"Сердце матери" и забытый талант
Тенор Печковский славился не меньше Лемешева или Козловского
Опубликовано 24 Июля 2015 в 04:00 EDT
Но в дальнейшем ленинградские власти, ни во что не вникая, этого ему не простили. Он был посаже н после войны на страшные десять лет. Посадили и его первую жену, которая умерла, не вынеся условий лагеря. На сцену театра вернуться ему не разрешили...
_________________________
Совершенно неизвестно, какое нечаянное упоминание может воскресить в памяти картину, казалось бы, за давностью лет полностью забытую. Так внезапно от случайного толчка высветилось словно всполохом света впечатление, оказавшееся не только не стертым, но ослепительно ярким.
Имя выдающегося певца - солиста Кировского (Мариинского) театра Николая Константиновича Печковского теперь забыто, а многим, даже просвещенным людям старшего поколения, увы, и вовсе неизвестно. К моему изумлению, те, кто по возрасту и по принадлежности к искусству могли о нем по крайней мере знать, сегодня на мои вопросы не откликаются вовсе.
А слава его до войн
ы гремела не меньше, чем слава Лемешева или Козловского… Его поклонниц в Ленинграде называли "печковистками". Он был выдающимся Германом!.. Вокальному искусству он учился в Москве у замечательных музыкантов. Театральному - у самого Константина Сергеевича Станиславского. Но трагический поворот истории сгубил его судьбу.
Узнав о начале наступления гитлеровцев, Печковский кинулся забрать мать из поселка Карташевская, что под Сиверской, и оказался в зоне оккупации. Куда деваться артисту с больной матерью на руках? Ему пришлось петь при немцах. Он никого не предавал, не выдавал, он вынужденно выступал, чтобы выжить.
Но в дальнейшем ленинградские власти, ни во что не вникая, этого ему не простили. Он был посажен после войны на страшные десять лет. Посадили и его первую жену, которая умерла, не вынеся условий лагеря. На сцену театра вернуться ему не разрешили. Его выступления были только концертными и в области.
Летом 1960-го года я школьницей, перешедшей в десятый класс, жила с родителями на даче под Ленинградом, в Зеленогорске. Внезапно моя мама вернулась домой крайне взволнованной, она сказала, что ожидается на летней эстраде выступление великого тенора - Николая Печковского. И мы отправились на его концерт. Мне было интересно, но я еще ничего не понимала в трагических событиях страны, в которой родилась.
На сцену вышел высокий артист с серым примятым землистым лицом и маленькими тусклыми глазами. "Некрасивый", - подумала я разочарованно. Кто ему аккомпанировал на рояле, не помню. Но он запел - и преобразился мгновенно. Глаза вспыхнули небесным огнем и озарили лицо,
природные краски которого, видимо, съели годы тюрьмы. Он пел многое и, наконец, знаменитую арию Германа. И публика, испытывая потрясение и гипноз власти певца, отвечала рукоплесканиями…
Я, пораженная, захваченная драматизмом исполнения, буквально впилась пальцами в деревянную скамью, на которой мы сидели. Мне открывался великий дар, мне открывалось искусство, преображающее жизнь!
И я уже не видела ни примятого серого лица, ни маленьких тусклых глазок… Его лицо становилось прекрасным! Глаза - большими и горели воодушевлением… Красота голоса, переходы интонаций, владение регистрами - все завораживало… Кульминацией того концерта стало для меня исполнение старинной французской песни "Сердце матери". Много лет потом я искала ноты этой песни, но даже точный текст не удавалось найти. Однажды как версию я нашла у поэта
Д. Кедрина стихотворение "Сердце матери". Но Печковский пел другие слова. О юноше, который "злую девушку любил". Каждый куплет песни с нарастающим трагизмом содержания сопровождался рефреном: "Элонг-ля-ля, элонг-ле-ле". И вот, исполняя этот рефрен каждый раз по-новому, внося боль и отчаяние, Печковский становился великим артистом! Когда герой его песни совершал злодеяние по требованию своей жестокой любимой, и земля наказывала его, то иссеченное из груди сердце матери спрашивало: "Тебе не больно ли, сынок?" И певец в одной реплике передавал всю безмерность и всепрощение материнской любви.
По счастью, я нашла, наконец, на YouTube запись исполнения Н. Печковским этого произведения, которое из простой народной песни он возвысил до трагедии.
Все это я вспомнила, прочитав маленькое описание, которое исполнительского дара Печковского не затрагивало. Я не уверена, что жив кто-либо из публики, побывавшей на том концерте в Зеленогорске, когда мне едва исполнилось 16. Но впечатление осталось живым во мне, и вошло в копилку воспоминаний о великих мгновеньях в искусстве, которые мне посчастливилось пережить.
__________________________
На фото: Николай Константинович Печковский.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР