Счастье внутренней свободы
Опубликовано 19 Мая 2021 в 07:27 EDT
«Актерская профессия безусловно зависимая, но какое невероятное чувство внутренней свободы она дает!.."
/Елена Яралова/
«Кругозор» вот уже почти год освещает события, свзанные с большим российским артистом Михаилом Ефремовым. Его бывшая коллега по театру "Современник-2" Елена Яралова - сокурсница Михаила, ныне актриса израильского Камерного театра в Тель-Авиве - активно поддерживет Михаила Ефремова после злополучного ДТП, говоря прямо, без обиняков о невиновности актера.
Елена Яралова в поддержку Михаила Ефремова у блогера Ивана Кузьминова:
Елена оказала значительную моральную поддержку узнику Михаилу Ефремову, собрав в новогоднем ролике-поздравлении коллег Михаила Ефремова - больших российских артистов Лию Ахеджаков, Леонида Ярмольника, Юрия Стоянова и многих других , высказавших прекрасные слова любви и благодарности Михаилу.
Елена Яралова в поддержку Михаила Ефремова на израильском радио:
Елена Яралова и Михаил Ефремов. Израиль.
"Диалог". Елена Яралова и научный редактор Электронной Еврейской Энциклопедии Абрам Торпусман .
( http://www.isrageo.com/2021/02/16/yaral398/?fbclid=IwAR0MvFUtEhcLEMhVB7md0ICOO-abc2o94djBXq1banPQ_lygkbsVdoRAu3Q )
Иван Дамари: искусство — единственный ориентир
В феврале 2021 года портал "7 искусств" опубликовало "Диалоги" научного редактора еврейской энциклопедии Абрама Торпусмана с актрисой театра и кино , неординарной личностью, одной из самых красивых женщин не только Израиля, но и мира, Еленой Яраловой.
Елена Яралова - одна из моих любимых израильских актрис и телеведущих, лицо алии 90-ых . С большим интересом прочёл "Диалоги". Абрам Торпусман вел беседу со знанием дела .
Дойдя до финала беседы , обнаружил там слова Елены о роли театра и искусства в современном мире:
"...В театре мы учимся сопереживать и ставить себя на место другого человека... Актерская профессия, безусловно, зависимая, но, при этом, какое невероятное чувство внутренней свободы она даёт!
И последнее, очень важное для меня. Сейчас, в нашей новой реальности, возникло ощущение, что театр закончился. Это не так. Позвольте процитировать уважаемую мной Аллу Кигель, российского театрального режиссера, которая живет в Штатах. Недавно она сказала:
«Искусство — это единственный ориентир. Об эпохе судят по искусству, не по военным конфликтам. Только искусство может поддержать в нас человечность. Театр — это общение. Без него человечество погибнет. Без слов, без жалости. Искусство же дает силы»...."
Закончив читать, вспомнил стихотворение замечательного поэта Бориса Чичибабина. Вечер поэта в Баку, в . годы перестройки. В финале того незабываемого вечера Чичибабин прочитал гимн людям искусства , созвучный мыслям Елены Яраловой и Аллы Кигель .
Между печалью и ничем
мы выбрали печаль.
И спросит кто-нибудь «зачем?»,
А кто-то скажет «жаль».
И то ли чернь, а то ли знать,
Смеясь, махнет рукой.
А нам не время объяснять
И думать про покой...
И нам идти, идти, идти,
Пока стучат сердца,
И знать, что нету у пути
Ни меры, ни конца.
Когда к нам ангелы прильнут,
лаская тишиной,
мы лишь на несколько минут
забудемся душой.
И снова – за листы поэм,
за кисти, за рояль, –
между печалью и ничем
избравшие печаль.
Режиссер Алла Кигель , единомышленник Елены Яраловой, о деле Михаила ЕФремова. Записано в Нью Йорке. Осень 2020 года:
Читатели "Кругозора" имеют возможность ознакомиться , прочитав интервью Абрама Торпусмана , не только с биографией Елены , с этапами творческой карьеры актрисы как в СССР, так и в Израиле, но и с её взглядами на искусство театра , на роль искусства в жизни человека вообще.
Абрам Торпусман . "Диалог с Еленой Яраловой". ( https://z.berkovich-zametki.com/y2021/nomer1/atorpusman/ )
Мне же захотелось написать о своем личном отношении к актрисе.
В Израиль я репатриировался в 2002 ом году из Баку. Где работал журналистом в газете «Хаят», что в переводе означает жизнь. Очень скоро удалось освоиться в здешнем мире русскоязычной журналистики и приступить к работе в одной из русскоязычных газет. Однажды получил задание в редакции взять интервью у ветеранов и звезд еврейского театра " Идишпиль" - Янкеле Альперина и Якова Бодо.
Это было связано с постановкой двух спектаклей - по рассказу " нобелианта Исаака Башевица Зингера " Последняя любовь" , трогательной истории о старике , пережившем Холокост, и спектаклем " Джиган и Шумахер" - о польских евреях , артистах , сатирическом еврейском дуэте наподобие Стоянова и Олейникова. Тарапуньки и Штепселя.
Оба артиста, и Бодо, и Альперин , во время интервью много хороших слов произнесли об актрисе театра Елене Яраловой.
И рекомендовали мне посетить спектакль " Сестры Парри". Написать о нём. На тот момент имя Яраловой было мне незнакомо. Я ни разу не посещал спектакли идишского театра. Телевизора с только что появившимся 9 ым русскоязычным израильским ТВ каналом у меня в первый год пребывания в стране ещё не было.Приобрёл его чуть позже.
А тогда купил билеты сразу на два спектакля. Спектакль по стихам и песням еврейского поэта из Польши времен войны , Мордехая Гебиртига , с участием Елены, меня потряс.
Но , оказавшись зрителем на спектакле " Сестры Парри" , просто напросто потерял голову. Я увидел мюзикл , где Елена Яралова всех и вся кружила вместе с собой . Её партнершей по спектаклю была румынская актриса Моника Вардимон . Действо сносило крышу даже без скрипача на ней , в полном смысле этого слова. Именно за счет исполнительского мастерства Елены . Её магнетизма, харизматичности
Что это была за игра! Органичное и точное проникновение в атмосферу довоенной Польши и американских еврейских мюзиклов 30 -ых годов.
Слова " прах и крах" в сердцах зрителей, как на качелях, сменялись в течение вечера на слова " вера , надежда, любовь" .
Я не мог оторваться весь спектакль от лица актрисы . Какую гамму чувств оно выражало! Сколько томления и грусти , лихой последней бесшабашности, немыслимого отчаяния , звучало в её пении . Глядя на игру Елены Яраловой , вспоминал образы ярких примадонн из произведений Шолом Алейхема, Шолома Аша и Башевиса Зингера.
В темноте зала меня накрыло волной натуральной магии. Актриса буквально купалась в роли. . Неизъяснимая легкость в движениях , в поступи.
Никогда не любил находиться в зрительном зале. Галерка в театре - что может быть ужаснее. Симфонии запахов. Пряные духи. Высосанные апельсины. Но на Елену готов был смотреть из галерки.
Я видел глубокие темные , страдальческие и ,одновременно, смеющиеся глаза, красивые, как глаза мадонн на "множестве картин старинных мастеров" .. Бледное лицо . Движения застенчивы - и свободны одновременно. Вздох. Смех. Взлет ресниц.
Попытался за маской образа разглядеть личность актрисы. Мне увиделись - доброта, любознательность, прямота, , откровенность, воспитанность, естественность, простодушие, осторожность, страстность . "Если не ошибаюсь в оценках, то это прекрасная смесь." - подумалось тогда.
Вышел после спектакля потрясенный. Долго не мог прийти в себя.
Спустя некоторое время удалось взять интервью у режиссера спектакля - Петра Шальши. Он был родом из Польши, жил в Вене. музыкант, сценарист, писатель; режиссер фильма "Повседневная жизнь в варшавском гетто" . Но из головы не выходила игра Елены. Ее образ. Ее волшебный магнетизм.
С первых журналистских гонораров приобрел в те дни телевизор. И обнаружил, к собственной радости , что актриса ведет на израильском русскоязычном 9 ом канале сразу несколько передач.
И кроме новостных блоков и пятничной программы "Семь сорок", которую вели Ян Левинзон и актриса театра "Гешер" Наталья Манор, включал 9 ый канал только лишь для того, чтобы посмотреть передачи с участием Елены. Мне импонировали каждое слово и каждый жест . Я просто любовался ею на экране.
После просмотра, вечером, а иногда и ночью, выходил на набережную города Ашдод. Погулять в темноте Наблюдал за кораблями в ночном порту. . Рядом с синевато-стальной гладью моря.
Вода леденила душу. С моря дул ветер . Я грустил при мысли о том, что мне , рядовому журналисту, вероятно, никогда не удасться с познакомиться с любимой актрисой лично.
С замиранием сердца смотрел я в те дни на кадры церемонии открытия кинофестиваля в Каннах , где демонстрировался французско - израильский фильм "Кедма" с участием Яраловой. Мне показалось, что Софи Лорен в её лучшие годы могла спокойно отдохнуть в сторонке - настолько эффектно и неотразимо выглядела наша израильская актриса .
Елена Яралова на церемонии открытия Каннского фестиваля.
Шло время. Я продолжал работать в русскоязычной прессе. И следил за творческими взлетами актрисы. От знакомых слышал, что Елена без особой шумихи, по зову сердца, ездит на Север страны - поддержать песнями пожилых жителей Севера во время обстрелов с территории Ливана .
В 2008 ом удалось попасть на спектакль Камерного театра о любви поэта Александра Пэна и знаменитой актрисы театра "Габима" Ханы Ровиной. Драматичная история, которая не может оставить равнодушным ни зрителя , ни читателя.
Спектакль назывался "Было или не было" . Роль Ханы Ровиной играла ...Елена Яралова. То, что происходило на сцене , трудно было назвать игрой. Настолько все натурально выглядело и звучало.
Я ощутил внезапно , что в смутном тумане звуков появилась точечка света, словно вот -вот со сцены заговорит сама душа героини спектакля. Душа актрисы.
И сказал себе: " Молодость проходит. Лови эти мгновения чуда. Они никогда не повторятся. Пиши об этом, черт тебя подери, пиши - сказал я себе. На что же еще ты годен".
Написать о спектакле мне не удалось. За эту роль Елена Яралова получила приз в номинации "Актриса года".
Елена Яралова в роли Ханы Ровиной.
Спустя год, в октябре 2009 го, сидя вечером дома, по привычке включил новости на 9 ом канале. Внезапно , как гром среди ясного неба, прозвучало сообщение об аварии, в которую попала группа артистов Камерного театра , возвращаясь после спектакля в Тверии домой. Прозвучало имя Елены , как тяжело пострадавшей. На экране - кадры с места аварии. Я молча в оцепенении глядел на экран. И вдруг почувствовал, что меня трясёт. Как если бы речь шла о близком мне человеке.
Выбежал не помня себя из дома на набережную. К морю. Под горло что-то тяжело давило. Слезы лились сами. И я прокричал куда-то в темноту, навстречу набегающим к берегу штормовым волнам - "Верните её". Не знаю, кому тогда кричал. Это был именно крик , а не молитва. Наверняка в те часы за актрису , попавшую в беду, молились тысячи людей в Израиле. Зрители, близкие , друзья, раввины. Но я о себе. Помню, что долго стоял на набережной, глядя в темноту И не мог вернуться домой. Все просил, чтобы вернули. Живой и здоровой А на следующий день прочел в новостях интернета слова отца Елены , доктора по профессии , Игоря Бараха . Он говорил о том, что жизненно важные органы не повреждены.
И у меня упал камень с души. . Подумалось мгновенно : " Она выдержит. Вернется".
И Елена вернулась. Пройдя через немыслимые испытания., через круги ада , она вернулась к жизни , как птица Феникс. . Вернулась триумфально .И продолжила выходить на сцену. Играть. И петь.
Елена Яралова в передаче "7-40" 9 го канала исполняет знаменитую песню из кинофильма "12 стульев" на стихи Юлия Кима.
С этого времени и до момента , когда все театры закрылись на карантин из-за пандемии , в Камерном театре прошла серия фееричных спектаклей с участием актрисы.
Уникальным можно назвать спектакль в постановке режиссёра Итая Тирана по произведению немецкого писателя Ганса Фаллады " Маленький человек, что же дальше". О ситуации в Германии незадолго до прихода к власти нацистов .
Гротескный образ мамаши Мии в интерпретации Елены казался сюрреалистичным . Как и само изображаемое артистами время.
Елена Яралова в образе мамаши Мии.
В репертуаре тель-авивского Камерного спустя некоторое время появился ещё один немецкий автор. Реформатор европейского театра середины хх века . Один из моих любимых драматургов и поэтов - . Бертольд Брехт. Его зонги в переводе поэта Бориса Слуцкого в свое время звучали как гром среди ясного неба в потрясающих спектаклях Таганки в постановке Любимова.
Камерный театр давал премьеру " Трехгрошевой оперы". Мне представились призраки этой оперы в зеркале. Призраки - в зеркале. Свечи. И Брехт на иврите. " Это обязательно надо посмотреть" - сказал я себе.
Прочтя в анотации , что в постановке задействована Елена Яралова в роли Дженни - Малины , немедленно заказал билеты и пошёл на спектакль.
И вот - я в зале. На сцене - настоящая феерия. И на сцене - Елена . Она поёт брехтовские зонги . Я слышу новые вариации на старый мотив.
И снова понимаю : молодость проходит. Пиши об этом .
Елена Яралова - Дженни -Малина.
А еще был Шекспир. "Ричард третий" . Экзистенциальная драма в прочтении режиссера Артура Когана. Публика после спектакля разошлась по домам.
Но я всё ещё оставался в зрительном зале. Пустая сцена. Стылый свет рампы. Декорации. Шлем. Тупое копье на щите. Безмолвие. Безнадежное безмолвие . Безмолвие исчезновения . Молодость , вероятно, прошла. Но я обо всем этом пишу, вспоминая процитированные в самом начале слова режиссера и мудрой женщины Аллы Кигель: «Искусство — это единственный ориентир. Об эпохе судят по искусству, не по военным конфликтам. Только искусство может поддержать в нас человечность. Театр — это общение. Без него человечество погибнет. Без слов, без жалости.
Слушайте
Читайте также
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ОСТРЫЙ УГОЛ
Подчинить себе других намного проще, чем сохранить собственную свободу.
сентябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Призывы наших американских доброжелателей (и искренних друзей из ЕС тоже), которые убеждают украинцев в необходимости быть приверженцем демократии во время войны, причем обязательно на своей территории, – это более похоже на провокацию, нежели на уговоры соблюдать права и свободы человека. Как, каким образом их соблюдать и кто когда это делал? Пусть кто мне скажет!
сентябрь 2024
ПРОЗА
– И что здесь случилось в 96 году? – ирония била через край.
– Выборы здесь были, Ваня. Выборы Президента.
– И что? – уровень иронии уже зашкаливал.
– А то, что здесь, на этих выборах победил не Ельцин…
сентябрь 2024
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР