Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Любовь и война

Дневник драматичной поры

Опубликовано 3 Октября 2016 в 03:17 EDT

...мы привыкли судить о предвоенном поколении по совсем другим образцам: по Зое Космодемьянской и её однополчанке Нине Костериной (как-никак в одном диверсионном отряде служили), по Михаилу Кульчицкому, ещё и в 1940 году продолжавшему бредить мировой революцией, и подпольщикам-молодогвардейцам. Но, оказывается, были и такие, как Коля Большунов, и это для нас, читателей, в полном смысле слова открытие. Оно позволяет совершенно по-новому взглянуть на это обессмертившее себя поколение, которому мы все обязаны Победой...
__________________
Гостевой доступ access Подписаться

22 июня 2016 года исполнилась 75-я годовщина со дня начала Великой Отечественной войны. О том, что значит эта дата в памяти советских людей (а других на одной шестой части суши тогда и не было), говорить излишне. В этом году в интернете появилась аудиозапись книги А. Блиновой (Гудзенко) "Я тебя никогда не забуду", посвящённая истории двух молодых людей: только что окончившего школу восемнадцатилетнего Коли Большунова, и восьмиклассницы Ани Гудзенко, чья любовь вспыхнула в первые грозные месяцы начала войны. Затемнённые улицы Москвы июля 1941 года  послужили для неё трагическим фоном. Предлагаем читателям "Кругозора" предисловие Игоря Рейфа, предваряющее эту аудиозапись, и выложенное на сайте Клуба любителей аудиокниг.

Эта книга вышла в не самое подходящее для нее время и осталась практически незамеченной. Факт, прискорбный не столько для самой книги, сколько для времени ее появления. Когда-то, в эпоху "толстых" журналов, публикация любого произведения на страницах "Знамени" или "Нового мира" уже сама по себе делала его событием, вызывала широкий резонанс. Так случилось, например, с дневником Нины Костериной, напечатанном в "Новом мире" А.Твардовского, а вслед за тем инсценированным московским театром "У Никитских ворот". Книга Анны Блиновой (Гудзенко) тоже на две трети дневник, но не автора, а любимого ею человека - Коли Большунова, как и Нина Костерина, ушедшего на фронт и не вернувшегося.

Опубликованные дневники бывают разного свойства. Одни покоряют своими литературными достоинствами, глубиной мыслей и проникновенностью чувств. Другие привлекают внимание прежде всего историческим контекстом, реалиями эпохи, в которую они создавались. Так, дневник Анны Франк едва ли приобрёл бы громкую известность, если б за ним не стояла судьба девочки, сгинувшей в жерновах Холокоста.

 Дневник Коли Большунова тоже велся в самую драматичную для нашей страны пору, в преддверии и в первые месяцы Великой Отечественной войны. Но не война в центре внимания его автора, а захватившее его с головой глубокое и сильное чувство, имя которому любовь. Война служит для неё своего рода трагическим фоном, но именно это быть может и придает дневнику особую пронзительность. Вы не встретите здесь высоких слов о Родине, о патриотизме, хотя нет сомнений, что к своему долгу защитника отечества автор относится со всей серьезностью, что и доказал не словом, а делом, отказавшись от предложенной ему брони и уйдя на фронт. Но, как заметил Эд. Поляновский, посвятивший книге и её автору свой очерк "Принц и недотрога", "человек, который научится любить хотя бы одного человека, он и Родину полюбит". А история любви Коли Большунова - она в одном ряду с самыми высокими её образцами, и это глубоко личное его переживание ничуть не тускнеет, а, напротив, углубляется и высветляется на фоне общенародного бедствия. Что ж, так всегда и бывает с настоящими, большими чувствами.

  

Николай Большунов и Аня Гудзенко (1941)

 

Угол Б.Вузовского пер. и Покровского бульв. - место встреч Коли и Ани

 

 Алексей Баталов, автор "самого короткого предисловия" к книге Блиновой (как сам он его назвал), а за ним и Поляновский проводят параллель между Колей Большуновым и Борисом Бороздиным из фильма "Летят журавли", однако это, пожалуй, не совсем точно. Ведь Бороздин, при всей его нелюбви к патетике (и в этом он безусловно близок Большунову), всё-таки человек системы, скорее всего даже член партии, да к тому же до мозга костей горожанин.

Коля же - человек вне системы. Он родился и вырос в деревне Труняевка, что под Клином, в Москву переехал уже подростком, и это, бесспорно, наложило отпечаток на его личность и характер. Так что если уж и искать какие-то кинематографические параллели, то уместнее было бы вспомнить Алешу Скворцова из "Баллады о солдате". Вот таким мог бы, наверное, стать Алеша, если б не остался в деревне, а, как Коля, провёл бы сознательную часть своей жизни в большом городе. А Колина любовь невольно приводит на память и другую кинематографическую пару - Сергея и Галю из фильма "Дом, в котором я живу" (всё-таки не из пальца высасывали свои сюжеты наши великие режиссеры и сценаристы, из жизни брали). И всё же те несколько лет, что были прожиты им в Москве, решающие в становлении всякого молодого человека, вполне могли сделать из Коли homo ideologiсus, но не сделали. К высокой культуре приобщили, это да, а вот вирусом "строителя нового общества" почему-то не заразили. Почему - это Колина тайна.

А, между тем, мы привыкли судить о предвоенном поколении по совсем другим образцам: по Зое Космодемьянской и её однополчанке Нине Костериной (как-никак в одном диверсионном отряде служили), по Михаилу Кульчицкому, ещё и в 1940 году продолжавшему бредить мировой революцией, и подпольщикам-молодогвардейцам. Но, оказывается, были и такие, как Коля Большунов, и это для нас, читателей, в полном смысле слова открытие. Оно позволяет совершенно по-новому взглянуть на это обессмертившее себя поколение, которому мы все обязаны Победой.

Братская могила в с.Гойтых (район Туапсе)

 

Мемориальная плита с фамилией Коли

 

 Говорят, в последние свои школьные годы Коля мечтал стать военным. О литературном поприще, о писательстве и не помышлял. И, тем не менее, большая часть его дневника, особенно страницы, относящиеся к первым месяцам войны, отмечена печатью несомненной литературной одарённости. Скажем больше: как писатель он растёт прямо на наших глазах вместе со своей любовью, достигая наивысшего градуса в самые последние недели перед уходом в армию. "Я много книг читал о любви, - пишет Эд. Поляновский. - Эта - из лучших. Все, кому давал прочесть, не просто плакали - ревели.  Эту книгу необходимо издать миллионными тиражами - для школьников, пусть для внеклассного чтения". Остаётся надеяться, что она всё-таки, раньше или позже, будет по-настоящему прочтена и обретёт свою вторую жизнь и дыхание. Что на неё обратят внимание телевизионщики и кинематографисты, драматурги и школьные учителя. В конце концов, самим Коле и Ане всё это уже безразлично, их нет больше на белом свете. Но не всё равно нам, живущим...

* * *

И напоследок несколько слов о той, что выполнила свой долг перед памятью Коли Большунова и кому мы обязаны появлением этой книги.

Анна Иосифовна Блинова (Гудзенко) родилась в 1926 г. в Киеве. В семилетнем возрасте переехала с родителями в Москву. В 1941 г. эвакуировалась в Свердловск, где работала на танковом заводе и завершала своё школьное образование. После возвращения из эвакуации поступила на исторический факультет МГУ, который окончила в 1957 году. Работала в Государственной исторической библиотеке и около 25 лет - редактором во ВГИКе. Тогда же, без отрыва от работы, окончила киноведческий факультет ВГИКа (мастерская проф. Р.Н.Юренева). Автор книг о киноактёрах - Кларе Лучко (1991), Владимире Высоцком (1993), Нине Ургант (2002).

Я был дружен с братом Анны Иосифовны, рано умершим талантливым физиком Львом Гудзенко, её же знал постольку-поскольку. Последний раз виделся с ней в начале 1980 годов, вскоре после смерти брата. Тогда ей было уже за пятьдесят, но лицо её всё ещё хранило следы красоты необыкновенной. О Коле Большунове и об истории их трагической любви не знал тогда не только я, не знали и близкие родственники. Она решилась открыться только в своей книге, написанной на исходе жизни, когда отца, матери и брата давно уже не было в живых.

Напоследок не могу не отметить прекрасную актёрскую работу Натальи Казначеевой. Думаю, и её эта вещь не оставила равнодушной.

______________________________
С книгой А.Блиновой "Я тебя никогда не забуду" можно познакомиться ЗДЕСЬ:

http://www.imwerden.info/belousenko/wr_Blinova.htm);

http://www.imwerden.info/belousenko/books/memoirs/blinova_ne_zabudu.htm

А также:

Анна Блинова (Гудзенко) "Я ТЕБЯ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ" (М.: Новый центр, 1997)

Аудиоверсия: Исп. Наталья Казначеева, 2015,  mp3, Mono, 187,6 МВ. время звучания: 08:55:03

http://abook-club.ru/audiobook=45182
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5134064

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка