Бостонский драматический театр "Хантингтон" открыл новый сезон
Мюзикл "Воскресенье в парке с Джорджем"
Опубликовано 25 Ноября 2016 в 07:05 EST
_______________________________
В фотоокне
Алла Цыбульская
Нынешней осенью бостонский драматический театр "Хантингтон", как и в прошедшем году, открыл сезон, обратившись к творчеству композитора Стивена Сондхейма, необычайно популярного на Бродвее, начиная с 60-х годов прошлого века. И вновь завоевал успех не за счет привлекательности ретро, а благодаря тонкости материи, положенной в основу сюж ета, красоте музыки, вкусу и изобретательности режиссера- постановщика Питера ДюБуа и одаренности актёров…
На этот раз на сцене ожил мюзикл "Воскресенье в парке с Джорджем".
О ком идет речь? Джордж - не кто иной, как художник, создавший уникальный метод в живописи, названный пуантилизмом (способ нанесения красок на холст точками) - знаменитый Жорж Сера (1859-1891). Но это скорее выведенный под его именем вымышленный персонаж с вымышленной биографией, чем реальный художник с реальной биографией. В мюзикле предстаёт Джордж, названный на американский лад, а не Жорж - реальный французский художник. Очевидно, автор истории, положенной в основу сюжета, - Джеймс Лепайн - выбрал именно Сера для сосредоточения на его примере власти образности и художественных идей пост- импрессионизма, направления в искусстве, что продолжало совершать революцию. Джеймс Лепайн также осуществил как режиссёр первую постановку мюзикла на Бродвее.
С тех пор прошло больше полстолетия. О чём идёт речь? О том, как был создан шедевр живописного искусства: картина Жоржа-Пьера Сера "Воскресный день на острове Гранд Жатт"…
Ни тема, ни сюжет, ни образы не устарели. Режиссёр Питер ДюБуа словно коснулся героев истории волшебной палочкой, и они ожили, заговорив и запев. Итак, время действия-1884-й год.
… На сцене - парк с бутафорскими деревьями. На заднике в качестве декорации - копия той самой картины Сера "Воскресный день на острове Гранд-Жатт", очевидно источник вдохновения для Сондхейма.
Это место отдыха в излучине Сены привлекало парижан. Еще одно тому подтверждение - копия другой картины: "Купальщики в Аньере". Художник, оформивший спектакль, Дерек МакЛейн, музейную атмосферу "оживил" дыханием жизни. Предполагается, что лицезрение картин предназначено для публики. А действующие лица спектакля, словно сошедшие с полотна картины "Воскресный день", становятся участниками действия…
Игра на сцене начинается с игры предметами. Вот картонное дерево с широкой кроной листвы, в тени которого наслаждаются старая дама (Бубби Стейнбах) и её молодая служанка (Эми Баркер). Но стоит им ненадолго отлучиться, как дерево, поднятое на тросе вверх, исчезает. И они не понимают, куда делось дерево… А дерево решил стереть со своего наброска примостившийся сбоку справа от кулис Джордж ( Адам Чанлер-Бера). Так возникает связь между реальностью и воображением, "натурой" и её художественным воплощением.
Было? Не было?
Или вот появляется возлюбленная Джорджа - Дот( Дженни Барбер). У артистки чудесный сильный высокий голос. Она поёт, рассказывая о своей любви… При этом не боится быть озорной, затейливо и ярко по сочетанию цветов одета, но довольно долго остаётся статичной. Ведь попутно она позирует художнику!
Как только все её аргументы исчерпаны, и ария закончена, и взаимности нет, рассерженная она покидает парк и Джорджа, оставив стоять как вопросительный знак, каркас своего верхнего ярко-зелёного костюма.
Выясняется, что её труакар картонный, и может стоять, отделенный от владелицы. Она входила в него как в домик! Вот почему ее поза долго была статичной! А теперь она убегает всего лишь в лёгком платье салатного цвета…
Художник по костюмам - изобретательный Роберт Морган, явно выполняет задуманные режиссёром трюки, и они вызывают не только улыбку удовольствия от сценических сюрпризов, но ощущение власти живописи в её приемах и решениях…
В парк приходят пары, или семьи, или одиночки, как безымянный полноватый мужчина в тренировочном костюме, кроссовках и с чёрным пуделем (также картонным), постоянно застревающим на дороге…Тут встречаются друзья и враги, и поди распознай, кто на деле друг, кто враг…
Их и запечатлевает неустанно в набросках худощавый и молчаливый Джордж (Адам Чанле-Бера). В следующей картине он переносит наброски на полотно в своей студии. И здесь игра предметами продолжается. Джордж пишет картину, стоя лицом к публике, нанося условно мазки, в то время как картина повешена за его спиной, за прозрачной завесой. Короткие музыкальные фразы, им произносимые, сопровождаются отрывистыми движениями кисти в его руке… Есть особое очарование в театральных приёмах, и спектакль ими богат!
Пожалуй, все персонажи картинны. Например, другой художник Жюль (Джош Брекенридж) и его жена Ивонна(Эми Дохерти). Дружная семейная пара по виду - парижане, они типичные недоброжелатели, утверждающие, что в картинах Джорджа нет жизни… Их маленькая дочка Луиза ш(Бэйли МакНеал) явно недополучает родительскую любовь…
Светлые воскресные дни в парке выявляют сущность персонажей. Старая леди бранчлива. Ее служанка скучает и ищет свидания с Францем - кучером Ивонны и Жюля, хотя тот женат. Слуги, молоденькие барышни, две из них выведены под одинаковыми именами - Селесты, лодочник, семейная американская пара, мальчики- купальщики - все они рады полюбопытствовать и поссориться, посплетничать. А Жюль и вовсе при видимой благопристойности готов завязать попутно интрижку…
Жизнью сердца живет только Дот, ожидающая ребёнка от равнодушного к ней Джорджа… И ей горько, что он безразличен к ней, оставляет одну, забывает об обещаниях… И тогда от безвыходности она находит ему замену, чтобы уехать навсегда в Америку, забыть Джорджа…
Рядом с ней в парке появляется не Джордж, а кондитер Луи… Джордж недооценён окружающими, зато Луи всем нравится. Прощай, любовь! Вечный парадокс: подлинное искусство не находит понимания, а товар, предназначенный для рынка, расходится с быстротой. Bye -bye, Paris!
Действие во втором акте происходит ровно столетие спустя в 1984-м году и не в Париже, а в Америке. Уникальная новая техника Джорджа принесла ему посмертную славу. Цветовые точки, создающие необычайный колористический эффект, которыми он писал картины, переливаются необычайным богатством света.
Увы, художник неожиданно умер в расцвете таланта и в возрасте 31- го года. И это биографическая правда. По сюжету мюзикла Дот родила ребенка, о котором он не узнал. И это вымысел.
На сцене те же актеры, что в первом акте, но они преображены гримом и костюмами. Они играют другие роли, представая людьми иной эпохи и иной страны. Кто они? Исполнитель роли Джорджа
Адам Чанлер-Бера играет пра-правнука художника и его возлюбленной Дот. Он тоже Джордж, и тоже артист, и тоже художник. Но не такой талантливый… И вокально партия, которая разделена на две части потому, что отдана двум образам, становится интенсивнее. Художник Джордж был молчаливее, чем нервический его потомок. А внешнее сходство поначалу даже сбивает с толку…
Зато гримом преображена Дот. Дженни Барбер играет дочь Дот- Мари, прабабушку нынешнего Джорджа. Из молоденькой красотки она превращена в глубокую старуху 98-ми лет, в инвалидном кресле. Она седа, гладко причёсана и рассказывает о том, что её мать на смертном одре рассказала ей семейную историю… А в качестве доказательства оставила учебник английского с пометками на французском. Эти двое и группа гостей собрались в музее на презентации картин художника - потомка Сера.
Но в этом же музее висит и картина "Воскресный день на острове Гранд-Жатт". Мари говорит об образе ее матери - Дот на выставленном полотне. Между тем, в музее представлены картины нынешнего Сера под названием "Хромолюмы"("Chromolumes"), что означает комбинирование света и красок. Находки в технике праправнука не рождают такое чувство восхищения, какое вызывает творчество его гениального прапрадеда…
И вдруг становится очевидно, что на картине "Воскресный день" персонажи не смотрят друг на друга…. Между тем, собравшиеся перед картиной в музее гости вступают в непрерывное общение. Боже, как знакомы их платья и мода! 80-е годы прошлого века - это наше время! Давно забыты кринолины затянутых в корсеты дам! И напуск ниже талии, называемый фижмами… Нынешняя экстравагантность немного гротескна: яркий лак на ногтях, короткие не по возрасту платья, обилие браслетов, цепочек и позументов - все то, что можно полагать крикливым… Но жизнь продолжается, а тема искусства и выбора на жизненном пути художника остаётся. Поэтому внезапно театр ослепляет напоминанием о прошедшем времени из первого акта, и видением драматического прощания в парке, где когда-то пробегали безмятежные дни и была пережита неоцененная Джорджем любовь…
Как просила Дот у него свой портрет перед отъездом, но он отказал… У него была задача: на картине "закончить шляпу" для неё … Так возникает его ария Finishing hat! И в его голове роятся образы, среди которых женская фигура с зонтиком. Она появится в его знаменитой картине! А двое - Дот и Джордж - расстаются, спев дуэт " Мы не принадлежим друг другу"…
Все было, и все прошло… И парка уже нет. Теперь знакомое место стало неузнаваемым, застроенным…
Одиннадцатью музыкантами в оркестре управляет дирижер Эрик Стерн, музыкальные номера сменяют один другой в контрасте настроений и красок…
В этом мюзикле очарование живописи и богемы предстает воплощенным в двойных ролях, в дуализме эпох, во влюбленности невпопад, в какой-то странной связи продолжения событий или раскрытия их значения спустя целый век…
Как в старых добрых комедиях, здесь представлены господа, молодые барышни, слуги в любовных притязаниях(Служанка Фрида и кучер Франц), деловые люди, непрактичные мечтатели, заурядные служащие и томимые мечтами композиторы...
И все- же самая главная тема спектакля это посвящение артистическим творениям загадочного художника, его поиску любви, вдохновения и профессионального умения творить искусство.
__________________________________
На фото: Сцена из спектакля; Картина Жоржа-Пьера Сера "Воскресный день на острове Гранд Жатт".
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР