ИСКУССТВО В ЦВЕТУ
Опубликовано 10 Июня 2009 в 01:00 EDT
изобразительных искусств. Флористика стала видом искусства,
достойным музейного показа. Наряду с живописью, графикой, скульптурой,
декоративно-прикладным искусством, дизайном, фотографией... Цветы, как
оказалось, сродни кисти художника, резцу скульптора.
В Бостонском Музее изящных искусств в конце апреля состоялась традиционная выставка флористов "Art in Bloom"(" Искусство в цвету".
Традиция проведения подобных выставок родилась в 1976 году. Идея вызвала подражания: показы композиций флористов стали проводиться в Миннеаполисе, Сен-Луисе, в нескольких университетских музеях. Но самые интересные экспозиции можно увидеть попрежнему лишь в Бостоне, они вызывают восхищение, изумление, восторг зрителей. Достаточно сказать, что обычно за три дня проведения выставку флористов посещают 20 тысяч человек.
Комментарии к шедеврам
Идея выставок в следующем. Отобранный экспонат из постоянной экспозиции музея "комментируется" композицией из цветов, веток, листьев, мхов, разнообразныъ элементов растительного мира. Помещенная в оригинальную вазу, сосуд, цветочная композиция стоит рядом с произведением искусства, и посетителю выставки легко их сопоставить. Оценить вкус флориста, подбор цветов, изящество оформление, а, главное, соответствие композиции из цветов духу оригинала.
Каждый год куратор отбирает 50 объектов из постоянной экспозиции.
Поначалу предлагалось около 20 сюжетов, потом их число увеличилось. Темы задаются клубам флористам Новой Англии. Имеется в виду, что участвующий в выставке флорист в своей композиции передаст цветовую гамму и форму ("геометрию") оригинала, раскроет место шедевра в истории искусства, его неповторимый дух: что именно делает его уникальным?
До того, как я начал посещать эти выставки, подобная задача казалась мне невыполнимой: ну, что могут цветы?
Но оказалось, что цветы, растения в руках флориста способны стать замечательным инструментом создания художественных ценностей.
"Художники по цветам" создавают композиции, которые не просто радуют глаз, но в самом деле возвышают дух, подобно тому, как это делают произведениям искусства. Хотите верьте, хотите нет, но порой показываемые на выставках работы флористов конгениальны шедеврам из музейной коллекции. "Божественная красота, правда?" - обратился я к стоявшей рядом посетительнице, заметив ее восторженный взгляд. Та подтверила, кивнув головой. Равнодушных глаз я не видел.
Бостонский музей закрепил за флористикой участок на общем поле
изобразительного искусства. Флористика стала видом искусства,
достойным музейного показа. Наряду с живописью, графикой, скульптурой,
декоративно-прикладным искусством, дизайном, фотографией... Цветы, как
оказалось, сродни кисти художника, резцу скульптора.
Трудно поверить мне на слово, не видев выставку. Репродукции, альбомы, журналы не в силах передать выразительность, возвышенность лучших произведений флористов. Фотографии не объясняют, отчего посетитель выставки испытывает восторг, потрясение, экстаз. К тому же
флористические композиции должны восприниматься неразрывно с породившими их произведениями изобразительного искусства, но как их соединить в одном кадре, в зрачке камеры? Их нужно видеть своими глазами.
И еще: цветочные композиции эфемерны. Продолжительность их жизни --
три дня, большего "срока хранения" они не выдерживают. Три дня в лучшем случае. К вечеру капризные, нежные цветы имеют склонность увядать, теряют свежесть. Флористы ежедневно в шесть утра приходят за ними ухаживать, обновляют цветы, могут заменить один вид другим, и тогда сегодняшняя композиция будет отличаться от вчерашней. Ничеговечного. Зритель наслаждается тем, что видит глаз сию минуту.
От Древнего Египта до абстракционизма
Темы для композиций выбираются неожиданные, представляющие разные века и континенты, жанры, направления, виды и формы искусства.
На последней выставке цветочные композиции развивали темы шедевров Тьеполо и Йорданса, Пуссена и Делакруа, Моне и Родена, других художников, и комментировали знаменитые находки археологов (скульптуру верблюда, рукописный свиток, контейнер-амфору, раскопанных в захоронениях в Китае, камень с росписью, саркофаг из дерева, элегантное золотое ожерелье, найденные в пирамидах в Египте). А также привезенную из Египта величественную колонну, и утонченную дельфтскую фарфоровую вазу (1680-1690), и смелые произведения современных японских керамистов, и традиционный шелковый экран (1930) из той же Страны Восходящего Солнца, и живописную ткань из Индии, и медную астролябию, служивший мореплавателям навигационный прибор причудливой
формы (Испания, 1375)... и так далее, вплоть до крупноформатной стальной скульптуры современного абстракциониста.
Обычно композиция флориста посвящена одному произведению искусства,
но бывают и исключения. Так, одна их представленных работ была посвящана целому залу, целому периоду, а именно, американскому искусству колониального периода, до провозглашения независимости. В этом зале центральное место занимали работы знаменитого портретиста Копли, именем которого названа одна из центральных площадей Бостона. Вэтой композиции преобладали три краски, белая, синяя, красная: цвета национального флага.
Цветы для композиций выбирались тоже самые разные. От неприхотливых, произрастающих в условиях умеренного климата в садах, на газонах, в теплицах (розы, гвоздики, пионы, хризантемы, тюльпаны, лилии, гортензии, гардении, калы, гладиолусы, декоративные астры, георгины... )и привычных видов папоротников, плюша - и до орхидей, вызывающих, подавляющих своей изысканностью, красотой, эротикой орхидей, других тропических растений, сами названия которых нам не известны.
В самом деле, названия этих экзотических растений не упоминаются в англо-русских словарях и требуют обратиться к пособиям по ботанике.
Папирус или эвкалипт - знакомые понятия, но как передать, что такое "лапка кенгуру" (paw kangaroo), как выглядят Balsam nut pod, или ti,или ruscus, или protea? Эти изысканнейшие растения, эти цветы нужно видеть.
Эти цветы привозятся в Америку из дальних стран и континентов. Они продаются в Бостоне на специальном рынке. Допуск на этот рынок имеют только те, кто может предъявить особую лицензию. Такими лицензиями располагают прежде всего фирмы флористов-профессионалов, которые обеспечивают цветочными композициями свадьбы, ритуалы, торжественные события. Снабжение торжеств и ритуалов цветочными композициями - целая индустрия.
В роли участников выставки выступили десятки коммерческих флористических фирм. Они нуждаются в рекламе и охотно показывают свой товар лицом.
Однако главными героями выставки были бескорыстные любители, представители пятидесяти клубов флористов Новой Англии. Клубов флористов здесь многие сотни, но только лучшие, особозарекомендовавшие себя были удостоены высокой чести, приглашения на выставку. В свою очередь, внутри этих клубов проводилась жеребьевка, разыгрывалось право участия в выставке.
Мечтает о такой чести любой флорист, хотя за участие в выставке он не получает никакого материального вознаграждения. Напротив, любителю-флористу самому приходится платить за гостиницу, приобретать
дорогие экзотические растения на упомянутом рынке, искать, заказывать и покупать уникальные вазы и контейнеры, оплачивать участие в приемах, банкетах, коктейлях... Флористика - хобби не для бедных.
К тому же, после закрытия выставки выставленные работы не закупаются, не окупаются. Останется лишь на память диплом -- и гордость от сознания того, что был участиком замечательного события. Выставленной флористом композицией восхищались тысячи посетителей, ее беспрестанно фотографировали, ее автор три дня вращался в кругу прославленных мастеров.
Я придирчиво сравнивал композиции профессионалов и любителей. Работы первых выглядели монументально, пышно, роскошно. Они не были привязаны к произведениям искусства, просто служили украшением музея, будучи расставлеными в разных его уголках. Они выставлялись безымянно:
называлась лишь приславшая композицию фирма. Ими в самом деле можно было любоваться. Но они не шли в сравнение с работами представителей клубов. Последние явно забивали профессионалов изобретательностью, утонченностью вкуса, фантазией, талантом (точно "от Бога").
В роли авторов представленных композиций нередко выступал не один человек, а, скажем, двое, трое. В целом же собралась суперэлита флористов - из Бостона и окружающих его городов и городков, всего Массачусетса, других штатов Новой Англии. Эта сотня людей особо талантливых представляла тысячи людей, увлеченных флористикой.
Принцип отбора
По какому же признаку отбирались работы из музейной экспозиции, чтобы их "прокомментировать" с помощью растений, цветов?
Для каждой выставки выбираются работы новые, к тому же и экспозиция музея постоянно обновляется. Так что повторов не бывает.
Уже говорилось, что соблюдается принцип разнообразия жанров и видов искусства. Но применялся и еще один интересный критерий: отбирался для комментария один, два щедевра в каждом из главных залов с тем расчетом, чтобы для осмотра всей выставки было необходимо обойти
музей, пройдите через все его залы.
Туристы обычно спешат осмотреть знаменитую коллекцию импрессионистов (богаче ее можно найти в США только в музее Метрополитен в Нью-Йорке),
шедевры Рембрандта, ну, а в другие залы заглядывают относительно реже.
Зато в дни работы выставки в музее многолюдно повсюду.
Такой принцип отбора вполне оправдан. Музеи призваны правдами и неправдами привлекать посетителя, включая массового, "неикушенного",
воспитывать его эстетический вкус, просвещать. Энн Нечипор, председатель комитета по проведению выставки, говорит: "Наша цель - привлечь внимание посетителей к тем замечательным произведениям искусства, которые люди зачастую обходят стороной, возможно, даже не замечают".
И еще: цветочная композиция может "воспеть" не только работу великого
художника, но и искусную поделку ткача, или найденную на дне моря амфору, или несравненной красоты и изящества ювелирное украшение, найденное в захоронении фараона. Музей, с помощью выставки цветов, учит находить "особость" и красоту в каждом экспонате, во всех экспонатах, во всех залах и разделах музея.
Кто спорит, искусство должно быть по возможности общедоступным. К чести бостонского музея, по средам вечером он работает бесплатно. Но если посетить вдвоем специальную выставку, требующую отдельного дорогого билета (такая выставка готовится годами, требуют огромных затрат и должна окупиться), то за такое удовольствие придется выложить полсотни долларов. Да еще оплата автомобильной стоянки, приобретение каталога, ланч в изысканном кафетерии... А если пойти с детьми? Удовольствие для небедных.
А за посещение выставки цветов в самый напряженный день, точнее, в последний, воскресный вечер ее работы, не требовалось платить. И разрешалось попутно бесплатно осмотреть уникальную выставку "Тициан, Тинторетто, Веронезе: соперники в средневекой Венеции", требовавшую особо дорогих билетов.
Состоялись и другие сопутствующие бесплатные мероприятия - лекция по флористике, мастер-класс, экскурсии (в том числе с русскоговорящим гидом). Всё - за счет щедрости спонсоров.
Темы и комментарии
В палитре авторов композиций -- не только собственно цветы, но и причудливо изогнутые или прямые ветки кустарников и деревьев, листья пальм, лотос, мох... а изредка и дополнительные аксессуары, не относящиеся к природному миру. Так, в одном случае в композиции использовались два зеркала, в них многократно отражались белоснежные калы. Другие цветы в композиции отсутствовали, зато важным ее элементом служила оригинальная стальная подставка, заменявшая обычную вазу.
Лаконичный выбор мастера мог ограничиться одним, двумя, тремя видами цветов, а в других случаях число использованных автором видов цветов, элементов растительного мира превышало дюжину, полторы. Всё зависело от того, какой экспонат требовалось прокомментировать.
Беломраморная скульптура Родена "Вечная весна" (ее вариант находится и в коллекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, и
знаком, вероятно, многим читателям) вызвала комментарий лаконичный, сдержанный, колористически и стилистически "минималистский". Автору
потребовались цветы одного лишь лилейно-белого цвета: лилии, тюльпаны,
калы, орхидеи.
Зато многословной, многокрасочной, дерзкой, яркой, смелой по колористике и композиции оказалась фантазия на тему картины "Охота на львов" Делакруа. Каждая тема вызывала уникальное решение.
Портрет молодых супругов работы голландца Йорданса нашел точный эквивалент в композиции, передающей цвет, фактуру, фасон костюмов - жабо, манжеты, цвет ткани, детали... и головы позирующих супругов. Эффект соответствия был завораживающим.
Но внешним подобием авторы композиций не ограничивались, они добивались большего, пытались раскрыть глубинный смысл, философию, эстетику предложенного "текста". Гениальный "Пруд" Клода Моне воплотился в "размытой", прозрачной, воздушной, импрессионистской композиции, составленной из лилий, листьев эвкалипта, мха... Великий художник был бы вполне удовлетворен таким комментарием к своему полотну.
Лаконично и изысканно была обыграна коллекция африканского оружия, ритуальных и бытовых изделий из металлалла. А среди откликов на фотографии мне особо запомнился комментарий флориста к крупноформатному фотопортрету ирландки, исполнительницы собственных песен Синид О'Коннор: ее чрезвычайно короткие, мальчишеские, стоящие торчком волосы нашли эквивалент в виде мелких и острых сухих колючек.
Дом на Авеню искусств
Вместе с открытием выставки торжественно отмечалась инаугурация новых галерей, а также открытие перестроенного, обновленного парадного входа в музей, фасада, выходящего на Хантингтон-авеню (в честь музея переименованной в Авеню искусств). У входа в музей были высажены цветущие японские вишни; выступили на церемонии мэр Бостона Томас Менино и приехавшие в гости известные флористы из Калифорния и Нью-Йорка.
В новых галереях размещены скульптуры и произведения мастеров декоративного искусства Европы 15-17 веков, работы европейских мастеров первой половины 20-го века - Пикассо, Кокошки, Матисса. Ранее они были разбросаны по залам, теперь их собрали "под одной крышей"
Главное же, в конце 2010 года будет сдана в эксплуатацию пристройка к музею, строительство которой обошлось в полмиллирда долларов. Музей не получает от местных и федеральных властей ассигнований, субсидий, сам себя окупает, конечно, с помощью меценатов.
Один из лучших в США, этот основанный в 1870 году музей насчитывает 450 тысяч произведений искусства. Его собрание столь широко по размаху, по охвату цивилизаций и эпох, что его называют "энциклопедией искусства".
Белокаменное здание музея, с колоннами ионического ордера, было постоено в 1909 году архитектором Райем Луэллом. Его дополнит и обогатит, не нарушив изначальный замысел архитектора, новое крыло, с дополнительными выставочными площадями, помещениями для культурно-просветительной работы с детьми и со взрослыми, местами для отдыха и прогулок... Спроектировала новое крыло известная архитектурная фирма "Foster + рartners".
На церемонии открытия выставки был торжественно объявлен новый проект, который дирекции музея назвала "9 в '09". Имеется в виду, чтов течение девяти месяцев, начиная с апреля и по декабрь 2009-го года, раз в месяц будет практиковаться свободный доступ в музей - с утра и до закрытия, не только по средам между пятью и девятью вечера (такая привилегия тоже сохранится).
Еще один подарок тем, кому не всегда легко наскрести 17-25 долларов на приобретение билета в музей.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР