилею?
- Ну… Конечно, спасибо всем устроителям, это очень большая для меня честь. Но, с другой стороны, что это уж такое за особенное событие?.. Все-таки этот Фестиваль сам по ебе довольно важное событие во взаимоотношениях России и Германии, он не нуждается ни в каких специальных подпорках вроде посвящения его юбиляру…Я могу только принять посильное участие в этом очень значительном мероприятии. Эти фестивали много дают его участникам. Люди приходят, смотрят кино, смотрят концерты, слушают музыку. Для них такие фестивали - праздник. Это все очень позитивно, я считаю, для обоих наших народов. Видите, полный зал сегодня. Редко где сейчас вы увидите в кино полный зал!.. И само по себе это уже хорошо.
- Да и в Москве на отечественных фильмах, кстати, тоже зрителей-то не густо…
- И не только на отечественных. На иностранных такая же ситуация.
- Считается, что публика ходит в основном на американские картины…
- Нет, и на американские уже мало ходят. Смотрят пару-тройку американских фильмов, а на большинство уже не ходят. Во-первых, потому, что, я считаю, качество американских фильмов очень снизилось. В кино вообще публика плохо сейчас ходит. И на американские, и на наши.
- Как вы вообще оцениваете сегодняшнее состояние российского кинематографа?
- Знаете, у нас вообще принято все время что-нибудь ругать. Я должен сказать, что российский кинематограф ничем не хуже германского, французского, итальянского. Конечно, и там и тут есть хорошие картины, но много и плохих, как всегда было. Везде так. Нельзя сказать, что наш кинематограф в этом смысле чем-то отличается от других. Нет, конечно, никаких особых оснований радоваться нашим достижениям, всегда же хочется больше картин, но нет и оснований посыпать голову пеплом, он в принципе не хуже любого кинематографа иностранного. Я сегодня, например, не вижу, чтобы какой-то зарубежный кинематограф показывал что-то выдающееся, какие-то озарения. Этого точно нет. Для всех, конечно, угроза со стороны засилья американского кино в силу его мощи, огромных финансовых средств, массового натиска, так сказать. А все остальные кинематографии, в том числе и наша, примерно в одинаковом положении.
А потом, качество фильмов для зрителя - это же такое субъективное дело… Вот мне, например, говорят: мы хотим классное кино типа… и называют какой-то западный фильм. А я смотрю его и думаю: чего я на него пришел, дребедень какая-то… Все очень субъективно, вкусово. Каждый человек, зритель, под хорошим кино понимает свое, индивидуальное.
- А государство сейчас что-то делает для стимулирования развития кино в России?
- Ну… Делает, конечно. Что-то делает, финансирует кинопроизводство потихоньку…
- В этом смысле что, по-вашему, будет с "Ленфильмом"? Есть ли у всех этих попыток реанимировать эту студию какая-то перспектива?
- Я уже не хочу это даже комментировать… Я сразу говорил, что самое лучшее, что надо сделать с "Ленфильмом", - это закрыть его. Это было бы, на мой взгляд, лучшим выходом из положения.
_____________________________________
На фото автора: К. Шахназаров в беседе с автором.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР