Наум Коржавин "Россия ещё не выбралась из-под обломков сталинщины"
Эксклюзивное интервью накануне юбилея
Опубликовано 13 Октября 2015 в 11:06 EDT
______________________
В фотоокне
Наум Коржавин.
"Сутью и смыслом моей жизни была, есть
и до теперь уже не очень далекого её конца
будет Россия: её жизнь, её культура, её судьба -
все, что её касается"
/Наум Коржавин/
- Добрый день, Наум Моисеевич! Как вы себя чувствуете?
- Самочувствие не очень обнадёживающее. Возраст такой, что друзья уходят слишком часто. Год назад Бен, очень близкий друг, ушел… русский писатель Бенедикт Михайлович Сарнов. Огромная потеря. Не утешайте меня - я понимаю, течение времени от нас не зависит…
- Вы уже обжились в Северной Каролине?
- Да, здесь хорошо. Рядом со мной дочь Лена, её муж Михаил и внуки. Они меня любят, и я их очень люблю. В основном провожу время дома, в Чапел-Хилл. Слушаю музыку, люблю сидеть на веранде. Вечерами Лена мне читает. Зять и внуки ко мне добры и вниматель ны. Любящая семья - это приятно.
- Ваше детство и отрочество прошли в Киеве, вы рано увлеклись поэзией. В 1945 году поступили в Литературный институт им. Горького и написали краткое, но ёмкое по смыслу стихотворение "Ещё в мальчишеские годы"… Война заставила рано повзрослеть?
- Пожалуй, вы правы. Взрослели мы с друзьями рано. Время было такое, сложное. Нужно было сделать свой личный выбор и, по мере сил и способностей, следовать ему. Невозможно было иначе. Нельзя идти против собственной совести.
Еще в мальчишеские годы,
Когда окошки бьют, крича,
Мы шли в крестовые походы
На Лебедева-Кумача.
И, к цели спрятанной руля,
Вдруг открывали, мальчуганы,
Что школьные учителя -
Литературные профаны.
И, поблуждав в круженье тем,
Прослушав разных мнений много,
Переставали верить всем...
И выходили
на дорогу.
- Одним из самых пронзительных стихотворений, автором которых Вы являетесь, стало написанное в 1961 году - "Дети в Освенциме". Его появлению предшествовала Ваша поездка в Польшу?
- Нет, в Европе я побывал значительно позже, прилетал из Америки в Западную Германию в 1976-ом, когда там был издан сборник моих стихов "Времена". Это стихотворение было написано мной ещё в Москве. Я думал о том, какие чудовищные преступления стали возможными в рамках национал-социалистической идеи. Я много думал об этом, и именно так это прочувствовал.
- Наум Моисеевич, вы всегда были сильны в анализе той ситуации, в которой творили. Что вы можете сказать о ситуации в современной России?
- Россия сегодня ещё не выбралась из под обломков сталинщины. Возврата к прошлому не произошло, эпоха Владимира Путина не перещеголяла сталинскую эпоху. Происходит сложное, но закономерное развитие. У страны нет иного выхода - она должна трудно, мучительно переболеть. Слишком глубоко увязли мы в этом болоте…
- В чём вы видите выход из этой ситуации? Возврат в правовое поле, повышение общего уровня культуры?
- Нужно просто создать людям условия для нормальной жизни. К примеру сказать, такого уровня, как в Америке. Люди хотят жить, а не выживать.
- Известный в русскоязычной общине Америки журналист Михаил Немировский утверждает, что вы были властителем умов поколения "шестидесятников". Его интересует ваше мнение о том, состоялось ли поколение, сформировавшееся в период "оттепели", как активная часть гражданского общества России? Взрастило ли это поколение в своей среде серьёзных поэтов?
- Всё же я надеюсь, что интересен не только поколению "шестидесятников", - в голосе Наума Моисеевича слышны нотки иронии. Вопрос сложный, мне нужно подумать… Впрочем, это всё несущественно, состоялись "шестидесятники" в политическом смысле или нет, выросли в настоящих поэтов или нет. Надо просто в любых обстоятельствах стараться быть людьми - в этом только и есть толк.
Примечание автора.
Вопрос: "Почему вы уехали из России?" я задавать Науму Моисеевичу не стала. Он честно и внятно ответил на него в своих воспоминаниях:
"Многие считают, что самое трудное - осмелиться сказать правду. Я думаю, самое трудное - знать эту правду. Так было в XIX веке, ничто не изменилось в XX, и не изменится с началом третьего тысячелетия. Жизнь в каждую эпоху не идеальна, но бывают разные эпохи. Последние два десятилетия мы жили в эпоху стагнации под знаком распада. Я уходил не в эмиграцию, а в оживание, и Горбачева не предвидел даже в самых розовых снах. Но в каком-то смысле существование по ту сторону границы точно выражает и итоги нашей внутренней жизни: для меня она оказалась не освобождением от чего-то, а путем из болота в пустыню". Из "Дневника 1989-го года"
НАУМ КОРЖАВИН ЧИТАЕТ СВОИ СТИХИ
ЮЛИЯ РУТБЕРГ ИСПОЛНЯЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ НАУМА КОРЖАВИНА
"Меня, как видно, Бог не звал..."
______________________________
На фото: Наум Коржавин.
Фото: http://45parallel.net/naum_korzhavin/
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР