Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ДОБРО ПО КРУГУ

Откровения русской эмигрантки

Опубликовано 4 Февраля 2011 в 03:19 EST

Елена МАТУСЕВИЧ
Началам благотворительности научила меня Америка. Когды мы оказались в Оклахоме без денег, без друзей и, в моем случае, без языка, нам помогли местные фермеры, подарили постельное белье, подушки, одеяло, ложки вилки, а, главное, свое тепло и ласку. Мой рассказ о них, "Синди или чудо ослик", был в "Кругозоре" опубликован. Когда я попыталась их отблагодарить, они мне сказали: "Сейчас мы помогли вам. Через несколько лет вы выучитесь на профессоров (правда!) и забудете (неправда!) невежественных фермеров из Оклахомы. Вот тогда вы и поможете тем, кому хуже вас, таким, как вы сейчас. Это и будет круговая порука добра, другой не дано". То же самое мне говорил и африканец Диди, и индеец Чарли, когда они покупали мне краски или продавали мои первые работы.
Гостевой доступ access Подписаться

Говорить о своей благотворительности неприлично. Я делаю это исключительно в надежде вдохновить других людей ко мне присоединиться. Жизненный опыт убедил меня, что здоровым взрослым помогать не стоит, от этой помощи в основном хуже как раз тем, кому помогаешь. Взрослые должны и могут сами себе помочь. Поэтому помогаю я детям и животным. Они себе сами помочь не могут.

Хотелось бы помогать больше и лучше, и мне стыдно, что делаю мало. На благотворительность я отдаю то, что получаю сверх моей
преподавательской зарплаты: деньги за картины, за рассказы. На мою зарплату мы живем: муж, младший сын, мама и я, к тому же старший сын учится в университете. Он студент последнего курса частного университета под Нью-Йорком, где учится на стипендию; а младшему шесть лет. Он аутист, и с ним очень трудно.

В первые годы эмиграции моей задачей было помочь оставшимся в России бабушке и маме. Я за этим и уезжала: чтобы вытащить их из нужды, граничащей с нищетой. Это мне вполне удалось, хотя и не сразу. Мама дождаться не могла, когда же я, наконец, пойду работать. Она, инженер-кораблестроитель, полжизни провела в отравленном ядерными отходами Северодвинске, в бесконечных командировках и подработках. Мы, при разных размерах обуви, носили с ней одну пару ботинок на двоих. Я пихала в носок вату, привязывала обувь к ноге шнурками и вперед. Еще завидовали: как же, кроссовки! Только ходить мне было трудно, носков не чувствуешь и цепляешься, того гляди нос разобьешь. А бабушке, проработавшей всю жизнь (потерявшей в революцию, блокаду и войну всех родных  и все движимое и недвижимое имущество),  когда она прилетела ко мне в штаты погостить в 1992, не во что было даже переодеться.
 В первые годы мы, как все, передавали помощь со знаменитыми оказиями, уговаривая знакомых и незнакомых людей передать деньги или вещи. Помню, как передавала домой огромный пакет сахара со своим американским студентом. В России тогда сахар пропал. Один раз моей оказией был Ролан Быков. Мне посчастливилось быть переводчицей у него и Елены Санаевой. Чудесные люди.

Недавно я прочитала в российской прессе, что среднеазиатских рабочих обвиняют в том, что они высылают все деньги домой, тем самым, вкладывая в свои среднеазиатские, а не в российскую экономику. Так ведь эмигранты из России годами делали то же самое! Это всем известно. В девяностые годы помощь от уехавших шла в Россию миллионами долларов, на это есть статистика. Все мои знакомые посылали деньги и вещи, исключений почти не было. Да и сейчас очень многие иммигранты содержат своих престарелых родителей и родственников в России.

Мы возили помощь необъятными сумками, есть такие, знаете, военные зеленые сумки, очень вместительные: родственникам, друзьям, соседям, детям друзей. А сами мы были аспирантами, денег совсем не было, жили хуже, чем впроголодь, в основном на porc & beans, знаете такие милые баночки?  Три  за доллар. И у меня, и у бывшего мужа на всю жизнь испорчено пищеварение. Чипсы из автомата за 25 (тогда) центов у меня на факультете казались мне недостижимой роскошью. Но мы не пошли сразу зарабатывать, как большинство, а пошли учиться в аспирантуру, что в конечном итоге оказалось для нас единственно верным решением.

А в России все считали, и отчасти считают еще, что раз в Америке, значит денег полно, никому ничего не объяснишь. И потому мы покупали вещи в секонд хендах и на garage sales и везли, везли, сколько могли. Помню, как однажды, летом 2000 года, я вышла в аэропорту Пулково в Петербурге в двух зимних куртках, надетых одна на другую (руки как у чучела, не согнуть, знаете, такие чучела с палками вместо рук?). Я везла куртки моей любимой тете и подруге мамы, в чемодан они не влезли, и я привезла их на себе. Мы были челноками, но только возили не на продажу, а в помощь оставшимся в России. Но потом необходимость в этом отпала, люди стали жить лучше. И вот тогда и возникли некоторые психологические трудности. У нас помешательство на том, чтобы не "одалживаться" и при первой возможности "отдариться" и, если можно, с гаком. Помогать, знаете, очень трудное дело. Требуется много такта, терпения, смирения и упорства.

Началам благотворительности научила меня Америка. Когды мы оказались в Оклахоме без денег, без друзей и, в моем случае, без языка, нам помогли местные фермеры, подарили постельное белье, подушки, одеяло, ложки вилки, а, главное, свое тепло и ласку. Мой рассказ о них, "Синди или чудо ослик", был в "Кругозоре" опубликован. Когда я попыталась их отблагодарить, они мне сказали: "Сейчас мы помогли вам. Через несколько лет вы выучитесь на профессоров (правда!) и забудете (неправда!) невежественных фермеров из Оклахомы. Вот тогда вы и поможете тем, кому хуже вас, таким, как вы сейчас. Это и будет круговая порука добра, другой не дано". То же самое мне говорил и африканец Диди, и индеец Чарли, когда они покупали мне краски или продавали мои первые работы.

Очень важно уметь принять помощь. Это целое искусство и дается нашему человекус трудом. У Анатолия Шварца прочитала, что Куприн кричал Бунину "Как ты смел меня облагодетельствовать!", за то, что последний купил ему, босоногому, сандалии. Простить не мог. Это типично русская подмена достоинства гордыней. Если я отдам, например, свой севший после стирки свитер, моей худенькой подружке француженке, ей даже в голову не придёт обижаться, а с русскими знакомыми я просто такого делать не рискну, во всяом случае без подгоовки почвы. О достоинстве у нас понятие имеют самое туманное, потому что достоинство является взрощенным плодом личной свободы. А болезненная гордыня - плодом несвободы, когда подарки были выражением силы, скрытого подавления, унижения, превосходства, остатками, так сказать, с барского стола. И в России умеют подарки делать, но не умеют принимать. Из-за этого возникали проблемы, конфликты на почве отдаривания, желания во что бы то ни стало перехлестнуться подарками, обиды, оскобленные самолюбия и т.д. Вот американке подаришь что-нибудь, она скажет спасибо и будет рада.

Раньше, по российской привычке, я этого не понимала. Типа, я ей подарок, а она мне спасибо? Скупердяйка, не правда ли? Ох они такие, эти западники, скупердяи! Сколько раз это слышишь. Но это вовсе не так. Просто им не знакомо правило "отдаривания". И Слава Богу. Ведь если ты подарил от души, зачем же ждать ответного подарка? А у нас ждут, еще как.

Это у Довлатова смешно описано, помните, как его отец посылал брату в Бельгию посылки с сувенирами, в надежде взамен получить джинсы, а глупый "озападнившийся" брат все не догадывался. Поэтому в России подарки делать опасно, можно разорить адресата! Этот обычай сильно затрудняет благотворительность, и все иностранцы жалуются на горы никому не нужных сувениров, которыми их навязчиво осыпают.

Помню, когда мы ездили снимать фильм на Валаам, нас просто завалили иконками, оберегами, крестиками, четками, открытками, календариками и т.д.  У нас оказалось два мешка всего этого, и мы не знали, что с этим делать. Потом я прочитала исследование Арона Яковлевича Гуревича о дарении как одной из форм первобытной экономики. В такой экономике обмен дарами мог даже стать способом агрессии, когда изнуряющими подарками и непосильными "отдарками" одно племя доводило до разорения и голода другое. Этот ритуал существует или существовал почти у всех народов, был и у древних германцев, и у славян. Когда я это прочитала, то я сразу поняла, что российское помешательство на подарках - отголосок этого обычая.

Все это имеет прямое отношение к благотворительности. Например, мне удалось передать довольно большую, для меня, сумму денег на слепого студента в Петербургский Институт Богословия и Философии. Ведь слепых в России никуда не берут учиться, а среди них масса людей, которые так мечтают об этом. А этот институт берет и условия создает. Оплата за обучение там очень небольшая была, всего $2000 в год, но за четыре года выходит 8000, и потому мне удалось собрать деньги только на одного невидящего студента. Мне очень, очень жаль. Преподаватели этого замечательного института работают почти даром, настоящие подвижники, я их полюбила как родных. Но и они, чтобы отблагодарить, (меня от одного этого слова перекашивает), подарили мне очень дорогие подарки. Меня это смущает в обычном и христианском смысле этого слова. Во-первых, деньги были далеко не все мои; выходит, мне подарок, а остальным спонсорам, моим американским, лондонским и французским друзьям, ничего? Во-вторых, зачем? Лучше бы и это тем же слепым и отдали. Ничего христианского в этом обычаи, конечно, нет. Это чистое язычество. Зато лично поблагодарить каждого спонсора, четко объяснив ему, куда пошли его пожертвования, надо обязательно. Это азы цивилизованной благотворительности.

Когда я поняла, что, к величайшему моему сожалению, больше слепым студентам помочь не смогу, я стала искать другие пути. Но организовывать благотворительность, искать спонсоров, это для меня мука. Вот выставку свою с благотворительной целью я могу организовать. Стала искать, кому можно помочь небольшими суммами. Россия не участвует в благотворительной акции Children International, посредством которой детям в бедных странах помогать удобно и надежно. Я, например, несколько лет помогаю девочке из Калькутты. Ее зовут Мамата, и благодаря моей помощи в покупке формы, обуви, медикаментов, принадлежностей и оплате обучения (в Индии оно платное), она оканчивает школу и учится отлично. Она не сирота, у нее есть любящие папа и мама, но они, работая вдвоем, не смогли бы ее вытянуть. Если получится снова поехать в Индию на семинары, надеюсь заехать и повидаться с моей подопечной.

В России так помогать нельзя и мне пришлось долго искать в Интернете. Мне хотелось найти организацию не только безупречную, но и ту, которая позволила бы мне помогать конкретным детям, иметь с ними контакт, как в случае с Маматой. За время поисков я открыла такую бездну горя, глупости и жестокости, что у меня было нервное расстройство. В России по официальным данным 800.000 брошенных детей, об этом открыто заявил сам патриарх Кирилл. А неофициально, с беспризорниками и с теми, кто в бегах, около двух миллионов! Это больше, чем после Великой Отечественной войны. И настоящих сирот практически нет. От таких масштабов опускаются руки, но помочь хотя бы кому-то     единственный способ как-то успокоить совесть.

Наконец я вышла на благотворительную организацию при саратовской епархии, и сразу почувствовала, что они особенные. Они помогают конкретным, только конкретным лицам, и позволяют выбрать, кому ты хочешь помочь. На мое письмо сразу откликнулась литературный редактор журнала Православие и Современность Ольга Новикова, человек открытый, европейский в том, что я вкладываю в это понятие самого лучшего: образованный, терпимый и без национально-религиозных предрассудков. Она мне прислала несколько историй с фото. От этих историй кому угодно станет дурно. Все они, до единой, были предотвратимы, и имели одно общее   да простят меня русские мужчины, к которым данное обвинение не относится   предательство, обман или насилие мужей. Страшные, немыслимые истории, когда муж избил жену на восьмом месяце беременности так, что ребенок родился параличным. Мужья увечат жен и детей, исчезают при первом намеке на трудности: больная  жена, больной  или просто незапланированный ребенок и так далее. И таких историй, понимаете, десятки, все похожи, дуреешь. И никто из этих преступников не под судом.

Я выбрала женщину, не буду ее называть, у которой в результате страшных избиений полностью парализованная девочка и еще двое детей. Другую героическую женщину  можно назвать. Зовут ее Евгения Калининская, и она взяла опекунство над семью мальчиками-сиротами: Мишей, Сашей, Игорем, Родей, Васей, Яшей и Максимом. Мальчиков она уже выходила, они уже пришли в себя после непередаваемых ужасов, которые им довелось пережить. Они все учатся и живут в деревне Рыбушево Саратовской области. Первой семье мы купили холодильник, а второй     школьные принадлежности для тех мальчишек, что уже школьники. У меня есть их фотографии, мы переписываемся. Я очень надеюсь их увидеть, надеюсь и боюсь. Из-за подарков! Очень надеюсь, что обойдется без излияний благодарности и ненужных мне подарков на их последние деньги.

Вот недавно, к моей великой радости, удалось продать несколько картин и тут же передать деньги в Москву, оттуда в Саратов, а оттуда в Рыбушево. Это второй раз так удачно получается, значит, нашла то, что надо. А мои картины понравились членам саратовского союза художников, и мне хотят организовать выставку в музее Павла Кузнецова в 2012 году. Выручку отдам мальчикам, если найду деньги на дорогу!

Конечно, это крохи. Вот, например, дом для мальчиков купила их односельчанка, теперь живущая в Америке. Вот это да! Сравните с тем, что делают такие люди, или точнее, эти женщины, потому что ведь это все женщины: и те, кто организует, и те, кто опекает, и те, кто жертвует. Но особенно такие, как Евгения Калининская, которые отдают на помощь другим всю жизнь.

Я на это неспособна. Но в будущем, если с сыночком будет полегче и муж найдет работу, надеюсь помочь больше. Если кого-то заинтересует помощь этой или другой семье, можно обратиться к Ольге Новиковой olganovik@inbox.ru

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ОСТРЫЙ УГОЛ

Сколько стоит жизнь солдата?

Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!

Сергей Дяченко декабрь 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути. Часть 6. Студенческие годы (Глава 1)

Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.

Эдуард Малинский декабрь 2024

Трендсеттер (рассказ)

Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.

-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?

Александр Юдинцев декабрь 2024

В ПРЕССЕ

Ноябрь 2024-го. Первые парадоксы и перегибы

Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).

Виталий Цебрий декабрь 2024

СТРОФЫ

Украина в огне

Анатолий Стеклов декабрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка