Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ПАМЯТИ ДРУГА. ТРАГЕДИЯ УСПЕХА

Скоропостижно скончался автор "Кругозора" Иззи Вишневецкий - журналист, писатель, политолог

Опубликовано 29 Июня 2010 в 08:29 EDT

Он был астоящим талантом, человеком неординарных мыслей и разносторонних способностей. Его перу принадлежат многочисленные публицистические статьи и литературные произведения. Это он автор романа "Восток и Запад", по которому был поставлен известный кинофильм. Его близкими друзьями были Иосиф Бродский и Юз Алешковский...
Гостевой доступ access Подписаться

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Скоропостижно скончался журналист, писатель и политолог Изя Вишневецкий. Человек неординарных мыслей, он сразу привлёк моё внимание. Я ничего не знала о нём тогда, о его работах, взглядах, о том, что он - автор романа "Восток и Запад", по которому был поставлен фильм (Изя продал свои авторские права на роман, так как в то время нуждался в деньгах). Его близкими друзьями были Иосиф Бродский и Юз Алешковский. Это был маленький тесный круг друзей, обсуждавших многие вопросы. Смерть Бродского была шоком для них, и вспоминая об этом, Изя каждый раз низко наклонял голову, чтобы не видно было слёз. Увы, та же участь ожидала и его самого годы спустя, и теперь и я ощущаю то, что ощущал он, говоря о потере друга.

Наше первое знакомство состоялось в доме Марка Авербуха, где я наряду с несколькими писателями, получала премию имени Анны Хавинсон. С тех пор мы стали близким друзьями с Изей и его замечательной спутницей жизни, его душой и вдохновительницей Реллочкой. Мы были единомышленниками во многих сферах, включающих искусство и политику, и часто Изя был моим первым читателем, которому я отсылала только написанные стихи.

Уход из жизни Изи Вишневецкого - это шок и потеря для всех тех, кто тянулся к нему, кто дорожил тем незаурядным интеллектуальным общением с ним, которым жизнь обычно не балует. Он ушёл от нас, но как сказал равин его жене, хорошие люди нужны не только здесь, но и там… Что ж, приходится смириться с тем, над чем мы не властны. А общение с Изей продолжается. Его работы несут в себе тот неиссякаемый поток мыслей, на котором зиждется неумирающее общение друзей и близких, писателя и читателя.

Предлагаемая статья публикуется впервые. Изя знал, что выход её готовится в журнале "Гостиная" и успел сообщить мне, что работает над её продолжением. Надеюсь, в его архивах сохранились черновики и его следующей статьи. А пока что - давайте вновь воскресим на этих страницах мысли нашего незабвенного друга…

 

ТРАГЕДИЯ УСПЕХА

Иззи ВИШНЕВЕЦКИЙ

В конце ХIХ века, самым распространенным научным взглядом на евреев - был расовый. Антропология тогда имела сильную расовую составляющую. Главные научные центры Европы - в Австрии и Германии, много писали на эту тему. В Европе еврей рассматривался как человек другой расы, сильно отличающейся от арийской, по тогдашней шкале "совершенства развития". Арийская раса была на высшей ступени, а еврейская - много-много ниже.

К концу ХIX века европейские врачи были убеждены, что большинство психических болезней были органического происхождения и что расовые (как и семейные) вырождения играют главную роль в предрасположенности индивида к риску заболевания. В европейской медицинской науке того времени отличие евреев объяснялось особенностями строения их тела: худосочные, со впалой грудью, узкими плечам. Длинные уши и крючковатые носы совсем добивали… А как же умственные способности? Ну, а умственные способности были источниками еврейской интеллектуальной и эмоциональной патологии.

Но не только патофизиология отражала их суть. Они еще были и продажны. Об этом не забыл упомянуть Ницше в "В генеалогии морали".

И, конечно, ненависть, часто исходящая от евреев, тоже являлась признаком их внутреннего отличия. Один из ведущих ученых того времени - Рихард Андре - писал в 1881 году в научном исследовании, что эта ненависть евреев идет от того, что они не могут интегрироваться в среду тех народов, среди которых живут, даже если в культурном плане они и интегрированы.

Очень большой упор делался на то, что евреи сексуально не смешиваются с другими.

А тема обрезания младенцев, вообще, была постоянным источником острых дискуссий.

Все эти "выводы" и"научные заключения" сильно беспокоили еврейское население, так как получалось, что евреи никак не могли быть полезными для государства и общества.

Понятно, что никаких научных доказательств не существовало и разные ученые ссылались на кого и на что хотели.

Как же тогда излечиться от своего еврейства?

Ответ: нельзя. Никак не возможно избавиться от "еврейскости" тела и психики.

Старый способ - обращение в другую веру - терзал евреев на протяжении двух тысяч лет, и постоянно имел место в европейском обществе.

В ХIХ веке это была одна из главных тем для европейского еврейства. Когда-то, в начале, это была чисто гражданская процедура, а не религиозная. Гейне еще мог говорить, что "это был входной билет в европейскую культуру". Но к концу XIX века это уже выглядело не жизнеспособным. Для ученых-антисемитов этого было недостаточно. Стали звучать призывы к тому, что эту проблему нужно решать только одним путем - полным принятием евреями Исуса Христа, как своего Бога.

Но это влекло за собой большую проблему: избавлял ли такой переход в христианство от всех "недостатков" еврейства, с точки зрения медицины? Т.е. проблема переходила из религиозной категории в медицинскую.

Сам по себе переход был сложным процессом, и как бы обещал культурную и биологическую интеграцию. Подразумевалось, что полное устранение всяких социальных барьеров приведет также и к устранению взаимоисключающего полового отбора. Евреи и христиане могли бы вступать в браки. Таким образом, избавление от болезни еврейства пошло бы путем полной биологической интеграции. Общество, как бы приглашало и обещало: "Прекратите быть евреями - и вы станете полноправными членами общества". К концу XIX века у евреев той же Австрии существовала такая настоящая возможность ассимилироваться.

Один из известных австрийских антисемитов того времени Д.Вассерман выражал сомнения:

" Прекратят ли они, после обращения в христианство, в более глубоком смысле, быть евреями - мы не знаем, и не сможем узнать. Я думаю, что древние влияния продолжаются." Или, как шутили сами евреи: "Родился евреем - то им и умрешь!"

Если понятие "еврей" - означало исключительно религиозное или национальное "клеймо" - его можно было сменить. Но если оно определяло расу - вопрос обращения в другую веру на протяжении одного поколения, был очень сомнительным. Несмотря на все это, евреи Европы продолжали обращение в христианство. Более того, в конце XIX века было распространенным мнение, среди занимающихся статистикой этого явления, что если так будет продолжаться, то евреи полностью исчезнут через несколько поколений.

К началу XX века многим казалось, что этот процесс нисколько не замедлился, а продолжается в ускоренном темпе. В действительности дело обстояло совершенно по-другому.

В 1904 году при еврейском населении Вены в 130000, только 617 человек перешло в другую веру. Но и это было довольно большим количеством, по сравнению с предыдущими годами. Так в 1868 г. окрестилось только 2 человека; в 1870 г - 24; в 1880 г - 113; в 1900 г - 607.

Факты говорили, что никакой интеграции евреев в арийский мир невозможен, но у многих было ощущение, что биологическая интеграция уже имеет место, и надежды на ассимиляцию сбываются.

Даже если чисто теоретически предположить, что изменения могли бы произойти, и можно будет обрести разные свойства и качества, которые изменят еврейский образ мышления и тело, на все это потребуется очень продолжительное время. Как заметит Вернер Зомбарт в 1911 г., чьи научные труды по изучению евреев и капитализма зададут тон на целые последующие десятилетия: "…никто не может "выйти из своей расы", таким же образом, как можно покинуть религиозное сообщество. Еврейские свойства (качества) находятся в крови и никаким мудрствованиям не подчиняются". Другой известный ученый Ф.Гюнтер писал, что "…можно порой услышать, что тот или иной еврей перешел в другую веру или находится "без религии" в данный момент. И что он поэтому больше не еврей… Иудаизм, прежде всего, и раса и религия, и может охватывать много других религий. В нем есть католики, протестанты, немцы, русские и т.п. Перейти из одной расы в другую невозможно, ибо еврей всегда остается неизменным".

Хотел бы остановиться на одном примечательном историческом факте - сенсационной книге

Отто Вейнингера "Пол и характер". Книга была написана в 1903 году.

Пожалуй, не было более популярной книги в Европе и в России среди интелегентной молодежи в начале прошлого века. В России она вновь была издана несколько лет назад.

Отто Вейнингер, 23 летний автор книги, родился в еврейской семье. Семья очень стремилась ассимилироваться и порвала со своими еврейскими корнями. Сам О.Вейнигер перешел в протестанство.

Главными темами книги "Пол и характер" были: биссексуальность, мужское и женское начало, их онтологическая природа, а также еврейство.

Книга философски интерпетирует данные современных, в то время, естесственных наук освещавших вопросы пола. Она представляла собой множество оригинальных взглядов и интерпретаций автора, рассматривавшего абстрактные явления и процессы, очень эмоционально, как личную метафизическую трагедию.

Одну из глав Вейнигер посвятил еврейству. Это около четырех десятков страниц, наполненных яростным антисемитизмом в духе того времени. Терзаемый соим еврейством, Вейнингер жаждал заслужить немецкую идентичность, сведением счетов со своим еврейством и, возможно, сексуальной направленностью.

Находясь в тяжелом психологическом кризисе О.Вейнингер покончил с собой в октябре 1903 года.

Вообще, Австрия представляет собой очень интересный пример того, как в ней решался "еврейский вопрос", что в ней о евреях писали и говорили. В Австрии происходили многие важные исторические процессы 19-20 веков.

Существует общепринятое мнение, что Вена является колыбелью современного мира.

Или - для более строгого читателя - одним из самых значительных центров, где зарождалась культура модерна - новая культура ХХ века.

Уже один перечень имен, внесших огромный вклад в Европейскую и мировую культуру с 1890 по 1938 годы, говорит обо всем. Историки нисколько не переоценивают значение Вены. Если Париж, в течение двух последних веков, был ведущим культурным центром Европы, то в начале прошлого века, у него появился сильный конкурент в лице Вены - города прежде не известного, как выдающегося интеллектуального центра, разве что, только в музыке.

Многие историки культуры по разному объясняют "венский феномен". По мнению одних Вена была первым местом в Европе, где буржуазный либерализм достиг быстрого расцвета и создал условия для развития культуры. Считается, что модель Венны образца 1900 года соответствует модели США 1950 года.

Если углубиться в специфические особенности Вены в 1900 году, то можно увидеть, что значение слова "либеральная буржуазия" в сугубо венском значении - довольно ограниченно. Ибо большая часть тех, кто подходил под определение "либеральная буржуазия" голосовали за противоположную сторону - за антисемитских Христианских Социалистов.

Очень большое число либеральных демократов были евреями или ассимилированными евреями.

На вершине австрийской культуры, известной всему миру, как венская, находятся: Фрейд, Маллер, Шёнберг, Цвейг, Шницлер, Виттгенштейн, и др. - евреи или частично евреи, и это трудно замалчивать.

Но "еврейский вопрос" всегда в Вене стоял остро. С 1895 ею управляла антисемитская партия. Вена была родиной Сионизма, и одновременно - самым антисемитским городом Европы.

В ней А.Гитлер научился замечать евреев…

Многие деятели культурной элиты отрицали свое еврейство. Но от этого проблема не исчезала. Другие все равно считали их евреями и относились соответственно. Многие евреи гордились тем, что их воспринимают не как евреев, что, в конечном итоге, являлось фактом "негативного сознания" - желанием или надеждой, быть принятым за "не - еврея".

За то короткое время, что законы Австро-Венгерской империи позволили евреям селиться в городах, большое их количество оказалось в Вене. Их влияние на развитие капитализма и культуры было подавляющим. Вокруг них было много деятелей культуры не- евреев, кто разделял их политические взгляды и сотрудничал с ними. Новый класс - еврейские промышленники - щедро финансировали развитие науки и культуры.

В театрах и опереттах, как и в литературе, евреи, доминировали полностью. Династия композиторов Штраусов, знаменитых вальсами и опереттами, тоже еврейского происхождения. Она восходит к Иоганну Штраусу, который перешел в католицизм, женившись в 1759 году. В музыке - Маллер, Шенберг, Гольдмарк, Землинский. В литературе: Шницлер, фон Гофмансталь, Беер-Гофман. Стефан Цвейг, Верфель, Росс, Брох, Браун. Музиль - не еврей, но тоже был с ними духовно, да и женат был на еврейке.

 

Мэр Вены, антисемит Люгер, был умен и хитер. Иногда, при соответствующих обстоятельствах, он мог снизойти и сказать что-то справедливое о венских евреях: "Я не люблю венгерских евреев больше, чем венгров. Но я не враг наших венских евреев; не такие, уж они плохие, да и не можем мы без них. Мы - венцы, всегда любим хорошо и помногу отдыхать. Евреи же - единственные, кто всегда хотят работать".

В 1923 году, писатель Хюго Беттауэр написал книгу "Город без евреев", в которой с юмором изобразил то огромное значение, которое представляют евреи для Вены. В своем пророческом романе он, в шутливом тоне, предсказывает, что произойдет с Австрией, если ее антисемитское правительство вышлет за ее пределы всех евреев, включая обратившихся в другую веру, так как им тоже нельзя доверять.

Социально и экономически все распадется. Банками станут управлять иностранцы; у политиков не будет козла отпущения; у модных женских салонов не будет покупателей, так как еврейские женщины двигают моду. Населению будут продавать грубую, крестьянскую одежду. Производители самых элегантных ванн выйдут из бизнеса, как и некоторые разновидности терапии, проституция, например…

Самыми счастливыми же будут социалистические рабочие, которые смогут, наконец, избавиться от своих еврейских хозяев-капиталистов. Кофейни опустеют, оперетта исчезнет, так как некому будет сочинять музыку, Как сказал один венский антисемит: "Без евреев - Вена в застое".

Роман был написан в 1923, а не в 2010, но тот, кто бывал в Вене недавно, сам мог убедиться, что этот красавец-город опять превратился в то, чем был в ХIХ веке - в захолустье Европы.

Когда в марте 1938 года Гитлер аннексировал Австрию судьба австрийских евреев была решена. Те, кто не успел или не смог покинуть страну, были уничтожены.

Местные австрийцы активно сотрудничали с нацистами в этом. Их рвение часто превосходило немецкое. Обо всем этом написано много и я на этом не буду останавливаться.

 

Что же представляет собой Вена и Австрия сегодня - без евреев?

По корумпированности ни одна из малых или средних по величине стран Европы не может конкурировать с Австрией. А сколько шума было только с делом Курта Вальдхейма.

Католическое духовенство постоянно выражает беспокойство по поводу состояния общественной морали в послевоенной Австрии. Хотя в свое время оно приветствовало приход

нацистов в Австрию.

В культуре и искусстве Вена без евреев предстает жалкой тенью своего славного прошлого.

В театрах идут в основном иностраные пьесы или довоенные А.Шницлера. Он по прежнему пользуется популярностью у венцев. Венцы любят музыку и оперу. После ухода фон Караяна самым популярным дерижером был признан Леонард Бернстайн.

Никто больше не ездит в Вену консультироваться у ее врачей. Вена больше не является европейским центром науки, а ее университет не имеет прошлого авторитета.

Венская пресса, которую раньше, широко читали в Европе, больше никого не интересует.

Венский футбол никогда больше не поднимался до уровня, когда комады тренировал великий футбольный тренер Хюго Майсль.

Сегодня Австрия живет за счет туризма. Правда, ООН основала в Вене несколько своих агенств, и это создает дополнительную активность.

Некоторую экономическую активность создали осевшие в Вене представители арабских стран.

Им Вена очень нравится. Правда они были замешаны во взрывах в единственной синагоге в Вене, а также в домах, где жили престарелые евреи, но кого это волнует?

Когда я был в Вене несколько лет назад то видел как вооруженные автоматами полицейские патрулируют различные еврейские учреждения и здания.

Еврейский музей, синагога и квартира - музей З.Фрейда больше похожи на современную пуленепробиваемую крепость.

Хочу в заключение напомнить, что до прихода к власти Гитлера в Австрии жило в три раза больше евреев чем в Германии, в четыре раза больше чем в Англии, в пять раз больше чем во Франции.

Сегодня в Вене евреев почти не осталось.

Почему это все призошло в Австрии? Много ответов можно обнаружить в ментальности австрийцев. Но это уже тема другой статьи.

Чему научил евреев Австрии их успех и такая трагическая участь?

Прежде всего парадоксальный вывод: чем меньше еврей хочет быть евреем тем большей опасности он себя подвергает. Он теряет уважение, прежде всего, к самому себе, без которого нельзя завоевать уважение других. Он терят всякую связь со своей общиной, которая необходима ему для защиты.

В своем тонком и проницательном романе " Дорога в открытое пространство" Артур Шницлер говорит устами одного героя- еврея другому еврею - либералу:

"Кто создал либеральное движение в Австрии? Евреи.
Кто предал и бросил евреев? Либералы.
Кто создал немецкое националистическое движение в Австрии? Евреи.
Кто бросил евреев в беде, и на самом деле, презирал их как собак? Немецкие националисты.
То же самое сделают социалисты и коммунисты.
Как только будет подан обед, они все тут же изгонят тебя от стола".

Как он был прав …

http://gostinaya.net

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ОСТРЫЙ УГОЛ

Сколько стоит жизнь солдата?

Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!

Сергей Дяченко декабрь 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути. Часть 6. Студенческие годы (Глава 1)

Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.

Эдуард Малинский декабрь 2024

Трендсеттер (рассказ)

Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.

-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?

Александр Юдинцев декабрь 2024

В ПРЕССЕ

Ноябрь 2024-го. Первые парадоксы и перегибы

Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).

Виталий Цебрий декабрь 2024

СТРОФЫ

Украина в огне

Анатолий Стеклов декабрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка