ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ
Опубликовано 17 Августа 2008 в 17:00 EDT
О премьере новой концертной программы Златы Раздолиной «Я шла к тебе, Иерусалим!»
За время, прошедшее после первого выступления З. Раздолиной в Нью-Йорке, она побывала с гастролями в Чикаго, Филадельфии, Бостоне и Атланте. Везде был большой успех. Услышав нашу израильскую гостью однажды, зрители просили её приехать с новым концертом. В Бостоне она побывала уже дважды, в Чикаго вскоре отправится вторично...
3 февраля 2008 года в Театральной гостиной «Девидзон-радио» состоялась премьера концерта Златы Раздолиной «Я шла к тебе, Иерусалим!» И вновь был переполнен зал преданными поклонниками композитора и автора-исполнителя, и вновь был единодушный восторг.
Эту программу Злата задумала, как своеобразный творческий итог её пути в искусстве. Рождённая в Ленинграде в семье мамы филолога по образованию и художника по призванию и отца военного врача, Злата с ранних лет душой тянулась к музыке. Дома мама и бабушка часто играли на скрипке и пели. Получив высшее музыкальное образование композитора и дирижёра, З. Раздолина успешно выступает со своими сочинениями в Ленконцерте, на ленинградском радио и ТВ. За короткий срок (10 - 12 лет) она стала лауреатом многих Всесоюзных и Международных конкурсов. К 100-летию со дня рождения А. Ахматовой Злата написала «Реквием» на её стихи, победив на двух Всесоюзных конкурсах.
Но антисемитская «Память» активизируется в Ленинграде в 80- ые годы, и З. Раздолина эмигрирует в Израиль. Она с полным основанием может сказать, что уехала на свою историческую родину – в её семье всегда сохранялись еврейские традиции. Дед и прадед Златы со стороны матери были раввинами. В Израиле её творческий потенциал раскрылся наиболее полно. В этом концерте впервые Злата использовала видеоряд, документальные видеозаписи фрагментов её концертов, а в унисон с ними звучал её живой голос, исполняющий эти произведения. При этом достигается двойной эффект: мы видим, как развивается талант Златы во времени, мы радуемся её новым сочинениям на новом этапе уже зрелого мастера. И везде – в ранних ленинградских сочинениях З. Раздолиной и сегодняшних – нас покоряет в её музыке высокая гражданственность, необычайная свежесть и глубина чувств, лёгкость её звука, особый, ей присущий стиль музыки – в единстве патетики и романтики.
В первой части концерта Злата отдала дань родному Петербургу. Её песни и романсы на стихи И. Бродского, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Дудина - это признание в любви к городу на Неве и вечная память мужеству всех участников героической обороны Ленинграда. Находясь в Нью-Йорке, Злата написала ещё одну песню о Петербурге «За окном была видна Нева» на стихи Марка Мордуховича, с которым она знакома ещё с давних лет.
Голос Златы, её замечательное музыкальное сопровождение дополняют видео кадры на экране. Давно любимый город мы ощущаем наиболее полно: красота и строгое величие её архитектуры неотделимы от духовного величия его жителей. Особое место в творчестве Златы занимает Павловск – один из красивейших пригородов Петербурга. Мать Златы Ася Розенфельд родилась в Павловске, а Злата жила там много лет. Талантливый художник мать Златы всю жизнь писала пейзажи Павловска, где сочетались в едином ансамбле дворец, парковая скульптура, классическая планировка центральных аллей с камерными уголками живой природы, нетронутой человеком. В этом концерте мы были счастливыми зрителями, увидевшими впервые эту живописную панораму Павловска, воспетую в полотнах Асей Розенфельд. И здесь же мы услышали и увидели на экране Э. Хиля, в дуэте со Златой исполнившего романс на стихи А. Ахматовой.
«Всё мне видится Павловск холмистый…», в ритме лёгкого чарующего вальса. Живопись, поэзия, музыка слились в прекрасной гармонии природы и искусства. Мать и дочь, художник и композитор соединились в этом прекрасном явлении искусства.
В Израиле З. Раздолина написала много песен и романсов на стихи известных ивритских поэтов Рахели, Е. Волах, Л. Гольдберг, Н. Йонатана и других. Композитор чутко улавливает мелодику русского языка, идиш или иврита и своим исполнением доносит до нас эти разноязычные, разные по жанру произведения.
В концерте Злата познакомила нас с новой песней «Ностальгия» на стихи В. Гина, известного поэта – песенника, ныне живущего в Израиле.
В этом концерте я впервые услышала весёлую зажигательную песню, посвящённую Одессе. Когда Злата выступала в Чикаго, к ней обратились одесситы с просьбой спеть что-нибудь «за Одессу». И вот, вернувшись в Нью-Йорк, Злата «достав» стихи Марка Мордуховича, написала песню «Одесса шутит», которую с большим успехом исполнила в этом концерте.
Злата спела также несколько песенок, знакомых с детства, на идиш («Шабес, шабес и др.) и на иврите романс «Сад» на стихи М. Цветаевой с переводом на иврит «Реквием» на стихи А. Ахматовой, написанный ещё в Петербурге, прозвучавший в Колонном Зале Дома Союзов в Москве, а так же в Финляндии, Швеции, Норвегии Чехии, Америки – в Израиле был блестяще исполнен прославленным израильским певцом Дуду Фишером в сопровождении Тель-Авивского симфонического оркестра под управлением Д. Кривоше. За роялем была автор – З. Раздолина; в дуэте с Д. Фишером со всей силой страсти, темперамента они исполнили сольную партию «Реквиема» - памяти жертв политических репрессий. Этот концерт из Тель-Авива транслировался по израильскому телевидению. А мы увидели фрагмент этой видеозаписи в программе «Я шла к тебе, Иерусалим!».
Самым значительным произведением Златы, написанным в Израиле, стал «Реквием о катастрофе» – «Песнь об убиённом еврейском народе» для хора, солистов и симфонического оркестра по поэме великого израильского поэта Ицхака Кацнельсона. В 1997 г. «Реквием о катастрофе» был записан (в инструментальной версии) одним из старейших в Европе Моравским филармоническим оркестром под управлением канадского дирижёра Виктора Фельдбрилла. 22 радиостанции мира транслировали этот «Реквием» о Холокосте. А мы увидели на экране документальные кадры: бесконечным потоком идут евреи, от детей до стариков. В свой последний путь. На платформе их ждут вагоны – «душегубки»… И автор З. Раздолина исполняет фрагмент вокальной партии «Реквиема» на иврите. Мне трудно передать словами этот «эффект присутствия», потрясение зрителей, с новой силой ощутивших безмерную трагедию Холокоста…
В финале концерта Злата исполнила «Песню об Иерусалиме» на стихи А. Алона, как клятву верности вечному городу.
У господних упав ног,
Об одном я молюсь днесь:
Коль оставит меня Бог,
Пусть оставит меня здесь.
И до самого дна лет
Донесётся тогда эта весть –
Ничего, что меня больше нет,
Если Он у меня есть!..
Зал, стоя, долгой овацией благодарил Злату…
Я пишу эти строки в канун праздника Женщины и Весны, 8 марта. Всем сердцем поздравляю прекрасную женщину Злату Раздолину, без титулов и званий. Красивую женщину, умеющую любить и быть любимой, чуткую, заботливую дочь и мать, умеющую передать все богатства души своей и таланта своим детям и всем нам. Чтобы множились они на Земле.
З. Раздолина шла к Иерусалиму, по сути, всю творческую жизнь. Иерусалим – священный для евреев город, стал для Златы высшей точкой притяжения её творческих сил, всех её духовных устремлений. Она Пришла к нему, чтобы на этой многострадальной земле своим творчеством приносить радость людям.
Концерты З. Раздолиной в Нью-Йорке в театральной гостиной «Дэвидзон – радио «Ананасы в шампанском» и «Я шла к тебе, Иерусалим!» были сняты на видео и будут показаны на RTN.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР