ЗАГАДОЧНЫЙ
Об Игоре Талькове
Опубликовано 21 Октября 2011 в 04:09 EDT
--- Игорь, да не верь ты тому, что говорит Брежнев! (в то время главой государства был Брежнев)
Он ужасно возмутился:
--- Мама, если ты еще раз тронешь Брежнева, я убегу из дома!
А в 1975 году, когда Талькову было 18 лет, на площади в Туле он критично высказался о политическом правлении Брежнева. За этот поступок его затаскали по разным инстанциям, КГБ, грозила тюрьма. Общими усилиями удалось избежать суда… Процесс прозрения и осознания ложности идеалов был болезненным и мучительным. Поиск новых жизненных ориентиров был трудным и выстраданным.
Пусть все не так и прожито и пройдено
Я за грехи пред Богом помолюсь.
Как робко ты меня любила, Родина!..
Как сильно потерять тебя боюсь!
/Игорь Тальков/
Завывание ветра, шум листвы и каждая капля моросящего, плачущего дождя со свойственной осени потаенно-неуловимой грустью напоминают, что уже двадцать лет с нами нет Игоря Талькова. 20 лет нет больше человека, чей неповторимый голос задевал сердца, царапал души. Целых 20 лет… - невозможно принять, трудно поверить - …роковая пуля летела прямо в сердце поэта, но… отрикошетив, попала в солнечное сплетение России… В этом году 4 ноября певцу исполнилось бы 55 лет.
"Когда в черные дни, а их было немало, я пытался покончить с собой, мне это не удавалось, как не удавалось и тем, кто хотел меня убить. Во всяком случае, до сегодняшнего дня. Уходить из жизни очень глупо, так и не успев ее понять. Может быть, я буду защищен до тех пор, пока не пройду предначертанный мне земной путь?.." (Из книги "Монолог").
А ведь Игорь не прошел и половины предначертанного ему земного пути "и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушел внезапно… на какое-то мгновение расслабившись"… Все больше холода и одиночества вокруг, тишины и пустоты… Он был нашей Совестью, Истиной, Светом в бесконечной кромешной тьме - из лучших Сын Отечества. Он стал частью нас самих - наших дум и тревог, отрад и горестей. Он не лицедействовал, не лицемерил и не казался, а просто умел быть. И за то, что являлся самим собой, заплатил судьбой… собственной жизнью.
Смерть идет следом
6 октября 1991 года в ленинградском Дворце спорта "Юбилейный" на эстрадном концерте "ассорти" за кулисами прозвучал роковой выстрел, оборвавший жизнь яркого и великого поэта, композитора, исполнителя Игоря Талькова. Конфликт разгорелся из-за очередности мест между администратором Азизы Игорем Малаховым и директором Талькова Валерием Шляфманом. Так как Азиза не успевала подготовиться к выходу, то Малахов обратился с просьбой к Шляфману о том, чтобы Игорь Тальков выступил первым, но тот категорически отказал. А через мгновение директор Талькова закричал, что у Малахова пистолет. Из гримерки выбежали телохранитель и сам Игорь Тальков с газовым пистолетом, из которого были произведены три выстрела. В ответ прогремел смертельный выстрел. "Скорая помощь" прибыла только через полчаса (и это при проведении массового мероприятия!). В больнице констатировали смерть поэта. Это первая версия следствия. Главным подозреваемым становится Малахов Игорь Викторович, хорошо известный в криминальном мире. Но спустя десять дней сбежавший с места трагедии Малахов сам приходит в следственные органы и дает показания о непричастности к данному преступлению. Из его слов следует, что драку затеяли Шляфман и телохранители Талькова. А револьвер он достал только тогда, когда почувствовал угрозу собственной жизни. Шляфман помчался в гримерную Талькова, прося о помощи. Завязалась потасовка. И когда Малахова повалили на пол, лицом вниз, то Шляфман выхватив у него пистолет, выстрелил… в Талькова. Это вторая версия следствия. Прокуратура снимает обвинение в убийстве с Малахова, и подозреваемым становиться директор Талькова. Но обвинение в убийстве по неосторожности Шляфману было предъявлено только тогда, когда он благополучно эмигрировал в Израиль. И дело об убийстве было приостановлено "за отсутствием обвиняемого".
Вокруг этой трагедии разгорелось много противоречивых слухов, домыслов, нелепых предположений, враждебных публикаций, в которых наперебой спорили: это политическое убийство или обыкновенная бытовуха? Хотя ответ напрашивается сам собой. Интриги никакой, а ядовитости и сарказма хоть отбавляй. Но без ответа до сих пор остались наиболее главные и не дающие покоя вопросы: почему отсутствовала милиция? Почему опоздала "скорая"? Зачем нужно было вызывать Талькова из гримерки? И почему именно Тальков, а не Газманов, который закрывал концерт (ведь так много говорилось о престижности мест)? Кто заказчик этого кровавого преступления? и многие другие, которые так и повисли в воздухе. Это убийство породило много загадок. Но одно очевидно, что эта смерть не случайность, а хорошо продуманный расчет, суровая закономерность. В России уж так заведено: истинно русского поэта, пророка всегда преследует жестокий рок. "И есть странная, горькая традиция в кончине больших русских поэтов. Все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле". (Виктор Астафьев). В жизни Игоря мистики было предостаточно, и крылья смерти дважды касались поэта "и это было предупреждение. Третьего раза не будет, и я это знаю!"
"…В Щекино, где я жил с родителями и старшим братом Володей, мы с мальчишками часто развлекались тем, что усыпляли друг друга. Однажды меня усыпили очень сильно… Я пребывал в совершенно незнакомом доселе состоянии блаженства… Мне становилось лучше и лучше, а благозвучие заполняло всего меня. Вдруг в полифонию стали вкрапляться неприятные диссонирующие звуки, похожие на отдаленные удары железа о железо… Я на мгновение остановился и поплыл назад. Удары усиливались, и, когда я ощутил головную боль (железо, казалось, било по моей голове), спираль растаяла… На моей груди сидел брат и бил меня наотмашь по лицу. Как потом мне объяснили, это была последняя попытка привести меня в чувство, так как пульс уже не прощупывался, под глазами образовались черные круги, нос заострился, и изо рта пошла пена". (Из книги "Монолог").
"С Игорем произошел трагический случай во время гастрольной поездки в Таджикистане, - вспоминает брат Игоря Владимир. - Выступали мы в современном Дворце культуры из стекла и бетона, с большими сценическими возможностями. Однако на генеральной репетиции было обнаружено, что колонки дают фон, от которого мы никак не могли избавиться. Кто-то посоветовал заземлить акустическую аппаратуру на силовой ящик: там был какой-то винт, который местный электрик определил как точку заземления. Потом оказалось, что это была силовая фаза промышленного напряжения в 380 В. Но мы этого не знали… фон действительно исчез, и мы благополучно отработали весь концерт. В финале концерта Игорь откланялся, пошел занавес, и вдруг он взмахнул руками от микрофона и начал падать. Я в тот вечер работал со светом и стоял за левой кулисой. Почему-то я сразу сообразил, что Игорь попал под напряжение. Мы вдвоем с гитаристом ринулись к щиту и молниеносно выдернули шнур, обеспечивающий питание аппаратуры. Если бы не сработала наша интуиция, Игорь наверняка погиб бы в тот вечер. Он лежал на полу, без сознания, посинел, изо рта пошла пена. Начались конвульсии, его вывернуло в какую-то невероятную позу. Зрелище было ужасное. В руках у него оставалась бас-гитара, которую мы никак не могли оторвать. К ладони пригорели струны. По всей видимости, спасло то, что мы перенесли его на металлическую поверхность… Игорь быстро оправился, но получил психическую травму и некоторое время после этой истории боялся брать микрофон в руки, просил обмотать изоляцией".
Владимиру удавалось вытаскивать брата с того света дважды, но в тот роковой день Игоря вырвать из цепких лап смерти не получилось. Брат Талькова считает, что Шляфман "был внедренным в коллектив провокатором… Сначала Игорю расстроили охрану. Начали с меня, а я был для Игоря как бы щитом. Потом устранили телохранителя Владика, который никогда никого не пропустил бы к Игорю в гримерку перед концертом, сам разобрался бы во всем. Потом в группу подсунули нового директора - Шляфмана, который старательно демонстрировал свою преданность Игорю. Я думаю, что сценарий убийства и раньше был опробован, но сработало в "Юбилейном". После убийства действия продолжали разыгрываться по известному сценарию… Следствие было поручено рядовому следователю, и на все скрепленные тысячами подписей письма общественности, на все обращения, подписанные известными политическими деятелями, с требованием передать дело об убийстве Игоря Талькова в вышестоящее органы Генеральная прокуратура ответила отказом. Газеты тоже не теряли времени даром - они занялись формированием общественного мнения, обливая Игоря грязью с головы до ног".
Подвиг
Игорь с детства был способен на поступок, решительные действия, старался всегда помочь другим. И для него это был не героизм, а само собой разумеющийся факт, норма поведения. Один уникальный случай из жизни будущего поэта вспоминает его брат Володя: "Это произошло, когда они были подростками. Однажды летом ребята поехали на речку, взяли лодку напрокат, катались, гребли по очереди. День был жаркий, захотелось искупаться, начали прыгать в воду прямо с лодки. Плавать они тогда только научились. Игорь сидел в лодке, а Юра (друг детства) прыгнул. Вынырнув, он увидел, что лодка находиться довольно далеко. Почувствовал - не доплывет, начал барахтаться, тонуть, от страха пропал голос, хочет крикнуть - и не может… Юра стал уходить под воду. Раз погрузился - вынырнул, и тут наконец-то голос у него прорезался. Закричал. Игорь, не раздумывая ни секунды, бросился в воду спасать друга, который опять стал погружаться и последнее, что помнил - солнце, просвечивающее сквозь воду, и все… потерял сознание… Игорь подплыл, схватил его за плечи и удерживался на поверхности вместе с ним какое-то время, при этом кричал, звал на помощь. Сам начал тонуть, но друга не отпустил. Так и вытащили их на берег вместе.
Вот так случайно я узнал, что Игорь, будучи подростком, совершил героический поступок. Вообще спасение человека - это всегда подвиг, тем более, если спасатель - по существу, мальчишка, который не может рассчитывать на свою физическую силу. Единственное, что придало ему силы, - это желание спасти друга, во что бы то ни стало. Игорь умолчал об этом случае по той простой причине, что боялся расстроить родителей; но и позднее никогда не вспоминал о нем, видимо, не придавая особого значения"…
Рьяный комсомолец
В юные годы Игорь свято верил в советскую идеологию, ленинский идеал, лозунги, был ретивым комсомольцем. Родители старались не разрушать этой веры. И когда при нём начинали ругать правительство, то он очень гневался. Но однажды мама прямо ему сказала:
--- Игорь, да не верь ты тому, что говорит Брежнев! (в то время главой государства был Брежнев)
Он ужасно возмутился:
--- Мама, если ты еще раз тронешь Брежнева, я убегу из дома!
А в 1975 году, когда Талькову было 18 лет, на площади в Туле он критично высказался о политическом правлении Брежнева. За этот поступок его затаскали по разным инстанциям, КГБ, грозила тюрьма. Общими усилиями удалось избежать суда… Процесс прозрения и осознания ложности идеалов был болезненным и мучительным. Поиск новых жизненных ориентиров был трудным и выстраданным.
Хрустальная любовь
"Любовь - это принцип существования всего сущего на Земле. Ради нее и во имя ее рушатся и возрождаются государства, системы, миры, совершаются войны, люди становятся либо отпетыми негодяями, либо святыми". (Из книги "Монолог").
Со своей будущей женой Татьяной Игорь познакомился в кафе. Он искал людей для массовки передачи "А ну-ка, девушки". Никого впечатления он на девушку сначала не произвел, она отказалась участвовать, притом, что все девчонки согласились. "Затем Игорь пригласил меня танцевать, - вспоминает Татьяна, - я опять сказала: "нет". Он очень удивился. Может быть, своими "нет" я и привлекла его внимание. Но потом он меня покорил манерой разговаривать. Выражением глаз. Отношением к женщине… Игорь перевернул мой мир".
Татьяна Ивановна была преданной и понимающей женой, великолепной и заботливой матерью. По настоянию Игоря она оставила работу (она профессионально шила стильную одежду), так как Игорь хотел, чтобы жена всегда была рядом. И всецело посвятила себя семье. Мама Игоря была изумлена ее безграничным терпением:
"Есть, конечно, хорошие жены. Но редко можно встретить такую, которая могла бы всецело пожертвовать собой ради мужа. Она делала то, что нужно было Игорю. Неприятности ли были, болезни - Таня умела скрывать это. Даже заболел ли ребенок, Таня старалась скрыть и это, чтобы не огорчать Игоря. Она, как могла, оберегала - вот то слово - ОБЕРЕГАЛА Игоря от всего. Она могла недоесть, недопить. У Игоря всегда были овощи, фрукты, мясо. Даже когда они были совсем бедные. Было время, когда она пила один чай. Ребенка кормила и Игоря. Ему было с ней не только хорошо, ему было с ней уютно. Она предупреждала каждое его желание".
"Игорь был человек влюбчивый, увлекающийся, - говорит в одном из интервью Таня. - Женщин он обожествлял, наделял придуманными достоинствами. В него легко было влюбиться… Но мои чувства к нему были выше ревности. Я знала, на что иду, связывая жизнь с необыкновенно талантливым человеком. Требовать от него физической верности до гробовой доски было бы наивно. Он мне рассказывал о женщинах, в которых влюблялся, я была в курсе, как развиваются их отношения... Но также я знала, что по-настоящему он предан был только мне. Он мог перестать общаться с женщиной, если она обо мне плохо отзывалась. Часто он говорил друзьям: "Моя Танька - как хрустальный стакан: как ни повернешь, светится, играет гранями, до того чиста..."
"Рядом со мной - женщина, которая роднее и ближе мне всех когда-либо окружавших и окружающих меня. Она не похожа ни на одну из придуманных мною, но она достойна большой и настоящей любви. Порой мне кажется: то, что я искал за горизонтом, всегда было рядом, только я этого не замечал. Успокаиваюсь одним: наших отношений никогда не касался обман.
Ну, а когда порвется нить,
И сгинут разом все волненья,
Меня не надо хоронить,
Я упаду в твои колени".
(Из книги "Монолог").
Из воспоминаний Татьяны: "Ты умел дружить, а это немаловажный дар, и быть настоящим другом такого человека - просто счастье. Я все время наблюдаю, сравниваю, а теперь особенно, и почти физически ощущаю, что всем без исключения людям, вместе взятым, нет-нет, не перевестись, не сравниться, но хотя бы приподнять чашу весов над тобой не удастся. По всем качествам. Я говорю это даже не как жена, а как твой друг. Я была тебе другом - и этим горжусь, дорожу. У нас с тобой были честные отношения, ты доверял мне настолько, что порой рассказывал такие вещи, которые близкой женщине знать не положено…
А какой ты был добрый… Просто ходячая доброта. По-русски, щедро делился теплом души своей, хлебом, последней рубахой, последним рублем… И некоторые из твоих "друзей" бессовестно пользовались тобой. Но ты - цельный человек, монолит, русский мужик, отмахивался от всего, не замечая маленьких предательств, спешил, шел и шел вперед, до изнеможения работая.
После трагической гибели Игоря я полгода спала в обнимку с его халатом и жалела лишь об одном - что не осталась беременной".
С виду это маленькая, хрупкая женщина, но с каким волевым внутренним стержнем, сильным характером, и очень мудрая.
"Их путь тернист, опасен и зачастую - неблагодарен. Их Бог - истина"
Путь на большую сцену был долгим и мучительным, и от того горько осознавать, что пробыл он на ней так ничтожно мало. Музыкой Игорь заинтересовался еще в самом раннем возрасте. Будучи ребенком, он умудрялся из домашней утвари сооружать музыкальные инструменты, игрушки становились зрителями. И он вместе с братом устраивал свои первые концерты, спектакли. Игорь рос целеустремленным и упорным мальчишкой. Если что задумал, то непременно добивался намеченной цели. Сказал, буду хоккеистом, и начал ежедневно усердно тренироваться, не щадя ни сил, ни времени, по всем правилам игры. У него в дневнике даже есть запись: "Умру, но стану хоккеистом". Записывается в хоккейную команду; награждается грамотой как игрок лучшей хоккейной команды. Почувствовав, что у него довольно неплохой спортивный уровень, он решается ехать в Москву попробовать собственные силы. Просматривается в своем любимом ЦСКА. Ему сказали, что способности есть, но для того, чтобы стать профессионалом необходимо много работать. Это Игорю возвращает ясность сознанию. И мечта о большой площадки покидает его. Но он продолжает играть в хоккей с соседской детворой.
Вместе с обычной школой, Тальков закончил и музыкальную школу по классу баяна. Игорь терпеть не мог нотную грамоту. Но обладая абсолютным музыкальным слухом, он с легкостью мог воспроизвести любое музыкальное произведение на слух. Но когда он становиться на профессиональную стезю, ему все-таки пришлось осваивать ноты. И Тальков денно и нощно штудирует музыкальную грамоту. Самостоятельно овладел игрой на фортепиано и гитаре, в дальнейшем научился играть на бас-гитаре, скрипке, барабанах и других музыкальных инструментах. Лишь саксофон был ему не подвластен, хотя и остался самым любимым его музыкальным инструментом. Стихи Игорь тоже начал писать очень рано. Детские стихи "наивны по содержанию и несовершенны по форме". Но уже в школьном возрасте в них прослеживается поиск смысла жизни, глубокое постижение мироздания и суть человеческого бытия.
После окончания школы Тальков поступает в пединститут и институт культуры, но, ни одно заведения закончить не пожелал. Музыкант работает барабанщиком, гитаристом, клавишником, аранжировщиком в различных группах: "Калейдоскоп", "Вечное движение", "Апрель", в ансамбле Людмилы Сенчиной, в музыкальном театре Маргариты Тереховой, набираясь опыта и профессиональных навыков, поет в лучших ресторанах Сочи и Москвы. При этом беспрерывно мечтает создать свою группу и стремиться выступать как автор-исполнитель своих песен, которых накопилось огромное множество, но попытки не приносили результата.
"Значительную часть своей творческой жизни потратил на разбазаривание эмоций по кабакам, предлагая самое дорогое, что есть в жизни, - песни, делясь сокровенными мыслями с жующей и пьющей публикой за гроши, бросаемые "широким жестом"". (Из книги "Монолог").
Армия переломный момент в биографии автора. А поскольку она часть государства, то, наблюдая ее неутешительное и жалкое положение, Игорь пришел к горестному заключению о состоянии государства и в целом. Здесь Тальков начинает многое постигать всерьез. Именно в армии Игорь переосмысливает наше прошлое, глубоко вникает в вопросы истории, и как результат - пересматривает текущие события. И возвращается уже совсем иным человеком.
В 1986г. Тальков становиться солистом и аранжировщиком в "Электроклубе", питая надежду пробить свое собственное творение, но, увы, итог неизменный. Разочаровавшись, Игорь покидает группу. Но успевает записать песню Д.Тухманова "Чистые пруды", дебют, который состоялся на ЦТ. Вот тогда впервые широкая публика увидела и сразу влюбилась в Игоря Талькова, который посетил наши дома с телеэкрана "белым лебедем с аккордеоном". Песня настолько душевно и волнующе-искренне была исполнена, что очаровала и заполонила души людей, и, сделала Игоря не только известным исполнителем, но и стала тем самым заветным ключиком к дверце на большую сцену. Началась самостоятельная работа. Казалось, что скитаниям пришел конец, и можно облегченно вздохнуть и наконец-то раскрыться в полной мере. Игорь везде становиться желанным гостем, но… только с лирикой, социальные песни по-прежнему не давали петь, его это угнетало, томило. Музыкант принимает важное решение: он отказывается от "слащавого телевидения" и начинает колесить по стране со своими собственными песнями, прилагая все усилия "расширить однобокий образ "чистопрудного" Талькова". А ведь запросто мог купаться в шоколаде, это был бы иной Тальков, но все равно не такой, как все. У артиста невероятно красивая душевная и очень глубокая лирика. "Мои песни о любви выполняли и продолжают выполнять функции врача-анестезиолога, частично вбирая в себя душевную боль. Может быть, поэтому они у меня такие грустные". (Из книги "Монолог").
Игорь просто не мог иначе. Он отдавал предпочтение авторской песни. "Именно через нее я могу рассказать о своем отношении к происходящему вокруг нас, терзающей меня острой боли за судьбу нашего Отечества. И темы моих песен самые разные, но ближе всего, пожалуй, история России. Видимо, эта любовь к российскому государству к нашим людям была заложена в меня еще в детстве, которое прошло в небольшом городке вблизи знаменитой Ясной Поляны. Там, где жил и творил Лев Толстой… Я к своей земле прикипел, всеми жилами, всеми нервами привязан"… Игорь не отчаивался и не падал духом, и наконец-то желаемое становиться реальностью: в декабре 1989г. в программе "До и после полуночи" показывают клип "Россия", снятый съемочной группой телепрограммы. Песня произвела ошеломляющий эффект. Игорь вздохнул. "Молчанов ''откупорил'' меня социального". Тальков становиться полноценным автором и исполнителем разноплановых песен. Игорь несказанно рад: "Меня узнали не только как лирического исполнителя, но и как создателя песен гражданского содержания, а мне это было очень важно, поскольку не только лирика и даже не столько лирика, но песни политические, социальные - квинтэссенция моего творчества, крик и боль моей души".
"Истинные лекари человеческих душ"...
Тальков всегда пел "вживую". Его концерты состояли из двух частей, и проходили в стиле душа Шарко. Первое отделение - песни патриотические, гражданского направления, крик его души и носило название "Суд". Оно было сложным, непростым, и для некоторых, может быть даже неприятным. Но Игорь был убежден, что "лечиться можно только правдой. Наше общество больно. Заражено оно ложью. И лечиться надо, иначе - смерть". Сначала Игорь "нагружал" зрителя, заставляя их думать, размышлять о смысле жизни, о своем предназначении. Предлагались такие композиции как "Кремлевская стена", "Родина моя", "Стоп! Думаю себе…", "Россия", "Бывший подъесаул"… Во втором отделении звучали песни более легкие по информации, лирические, чтобы слушатель мог расслабиться и спокойно отдохнуть - это музыка души. Но я думаю, что это чисто символическое разделение. Каждая песня Игоря Владимировича - это биография его души, маленький шедевр, небольшой мини-спектакль с неповторимым сценарием, режиссерским взглядом, где учтена каждая деталь, где отшлифовано каждое движение разворачивающегося представления. Любую композицию Игорь исполнял с такой душой, с таким нервом и надрывом, что каждый из нас внимал каждому слову, каждому жесту, попадая под его непередаваемую энергию, которая полностью охватывала зрителя, слушателя, и аудитория целиком погружалась в то или иное действо. В своих песнях Игорь остро реагировал на происходящее, на прошлое и настоящее, называя вещи своими именами, говорил правду без прикрас и гримас. Делал это настолько искренне и честно, что зрителей, приходящих на его концерты, удивляло и поражало "сочетание несочитаемого в его творчестве: мягкие, лирические песни о любви звучат на фоне резких политических, кричащих композиций". Игорь объяснял: "и те и другие суть компоненты моей души. Я не сочиняю специально, я пишу только тогда, когда меня что-то глубоко волнует... Я русский православный человек. Этим и объясняется сочетание несочитаемого в моем творчестве".
Это были не столько выступления, концертная деятельность, а концерт-откровение, концерт-исповедь, концерт-размышление, "монолог души поэта, обращенный к зрительской аудитории ради того, чтобы донести до ума и сердца слушателей высокие понятия правды, любви, вечности. И чем совершеннее произведение искусства, тем уже круг, воспринимающий его умом и сердцем". Но он пытался расширить этот круг до максимальных пределов, обратить "людей в праведную веру в Светлое и Чистое… Либо - искусство, возрождение вечных понятий любви, красоты, гармонии, движение вперед к Правде, к Свету, к Истине, к Богу. И как результат - духовное оздоровление человечества… Искусство должно делать человека более чутким, ранимым, нащупывать в людях то, что должно болеть, что не дает успокоиться". У Игоря была одна заветная мечта, чтобы был показан целиком его сольный концерт "Суд" в телеэфире. Но мы до сих пор так его и не увидели. Так что же изменилось, господа?.. "Покажите мне такую страну…"
Игорь был неординарным и многогранным человеком со своей ярко выраженной индивидуальностью. Его ни с кем невозможно перепутать. Природный актерский дар, благородная стать, сдержанные жесты, уставший одухотворенный взор, умные, но всегда грустные глаза, лик, напоминающий Христа, душевный и очень проникновенный голос, достоверность текстов, наполненных жизнью, естественными чувствами, глубочайшею правдивостью, не снимающий с груди креста - не как дань моде, а как истинная вера. Все это органическое единство не только выделяло Игоря на нашей безликой и развлекающейся эстраде, но и убедило зрителя в том, что перед ними не столько даже артист, а мыслящий, мучающийся и переживающий за судьбу земли, за своих соотечественников, за многострадальную Родину истинно русский человек, истинно русский поэт. Поэт, который жаждет перемен, и стремиться побудить своим искусством "человека думать и чувствовать гармонию мироздания". И аудитория вместе с ним начала анализировать, думать, мыслить, прозревать и просветляться.
Настоящего Игоря мы стали постепенно узнавать, к великому огорчению, только после его ухода в вечность, с удивлением открывая новые грани в его нраве, в его личности, в его бесценном даре и поныне. Тальков - потрясающий аранжировщик, глубокий поэт, удивительный композитор, талантливый исполнитель. Тонкий лирик. Мудрый философ. Он был значительно и шире и глубже своей профессии, выходил за ее рамки, границы.
Совершенное искусство
Игорь интересовался философией, его увлекала астрофизика и психология, он досконально и серьезно изучал историю, обладая редчайшими материалами, раритетными архивами, виртуозно владея и слогом и звуком. Его можно было слушать до бесконечности, только б не подвели физические силы. "У него всегда был добрый контакт с аудиторией. Он считал, что в процессе общения со зрителями выясняется отношение к его творчеству, определяется то, что больше всего на текущий момент волнует людей. Ведь в своих песнях он остро реагировал на те события, свидетелем которых все мы являлись". И Игорю так много было что сказать, чем поделиться, что его концерты порой превращались в митинги, полемики и даже в лекции, настраивая зрителя на определенный лад, чтобы им было понятно, что происходит на сцене, давая возможность каждому сделать свой выбор. Тальков никогда не претендовал на последнюю инстанцию, а всего лишь делился имеющейся редкой подтвержденной достоверными источниками информацией: "Я даже не сочиняю песен, я беру какие-то факты, подрифмовываю их и перекладываю на музыку - получается песня". Он был невероятно бурлящим и неистовым - настоящим творцом. И ты понимаешь, он не только мощнейший мастер, но и носитель колоссальной энергетики, духовности и возрожденных высоких традиций. Все это, несомненно, беспрестанно обогащало нас, и продолжает обогащать, и будет еще обогащать не только наших детей и внуков, но и тех, кто придет им на смену. Ведь Тальков относится к той категории людей, которые живут вечно и не застывают на том отрезке, на каком их застала смерть, они продолжают развиваться, двигаться и бурлить в общественном сознании.
В свое время замечательно сказал Н. В. Гоголь про величайшего классика А.С.Пушкина, но как эти слова органичны и с нашим героем, слегка перефразировав классика: "Тальков есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла". Игорь Владимирович, действительно, был исконно русским человеком с уникальным даром сопереживания, сопричастности, соучастия к судьбе России, к ее трагедии. У него на все был абсолютно свой взгляд, свои мысли, своя четко гражданская позиция, которую он превосходно, без лукавства, с безграничной любовью и неподдельной болью об Отчизне, о поруганной России, об униженном народе, страданиях человека выражал в стихотворной форме, огранивая ее великолепной музыкой. Поражает, как ярко, содержательно и емко можно выражать свои эмоции и мысли в песне. Пронзающая "Россия" (на мой взгляд, самая значимая и сильная вещь творческого багажа художника) как нельзя лучше отражает не пафосный патриотизм, а глубину веков, истинность чувств. Когда ее слушаешь, то создается такое ощущение, что он впитал в себя всю боль, горечь и муки Могучей и Великой Державы со страстною верою в ее возрождение, с надеждою улучшить мир.
Владимир Тальков был совершенно уверен, что ""Россию" ему не простят. Она не похожа на все песни о России, которые пелись до сих пор, песни, пропитанные ложным духом советского патриотизма. Всего три куплета, а в них все: великое прошлое нашей Родины и ее жалкое настоящее, и боль, и страдание. Добавить больше нечего. Этой песней он подписал себе смертельный приговор". Игорь понимал, но "отступать дальше некуда, а свернуть с пути - значит предать свое дело".
У истории, как впрочем, и у жизни, нет сослагательного времени. В прошлом году пытались представить какими были бы сегодня Высоцкий, Цой… Тальков. Однозначного и точного ответа нам никто и никогда не даст, но можно предположить, что такие выдающиеся и гениальные Личности со своей единой, цельной авторской палитрой не изменили бы своим принципам, своим ориентирам, обогатив авторскую песню значительными открытиями. "Глаза таких Божественных посланцев всегда печальны и верны мечте, и в хаосе проблем их души вечно светят мирам, что заблудились в темноте". От всего их лика веяло кристальной чистотой, прозрачной честностью. Они были наделены мудростью старцев. Поэтому с каждым годом почитателей их творчества только возрастает, хотя ТВ по-прежнему не балует нас их присутствием. Но их песни востребованы, актуальны, злободневны и сегодня на фоне безликой и пошлой эстрады. Они вне времени, вне пространства.
"Я погибну при большом скоплении народа, моего убийцу никогда не найдут",- незадолго до своей гибели сказал Игорь Тальков. И не ошибся. Очень печально, но преступление до сих пор осталось не раскрытым. Да и искали ли...? И тяжелою глыбою ложатся на память пророческие слова. И нам остается только благодарить Бога за то, что он являлся нашим современником, что мы могли видеть такого поэта и музыканта, что мы имеем возможность наслаждаться его наследием. Просить прощения, что не смогли уберечь избранного. И вечно молиться об упокоении его чистейшей и светлейшей души.
Эпилог
"Песни - это кратчайший путь к сердцу и уму человека... Мой долг - максимально донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит моя душа. Россия - боль моей души. Социальные песни - крик моей души. Бой за добро - суть моей жизни. Победа над злом - цель моей жизни. Если я кому-то и служу, то только Господу Богу, и отчитываюсь за содеянное в этой жизни перед Всевышним". (Из книги "Монолог")
И вместе с Игорем впитываешь страстную веру в благополучную и расцветшую Россию:
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя, едва живую,
И на твое иссохшее чело
Господь слезу уронит дождевую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан,
Как прежде, ощутишь себя мессией
И расцветешь на зависть всем врагам,
Несчастная Великая Россия.
Я пророчить не берусь,
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков,
В страну не дураков, а гениев.
Может странно, но почему-то очень верится…
Тальков так и остался неразгаданным, до конца не раскрытым и не понятым.
Вороний грай кружит крылами черными,
То замолкает, то зовет опять…
Ах, не поймут безудержные вороны,
Что мне сейчас не время умирать.
Для тех, кому дорого творчество Игоря, кто испытывает потребность в новой информации о человеке, который беззаветно любил свою Родину, у которого разрывалась душа за ее судьбу, который бесстрашно и мужественно обо всем этом пел, желая ей добра и выздоровления, открыты двери музея Игоря Талькова. Официальное открытие состоялось 05 марта 1993г. Собранные здесь экспонаты знакомят посетителей с наиболее важными и существенными периодами жизненного и творческого пути певца, поэта и композитора, приближая их к постижению его богатого духовного мира. С порога тебя встречает до боли родной и знакомый голос. В этой уютной комнате царят любовь и теплота. Всматриваясь в фотографии Талькова разных лет, вчитываясь в отрывки из "Монолога" и интервью, испытываешь странное чувство: кажется, что пришел к певцу в гости и общаешься с ним, с живым…
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР