Периодический закон развития человечества
Ошибки Маркса, СССР, либеральной демократии. Коллективистский капитализм. Решение проблем развития России и мира.
Опубликовано 19 Июня 2015 в 09:50 EDT
_____________________
Об авторе
Юрий Петрович Мягких родился в 1951 г. в Сибири, в городе Кемерово. Учился, женился и работал в Перми. Образование высшее техническое, окончил Пермский политехнический институт в 1974 году, факультет машиностроения. Занимался разработкой новой техники. Сейчас пенсионер, имеет двух сыновей и четырёх внуков.
От автора
Начиная с 1986 года, я пытался высказать свои мысли о необходимости изменить разрушительный курс Перестройки в СССР, бесполезно рассылая во всевозможные инстанции обоснование установленной закономерности развития человечества. Но мои мысли оказались никому не нужными, хотя жизнь подтверждала и полностью подтвердила правильность моих выводов.
В 2004 году эта теория была размещена в Интернете, но, несмотря на то, что современная Россия находится сейчас в такой же точке истории, как когда-то СССР, все мои многочисленные попытки обратить на теорию внимание ответственных лиц - безрезультатны.
Поэтому я был приятно удивлён, когда получил электронное приглашение на участие в конференции по вопросам преодоления современного глобального финансового и экономического кризиса, организуемой в Лондоне по инициативе ООН, со сроками проведения 27-30 января (24-27 февраля) 2015 года.
Мне, пенсионеру, пришлось вежливо отказаться от участия в конференции, но материалы для обсуждения были подготовлены, а теперь этот непрочитанный доклад представлен ниже для всех, кого интересует судьба человечества, а также для тех, от кого зависит решение проблем развития России и всего мира.
Периодический закон присущ не только химии. Если в развитии общества прослеживается периодичность, то в нём тоже действует свой периодический закон, нарушение которого приводит к негативным последствиям для общества - кризисам и войнам.
Кризисы и войны будут продолжаться до тех пор, пока все люди, в том числе, политики и экономисты, не поймут суть закономерности развития человечества. Эта суть так проста, что надо будет очень захотеть, чтобы не понять элементарное обоснование периодического закона, излагаемое ниже.
1. Введение
Периодический закон присущ не только химии. Если в развитии общества прослеживается периодичность, то в нём тоже действует свой периодический закон, нарушение которого приводит к негативным последствиям для общества - кризисам и войнам. Ниже излагается обоснование периодического закона развития человечества.
2. Существующие представления о закономерности развития
Все представления о законе общественного развития всегда были основаны на анализе той части истории, которую проживало человечество на момент создания новой теории. Так, Платон и Аристотель, базируясь на фактах появления, расцвета, упадка и распада империй, сменявших друг друга в истории, считали, что развитие носит циклический характер, то есть идёт по кругу (циклу), возвращая империю обратно к началу её развития.
Однако, исторические факты развития каждой последующей империи на базе всё более совершенных средств производства, дали основание для возникновения теории прогрессивного (поступательного) развития всего человечества по прямой линии. Но как же тогда быть с фактами цикличности развития?
Попытку совместить в одной теории факты циклического и прогрессивного развития общества сделал К.Маркс, взяв за модель развития образ спирали. В спирали возврат назад (к началу развития) невозможен, так как конец витка спирали (цикла) поднят над его началом за счёт линейного прогресса в средствах производства (рис.1). За материальную основу процесса развития человечества К.Маркс взял развитие способов производства материальных благ. Каждый из способов производства он назвал общественно-исторической (общественно-экономической) формацией или строем, а именно: первобытная общность (первобытный коммунизм), рабство, феодализм, капитализм и коммунизм с переходным периодом (социализмом) между капитализмом и коммунизмом. В этой последовательности пяти формаций коммунизм, теоретически основанный на общей собственности, якобы, снова возвращает человечество к качественному состоянию первобытной общности, но на более высоком уровне развития производительных сил.
Распад СССР окончательно доказал ошибочность формационной теории К. Маркса, поэтому, для объяснения процесса развития, человеческая мысль скатилась до простейшего разделения истории развития человечества на три периода: прошлый, настоящий (текущий) и будущий. Новизна подобной периодизации истории в современной интерпретации состояла лишь в том, что социологи А. Турен, а затем Д. Белл, назвали текущий период (эпоха капитализма) "индустриальным" обществом, прошлое - "доиндустриальным", а будущее - "постиндустриальным" или "посткапиталистическим" периодом. В связи с развитием информационных технологий на базе компьютеров, "постиндустриальный" период называют также "информационным" обществом. Но все эти новые названия отражают только лишь происходящие изменения в обществе, не выявляя какой-либо закономерности в его развитии, которую можно было бы использовать для оптимального управления обществом. Поэтому человечество продолжает двигаться вперёд опасным путём проб и ошибок.
Для того чтобы предсказать закономерное будущее человечества нам надо выйти за узкие рамки общественных наук и считать, что человечество развивается точно так же, как и любые другие объекты природы.
3. Исходные предпосылки для анализа процесса развития
Так как человечество уже давно выявило общие закономерности развития биологических объектов природы, то нам осталось только лишь примерить их к процессу развития такого биологического объекта, как общество людей. Нам необходимо это сделать, несмотря на то, что общество людей принято считать объектом социальным, то есть высшей формой развития материи, к которой нельзя применять закономерности развития низших форм материи, например, биологических.
Сходство социальных и биологических объектов проявляется уже в том, что человеческое общество (государство) имеет сложную внутреннюю структуру, функционирование которой аналогично функционированию биологических организмов. В связи с этим общество людей иногда называют "социальным организмом".
Поэтому логично предположить, что социальный организм, как и любой другой, должен иметь внутриутробную (эмбриональную) стадию развития в зародышевом состоянии до момента своего появления (рождения) в среде постоянного обитания. Например, для человека такая стадия развития проходит в утробе матери, то есть в жидкости, а после рождения он живёт уже в другой среде - в газообразной атмосфере. Для птиц, например, эта стадия развития проходит внутри яйца. А что является такой стадией развития для всего человечества?
Пока ещё робко высказываются "фантастические" предположения о том, что развитие человечества внутри биосферы планеты Земля - это и есть эмбриональная стадия развития зародыша будущего космического объекта, моментом рождения которого будет выход всего человечества в открытый космос. Какие факты могут косвенно подтверждать такую точку зрения?
Во-первых, успехи в освоении околоземного космического пространства позволяют считать, что когда-нибудь космос станет постоянным местом жительства для людей. Но если человек, как биологическое существо, выйдет из биосферы в новую среду обитания - открытый космос, то он должен стать уже не биологическим существом. Могут ли произойти такие изменения под действием постоянной невесомости и радиации? По крайней мере, сейчас у человека в ДНК задействовано всего около 1% генов и остаётся загадкой: зачем природа заложила в человека огромные возможности к генетическим изменениям в будущем.
Во-вторых, Вселенная бесконечна в пространстве и во времени, и если существует множество миров, в которых происходят аналогичные процессы развития биологических сообществ, то бесконечное количество космических цивилизаций должно было бы уже кишеть вокруг нас. Существует даже научная программа "SETI" для установления контактов с подобными нам братьями по разуму. Однако многолетние исследования не дали каких-либо намёков на их существование. Этот факт можно логично объяснить только тем, что космических цивилизаций в нашем человеческом понимании, действительно, не существует, ибо после выхода каждой из них в космическое пространство, то есть после рождения и начала новой жизни в новой среде обитания, изменяется облик (сущность) объекта развития.
При таком подходе, мы можем применить к объяснению развития человечества процесс развития любого объекта природы, который происходит на границе двух сред. Наиболее показательным примером может служить процесс развития дерева (растения) из своего зародыша, находящегося в семени. Сначала из зародыша развивается корневая система в одной, внешней для дерева среде - почве, а затем развивается ствол, ветви (крона) и листья, являющиеся органом взаимодействия дерева со второй внешней средой - атмосферой.
На рис.2 схематично показано дерево, существующее на границе (0) двух противоположных сред, обозначенных противоположными символами (-1) и (+1). Дерево наглядно представляет собой объект, который своей формой отражает весь процесс своего развития. Эта форма может служить моделью процесса развития любого объекта. На рис.2 процесс отделения семени "С" от кроны дерева замыкает бесконечный круговорот жизни на границе двух сред.
На рис. 3 использована та же схема (модель), но только по отношению к процессу, объединяющему собой все объекты, берущие начало своего развития в биосферах планет (-1), а заканчивающие - в едином для всех космическом пространстве (+1). В каждый момент времени во Вселенной находится множество таких объектов, которые заполняют собой все участки схемы, находясь на разных стадиях своего развития и, тем самым, обеспечивая вечный круговорот жизни во Вселенной. Теория зарождения биологической жизни на Земле из космического семени "С" называется теорией панспермии. Мы, человечество, являемся одним из таких объектов и пройдём все стадии в процессе развития по схеме на рис.3.
Однако сегодня, для того, чтобы объективно рассуждать о современных проблемах, нам надо выявить сущность всех ступеней эмбрионального процесса развития человечества на планете Земля, то есть на участке (-1)-(0), отражающем период от момента появления человечества на планете до его выхода в космос на рис.3.
4. Стадии прогрессивного развития человечества на планете
Общепринято, что человек произошёл от зверя. Также общепринято, что человек отличается от зверя тем, что зверь только потребляет плоды природы, а человек - производит. Но для того, чтобы производить человек должен иметь средства производства. Поэтому, как только обезьяна (гоминид) взяла в руки палку и начала обрабатывать ей землю для выращивания плодов природы, так и началось превращение обезьяны в человека. Этот период называется в истории человечества аграрной или неолитической революцией и представляет собой переход от звериного царства к обществу людей или переход человечества от нулевой ступени (потребления) на первую ступень своего развития - ступень ручного труда.
Второй ступенью в развитии человечества является ступень машинного производства, а переход на эту ступень называется промышленной революцией.
Переход на третью ступень развития человечества происходит в наше время и называется "компьютерной" или "микропроцессорной" революцией. Эта ступень связана с информационными технологиями и роботизированным (безлюдным) производством.
Мы выделили именно эти три технические революции в развитии средств производства, как последовательные переходы человечества по ступеням своего развития, так как именно они показывают нам сущность всего процесса развития человечества в рамках планеты Земля. Например, футуролог Э. Тоффлер, тоже выделяет эти три ступени, называя их "тремя волнами развития", но не выводит из них суть всего процесса развития человечества.
Суть этого процесса состоит в том, что на каждой ступени развития человек перекладывает на плечи новых средств производства те функции, которые он ранее сам выполнял в процессе производства. Именно этим каждая последующая ступень развития отличается от предыдущей.
Ступень 0 - (Потребление). На нулевой ступени зверь сам является средством добычи (производства) плодов природы для себя. Весь процесс "производства" состоял в том, что лапы доставляли пасть зверя к месту поедания плодов природы, а с появлением руки добавилась ещё и транспортировка плодов природы в рот.
Ступень 1 - (Ручной труд). Человек взял в руки примитивные средства обработки земли и сам стал их приводом.
Ступень 2 - (Машинное производство). Человек изобрёл двигатель и поставил его вместо себя в качестве привода прежних средств производства, создав машину. Рука человека стала приводом рычагов управления машиной.
Ступень 3 - (Безлюдное производство). Человек изобрёл компьютер (микропроцессор) и поручил ему привод рычагов управления машиной, создав роботизированные комплексы. Уже только кончики пальцев человека стали приводом кнопок управления компьютером.
В связи с этим следует отметить, что применяемый в литературе термин "безлюдное производство", который и мы использовали для названия третьей ступени развития человечества, отражает только отсутствие человека в прежних производственных цехах. Более правильным будет применение термина "компьютеризированное производство", так как именно добавление компьютера в цепочку средств производства (примитивное + привод + компьютер) позволило человеку участвовать в процессе производства, даже не выходя из дома.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что на каждой новой ступени развития человечества функция человека в процессе производства становится всё менее и менее энергозатратной.
Поэтому, на четвёртой ступени развития, должен произойти окончательный "отрыв" человека от средств производства, то есть человек уже не будет касаться средств производства даже кончиками пальцев, создав диалоговые процессоры, которые будут выполнять речевые команды человека.
На пятой ступени развития даже эта затрата энергии на звуковые колебания будет исключена, так как человек будет взаимодействовать со средствами производства путём передачи мысли на расстояние, даже в безвоздушном (космическом) пространстве. Мышление станет функцией человека в процессе производства. Такой производственный процесс станет материальной базой для выхода жизни в космос, то есть началом процесса рождения и последующего развития нового космического сообщества в новой среде обитания. Та же часть человечества, которая останется на Земле, будет всегда иметь человеческий облик, но со временем превратится в "одну семью" и начнётся её генетическое вырождение. В связи с этим возникнет необходимость обновления генов за счёт контакта, в том числе и скрытого, с представителями других планет.
Таким образом, мы выявили сущность линейного (прогрессивного) процесса развития человечества на планете Земля [участок (-1)-(0) на рис.3], которая состоит в том, что человечество всё более отдаляется (отчуждается) от природы за счёт того, что между ним и природой "размещается" всё более совершенное средство производства. Ступени (уровни) развития человечества определяются ступенчатым наращиванием внутренней структуры средств производства.
Очевидно, что дальнейшее (космическое) развитие человечества будет связано с обратным процессом соединения "человека" с природой за счёт постепенного уменьшения роли уникального средства производства, находящегося между ним и природой в точке (0) на рис.3.
Нам осталось выяснить: почему же поступательное развитие человечества связано с циклическими процессами?
5. О сущности цикличности в процессе развития человечества
Чтобы понять причины цикличности развития нам необходимо рассмотреть процессы, которые происходят в социальном организме на каждой ступени развития человечества. Для этого нам надо снова критично подойти к самооценке человечеством самого себя, как высшей (социальной) формы развития материи, и постараться увидеть в развитии общества (социальной системы) проявление закономерностей, присущих любым материальным системам.
Так, если социальный организм представляет собой совокупность элементарных частей, которыми являются люди, то любое вещество, например, самое известное - Н2О (вода), тоже представляет собой совокупность элементарных частей - молекул.
Всем известно, что если подводить или отводить энергию (тепло) к стакану воды, то вода может находиться в трёх качественных состояниях: газообразном (пар), жидком (вода), твёрдом (лёд). Эти качественные состояния принципиально отличаются друг от друга силами, действующими между частями системы. В газе молекулы отталкиваются (-1), в твёрдом теле притягиваются (+1), а в жидкости силы отталкивания и притяжения уравновешивают друг друга (0). (В данном случае мы обозначили противоположные качественные состояния системы противоположными математическими символами (-1) и (+1), а среднее "нейтральное" - символом (0)).
Совершенно аналогичные процессы происходят в социальных системах. На рис. 4 изображены три известные ступени развития человечества (0,1,2) и указаны типы технических революций, означающих переход на следующую ступень развития. Ширина ступеней развития сопоставлена с качественными состояниями материальных систем (-1), (0), (+1), а чуть ниже показана эпюра (график) изменения сил, действующих внутри социальной системы, находящейся в разных зонах ступеней развития. Таким образом, мы сопоставили левый край (начало) ступеней развития с действием сил отталкивания (-1), а правый край (конец) ступеней - с действием сил притяжения (+1). Середина ступени совпадает с нейтральным качественным состоянием (0).
Действительно, мы знаем, что на нулевой ступени в точке (-1) каждый зверь-одиночка обладал полной свободой и, как собственник, один владел своей территорией, которая давала ему плоды природы - средства для жизни. Любое вторжение соседа было покушением на средства для жизни, а значит, и на саму жизнь хозяина территории, поэтому отношения между индивидами были звериными, враждебными, отталкивающими.
Аналогичное качественное состояние анархии (безвластия) социальный организм имел в начале первой ступени развития, когда каждый оседлый собственник обрабатываемой земли опасался набегов кочевников.
В начале второй ступени развития каждый собственник машин являлся конкурентом (врагом) для своего соседа на рынке. Жёсткая (звериная) конкуренция лежит в основе свободных рыночных отношений, поэтому К.Маркс называл человека "общественным животным" на данной стадии развития социального организма.
За основу теории эволюции всего живого Ч. Дарвин тоже взял борьбу за существование, хотя биосфера планеты в целом представляет собой равновесную систему.
Именно тенденция к равновесию проявлялась в том, что страх перед внешней опасностью заставлял индивидов объединяться и терять при этом часть своей свободы. Силы притяжения начинали уравновешивать силы отталкивания, переводя социальный организм в нейтральное качественное состояние (0) на середине ступени развития.
В точке (+1) члены социального организма уже не имеют свободы в принятии решений, а полностью подчинены единой планово управляющей силе, притягивающей их всех к единому центру, владеющему всеми средствами производства. Состояние единовластия (монархия), по аналогии с твёрдым льдом (+1), может быть образно названо "замороженным" состоянием социального организма.
"Замороженное" состояние является пределом (тупиком) развития социального организма на базе средств производства, присущих данной ступени развития человечества. В таком состоянии (+1) всё общество можно сравнить с единой поточной линией, в которой все производственные функции каждого человека строго регламентированы, поэтому становится принципиально невозможным появление новых средств производства, выводящих человека из процесса производства, то есть создающих безработицу.
Поэтому все аграрные империи (+1) на первой ступени развития человечества приходили к застою, единственным выходом из которого являлась реформа, возвращающая землю тем, кто её обрабатывал. Становясь хозяином средств производства, земледелец получал возможность, за счёт затрат своих собственных ресурсов, вывести себя из производственного процесса путём создания машин, переводящих общество на следующую ступень развития.
Таким образом, цикличность процесса развития обусловлена тем, что каждый социальный организм развивается на своей ступени, проходя стадии развития от состояния анархии (свободы) своих составных частей до состояния монархии (несвободы), достигая при этом самого эффективного использования всех средств производства на данной ступени развития человечества. Затем идёт обратный процесс угасания и распада социального организма.
Совместное рассмотрение линейного и циклического процесса даст нам возможность получить искомую закономерность развития человечества, которая действует независимо от воли и сознания людей.
6. О периодической таблице социальных организмов
На рис. 4 мы получили прообраз периодического закона эмбрионального развития человечества или периодической таблицы социальных организмов, часть которой более детально изображена на рис.5. В периодической таблице условно выделены зоны (стадии) анархии и монархии, а также нейтральная зона, в которой силы отталкивания и притяжения (свободы и несвободы) уравновешивают друг друга. В нейтральной зоне внутренняя структура социального организма соответствует понятию "феодализм", при котором её внутренние части (крестьянин и феодал) были одновременными частичными собственниками одного и того же участка земли, то есть крестьянин был одновременно частично свободен и частично несвободен. Феодал тоже был частично несвободен, так как являлся вассалом вышестоящего сюзерена (феодала).
В периодической таблице показана траектория движения каждого социального организма "СО" по своей ступени развития. По каждой ступени траектория проходит дважды, образуя два подуровня. Нижний подуровень соответствует процессу роста (развития) социального организма, а верхний - процессу спада (распада). Рост социального организма "СО" означает его движение к состоянию максимального развития с постепенной заменой сил отталкивания на силы притяжения, которые подчиняют всех людей единой системе управления, а спад - обратное движение с заменой сил притяжения силами отталкивания.
Для того чтобы внести определённость в место расположения социального организма в периодической таблице необходимо ввести условные обозначения для различных участков траектории движения. Развороты траектории в точках анархии (-1) являются моментами перехода с одной ступени развития на другую и совпадают с аграрными, промышленными и прочими техническими революциями. Поэтому эти точки анархии можно обозначить символами А01, А12, А23 и далее. Развороты траектории в точках монархии (+1) на каждой ступени можно обозначить символами М0, М1, М2 и далее.
Нейтральные участки (феодализмы) на первой ступени можно обозначить, соответственно, Ф11 - для подуровня роста, Ф12 - для подуровня спада, на второй - Ф21 и Ф22, и далее. Можно было бы вместо символа Ф (феодальный) использовать Н (нейтральный), но термин "феодальный" - привычнее. Можно нейтральные участки на каждой ступени называть, например, Ф11 - первым или нижним "феодализмом", а Ф12 - вторым или верхним.
Теперь можно уже более определённо говорить об особенностях траектории движения социальных организмов по периодической таблице.
7. Свойства периодической таблицы
В точках (+1), после достижения социальным организмом предела концентрации средств производства в руках централизованной власти (монархии), происходит разворот траектории, который означает проведение реформы по децентрализации власти (собственности) на средства производства. Например, в Российской империи при таком развороте траектории в точке М1 было отменено в 1861 году "крепостное право" и государство приобрело более чёткую феодальную структуру, то есть крестьяне стали частичными собственниками земли.
В точках (-1) после достижения предела распада социального организма (анархии), тоже происходит разворот траектории движения, который на первой ступени развития человечества означал буржуазную революцию. Однако, например, в Швеции этот разворот носил характер мирной буржуазной реформы, в конце которой ригсдаг отменил сам себя и стал двухпалатным парламентом. Это означает, что характер событий при развороте траектории зависит от своевременности проведения реформ.
Буржуазная революция в точке А12 окончательно разрушала старый социальный организм (феодальное государство) собственников земли и порождала новый социальный организм (буржуазное государство) собственников машин на второй ступени развития человечества.
Предел развития социального организма (+1) на второй ступени в точке М2 был достигнут в СССР с наличием на рынке всего лишь одного абстрактного капиталиста - государства, что позволяло считать, что в СССР существовало бесклассовое общество.
Однако, отсутствие реального собственника средств производства или его наличие, означает только то, что существует два параллельных варианта развития человечества - абстрактный и реальный. Переход СССР на абстрактный вариант развития произошёл в 1917 году, когда Октябрьская социалистическая революция заняла место Февральской буржуазной революции в точке А12.
Представителями абстрактного варианта развития в истории являлись не только социалистические страны на второй ступени развития. Например, принято считать, что на первой ступени развития человечества в точке (+1) существовало античное рабство М1 с реальными собственниками рабов. Поэтому специалисты всё ещё не могут окончательно определиться с местом, которое должны занимать в истории человечества социальные организмы с азиатским способом производства, основанные на восточном рабстве. При азиатском способе производства общество тоже принято считать бесклассовым, так как в нём тоже существовал только абстрактный собственник рабов - государство.
Античное и восточное рабство должны занимать одну ячейку "рабство" в периодической таблице социальных организмов, независимо от наличия абстрактного или реального собственника средств производства, в том числе и рабов. При необходимости, можно разделить реальный и абстрактный варианты развития, присвоив им, например, противоположные символы (+1) и (-1) на третьей оси координат, перпендикулярной к периодической таблице на рис.5. О параллельности развития античного и восточного рабства говорил ещё Плеханов.
Учитывая, что во многих капиталистических странах существует государственная собственность, структура социального организма может содержать как реальных, так и абстрактных собственников. В таком случае экономика называется "смешанной".
Периодическая таблица также вносит ясность в сущность феодального строя, который, согласно формационной теории К. Маркса, принято располагать между рабством и капитализмом (смотри рис.1 или стадию Ф12 на рис.5 в прямоугольной рамке).
Основная трудность в вопросе выделения верхнего "феодализма" Ф12 в отдельную формацию состоит в том, что специалисты выявили исторические варианты перехода к "феодализму" как со стороны "рабства" в точке М1, так и со стороны "первобытнообщинной" формации в точке А01, что невозможно в формационной теории. Согласно же периодической таблице, каждый социальный организм в течение своей жизни дважды проходит через нейтральное (феодальное) состояние, но это совершенно разные "феодализмы".
Чтобы понять разницу между верхним "феодализмом" Ф12 и нижним Ф11, давайте рассмотрим более знакомые нам участки траектории развития человечества. На верхнем подуровне "спада" этот переход к классическому "феодализму" Ф12 происходит из состояния (+1), то есть из состояния максимального развития производительных сил общества в точке М1 (рабства). Поэтому "верхний" или "второй" феодализм Ф12 уже максимально развит для того, чтобы внутри него в конце жизни социального организма появились собственники средств производства следующей ступени, то есть зародыш нового организма.
Если следовать по траектории далее, то, при достижении обществом точки (-1), зародыш превращается (рождается) путём буржуазной революции А12 в социальный организм новой (второй) ступени развития, который начинает свою самостоятельную жизнь за счёт поглощения остатков социального организма предыдущей ступени, и в таком состоянии входит в нижнюю (первую) нейтральную зону Ф21. Именно этим отличается "первый" феодализм от "второго" и именно поэтому в "первом" феодализме не могут возникнуть условия для создания средств производства следующей ступени развития человечества.
Наличие двойных нейтральных периодов на всех ступенях развития человечества вообще затрудняет использование термина "феодализм" в дальнейшем. Например, уже сейчас появляется много статей, в которых современное состояние общества называется "новым средневековьем" или "новым феодализмом" с точки зрения полной неопределённости дальнейшего направления развития общества. Действительно, для "феодализмов" разных подуровней, свойственны совершенно противоположные направления движения, но, с учётом введённых обозначений стадий развития, можно более определённо говорить о направлении движения, если всё существование (жизнь) социального организма, например, на первой ступени таблицы записать символами в виде: А01 - Ф11 - М1 - Ф12 - А12. Тогда всю траекторию развития человечества можно получить последовательным сращиванием жизней социальных организмов.
8. Как проявляется в таблице существующая периодизация истории
Ещё со времён Сен-Симона история цивилизованного человечества представлялась как последовательная смена форм эксплуатации человека человеком. Считалось, что первая из них - рабство, следующая - более мягкая - крепостничество, а последняя - еще более ослабленная - наёмный труд. Согласно этой последовательности, следующий шаг в истории человечества должен был состоять в полном уничтожении всякой эксплуатации и возникновении общества, в котором её не будет совсем.
Действительно, если идти по правому краю таблицы вверх, то "замороженные" состояния общества включают последовательность из рабского и наёмного труда.
Однако из таблицы видно, что на нулевой ступени развития "эксплуатация" воинов, захваченных в плен, носила более звериную форму - "людоедство", так как всё "производство" в то время состояло именно в поедании найденных плодов природы. Только лишь на первой ступени развития пленники принудительно становились приводом орудий труда - рабами.
На второй ступени развития принуждение носит характер наёмного труда, который К.Маркс называл наёмным рабством, так как в этом случае человек, продавая свои руки (рабочую силу), тоже вынужден делать только то, за что ему платят деньги, то есть дают средства на жизнь в виде денежного эквивалента.
На третьей ступени развития человечества, то есть на ступени безлюдного производства и, тем более, на последующих, предельная концентрация средств производства (+1) принципиально может создать единый роботизированный комплекс, обслуживающий весь социальный организм. Эксплуатация человека в таком производстве будет, действительно, ещё менее энергозатратной, но такой "замороженный" социальный организм снова будет остановкой (тупиком) развития человечества.
На третьей ступени развития человек обменивает на электронные деньги, то есть продаёт, уже не рабочую силу рук, а всего лишь манипуляцию пальцев. Однако безлюдность цехов воспринимается сейчас как исчезновение процесса труда, то есть как исчезновение участия человека в выполнении конкретной операции в процессе производства продукции. Поэтому сейчас применяются такие эмоциональные названия как "информационная цивилизация", "технотронное общество", "экономика знаний", "человеческий капитал" и пр. Если так расточительно использовать термины, то ничего не останется на термины для 4-ой и 5-ой ступеней развития человечества.
Периодическая таблица даёт нам чёткое представление о том, что на третьей ступени (компьютеризации) труд человека (когнитариата) состоит в нажимании клавиш компьютера, а знания - в искусстве нажатия нужных клавиш. Точно также, на второй ступени (индустриализации), труд и знания состояли в нажатии человеком (пролетариатом) нужных рычагов управления машиной. На четвёртой ступени надо будет правильно говорить, а на пятой - правильно думать.
Если двигаться по таблице на рис.5 в горизонтальном направлении, то, например, трёхчленная периодизация истории человечества, разработанная Фергюсоном и включающая три стадии (дикость, варварство, цивилизация), полностью вписывается в границы таблицы "анархия-монархия" [(-1) - (0) - (+1)], так как термин "цивилизация" относился к расцвету античного рабства.
Также можно отметить, что границы существования социального организма (-1) и (+1) образуют своеобразные границы "коридора развития" человечества, зигзагообразное (колебательное) движение социальных организмов по которому соответствует сравнению исторического процесса с движением (законом) маятника истории.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что любые попытки представить историю человечества в виде 3-х, 4-х, 5-и, 9-и или большего количества последовательных формаций, не дают какой-либо ясности с точки зрения управления развитием общества. История наглядно демонстрирует нам, что, в зависимости от действия внешних и внутренних факторов, развитие конкретных обществ представляет собой самые разнообразные траектории движения по ступеням развития человечества в периодической таблице социальных организмов. Например, в Российской империи буржуазная революция А12 в точке (-1) произошла, можно сказать, трижды (один раз в 1905 году и дважды в 1917 году). В некоторых странах происходил неоднократный возврат к абсолютизму (+1). А кое-где непосредственный переход от нижнего феодализма к верхнему феодализму занимал несколько столетий.
Однако, полученная закономерность развития человечества, которая отображает идеальный ход истории, действовала, действует и будет стихийно (неуправляемо) действовать, если человечество не научится использовать эту закономерность для осознанного управления своим развитием. Иначе возможны очень серьёзные исторические ошибки. О каких исторических ошибках можно говорить с точки зрения периодической таблицы?
9. Ошибка К. Маркса
Из таблицы следует, что в неё не вписывается пятичленная последовательность формаций К.Маркса, так как в таблице трудно найти что-то похожее на первобытный коммунизм (первобытнообщинный строй) с учётом наличия на нулевой ступени развития даже такой стадии, как "людоедство". Также и будущий коммунизм, как общество, основанное на общей собственности, не может следовать за "социализмом", так как практический "социализм" на базе единой государственной собственности является полным отрицанием "теоретического коммунизма", в котором государство должно отсутствовать вообще. Фактически, теория коммунизма базируется на крайних, то есть наиболее заметных состояниях (формациях) социальных организмов на первых двух ступенях периодической таблицы. При этом "феодализм", как двойное промежуточное состояние для каждого социального организма, попал в цепочку формаций, можно сказать, случайно.
Формационная теория, разработанная К.Марксом, является ошибочной, но она оказала огромное влияние на человечество в части перехода многих стран на бесклассовый (социалистический) вариант развития, который, согласно периодической таблице, должен был закономерно развиваться и далее.
10. Ошибка СССР
Человечество в лице социалистических стран, находясь на второй ступени таблицы, достигло предела развития на базе машинного производства в точке М2. Это значит, что социалистические страны (плановой экономики) подошли к исторической необходимости проведения в точке (+1) реформы по отмене рабства наёмного, как когда-то в аналогичной точке М1 было отменено рабство физическое.
Фактически, эта реформа, превращающая государство-капиталиста в государство-феодала, должна была сдвинуть социализм с мёртвой точки М2 в сторону точки А23, превратив единственный класс наёмных рабочих в единственный класс частичных собственников за счёт передачи средств производства (предприятий) в частичную собственность трудовым коллективам. Но такой курс "перестройки" явно противоречил ошибочной теории коммунизма, согласно которой он означал не движение вперёд - от "социализма" к "коммунизму", а возврат "назад" - к средневековому "феодализму". Поэтому единственно правильный вариант реформы был исключён из вариантов перестройки в СССР под руководством М.С. Горбачёва.
В феврале 1986 года открылся XXVII Съезд КПСС, который одобрил план двенадцатой пятилетки (1986-1990 гг.), как план "второй индустриализации" под знаменем социализма. Планировалось на базе плановой экономики перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение. То есть СССР планировал осуществить переход из точки М2 непосредственно в точку М3 на третьей ступени периодической таблицы вопреки закономерности развития человечества (рис.6). Фактически, это означало, что застой СССР в точке М2 продолжался, так как трудящиеся массы, находясь в плену наёмного рабства, не получили внутреннего стимула к неоплачиваемому государством (сверхплановому) труду хозяина средств производства.
Поэтому в январе 1987 года М.С. Горбачёв резко изменил свою точку зрения и решил покончить с плановым социализмом, взяв курс на отказ от 1917 года, то есть на отказ от социалистического (бесклассового) варианта развития (рис.6).
Характерным показателем такого направления перестройки был "Закон о государственном предприятии (объединении)" (1987г.), согласно которому "Государство не отвечает по обязательствам предприятия. Предприятие не отвечает по обязательствам государства" (статья 2). Второстепенные министерства были распущены в кратчайшие сроки, первостепенные - резко сокращены, а в 1989 году был упразднен Госагропром СССР. В результате, уже в декабре 1990 года, констатируя обвал экономики и "срыв перестройки", глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку.
В Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидеры трёх бывших республик СССР (Белоруссия, Россия, Украина), констатировали, что СССР прекращает своё существование, и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Получается, что те же социальные организмы, которые, объединившись, создали СССР в 1922 году, разрушили его в 1991 году, повернув историческое время вспять в 1987 году.
Пятый Съезд народных депутатов РСФСР расширил полномочия Президента Б.Н. Ельцина издавать указы, имеющие силу закона, а с января 1992 года приступить к радикальной экономической реформе, которая, как утверждал Б.Н. Ельцин, должна была уже к концу 1992 года стабилизировать экономику за счёт либерализация цен, свободы торговли, приватизации госсобственности.
"Шоковая терапия" началась 2 января 1992 года. Цены быстро выросли в 10-12 раз, и большинство населения страны оказалось за чертой бедности. Началась накачка экономики "дешёвыми" деньгами, инфляция составила фантастические 2500%, поэтому население "потеряло" свои рублёвые вклады в Сбербанке РСФСР [5] .
Параллельно шла приватизация. Ваучеры (приватизационные чеки) в большинстве случаев были проданы перекупщикам за бесценок. Те, кто решил вложить их в ЧИФы (чековые инвестиционные фонды), нередко становились жертвами деятельности мошеннических организаций, превращавших приватизацию в криминал.
Такая реформа вызвала сопротивление Съезда народных депутатов и Верховного Совета, как представителей народа. Начался "кризис двоевластия" (исполнительной и законодательной ветвей власти), поэтому утром 4 октября Белый дом был обстрелян из танков и занят спецназом "Альфа".
Таким образом, с точки зрения периодического закона эмбрионального развития человечества, начиная с января 1987 года, социальный организм (СССР) шёл не по закономерному пути появления новых средств производства на верхнем подуровне траектории движения от точки М2 к переходной точке А23, а шёл назад по нижнему подуровню "развития", противоестественно разрушаясь при обратном движении от точки М2 к переходной точке А12 (рис.6). Достигнув полного распада (-1), в точке А12 в России снова произошла, теперь уже четвёртая "буржуазная революция" 4 октября 1993 года, означающая переход социального организма на вариант капиталистического (двуклассового) развития. Был возвращён герб в виде двуглавого орла, а "товарищи" стали называться "господами".
Сегодня Россия, завершив траекторию "мёртвой петли", прошла стадию "дикого" капитализма в зоне "анархия" и снова вернулась от точки А12 к "разбитому корыту", находясь на подходе к той же самой точке М2 второй ступени.
11. Ошибка либеральной демократии
Закономерный распад мировых империй наводил на мысль, что необходимо защитить общество от достижения им состояния единовластия (монархии) особенно в форме тоталитаризма, то есть полного контроля властью всех сфер жизни общества. Поэтому, чтобы исключить возможность узурпации всех видов власти в одних руках, была разработана теория разделения властей, которая была реализована в конституции США в 1878 году, а затем и в других странах.
Согласно этой теории возможность создания единого центра управления обществом была принципиально упразднена введением принципа разделения трёх властей: законодательной, исполнительной и судебной. Чтобы не было неуправляемой анархии трёх независимых властей, глава одной из них является Главнокомандующим вооружёнными силами страны. А чтобы у этого главы государства не было соблазна снова сосредоточить (узурпировать) все виды власти в своих руках, был ввёден механизм сдержек и противовесов трёх властей, который обязывает их следить друг за другом и вмешиваться в работу друг друга.
Страны, которые внедрили в свои конституции принцип разделения властей, остановили своё развитие в точке (0), а не (+1), при этом государства, пришедшие к такому состоянию из точки (-1) стали называться республиками, а из точки (+1) - конституционными монархиями.
Так как принципом разделения властей гарантировано отсутствие тоталитаризма, то есть гарантировано отсутствие правления одной личности, то качественное состояние социального организма в точке (0) стали называть "демократией". В данном случае термин "демократия" применяется только как отрицание "тоталитаризма". Это следует из того, что противоположностью выражения "правит один" (монарх) является выражение "правят все" (народ), а это вроде бы и есть "демократия". Таким образом, термин "демократия" на второй ступени развития человечества, фактически, стал своеобразной заменой нейтральному "феодализму" (0).
С точки зрения периодической таблицы, современные демократические государства лишены возможности достигать максимального (планового) развития в точке (+1). Поэтому современный "феодализм" этих стран значительно смещён в сторону анархии (свободы рынка) в точке (-1), что нашло отражение даже в названии - "либеральная демократия". Аллергия на любое вмешательство государства в дела общества привела к отделению гражданского общества от властных структур, но страх перед произволом неуправляемой власти заставил сделать права человека на различного рода свободы неотъемлемым атрибутом такой демократии. Тем самым, было нарушено равновесие между правами и обязанностями, между свободой и несвободой, поэтому такая безответственная свобода, являясь преобладанием сил отталкивания над силами притяжения, привела к разрушению в обществе чувства коллективности, к разрушению морали, к возрождению всего негативного, в том числе, национализма (фашизма).
Экономическая свобода позволила создать образцы безлюдных производств следующей ступени развития, но деградация морали произошла и в финансовой сфере, так как основным способом получения прибыли стал ростовщический капитал. Именно тот капитал, который ранее презирался, так как в его основе лежит не развитие производства, а нажива на чужой нужде. Ссудный процент от кредитов позволяет вообще ничего не делать, упростив уравнение товарно-денежного обмена до двух желанных символов Д1 - Д2 (отдал меньше - получил больше). Но кредит даст возможность постоянно увеличивать сумму ссудного процента, если у человека будет искусственно поддерживаться постоянная потребность в приобретении всё новых и новых товаров за счёт новых кредитов. Поэтому "либеральная демократия" превратилась в "общество потребления", члены которого живут в долг, сумма которого постоянно увеличивается. Фактически, кредиты стали современной формой закабаления человека, так как свой растущий долг он не сможет отдать за всю свою жизнь, поскольку расходы превышают доходы.
Аналогичный процесс идёт и в глобальном масштабе, когда целые государства попадают в финансовую кабалу, ссудный процент при которой больше, чем дань, которую устанавливало татаро-монгольское иго в завоёванных странах. Производство товаров сейчас заменено производством денег, количество которых во много раз превышает товарную массу в стоимостном выражении. Поэтому, начиная с 1997 года, мировая экономика циклически входит в глобальный мировой кризис вследствие анархии финансовых потоков, перемещающихся с целью получения ссудного процента. Существуют мнения, что разворачивающийся глобальный кризис может стать "Второй великой депрессией", за которой последует Третья мировая война.
12. О коллективистском капитализме
Финансовые потоки были направлены и в азиатские страны, в которых произошли "экономические чудеса" в смысле их бурного экономического роста. Но азиатским странам был издавна присущ азиатский способ производства с государственной собственностью на средства производства. Поэтому, в противовес либеральным доктринам, по которым развивались Великобритания и США, в азиатских странах "невидимая рука" свободного рынка уравновешивалась "видимой рукой" разумного управления государством с использованием даже пятилетних планов развития.
Кроме Японии, в когорту развитых азиатских стран вошли "азиатские тигры" первого поколения 1960-1970 годов (Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань), и второго поколения 1970-1980 годов (Малайзия, Таиланд, Индонезия), которые сделали экономический прыжок, удвоив свой ВВП всего лишь за десять лет своего развития.
К странам третьей волны относится коммунистический Китай, который в 1978 году объявил о построении "социалистической рыночной экономики" и, сохранив компартию, как "конституционная монархия" уже уверенно выходит на первое место в мире по ВВП и темпам развития. В том же направлении следует Индия, а с 1986 года и Вьетнам.
Сейчас считается, что азиатские страны построили новую модель капитализма - азиатский коллективистский капитализм, который взял курс на развитие за счёт внутреннего накопления ресурсов, а не за счёт ссудного процента, присущего неуправляемой либеральной демократии.
Термин "коллективистский" означает, что в "азиатской" модели хозяевами средств производства являются и трудовые коллективы (народные предприятия).
Мировая статистика сегодня однозначно показывает, что именно демократизация производства в сочетании с государственным управлением является направлением будущего развития человечества, от которого когда-то отказался СССР. Поэтому давайте рассмотрим, как вписывается это направление в периодическую таблицу.
13. Что такое "демократия"
Слово "демократия" означает "народовластие", так как состоит из двух греческих слов: "демос" - народ, "кратос" - власть. В зависимости от сущностей, которые вкладываются в понятия "народ" и "власть", имеется множество трактовок понятия "демократия", которые существовали в истории при рабстве, феодализме и капитализме. Общепризнанной теории демократии всё ещё нет, поэтому считается, что понятие "демократия" находится в состоянии постоянного развития, отражающего историческое развитие человечества.
Например, мыслители древности, воспринимавшие историю как циклы развития империй, считали, что политическое устройство государств тоже циклически изменяется, проходя стадии от деспотизма к аристократии, олигархии, демократии, анархии, тирании. Поэтому, по мнению Платона, демократия, как власть завистливых бедняков, есть временное отступление от порядка. Аристотель рассматривал демократию как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно данного большинства.
В настоящее время указанные "недостатки" демократии устранены, так как демократия стала не формой прямого правления, то есть принятия решений прямым голосованием всего народа в городе-государстве, а формой политического режима. Это значит, что демократия стала не народовластием, а всего лишь формой отношений между гражданским обществом (народом) и государством (властью). Сейчас эти отношения состоят в том, что во время избирательной кампании идёт торг между народом и властью, который официально называется соревнованием кандидатов во власть за голоса избирателей. Фактически, "демократия" стала всего лишь процедурой выбора народом представителей той власти, которая будет им управлять (представительная демократия).
Поэтому для того, чтобы понять сущность современной тенденции к демократизации производства, мы должны совершенно иначе взглянуть на периодический закон развития человечества.
Очевидно, что, в конечном счёте, развитие человечества представляет собой всё-таки движение по нейтральной оси (0), относительно которой происходит колебательное движение социальных организмов "СО" от анархии к монархии и обратно (рис. 7). Почему же происходят эти колебания маятника истории, сопровождающиеся рождением и гибелью социальных организмов на каждой ступени развития в моменты социальных революций?
Дело в том, что зигзагообразная траектория движения по периодической таблице показывает нам, как движутся социальные организмы "СО", вся внутренняя структура которых постепенно изменяется, занимая при этом только одну из зон "коридора развития" - анархия (-1), нейтральный "феодализм" (0) или монархия (+1).
Если считать, что современные государства находятся в нейтральной зоне (0), то тенденция к расширению их внутренней структуры от многочисленной коллективной собственности наёмных рабочих до планового управления развитием государства означает расширение внутренней структуры социального организма от зоны анархии (-1) до зоны монархии (+1).
Здесь мы уже можем перейти к тому, чтобы начать рассматривать развитие человечества не как колебательный процесс сменяющих друг друга социальных организмов, а как прямолинейное постоянное движение по ступеням развития одного социального организма "СО", занимающего собой всю ширину "коридора развития" (рис.8). Именно то, что социальный организм занимает весь "коридор развития", превращает его траекторию движения в прямую линию, совпадающую с нейтральной осью (0). Колебания прекращаются, так как социальный организм одновременно включает в себя анархию и монархию, которые постоянно обеспечивают социальному организму, как появление в нём новых средств производства, так и состояние максимального развития. Одновременное сочетание плана и рынка (бинарная экономика) является оптимальным путём развития человечества.
Чтобы понять чему соответствует такое качественное состояние общества, нам надо рассмотреть ещё одну аналогию социального и биологического организма, например, человека.
Любой человек (индивид) представляет собой целостный организм и полностью властен над собой, так как осуществляет по отношению к самому себе самоуправление. При этом человек контролирует все три функции процесса своей жизнедеятельности, а именно: ставит перед собой задачу (принимает закон); выполняет её (исполняет закон); даёт оценку результатам своей работы (судит сам себя). Нервная система пронизывает организм человека снизу доверху и сверху донизу. Голова человека, получив сигналы снизу (от органов чувств), имеет возможность оценить ситуацию и выдать команду (сверху) исполнительным органам (мышцам), обеспечивая путь движения, оптимальный для всего организма. Отсутствие нервных импульсов "снизу" (от органов чувств) или сверху (от головы) делает человека инвалидом.
В этом смысле биологический и социальный организмы полностью аналогичны друг другу. Так, если общество людей тоже представляет собой целостный организм, пронизанный снизу доверху и сверху донизу структурой органов управления (власти), связывающих общество в единое целое, то голова общества (единый орган управления) тоже осуществляет по отношению ко всему обществу все три функции процесса жизнедеятельности. В этом случае государство (система органов власти) уже не стоит над обществом, а является структурой организации самого общества, осуществляющего самоуправление, то есть диктатуру (всевластие) народа по отношению к самому себе, что и является действительной демократией (рис.9).
Если у социального организма отсутствует единое централизованное плановое управление сверху (голова), то он превращается в безголового инвалида в виде анархии. Если же в голову социального организма не поступают властные импульсы снизу, то он превращается в безногого инвалида в виде монархии.
Таким образом, в состоянии действительной демократии социальный организм будет находиться только тогда, когда иерархия "феодальных", а в современном понимании, федеральных уровней власти пронизывает всё общество сверху донизу исполнительной ветвью власти, а снизу доверху - законодательной, не останавливаясь перед неуправляемым сейчас "гражданским обществом". Только в этом случае общество будет находиться в полном равновесии между свободой и обязанностями, исключающем неестественное преобладание одного над другим. В настоящее время полная теория федеративного устройства общества тоже ещё не разработана. Периодический закон эмбрионального развития человечества показывает нам, что оптимальное устройство социального организма одновременно является полной реализацией принципов действительной демократии и федеративности.
Получается, что азиатская модель коллективистского капитализма, реализуемая за счёт расширения внутренней структуры социального организма, пока стихийно (интуитивно) движется в направлении достижения действительной демократии, являющейся оптимальным путём постоянного бескризисного развития всего человечества.
В идеальном состоянии действительной демократии трудовыми коллективами предприятий постепенно была бы создана коллективная собственность районов, а затем, последовательно, коллективная собственность городов, областей, страны. В этой цепочке федеративных структур даже государственная собственность была бы уже коллективной собственностью областей и республик. Если рассматривать законодательную ветвь власти, то на каждом уровне коллективы (парламенты), посредством прямых выборов, "назначали" бы своих представителей для управления коллективной собственностью следующего уровня (рис.10). А затем, также путём прямых выборов, пропорциональным представительством от коллективных собственников всех уровней был бы создан Верховный парламент. Тем самым был бы получен некий аналог восходящей структуры нервной системы социального организма, состоящей из спинного и головного мозга.
В такой демократии любой депутат обязан выражать в парламенте не свою личную точку зрения, а решение избравшего его коллектива. В таком обществе нет коррупции и нет неприкосновенности, наоборот, за более высокие льготы должна быть более высокая ответственность. Действительная демократия не является громоздкой и обременительной, так как исходный коллектив может в любое время заменить своего депутата, не оправдавшего доверие. В таком обществе демократия действует постоянно, поэтому нет нужды в периодической избирательной системе, в политических партиях, митингах и забастовках. В таком обществе собственник любого уровня имеет одинаковые права и обязанности перед законом, устанавливаемым Верховным парламентом.
14. Заключение
Таким образом, в результате логического обоснования, мы получили периодический закон эмбрионального развития человечества, который объясняет всю его историю на планете Земля.
Периодический закон развития человечества даёт ясное представление о том, что вся предыдущая история представляет собой колебательный (формационный) вариант движения по периодической таблице социальных организмов. Оптимальным вариантом развития человечества является его постоянное бескризисное развитие в состоянии действительной демократии без остановок в тупиках истории, называемых "формациями".
Закон даёт возможность исправить ошибки в современных представлениях о ценностях существующей "демократии", которые, фактически, являются причиной разворачивающегося глобального кризиса цивилизации.
Любое современное государство может осуществить движение к действительной демократии из любой ячейки периодической таблицы, начав, соответственно, одностороннее или двухстороннее расширение своей внутренней структуры для вбирания в себя крайних состояний - "анархия" и "монархия", то есть рынка и плана, составляющих основу бинарной экономики.
Любое из действительно демократических государств сможет войти в состав единого всемирного государства, добавив в своей структуре на рис.10 ещё один федеральный уровень - "мир".
Только всемирное демократическое государство сможет создать "всемирный верховный парламент", который укротит анархию финансовых потоков, обеспечив постоянное мирное и бескризисное развитие на всей планете.
© Ю.П. Мягких, 2015
Более подробное обоснование закономерности смотри "Новая теория развития общества без ошибок Маркса и Ленина": https://yadi.sk/d/jMi7fKj3MSPcS
Слушайте
ОСТРЫЙ УГОЛ
Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!
декабрь 2024
ПРОЗА
Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.
декабрь 2024
Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.
-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?
декабрь 2024
В ПРЕССЕ
Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).
декабрь 2024
СТРОФЫ
декабрь 2024