Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Поэт журнал благословил

Опубликовано 13 Октября 2015 в 11:02 EDT

...Наум Моисеевич отнесся к затее довольно скептически. Сказал, что не верит в будущее русскоязычных журналов в Америке. Будущее русского журнала, - говорил он, - в России, а не здесь, в чужой стране. - Но как же быть нам? - спрашивала я... Наум Моисеевич на мою тираду не отвечал, но благословить журнал на долгое плаванье согласился. Любовь Семеновна придвинула к нему наш белый листок и дала ручку. Коржавин уже тогда очень плохо видел. Неверной рукой, почти без раздумий, он вывел на листе корявыми спотыкающимися буквами первую строчку, потом вторую...
Гостевой доступ access Подписаться

С Наумом  Моисеевичем Коржавиным я познакомилась  в 2004 году - довольно поздно, если сопоставить эту дату с протяженностью его жизни до того. Но могла и вообще не познакомиться, свел нас не Бог, а Станислав Рассадин, вернее, его "Книга прощаний", вышедшая в том году в издательстве ТЕКСТ.

Я ее прочитала - обрадовалась, как всегда радуюсь книге-размышлению, в чем-то очень совпавшей с моими тогдашними мыслями, - и накатала на нее рецензию. Большую. И решила послать ее автору книги. Но как? Знала, что в Бостоне, где мы тогда жили, живет и большой друг Станислава Борисовича - Наум Коржавин, которому посвящена целая глава  замечательной  рассадинской книги. Видела поэта на каких-то концертах, ходила на встречи с ним, но лично знакома не была.  Узнала коржавинский адрес - и отправила ему рецензию "для передачи Станиславу Рассадину". И не успела оглянуться - как он сам, Коржавин, уже звонит -  с добрыми словами о рецензии, - и уже приглашает к себе домой - для знакомства. Не буду сейчас рассказывать историю нашего общения в течение  прошедших  десяти бостонских лет,  было оно  интенсивным - и по телефону, и въяви. Кое-что у меня записано в большой амбарной книге с надписью на титуле КОРЖАВИН - из-за наших переездов все мои тетради и книги лежа пока в беспорядке в кладовой, и их следует разобрать. В первое время знакомства я вообразила себя неким Эккерманом при Гете-Коржавине, записывала наши с ним разговоры, потом это дело бросила и, наверное, зря. Мне кажется, что и он первоначально видел во мне именно такую фигуру - человека, который оставит о нем свои записи. Потом и у него это отгорело, мы просто общались, разговаривали на разные темы. Звонил он сам, так как я не хотела мешать его распорядку. Сейчас хочу вспомнить об одном эпизоде, связанном с журналом КРУГОЗОР.  Думая о начале этого издания, Саша Болясный привлек к затее меня - в качестве журналиста, советчика и по мере сил помощника. Зная, что мы с мужем бываем у Манделей-Коржавиных,  Саша хотел, чтобы я попросила Наума Моисеевича напутствовать будущий журнал.  Для этого мы должны были взять с собой лист белой бумаги, на котором мэтру следовало оставить свое напутствие, а затем этот листок нужно было или заснять, или просканировать. Итак,  мы приехали в Брайтон, в маленькую тесную от книг квартирку, и я тут же затеяла с Наумом Моисеевичем разговор о КРУГОЗОРЕ. Мол, есть человек с Украины, из родного для Коржавина Киева, который берется выпускать в Бостоне русскоязычный журнал. Не рекламный, как "Контакт", не  черно-белый на плохой бумаге, как издававшийся  короткое время  "Бостонский космополит", а настоящий журнал с красивой цветной обложкой, с  яркими иллюстрациями, и в то же время содержательный. В общем пела соловьем. Наум Моисеевич отнесся к затее довольно скептически. Сказал, что не верит в будущее русскоязычных журналов в Америке. Будущее русского журнала, - говорил он, - в России, а не здесь, в чужой стране. - Но как же быть нам? - спрашивала я в свою очередь, - мы ведь еще не умерли, нам тоже хочется иметь здесь свой нерекламный орган, который будет печатать здешних писателей (а их в Бостоне пруд пруди), который расскажет о местных новостях и событиях и не даст нам, в конце концов, забыть русский язык!

 Наум Моисеевич на мою тираду не отвечал, но благословить журнал на долгое плаванье согласился.

Любовь Семеновна придвинула к нему наш белый листок и дала ручку. Коржавин уже тогда очень плохо видел. Неверной рукой, почти без раздумий, он вывел на листе корявыми  спотыкающимися буквами первую строчку, потом вторую. Оказалось, что это двустишие, причем  с использованием каламбурной рифмы. Было написано: "Держись названья, "Кругозор", всем расширяя кругозор!"

Вроде детского или агитационного стишка - и в то же время, действительно, завет, благословение, слово напутствия.  Вот уже десятый год живёт тогдашний новорожденный,   ставший международным, всеонтинентальным интернет-журналом, - и все эти годы  в каждом номере можно увидеть напутствие  Наума Коржавина. Это  девиз и почетный лейб  КРУГОЗОРА.

Дорогой Наум Моисеевич, мы горюем, что Вы теперь далеко, и часто вспоминаем незабвенное бостонское время, когда так легко было к Вам заглянуть, с Вами поговорить, Вас послушать. Будьте здоровы, дорогой, и живите долго-долго!

***

_________________________
На фото: Ирина Чайковская и Наум Коржавин.
Фото Александра Марьина.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка