ФРЭДДИ ЗОРИНУ - 65. ПЕРВЫЙ РАЗ !..
День за днем, от зари до зари
Опубликовано 12 Сентября 2014 в 03:37 EDT
___________________
28 октября нашему израильскому автору Фрэдди Зорину - известному поэту и журналисту, лауреату премии Союза писателей Израиля - исполняется 65 лет. К своему юбилею автор, чье творчество востребовано во многих странах, подготовил к изданию книгу прозаических произведений "Неспешный разговор". Поздравляя Фрэдди с этой датой и желая ему активного творчества в ближайшей "пятилетке", мы предлагаем внимаю читателей "Кругозора" один из рассказов, составивших содержание сборника "Неспешный разговор" -- из главы "Фантастические притчи"
СТАРЫЕ ВЕЩИ
Так давно повелось в этом мире -
Суть одна, только разный размах:
Вещи новые в старой квартире,
Вещи старые - в новых домах.
В тот день, перед тем, как занять место в кресле пригородного поезда, Марк купил в киоске свежую газету. Так он делал всегда по дороге на работу. Оставлял автомобиль на стоянке возле станции и менял вид транспорта. Добираться таким способом было выгоднее во всех отношениях, включая и цену на бензин, и учитывая утренние пробки на магистралях. К тому же, за время поездки можно узнать, о чем пишут в печатных изданиях. Внимание Марка на этот раз привлекли ответы читателей на заданный журналистами вопрос: "Как вы относитесь к старым вещам?" Тема опроса показалась Марку интересной. Быть может, потому, что сам он о старых вещах никогда всерьез не задумывался. Любопытно было узнать, что думают о них другие. Суждения на этот счет оказались разными. Это, собственно говоря, можно было предположить: сколько людей, столько мнений, хотя возможны и совпадения. А вот они, крайности:
" Я - "мадам Плюшкина": расставание со старьем вызывает у меня душевную боль. Есть вещи, которые лежат в доме десятки лет. Выбрасывать рука не поднимается".
"Все, что начинает надоедать, выношу из квартиры сразу, причем, без всякого сожаления. Просто обожаю это делать".
Примечательным оказалось то, что оба этих подхода, как показало исследование, свойственны определенному числу и женщин, и мужчин. Причем, под одной крышей живут пары, у которых в круг общих интересов старые вещи явно не вписываются. В одних случаях, как это выяснилось, муж незаметно освобождает жилплощадь от того, что не находит применения, а когда жена обнаруживает пропажу, бывает уже поздно. А в других - хранителем старых вещей выступает супруг, а супругу это раздражает, что и было высказано в ходе газетного опроса. В чем же смысл подобных публикаций? А в том, что читателям предлагается, своего рода, "костюм", сшитый по принципу: "с миру - по нитке", с рекомендацией примерить его на себя. А "примерка" порою, заставляет взглянуть не только в зеркало, но и в прошлое.
* * *
Детство змеем воздушным трепещет,
Возвращаясь несбыточным сном.
"Вещи старые! Старые вещи!" -
Барахольщик поет под окном.
Вырос Марк в тесном, но не шумном дворике южного приморского города, где все знали всех и обо всех знали всё. Жили бедно, и каждая вещь в доме служила, как правило, до тех пор, пока не приходила в полную негодность. Игрушки, одежда и обувь переходили в пользование от старших к младшим, знаменитые швейные машинки и ножницы фирмы "Зингер" работали, не уставая, на несколько поколений. Ничего почти не выбрасывалось, - иногда отдавалось что-то кому-нибудь из соседей. Правда, через пару дней после этого, в подаренной вещи вдруг возникала необходимость, что становилось предметом эмоционального разговора между хозяйственной бабушкой и набожным дедом. Дедушка говорил, что сожалеть о благородном поступке нельзя: добро, отданное в мир, добром и вернется. Чем же, попробуйте ответить, мог "поживиться" в дворике этом старьевщик? Но периодически, по какому-то составленному им для себя самого графику передвижения по городским кварталам, он оглашал привычную тишину чудовищным, с точки зрения литературного русского языка, выкриком: "Старый вищь покупаем!". И, представьте себе, с пустым мешком не уходил. Может быть, потому, что даже несколько рублей, добавленных к семейному бюджету после продажи за бесценок каких-нибудь тряпок из сундука, по счастью, не тронутых молью, были всегда очень кстати.
На Марка скупщик барахла действовал пугающе. Худой, смуглолицый, морщинистый, с редкой бородкой он был для впечатлительного мальчика противовесом Старику Хоттабычу из любимой сказки, представляясь волшебником злым, принявшим облик старьевщика для темных дел. Марку казалось, что колдуя над попавшими в его руки вещами, которые раньше принадлежали другим людям, этот черный маг узнает их секреты и тайны - для того, чтобы потом сильно навредить. И Марк каждый раз, заслышав протяжный голос старьевщика, умолял бабушку ничего ему не отдавать. Он наблюдал за тем, как выходил скупщик из квартир, в которые его зазывали, и Марку казалось, что в глазах старика видится злой, и даже адский блеск.
...Минули десятилетия. Зрелым уже мужчиной Марк с женой и двумя детьми уехал из города юности в другую страну, тоже поселился у моря, где иногда накатывались на него волны ностальгии, но не столь сильные, чтобы поманить вдаль и заставить снова менять судьбу. И в этой жизни тоже присутствовали персонажи далекого уже детства, хотя и вне замкнутого пространства двориков, которое не было здесь в традициях, разве что в исторической части древней столицы. А старьевщиками нового времени оказались арабы. С характерным для них акцентом выкрикивали они через громкоговорители на языке идиш: "Алте захн!", разъезжая на грузовичках времен чуть ли ни Британского мандата. И снова Марк не мог избавиться от мысли о том, что намерения у этих людей недобрые, что они больше высматривают, чем занимаются делом - скупкой старья. Одним словом, кроме недоверия, ничего другого к представителям этой профессии Марк не испытывал. Но если со старьевщиками можно было не иметь никаких дел, то со старыми вещами не контактировать было невозможно: они ведь всегда находятся рядом с обновами.
* * *
Что таится внутри старой вазы?
Я прошу ее: "Заговори!"
Этой вазы бы слушал рассказы
День за днем, от зари до зари.
Ваза была из прочного белого немецкого фарфора. По форме напоминала она бочонок, но в отличие, имела небольшое расширение кверху с отверстием, диаметр которого составлял около тринадцати сантиметров. Вазу украшал продольный и поперечный орнамент, а в середине с передней стороны красиво смотрелся выпуклый овальный венок из симметрично расположенных листьев. Сколько ей было лет, сказать трудно. А вот о том, как оказалась она в нашей семье, Марк знал по рассказу дедушки. Его отец, то есть, прадед Марка, владел небольшой типографией в одном из городов Северного Кавказа. Среди его клиентов был богатый человек, образованный, интересовавшийся литературой и искусством, ездивший по делам в Европу. У него скопились вещи, которые в тех краях можно было увидеть только в его доме. Перед самой революцией 17-го года человек этот заглянул в типографию - попрощаться, сообщив, что оставаться в этой стране больше не может и спешно уезжает. Он попросил хозяина предприятия зайти к нему с сыном в тот же вечер, поскольку хочет оставить что-то в память о себе людям, выполнявшим самым лучшим образом его заказы и просьбы. Вечером в доме, который до этого служил образцом порядка, все было перевернуто. Большую часть гостиной занимали чемоданы, коробки, сумки и тюки. Но некоторые предметы были специально не упакованы - они предназначались для подарков, причем, как выяснилось, на выбор получателей. Прадед Марка готов был ограничиться чем-то одним (и на том спасибо), но покидавший Россию интеллигент сказал так:
- Все, что вы видите, я решил оставить. Эти вещи все равно заберут, так что берите, что вам по душе, и не стесняйтесь,- это ни к чему.
Прадед и дед унесли тогда с собой эту самую вазу, а в придачу еще и два кувшина с цветной эмалью. На оба был нанесен традиционный китайский рисунок - извивающийся среди деревьев и диковинных цветов дракон. Далее, в "подарочный комплект" вошли две миниатюры - пейзажные работы неизвестного художника в рамках из красного дерева. Да, и еще одна вещичка - рюмка ручной работы из черного сандала, инкрустированная тонким серебром. К Марку дедушкино наследство перешло от отца, и настал день, когда ваза, картины, кувшины и стаканчик прошли, разумеется, вместе со всем остальным скарбом, таможенный контроль. Не дама, как в известных стихах, а семья сдавала багаж, и без собачонки. Усталый таможенник (выбившийся из сил потому, что уезжавших было в ту пору слишком много), не стал особо придираться к "старью", издевательски спросив, указывая на фарфоровую вазу:
" А что, там, куда вы едете, нет ночных горшков?..
Ваза стояла долго. Но вот, что однажды произошло. В тот день у Марка гостили старший сын с полуторагодовалым внуком и младшая дочь. И вот сыну и дочери вздумалось развлечь ребенка игрой. Они спустили эту самую вазу со стенки, где она стояла, на пол, поставили ее к стене и стали с расстояния метра в два забрасывать в нее, как в баскетбольное кольцо, маленький мячик, пытаясь попасть прямо, или с небольшим отскоком - как от щита на баскетбольной площадке. Кто больше раз попадет с десяти бросков, тот и победитель. Причем, серии попыток продолжились до трех побед, и со счетом 3:1 выиграл старший сын. А внук с любопытством наблюдал за ходом поединка, смеялся и хлопал в ладоши. Проигравшая дочь, разгорячившаяся и разозленная поражением, более символически, чем на самом деле, плюнула после окончания игры в вазу. Но этого ей показалось мало, и она посадила на вазу малыша, который благополучно справил в нее малую нужду. Никто по этому поводу возмущения не высказал. Напротив, все только посмеялись. А затейницу отправили в ванную комнату привести произведение искусства с подмоченной, в прямом смысле, репутацией в порядок.
Прошло какое-то время, и семья в том же составе собралась снова. Марк тогда обратил внимание на странное поведение кота Адара, которого, в свое время, жена подобрала на улице котенком, брошенным на произвол судьбы, и он жил в доме уже много лет. Так вот, на этот раз дружелюбное, обычно, животное, словно бы, подменили. Погладить себя гостям, которых он хорошо знал, Адар не позволил, норовя царапнуть. Ну, нет, так нет, и у котов настроение не всегда бывает хорошим. Но оказалось, что это было только начало. А развязка наступила где-то в середине вечера. В тот момент, когда дочь Марка играла с маленьким племянником на полу перед мебельной стенкой, Адар, чего никогда не бывало раньше, вдруг запрыгнул на ту полку, где красовалась старая ваза, и буквально столкнул ее вниз. Все это произошло настолько стремительно, что никто даже ахнуть не успел. Ваза шумно разбилась, а разлетевшиеся осколки сильно поранили малыша, и его пришлось повезти в больницу. Врачи потом сказали, что ребенок лишь чудом не потерял зрения. А у дочери Марка были порезаны руки, и она потом довольно долго ходила в бинтах. Решили, что кот взбесился. Его носили потом к ветеринару. Можно ли было подумать, что за надругательство отомстила ваза, превращенная в горшок, как это и предрекал, сам того не ведая, таможенник со стершимся из памяти лицом? Служить предметом детского туалета ваза, по этой логике, не пожелала...
* * *
На что похожи ношеные шляпки?
Костюмы время превращает в тряпки,
И не избавься вовремя от них,
Нас из квартиры вытеснят самих.
...Потом пришла очередь жены Марка. Сам он неохотно расставался со старыми вещами, хотя прекрасно понимал: держать то, что долго лежит без дела, нет никакого резона. В первое время после переезда в другую страну Марк с семьей жил на съемной квартире. Приходили соседи по дому, совершенно незнакомые люди, спрашивали, с трудом находя способы быть понятыми, ибо существовал языковой барьер, чем могут помочь, приносили гостинцы детям и предлагали одежду и обувь - вещи не новые, но вполне еще пригодные для того, чтобы их носить. Что-то, не без стеснения, бралось, помогая экономить деньги в трудный период обустройства на новом месте. Подучив язык и получив работу, слава Богу, дожили и до своей, вполне прилично обставленной квартиры, и до лишних вещичек, которые стали постепенно накапливаться. Есть вполне достойные способы расставаться с ними: отдавать друзьям, чтобы те предложили бывшее в употреблении своим, недавно приехавшим, родственникам, или знакомым, или жертвовать предметы своего гардероба пострадавшим от стихийных бедствий, передавать в помощь беженцам. Иногда организуются компании по сбору средств и вещей, с призывами к населению - не оставаться глухими к чужому горю. Но чтобы внести свою лепту в благородное дело, надо следить за объявлениями об этих акциях, знать, где принимают пожертвования. Гораздо проще складывать ставшую ненужной одежду и обувь в нейлоновые пакеты и оставлять во дворе - в таком месте, где особо нуждающимся не очень стыдно бывает забирать эти "подарки". Да и вообще, некоторые люди убеждены: ненужных вещей не бывает - есть вещи, которые просто ещё не нашли своих хозяев.
В один из дней Марк почувствовал решительный настрой жены произвести в шкафах ревизию и освободить место для будущих покупок. К надоевшим платьям, кофтам и юбкам, она добавила и некоторые из его вещей, давно не одевавшихся. Пару из них Марку удалось в последнюю минуту отстоять, против участи других он сильно не возражал. В том числе, галстука, который был ему подарен кем-то из друзей. Фактурой и расцветкой напоминал он змеиную кожу. Жене галстук этот сразу не понравился, и, по такой причине, повязан был только один раз - первый и последний. Препираться с супругой Марку не хотелось, тем более, что о вкусах вообще не спорят. Увидев край этого галстука, торчащий из-под других, собранных на вынос вещей, он просто махнул рукой. Как говорится в подобных случаях, "теряют больше иногда".
Жена намеревалась сначала отправить во двор с пакетом самого Марка, но, быть может, полностью не исключая, что он по дороге снесет свои вещи в кладовку, которая находилась вне квартиры, решила сделать дело сама. Спустившись на лифте с третьего их этажа и выйдя из здания, она решительно направилась к помойке (оттуда возврата барахла уж точно не будет!). Вдруг через открытое окно со двора донеслись чьи-то возгласы, а когда Марк выглянул на улицу, то увидел, что жена лежит на земле и держится за голову. Как оказалось, она возле ящиков с мусором наступила на шкурку от банана. Заскользив ногой, потеряла равновесие и упала, ударившись затылком об асфальт. Возили в больницу с подозрением на сотрясение мозга, которое, к счастью, не подтвердилось.
Случайное падение? Ранним утром следующего дня Марк, собираясь на работу, принимал душ. Жене не надо было вставать: ввиду образовавшейся от ушиба гематомы, ей выписали больничную справку, освобождавшую от работы на несколько дней, и она еще спала. Когда Марк вышел из ванной, то увидел в спальне сквозь приоткрытую дверь свет ночника. Заглянув туда, увидел жену, сидящую на постели. Она была бледна, на лбу выступил пот, губы тряслись. Немного придя в себя, супруга рассказала, что проснулась от удушья. По ее словам, в зеркале отчетливо увидела она змею, которая обвила ее шею, и узнала в ней выброшенный галстук. Он ожил,- уверяла жена, - и обернулся ползучим гадом. Заслышав шаги Марка в коридоре, тварь спустилась по одеялу на пол и успела выскользнуть из спальни. А проникла, надо полагать, через окно, оставленное на ночь полуоткрытым, - то, под которым растет высокое дерево. Жена была абсолютно уверена, что все это не привиделось ей во сне, как муж ни пытался уверить ее в этом.
... Выйдя из дома, Марк специально прошел мимо отгороженного каменным заборчиком участка, где размещаются емкости для бытовых отходов. Оставленный там, возле баков, их пакет не был унесен, но в нем покопались, забрав большую часть вещей. А галстук, чья чешуя высвечивалась одним из не погашенных еще с ночи уличных фонарей, лежал на земле, испачканный, будто и действительно ползал в ночном полумраке, а сейчас, похоже, готовился к новой вылазке, чтобы осуществить свой коварный замысел до конца. Марк с осторожностью приблизился к галстуку, схватил его, начавшего извиваться, крепко зажал рукою - так, как поступил бы со змеей, и забросил в открытый мусорный ящик, а потом с силой опустил крышку.
* * *
Неведомы пути-дорожки.
Тот день в густом тумане скрыт,
Когда сирена "неотложки"
Другие звуки заглушит.
Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? Месяца через два после происшествия с женой подвернулся Марку выгодный вариант покупки автомобиля: человек, покидавший, в силу личных обстоятельств, страну, продавал свое транспортное средство, что называется, "по случаю". Правда, англичане говорят, что они не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи, но Марк подданным Британского Королевства не был, и по-английски мог уходить, но не отовариваться. На новое авто, к тому же, семейный бюджет в тот момент явно не "тянул", а ждать, пока ситуация изменится к лучшему, было вряд ли возможно, поскольку старенькая его машина пришла в такое состояние, когда по каталогу уже не имела, практически, никакой цены. Кому и за сколько продашь "старую клячу"? Детям она тоже не была нужна, и вот Марк, договорившись с продавцом автомобиля, тоже подержанного, но поновее, о сделке, решил сдать свою машину на детали. Это правда - он к ней привык, и был даже уверен, что она помогла ему несколько раз избежать серьезных аварий. И, кроме того, с нею, точнее говоря, с задним ее сидением, была связана незабываемая романтическая история, которая приключилась с ним, а началась с того, что он в дождь подвез случайную попутчицу. Но это - отдельный рассказ. Когда призывают: "С любимыми не расставайтесь!", то вряд ли имеют в виду автомашины. Не тот случай...
... Итак, Марк ехал сдавать свою "старушку", по сути, провожая ее в последний путь. Погода стояла солнечная, а движение на дороге не было интенсивным. "Любовь негаданно нагрянет, когда ее совсем не ждешь". Но только ли любовь? Беда ведь тоже, чаще всего, застает врасплох. Хотя, предположить, откуда она может придти, не так уж и трудно, если беду накликивать. Где-то в середине пути автомобиль начал вести себя как-то странно. Возникла непонятная вибрация, руль перестал слушаться рук. Марк попытался резко перестроиться в крайний ряд, чтобы затем съехать на обочину и остановиться. Но на этот маневр не успела вовремя среагировать одна из шедших сзади машин - грузовая. Удар пришелся под углом, и от сильного толчка автомобиль Марка полетел в кювет и перевернулся. Эти мгновения запечатлелись в памяти кадрами замедленной съемки, со срывами изображения и при полном отсутствии звука: отрыв колес от земли, искривление прямых линий, осколки выбитого стекла, кусты, будто бы растущие сверху вниз, потом пустота, а дальше, как в тумане, - люди, вызволяющие его из кабины, оказавшейся ниже шасси. И снова - провал. Густое молоко...
* * *
Отступит мрак, слепивший много лет,
Когда прозрения забрезжит свет.
Два перелома, многочисленные травмы, глубокие раны. Но угрозы жизни нет, более серьезных повреждений тоже, так что пользоваться инвалидной коляской точно не придется. Костылями - да, но только временно. А пока каждый день приходят проведать родные, а в интервалах звонят на мобильный телефон. Но, честно сказать, хочется Марку полного покоя. Для того, чтобы осмыслить все то, что происходило в последнее время, восстановить цепочку странных событий, участниками которых стали члены его семьи, пострадавшие от...
- Что же это за напасти такие?
Приснилось Марку в одну из ночей, что подъезжает он, целый и невредимый, к какому-то незнакомому кладбищу на старом своем автомобиле, не искореженном и не разобранном на части. В зеркальце замечает, что на нем тот самый галстук, сшитый под змею и не выброшенный на помойку, а совсем новый, только что из подарочной упаковки. Марк паркует машину на стоянке у ограды, а дальше кто-то неузнаваемый ведет его по аллее, потом по другой, третьей и приводит к памятнику, где на надгробье написано: " "Jorge Angel Livraga Rizzi". И две даты: 3.09.30 - 7.11.91.
- Ты хочешь знать ответы на свои вопросы? - Слышит Марк внутренний голос.- Ты получишь их.
На черной мраморной плите памятника - та самая белая ваза из немецкого фарфора, стало быть, не разбившаяся. Марк аккуратно кладет в нее привезенный им букет свежих цветов.
...Хорхе Анхель Ливрага Рицци. Марку было известно об этом человеке. Знал что он - итальянец по происхождению, родившийся в Аргентине и занимался философией, основав школу "Новый Акрополь", которая превратилась потом в международную гуманистическую организацию. Но какая тут связь со странными явлениями, наблюдавшимися в его, Марка, квартире? И вот на тумбочке возле больничной палаты лежат книги этого автора, которые раздобыли и принесли Марку, по его настоятельной просьбе, жена и друзья. И он, спеша, листает страницы, пока не доходит до тех, от которых уже не может оторваться, перечитывая их снова и снова:
"Предмет, когда он находится в прямом, постоянном контакте с человеком и даже с животными, приобретает особый, дополнительный заряд жизненной силы: он персонифицируется, то есть становится обладателем неких свойств, которые отличают его. К нему обращаются, иногда он даже получает ласкательные имена и "черты характера", более похожие на те, что обычно приписываются только живым существам"
"Неправильное использование предметов... выливается в бунт вещей, когда вместо того, чтобы служить человеку, они выходят из подчинения и обращаются против него"
"Иные люди не только навязывают предметам противоестественный способ существования, но еще и провоцируют их, вызывая самые страшные эффекты, которые надолго остаются в человеческом сознании, как ужасные кошмары"
Так значит, - начинает домысливать Марк,- у вещей и действительно есть своя энергетика, которую они способны хранить и передавать. Вот почему,- теперь понимает он,- не рекомендуется, к примеру, подолгу рассматривать произведения искусства, созданные авторами с больной психикой. А что же семейные реликвии, ведь все началось, если вспомнить, со старой вазы? Наверное, от этих предметов, унаследованных несколькими поколениями семьи, происходит подзарядка позитивной энергией. А когда старая ваза самоликвидировалась (именно так!), в энергетическом пространстве дома возник опасный пробел.
И снова из читаемой Марком книги:
"Ваза, очевидно, не является лишь простым предметом, пустой формой, не содержащей ничего, кроме вещества, из которого сделана. Это живое существо, сотворенное мысленно и затем извлеченное из невидимого мира мысли силой необходимости; оно воплощается в послушной и податливой материи, по природе своей аморфной, но уже принимающей и хранящей в своих недрах эту ментальную форму, а также соответствующий ей магнетизм. Этот магнетизм передается ментальной форме пропорционально ее воплощению в материю через взаимодействие простых элементов, подобное процессам, происходящим в батарейке, которая со временем разряжается. Своими руками, точнее, благодаря посредничеству своих рук, различных инструментов и приспособлений гончар передает материальной форме искру жизни, которая сохранится до тех пор, пока сама форма не начнет разрушаться и не исчезнет окончательно"
"Нет ничего мертвого, нет ничего, что было бы лишено жизни в том или ином ее проявлении. Все стремится к самосохранению"
Очевидно, - делает вывод Марк, - возник в их доме бунт вещей - тех, что больше не могли, или не захотели находиться на привычной для них территории. Но, при этом, своим хозяевам, людям, серьезно наказав их, преподнеся им урок, они оставили шанс, и мне в том числе, что и есть самое главное.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР