Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

С песней в бой! Эхо героических лет

Опубликовано 2 Июля 2020 в 07:33 EDT

...На кузовах машин, в блиндажах и землянках, сквозь дым, грязь, порой под обстрелом и бомбежкой... Давайте вспомним несколько песен тех героических лет.
Гостевой доступ access Подписаться

75-летие победы во Второй мировой войне - памятная дата для каждого из нас. Однако нам, живущим в 21 веке, порой не просто разделить чувства и проникнуть в мысли человека другой эпохи, верно оценить исторический контекст и найти зерно правды среди шелухи мнений, откровенной лжи и идеологических мифов. Думаю, искать историческую правду надо в серьезных академических исследованиях, в подлинных документах эпохи, в произведениях писателей-фронтовиков, мемуарных свидетельствах и письмах солдат, в стихах и песнях тех огненных лет.

ПЕСНИ ТОЖЕ ШЛИ В БОЙ

"Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!" - стихами ответил поэт В.И. Лебедев-Кумач на слова начальника штаба Северного флота: "Сейчас не петь надо, а фашистских гадов бить". Время показало, что песни воевали вместе с солдатом: берущие за душу мелодии, неподдельной искренности тексты, распевный ритм поднимали боевой дух, дарили душевные силы ждать и надеяться, что выстоим и победим, помогали выговориться тоске бойца по оставленному дому и любимой.

Стихи, лирические, патриотические, шутливые, на фронте и в тылу тоже помогали бороться и верить в победу; словами Василия Теркина: "…на войне одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой".

  По воспоминаниям британского журналиста Александра Верта, находившегося в СССР с июля 1941 по 1946 год, неоднократно бывавшего на фронте, Россия была, пожалуй, единственной страной, где стихи читали миллионы людей. Вся страна ждала утренних газет, где печатались сообщения о положении на фронте, о доблестных воинах, а также стихи, рассказы, очерки.

Давайте вспомним несколько песен тех героических лет…

"На поле танки грохотали"

21 июня 1941 года началась самая страшная война в истории цивилизации. Это была борьба не за территории и ресурсы: с Советским Союзом Гитлер вел войну на тотальное уничтожение народов.

  Сердечная жалоба и терзающая душу тревога солдата, на плечи которого обрушились все ужасы фашистского кровавого армагеддона, изливаются в народной песне-плаче "На поле танки грохотали".

  Композитор и автор слов неизвестны. Мелодия заимствована у шахтёрской "Песни о коногоне" начала 20 века. В записи она впервые прозвучала в 1939 году в фильме "Большая жизнь". В разных версиях песни количество куплетов варьируется. Самый старый из дошедших до нас вариантов песни о танкистах приведён в повести Виктора Курочкина "На войне как на войне" 1965 года, вот фрагмент:

 "Ее пели, и когда было весело, и так просто, от нечего делать, но чаще, когда было невмоготу тоскливо:

Нас извлекут из-под обломков,
Поднимут на руки каркас,
И залпы башенных орудий
В последний путь проводят нас".

Многим непонятно, что подразумевается под словом "каркас". Малоизвестный факт: каркасом назывались носилки, при помощи которых в танк загружали боекомплект. Было у каркаса и печальное предназначение - служить для переноски тел погибших танкистов, которым отдавали воинские почести.

"У Малешкина выступили слезы, горло перехватило, и он неожиданно для себя всхлипнул. Щербак с Бянкиным взглянули на него и залились пуще прежнего:

И будет карточка пылиться
На полке позабытых книг,
В танкистской форме, при погонах,
А он ей больше не жених".

Свои варианты песни были у лётчиков, матросов, партизан, ракетчиков, машинистов и даже водителей трамвая.

"СИНИЙ ПЛАТОЧЕК"

Порой мирные довоенные песни становились первыми военными - тогда они обретали новый смысл и особую пронзительность, повествуя о любви, о встречах и разлуках, о природе, как бы напоминая о той мирной жизни, за возвращение которой, шла "война народная, священная война". К таким песням относится  "Синий платочек".

  Весной 1940 года в Москве гастролировал польский эстрадный коллектив  "Голубой джаз". На одном из их концертов побывал поэт Я. М. Галицкий. Среди мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, ему особенно понравилась одна мелодия, и тут же во время концерта он написал к ней стихи.

 Песню включили в свой репертуар Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин. Однако широкую известность получил фронтовой вариант "Синего платочка", инициатором создания и первой исполнительницей которого, стала Клавдия Ивановна Шульженко. Время его написания - 9 апреля 1942 года. Автор - сотрудник газеты "В решающий бой!", лейтенант Михаил Александрович Максимов.

   5 апреля певица выступала перед ранеными в клубном зале ленинградской школы. Раненые прислали записку с просьбой исполнить "Синий платочек". После концерта Шульженко обратилась к Максимову с предложением написать новые стихи.

Бойцы поднимались в атаку с криками "За синий платочек!", он стал "песней окопного быта", придавал силы раненым: "Очень сильное средство - эти музы", - говорил один из военврачей, удивляясь быстрому выздоровлению солдат, их горячему желанию увидеть выступления Шульженко и других артисток в госпиталях.

Красивое концертное платье и туфли на высоких каблуках были обязательным атрибутом Клавдии Ивановны. На кузовах машин, в блиндажах и землянках, сквозь дым, грязь, порой под обстрелом и бомбежкой она появлялась будто из другой, мирной и счастливой жизни.

 

"БРЯНСКИЙ ЛЕС"

Писались песни и на заказ, по случаю: как, например, "Брянский лес". Осенью 1942 года брянские партизаны отправили в штаб радиограмму с просьбой прислать им песню: "Оружие у нас есть, в случае чего заберем у врага, а вот песню, как трофей, не возьмёшь". Поэт Анатолий Софронов и композитор Сигизмунд Кац откликнулись на просьбу бойцов Брянщины. Софронова срочно определили военкором "Известий" в деревню Смелиж, окруженную дремучими лесами, где и располагался штаб лесных отрядов. Там, в землянке, по памяти поэт исполнил песню, вскоре ставшую партизанским гимном:

"Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
"КАК ШЛИ ТРОПОЮ ПАРТИЗАНЫ..."

Благодарные слушатели крепко обнимали автора, а потом пригласили местного жителя, слепого баяниста, который по голосу подобрал мелодию к тексту. С тех пор песня стала главной на Брянской земле, её славой и гордостью. Сегодня она ежедневно звучит в качестве заставки на брянском радио.

"ПРИШЛА И К НАМ НА ФРОНТ ВЕСНА"

Наряду с балладами о воинском мужестве, а также народными песнями-жалобами о горькой доле, на передовой и в тылу появлялись песни удалые, мажорные, оптимистичные. Такую песню-шутку "На солнечной поляночке" создали композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов. Задорно романтичная, с огоньком она - одна из первых совместных работ выдающихся авторов:

"Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка, сама
О том, как черноглазая
Свела с ума…"

"Однажды ко мне подошел, - вспоминает Соловьев-Седой, - солдат в кирзовых сапогах - красивый, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочел, встряхивая золотистой копной волос, свою песню… Песня мне понравилась лиризмом, напевностью, юмором".

  Перечитав стихотворные строки, Соловьев-Седой пришел в восторг и вспоминал, что "ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов".

Вначале композитор сочинил мелодию в форме лирического вальса. Музыка понравилась слушателям, но ей недоставало жизнерадостности, улыбчивости, солнечных зайчиков, которыми лучились стихи Фатьянова.

И Соловьев-Седой написал новую мелодию, ту, что сразу влюбила в себя современников и продолжает завоевывать сердца новых поколений.

  Василий Павлович и Алексей Иванович в сотворчестве создали не один музыкальный шедевр. Поэт Лев Ошанин, автор "Эх, дороги", "Течет Волга", "Солнечный круг" вспоминал: "Как они чувствовали друг друга! Если могут быть соавторы, которые созданы для того, чтобы работать вдвоем - это были два таких человека".

Еще одна жемчужина песенного искусства авторства Соловьева-Седого и Фатьянова - красивейшая, родниковая песня "Соловьи", написанная в 1944 году. 

"Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят".

Соловьев-Седой вспоминал: "Однажды утром дверь моей комнаты открылась, на ее пороге я увидел Алексея Фатьянова, молодцеватого, улыбающегося, с медалью на выцветшей фронтовой гимнастерке. Соскучился я по Алексею и его песням! Оказывается, он получил отпуск для работы со мной, привез с собой две готовые песни, написанные им на фронте. Алексей тут же прочел их, а я, сев за пианино, в то же утро написал к ним музыку. Это были "Соловьи" и "Ничего не говорила".

  А вот что поэт рассказывал о том, как писалась будущая песня, которая в первоначальном варианте называлась "Пришла и к нам на фронт весна": "Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!"

"Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна -
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи".

В ТЫЛУ И НА ПЕРЕДОВОЙ

Однако не только замечательные песни с героическим ли содержанием, лирическим, благородством чувств, искренностью и оптимизмом поддерживали моральный дух бойцов - искусство во всех его жанрах и направлениях бросилось в бой против смертельного врага.

  На фронтах выступали эстрадные и джазовые оркестры Александра Варламова, Александра Цфасмана, Виктора Кнушевицкого, Бориса Карамышева, Клавдии Шульженко, Дмитрия Покрасса, Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Бориса Ренского, Юрия Лаврентьева, Якова Скоморовского, Николая Минха и многие другие.

Актеры, артисты балета, циркачи и музыканты давали концерты в лесах и полях, на кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах. За годы войны было организовано около четырех тысяч фронтовых бригад, сыграно более миллиона 350 тысяч спектаклей и концертов. Снимались художественные фильмы, развивалась фронтовая киножурналистика.

  Александр Довженко так наставлял военных операторов: "Снимайте усталых, измученных наших солдат. Покажите с экрана их труд на дорогах войны. Покажите женщин и стариков, вышедших сеять хлеб на поле, где вчера еще шла битва. Снимайте наших раненых и убитых. Ценой обильно пролитой крови достается нам победа, и преступно молчать об этой дорогой, неоплатной цене. Вы снимаете для истории, а она должна знать правду.

  Неверно, что во фронтовой хронике вы снимаете только атаки, перебежки, артобстрелы и совсем не показываете окопную жизнь солдата. Покажите, наконец, генералов, не водящих пальцем по карте или глядящих в стереотрубы, а взволнованных, рассерженных, небритых, измученных. Именно таким кадрам поверит зритель, ибо он увидит подлинных полководцев, а не плакаты, срисованные с них..."

"ПРОСТО ТЫ УМЕЛА ЖДАТЬ…"

Стихотворением-молитвой, виртуозно воплощенным в художественном слове глотком надежды стало легендарное "Жди меня" Константина Симонова. Рассказывают, что раненые солдаты во фронтовых госпиталях, когда им было особенно больно, читали наизусть "Жди меня".

  Стихотворение - гимн ожидания, которое наизусть знали миллионы людей, сначала ставшее, как сейчас говорят "культовым", а только потом напечатанным, было написано в июле 1941 года на переделкинской даче писателя Льва Кассиля, где Симонов остановился переночевать, ненадолго вернувшись с фронта. Перед глазами плыли картины первых дней боев в Белоруссии, охватывало отчаянии - в эти минуты Константин Михайлович и написал строки одного из самых известных русских стихотворений 20 века:

"…Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой".

Произведение обращено к возлюбленной поэта - Валентине Серовой. Валентина Васильевна Серова - выдающаяся актриса, вдова летчика, Героя Советского Союза, будущая жена Симонова.

Спустя годы Симонов писал: "Помню лагерь наших военнопленных под Лейпцигом. Что было! Неистовые крики: наши, наши! Минуты, и нас окружила многотысячная толпа. Невозможно забыть эти лица исстрадавшихся, изможденных людей. Я взобрался на ступеньки крыльца. Мне предстояло сказать в этом лагере первые слова, пришедшие с Родины… Чувствую, горло у меня сухое. Я не в силах сказать ни слова. Медленно оглядываю необъятное море стоящих вокруг людей. И наконец говорю. Что говорил - не могу сейчас вспомнить. Потом прочел "Жди меня". Сам разрыдался. И все вокруг тоже стоят и плачут… Так было".

"ЛЮБЛЮ ВАС КАК ДУШУ СВОЮ"

Любимейшим литературным персонажем стал Василий Теркин - герой поэмы Александра Твардовского. Главы из "Теркина" перепечатывали центральные газеты, их читали по радио. Солдаты ждали каждую новую главу, ведь Теркин был таким же, как они: сквозь муки и отчаяние он находил в себе силы не сойти с ума, выстоять еще один день, и, в конце концов, победить.

Красноречивая историческая деталь: сохранилось письмо писателю от солдат, в котором они рассказывали, что узнали про отступление не из газет, а из главы "Переправа". А когда вышел приказ Сталина "Ни шагу назад!", когда отступление стало рассматриваться как преступление перед Родиной -Александр Трифонович словом и душой целиком был на стороне простого солдата. Устами героя поэмы Василия Теркина он обращался к тем, на чьи плечи легли все ужасы войны, кто под беспрецедентным вражеским напором вынужден был отступать, временно оставляя неприятелю родные города и села: " Ребята, вы - герои, вы невиноваты, вы делаете все, что в ваших силах!"

"Шел наш брат, худой, голодный,
Потерявший связь и часть,
Шел поротно и повзводно,
И компанией свободной,
И один, как перст, подчас.

Полем шел, лесною кромкой,
Избегая лишних глаз,
Подходил к селу в потемках,
И служил ему котомкой
Боевой противогаз.

Шел он, серый, бородатый,
И, цепляясь за порог,
Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней. А что он мог!

И по горькой той привычке,
Как в пути велела честь,
Он просил сперва водички,
А потом просил поесть".

Незадолго до кончины, уволенный с должности редактора "Нового мира" и переживший на этой почве инсульт Твардовский получил короткое, без знаков препинания, но с самым глубоким смыслом и чувством письмо: "Дорогой мой Александр Трифонович я солдат прошел всю отечественную читаю ваше произведение люблю вас как душу свою".

"ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ…"

В мае, когда на земле бушевала весна, когда кружевные облака, белее снега, спорили в беспечности с черемуховым цветом, когда соловьи совсем потеряли голову, а огненно-алые тюльпаны, как стойкие оловянные солдатики у полкового знамени, вытянулись во фронт навстречу солнцу - пришла Победа.

  "Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена,- голосом Ю.Б.Левитана торжественно впечатывали в историю слово за словом все репродукторы и радиоприемники страны. - Германия полностью разгромлена". "Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!" - эхом разносилось в сердцах выживших.

Но…"Не для меня придёт весна,
Не для меня Дон разольётся,
Там сердце девичье забьётся.

  С восторгом чувств - не для меня": по разным оценкам до 60 миллионов погибших, десятки миллионов покалеченных, несчитано сломанных судеб, четыре года тяжелейших испытаний за гранью возможного - это самая высокая цена в истории человечества, заплаченная за жизнь, свободу, независимость и право на самоопределение народов мира.

  Вновь распахивается весеннее лазоревое небо, солнечные лучи согревают землю, и, как всегда в это время, обнажаются старые раны:

"А для меня кусок свинца,
Он в тело белое вопьётся,
И слезы горькие прольются.

Такая жизнь, брат, ждёт меня" -  в местах боевых действий вымываемые из почвы дождями и ручьями показываются осколки снарядов, гильзы, детали оружия, пробитые осколками и пулями каски, ремни и пряжки, фрагменты одежды…

  Поисковые отряды неравнодушных энтузиастов, зачастую за счет собственных средств, отправляются на места кровопролитных боев и бережно собирают многочисленные находки. Но их основная задача, кропотливо работая в болотных топях в сырую погоду среди комаров и мошки, найти и поднять останки погибших защитников Родины. Во время Второй мировой пропало без вести более 2 миллионов человек, и поисковики стремятся вернуть героев из безвестности.

   По информации "Поискового движения России", только за прошлый год участники поисковых организаций провели 2060 экспедиций в 37 регионах страны: подняты останки более 19 000 бойцов, установлено около 1200 имен героев.

   Но сколько еще их, пропавших без вести, умных, красивых, полных надежд на будущее, с кем мы могли бы дружить, ходить на свидания, читать стихи, петь на приятельских пирушках - сколько их осталось лежать "у незнакомого поселка на безымянной высоте" во имя мирного неба у нас над головой?..

Пока не будет похоронен последний погибший солдат - мы не имеем морального права считать войну оконченной.


Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ВЕХИ

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ

Организатор восстания заключенных в концентрационном лагере Собибор, лейтенант Красной Армии Александр Аронович Печерский вывел из лагеря около 400 пленников. Известны множество случаев побегов и героического сопротивления в фашистских концлагерях, но только одно завершилось настоящей победой заключенных – восстание в лагере смерти Собибор.

Леонид Анцелович сентябрь 2024

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка