Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ВЗЛЁТ

С Джузеппе Верди

Опубликовано 17 Декабря 2012 в 06:38 EST

...И хотя практически все оперы Верди смертью заканчиваются (как в жизни, как в жизни), они так прекрасны, так вдохновляют, что, начинаешь поневоле чувствовать что-то вроде: "А кто его знает? Может быть, и взлет?". Во всяком случае, если неотложные дела не помешают вам прийти 24 января, в 7.30 вечера в Jordan Hall в Бостоне на встречу с Верди, что-то подобное взлету вы, безусловно, испытаете...
Гостевой доступ access Подписаться

Драгоценный мой читатель! Будучи человеком достаточно практичным (21 век, США), вы уже спрашиваете себя:" Хм... Драгоценный...Что за теплота такая? По какой причине?" (В беспричинной теплоте human beings по отношению друг к другу мы все больше сомневаемся, увы!). Вы правы, причина есть. Я спешу поделиться с вами хорошей новостью. А это всегда приятно и так поднимает настроение обеим сторонам!

Итак... имя Джузеппе Верди, конечно, для вас не пустой звук. А если и пустой (я ведь обращаюсь к разным категориям читателей), то уж какие-то из его мелодий ("...сердце краса-авицы склонно к изме-ене...", нет, не напеть на бумаге, даже виртуальной), безусловно знакомы вам, как и огромному количеству людей во всем мире. И у вас есть возможность в скором времени насладиться этой музыкой в полной мере. Сможете вы это сделать 24 января 2013 года, всего через какой-то месяц. Об этом сообщила мне профессор New England Conservatory Татьяна Дудочкина, воодушевленно занимающаяся сейчас подготовкой грандиозного концерта, посвященного 200-летию со дня рождения великого композитора.

Джузеппе Верди (1813-1901) прожил долгую, очень нелегкую (достаточно вспомнить смерть в совершенно молодом возрасте его любимой жены и двух маленьких детей), но плодотворную жизнь. Это был удивительный человек, много сделавший для итальянцев и помимо создания прекрасной музыки. Но музыка была с ним всегда, чем бы он ни занимался. Композитор всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня. В этих своеобразных дневниках можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника прокатиться, возгласы строителей или детский плач, - из всего Верди извлекал музыкальную тему. Будучи сенатором, он однажды очень удивил своих коллег по сенату - на четырех листках нотной бумаги предельно узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге … речи темпераментных законодателей. Он был яркой необычной личностью, человеком с чувством юмора, никогда не любующимся собой. Когда его спросили, какое из своих произведений он считает самым лучшим, он ответил: "Дом, который я построил для престарелых музыкантов".

Итальянская опера достигла в его творчестве своей кульминации. А поскольку всем известно, как много значит опера для итальянцев как нации, не удивительно, что Верди в Италии одна из самых значительных фигур. Несомненно, это так и для мировой музыкальной культуры.

По ее собственным словам, Татьяна очень любит музыку Верди и давно бы занялась этим концертом, не будь все ее представления на сценах New England Conservatory приурочены к памятным в жизни композиторов датам. А традиция сильна тем, что традиция. Этой уже - ни много ни мало - 23 года! Но вот, наконец, в будущем году Верди исполняется 200 лет. И забот у Татьяны заметно прибавилось. Репетиции, контакты с будущими участниками, согласование дат и репертуара, хлопоты с рекламой, встреча с итальянским консулом по поводу их участия в этом праздновании и т.д. и т. п. ...

Нет сомнения в том, что зал будет полон, как всегда. И что значительную часть этого зала будет составлять русская публика. Русские - известные ценители музыки. Оперной, в частности. А уж опер Верди!... Как совершенно справедливо пишет в своей книге "Гений места" Петр Вайль, "Италия всегда была для России тем, что волнует непосредственно - голосом... ". А синоним понятию "Верди" есть понятие "опера". Прекрасные голоса, прекрасное пение.

Татьяна сазала, что нынешний концерт будет открывать изумительный по красоте и мощи хор рабов из "Набукко". Исполнять его будут студенческий хор консерватории под управлением Джонатана Рихтера и студенческий оркестр под управлением Стивена Каридоянеса. Исполнителей будет столько, что на сцене они все не поместятся. Хор будет расположен на балконе. Это один из красивейших (если не самый красивый) хоров в оперном искусстве. Он сделался вторым национальным гимном Италии. И именно он звучал при открытии Ла Скала после войны.

Опера "Набукко" была написана в 1841 году и поставлена на сцене Ла Скала в 1842. Это была третья из 27 опер Верди. Благодаря ей мы можем наслаждаться всем, что Верди создал позже. После провала своих первых двух опер он собирался прекратить писать оперную музыку, и только огромный успех "Набукко" заставил его переменить решение. (Читатель, представьте себе на минуточку оперное искусство мира БЕЗ Верди! Страшно подумать). Спустя десятки лет многотысячная толпа, провожавшая великого композитора в последний путь, пела мелодию этого знаменитого хора.

Критики называли "Набукко" "драмой для хора" и даже "хоральной фреской", такое большое значение в ней играет хор. Эту оперу иногда критикуют за изобилие маршевых ритмов, за немного грубую мелодику, etc. Но мне кажется, прав А. Платонов, когда по этому поводу приводит в своей статье слова Бизе: "Когда темперамент страстный, неистовый, даже грубый, когда такой, как Верди дарит искусству произведение жизненное, слепленное из золота и грязи, желчи и крови, не будем ему говорить хладнокровно: "Но, сударь, этому не хватает вкуса, это не изысканно! Изысканно! А Микеланджело, Гомер, Данте, Шекспир, Бетховен, Сервантес, Рабле разве изысканны?"

И второе отделение концерта тоже откроется хором. Это будет фрагмент из "Реквиема", посвященного Аллесандро Манзони. Верди преклонялся перед ним с юности, и утрата этого человека была для него личным горем. Реквием получился драматически страстным - совсем не каноническим.

Прозвучат известные арии из опер "Травиата" (солистка Бостонской оперы сопрано Елена Дудочкина и новый преподаватель New England Conservatory тенор Брэдли Вильямс), "Бал-маскарад" (тенор Брэдли Вильямс), "Отелло" (тенор Брэдли Вильямс и баритон Михаил Маро), "Сила судьбы" (интересно, что эта опера написана Верди по заказу Петербургской Мариинки и там же в 1862 году поставлена) , "Трубадур", "Риголетто"... Адам Клейн - солист Мерополитен-опера - исполнит песенку герцога из "Риголетто". Эта информация не вошла в афишу, так как к тому времени, когда удалось согласовать с ним даты, афиша уже была напечатана. Солист Большого театра, Мерополитен-опера и Ла Скала Михаил Светлов, всегда ожидаемый и восторженно принимаемый бостонской публикой, исполнит арию Филиппа из оперы "Дон Карлос" и арию из "Макбета". В дополнение к уже сказанному зрители услышат марш из "Аиды" в исполнении Брасс-квинтета и единственный струнный квартет, который написал Верди. А еще "Ballabili" - единственная балетная музыка Верди, написанная им к "Отелло" и за 150 лет очень редко исполнявшаяся.

Наслаждение, сплошное наслаждение!

(В скобках заметим к тому же, что доктор Лючано Бернарди и его коллеги из Университета Павии (Италия) попросили 24 добровольцев прослушать пять случайных классических произведений и понаблюдали за реакцией волонтерских организмов. Прозвучали отрывки из Девятой симфонии Бетховена, оперы "Турандот" Пуччини, кантаты №169 Баха, арии "Va, Pensiero" из оперы "Набукко" Верди и "Libiamo ne' lieti calici" из его же "Травиаты". Исследователи проверили различные комбинации музыки и тишины и выяснили, что лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты. Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированы с сердечно-сосудистым ритмом). Страстная, сердечная во всех смыслах музыка. Музыка, которая дает Вашему духу возможность взлететь, не побоимся и высокого стиля - воспарить.

В интервью Татьяна сказала, что недавно побывала в Италии. Поездку организовал Рон Делла Киеза - известный радиокомментатор WGBH и постоянный ведущий Татьяниных концертов. Слушали оперы на знаменитой сцене Arena di Verona. Там 20 тысяч зрителей помещается, и свободных мест практически не бывает. В Венеции слушали "Травиату". Вообще она очень удачлива в том, что перед началом работы над празднованием очередного юбилея попадает на родину юбиляра. Перед юбилеем Масснэ попала в Париж, когда готовила материал к празднованию дня рождения Вилла-Лобоса отправилась в Рио-де-Жанейро, к 200-летию Глинки поехала в Россию... И вот сейчас - Италия. Она думает, это по счастливой случайности происходит и радуется этому. Но вообще-то, просто так ничего в этой жизни не бывает. Значит, так нужно. Нужно для того, чтобы она, обогащенная новыми впечатлениями могла сделать очередной праздник действительно событием для тех, кто на него придет. А праздников таких впереди еще, надеемся, будет много.
Ахматова когда-то написала об оперном пении:

Женский голос, как ветер, несётся,?
Чёрным кажется, влажным, ночным,?
И чего на лету ни коснётся,?
Всё становится сразу иным.?

И такая могучая сила?
Зачарованный голос влечёт,
?Будто там впереди не могила,?
А таинственной лестницы взлёт.

И хотя практически все оперы Верди смертью заканчиваются (как в жизни, как в жизни), они так прекрасны, так вдохновляют, что,\ начинаешь поневоле чувствовать что-то вроде: "А кто его знает? Может быть, и взлет?".
Во всяком случае, если неотложные дела не помешают вам прийти 24 января, в 7.30 вечера в Jordan Hall в Бостоне на встречу с Верди, что-то подобное взлету вы, безусловно, испытаете...


ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ Документальный фильм

ОПЕРА ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ "ТРАВИАТА"

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка