Она их вдохновила
Филадельфийская находка, продолжение разговора
Опубликовано 20 Июня 2016 в 07:09 EDT
___________________________
ОБ АВТОРЕ
Сергей Голлербах - живописец, график, эссеист, педагог. На Западе с 1942 г. Живет в Нью-Йорке. Автор книг по искусству и двух сборников эссе: "Заметки художника", 1983, "Жаркие тени города", 1990; альбомы рисунков, акварелей и по технике живописи. В 1994 году издана книга воспоминаний и эссе "Мой дом" (Париж, издательство "Альбатрос"). Член Американской национальной академии художеств, Американского Общества акварелистов и многих других. Представлен в музеях и галереях США и Европы (Франции, Германии, России и т.д.). Преподает в американских колледжах. Широко известен как оформитель и иллюсютратор художественной литературы.
Художник Сергей Голлербах
(Фото Юрия Крупы)
Начну с того, что идеи и предположения, высказанные в интервью Натальи Гельфанд ("Филадельфийская находка") с писателем Игорем Михалевичем-Капланом и художниками Юрием Крупой и Виталием Рахманом о том, что Анна Ахматова послужила моделью для Амедео Модильяни и Жака Липшица, считаю вполне убедительными и высказывать какие-либо соображения, оспаривающие их правоту, представляется мне делом ненужным. Несомненно, скульптурные работы Амедео Модильяни ("головки") и скульптура Жака Липшица "Девушка с косой" содержат черты Анны Ахматовой. Она вдохновила обоих художников.
Могу добавить по этому поводу лишь кое-какие собственные мысли. Сделаю небольшое отступление. Мне всегда казалось, что художественная индивидуальность формируется не только под влиянием среды, обучения, преобладающих в обществе вкусов и взглядов. Есть еще так называемое "нутро", т. е. какие-то природные, в организме заложенные качества, которые предопределяют многое в становлении стиля у художника или скульптора. Пожалуй, выражение "боди кемистри", т. е. "химический состав тела" (не в буквальном, конечно смысле), определяет наши притяжения и отталкивания. Подобно тому, как существуют "сладкоежки" и "кислоежки", находятся люди, которые ненавидят, скажем, фиолетовый цвет, но обожают зеленый (или розовый, или бледно-голубой). Другие не терпят угловатую, простую мебель, но любят вычурную, с резным орнаментом. Третьи предпочитают мягкую мебель, обитую узорчатой тканью. Впечатления детства? Привитый вкус? Возможно, но, скорее всего (и это бывает у людей, к искусству никакого отношения не имеющих) - нечто врожденное, нутряное, "химическое". То же самое происходит и с восприятием формы вообще, и с восприятием форм человеческого тела в частности. Кто любит худобу, кто - полноту, кто - атлетическую мускулатуру. Обыватель считает такие оценки "внешними", но для скульптора они - естество человека, его структура. Меня спросят - а какое это имеет отношение к Анне Ахматовой, Амедео Модильяни и Жаку Липшицу? Мне кажется - прямое. Если говорить о Модильяни, то русская поэтесса, несомненно, привлекала его своей стройностью, пластичностью и гордой, "царственной" посадкой головы. Недаром он увлекался в то время египетской скульптурой. Иными словами, Анна Ахматова оказалась "его типом" в самом лучшем, творческом смысле этого слова. В работах каждого художника или скульптора повторяются черты его любимой модели, даже если он рисовал или писал ее короткое время. Но он как бы "познал" ее почти что в библейском смысле и черты ее продолжают жить. Таким образом, сомнений в "ахматовском" типе многих скульптур (особенно "головок") Модильяни, мне кажется, быть не может.
Но что же нашел Жак Липшиц, человек совершенно другого темперамента, в облике Анны Ахматовой ("Девушка с косой", я уверен, именно она)? Мы видим в этой скульптуре ту же царственность и прямоту, но лишенную "обтекаемости" Модильяни. Удивляться нечего - кубистические искания Липшица - не взятый на прокат прием, а нечто соответствующее всему мироощущению скульптора. В стройной Ахматовой и Липшиц нашел то, что ему надо было, - угловатость, четкость жеста. Мы видим, что физический облик поэтессы давал возможность различным интерпретациям при сохранении общего сходства (вспомним портреты Ахматовой Натана Альтмана и Кузьмы Петрова-Водкина).
Таким образом, правильность предположений в статье "Филадельфийская находка" Игоря Михалевича-Каплана, Юрия Крупы и Виталия Рахмана подтверждается не только сходством с Ахматовой скульптур обоих мастеров (челка, нос с горбинкой, узкое лицо и т. д.), но и тем, что облик поэтессы отвечал их "внутренним запросам". Она была "их типом" в такой же степени, в какой плотная Дина Верни была "типом Майоля", круглолицая Викторина Меран - "типом Манэ" и дородная Гала - идеалом женщины для Сальвадора Дали. Их "химия", их "нутра" совпадали.
Слушайте
Читайте также
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ПРОЗА
В Киеве в назначенный день и час сотни тысяч людей с траурными повязками на рукаве вышли на улицы. Все были сосредоточены и угрюмы. Когда раздались тысячи и тысячи заводских и паровозных гудков, возвещающих минуту прощания, все одномоментно обнажили головы. Затем из уличных громкоговорителей прозвучали выступления накануне получивших новые полномочия членов Президиума ЦК КПСС, и прозвучал репортаж с Красной площади о процедуре захоронения умершего в ленинском Мавзолее.
сентябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
СТРОФЫ
Жила в Одессе бендерша.
Прекрасно шли дела.
Пятнадцать гладких девочек,
В чулочках с ровной стрелочкой,
Среди которых Бэллочка
Передовой была.
сентябрь 2024
ЮМОР И САТИРА
Жизнь – это лабиринт, в котором любой путь ведёт к выходу.
Если закон на вашей стороне, ещё не известно, на чьей стороне судья.
Человек, захваченный идеей, становится её заложником.
Тропа заблуждений хорошо утоптана.
сентябрь 2024
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР