Как принять жестокую реальность: Обзор главных событий недели 28 ноября - 4 декабря
Опубликовано 5 Декабря 2022 в 03:09 EST
Обновлено 5 Декабря 2022 в 03:33 EST
Военная тайна? Нет, политическая!
Самой важной и одновременно шокирующей новостью прошедшей недели стала неожиданная «утечка информации» о потерях ВСУ. Причем, случилось это там, где совершенно не ожидали – из уст главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен! В ходе своего выступления по теме «ответственность России за преступления в Украине», решив проиллюстрировать свою речь какими-то примерами, она, помимо прочего, заявила следующее: «Согласно оценкам, на сегодняшний день было убито более 20 тысяч мирных жителей и 100 тысяч украинских военных».
Возможно, для европейцев это просто статистические цифры из далекой страны. Но для миллионов украинцев это крайне важная информация, касающаяся их лично! Многие просто не поверили своим ушам и решили перепроверить, не имела ли фон дер Ляйен в виду общие потери, включая пленных и раненых? Но нет, она четко сказала «have been killed»!
Чтобы понять, почему эти цифры шокировали украинцев, нужно представить тот информационный вакуум, в котором они находятся. Именно информационный, поскольку из украинских СМИ водопадами льется лишь дозволенная пропаганда. Всякая же конкретика о состоянии дел на фронте и в тылу подается лишь мизерными порциями, трижды отфильтрованными цензурой и обычно лишенными всяких данных. Искать её в российских СМИ бесполезно, ведь там господствует собственная пропаганда, и они настроены искажать картину Украины точно так же, как украинские СМИ искажают картину России! Западные же СМИ, которые могли бы играть роль непредвзятого и объективного информационного окна для обеих сторон конфликта, предпочитают «симпатизировать» Украине - выдавая при этом потоки эмоциональной «лирики», также почти лишенной всякой конкретики. И в итоге мы имеем довольно парадоксальную, но вполне типичную для нашего времени ситуацию, когда о войне (не только украино-российской) вроде бы пишут и показывают много и регулярно, но фактически не сообщают ничего. Проще говоря, показывают клубы дыма, из которых раздаются грохот и крики, но не уточняют, что именно там происходит. Война идет – а больше вам знать не положено!
И украинцы действительно не знают очень многого, в том числе количество мобилизованных и число военных потерь. Потому что это, пожалуй, самая большая военная тайна Украины! «Акцентируем, что потери украинской армии являются служебной информацией и подпадают под гриф с ограничением на обнародование», - подтвердил начальник Управления по связям с общественностью ВСУ Богдан Сенник. Ему пришлось одним из первым отражать шквал неудобных вопросов, которыми его засыпали относительно названных фон дер Ляйен цифр. А вот пресс-секретарь президента Украины Сергей Никифоров выразился несколько мягче, пообещав, что однажды Зеленский обязательно назовет число погибших украинских солдат, но сделает это «когда наступит подходящий момент», потому что это «чувствительная информация».
С этим не поспоришь - такая информация настолько чувствительна, что является даже не военной, а политической тайной! И её обнародование может вызвать очень нежелательную для власти реакцию общества. В первую очередь она ударит по семьям солдат, считающихся попавшими без вести – разрушая надежду на их возвращение. Но и родные живых солдат (да и сами солдаты) поймут, что с таким уровнем потерь их шансы вернуться домой резко падают. Что это уже не АТО, где гибель контрактника была скорее случайностью, а настоящая бойня. Такая информация ослабит позиции сторонников войны до победного конца и даст мощный аргумент сторонникам переговоров (об этом ниже).
Конечно, фон дер Ляйен могла просто оговорится – именно так её пресс-служба и пыталась «разрулить» этот очень неприятный инцидент. Способный вызвать крайне негативные последствия не только для киевской власти, но и для западных политиков, воюющих с Россией руками украинцев. Глава политических коммуникаций Еврокомиссии Дана Шпинант позже заявила, что речь шла всё-таки об общих потерях ВСУ (и убитых, и раненых). Интересно, что тремя неделями ранее именно так оценил потери ВСУ и российской армии (свыше 100 тысяч убитыми, ранеными и пленными каждая из сторон) глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли. Эти цифры считаются более приближенными к реальности, поскольку, например, украинская пропаганда заявляет о 85 тысячах убитых россиян, а российская пропаганда злорадно утверждает, что заявленные сто тысяч убитых украинцев «можно смело умножить на два».
Но даже если это действительно была оговорка, то всё равно такие потери очень тяжелые, поскольку, согласно методике подсчета, за вычетом находящихся на лечении солдат, остальные – убитые, пропавшие без вести, пленные и покалеченные. Десятки тысяч!
Вот только не дает покоя вопрос, почему же в итоге это место вообще вырезали из выложенного твита речи фон дер Ляйен? А главное, почему ни в Генштабе ВСУ, ни в офисе Зеленского не стали с возмущением опровергать названные цифры (100 тысяч убитых), а лишь заявили о засекреченности таких данных?
Принципы войны и интересы мира
В одном из прошлых обзоров мы отметили, что в Украине существуют два противоположных взгляда на войну: одни хотят её продолжения до победного конца, а другие скорейшего завершения на любых условиях, и у каждой стороны есть свои веские доводы. Так вот, главный довод сторонников мира – это сохранение жизни людей. Сохранность имущества, работы, комфорта, привычного социума для них тоже важны, но жизнь, конечно же, важнее всего! Потому что мертвым квартира и деньги уже не нужны, а погибшего родного человека не воскресишь. Эти украинцы взвесили, стоят ли такие потери ради войны за принципы, и ответили для себя отрицательно.
Конечно, сторонники войны до победы, готовые ради принципов жертвовать многим и многими, даже собою, назовут сторонников мира «шкурниками» и предателями. Но как же тогда назвать тех, для кого война это «мать родная», и они зарабатывают на ней деньги, известность, власть, отправляя других воевать за принципы или по принуждению? Тех, кто, обладая правом на насилие, разрешает говорить только первым и всячески закрывает рот вторым?
А еще вы наверняка спросите, почему мы говорим о войне за принципы, а не интересы, и в чем между ними разница? Это просто: всё зависит от того, насколько цели этой войны (с обеих сторон) влияют на интересы каждого конкретного человека. Если они его почти не затрагивают, если они даже особо и не заметят смену власти в своем городе – то никак! Соответственно, у него нет никакого интереса выступать за победное окончание войны, есть лишь масса рисков лишиться имущества, здоровья или жизни в случае её продолжения. И как вы верно догадались, большинство таких людей выступают за скорейший мир.
Однако для остальных важен принцип, они готовы воевать за цвет флага, учебник истории, названия улиц, закон о языке или просто из крайней неприязни к противнику. И на сегодня именно они являются основной движущей силой патриотизма. Хотя такой патриотизм довольно шаток, основан лишь на лозунгах и идеях, а не насущных интересах, он взят на вооружение государственной машиной и утвержден в качестве официальной и неподлежащей сомнению идеологии. Вот почему нам видеться, что эта война идет именно за принципы, а не интересы – по крайней мере, для простых людей.
Конечно же есть и те, для кого приход оккупантов/освободителей грозит арестом или еще более серьезными проблемами, кто хочет вернуть потерянное имущество или отомстить за близких. Не забудем и тех, кто просто наживается на войне или использует её для иных корыстных целей. Вот у всех них есть свой личный интерес в её продолжении!
Хотя тут есть один нюанс. Бывает интерес изначальный, существовавший еще до начала войны - но такой интерес был у очень, очень немногих. А есть интерес, возникший уже в ходе войны – и число людей с таким интересом растет с каждым её новым днем. Так вот, пожалуй, не является большим секретом, что есть определенные силы, для которых нужно, чтобы таких заинтересованных в войне граждан становилось как можно больше! Чтобы люди теряли имущество, чтобы жаждали мести, чтобы единственным выходом для них было победить противника и содрать с него «шкуру». Потому что когда война излишне затягивается, а потери зашкаливают, то количество принципиальных патриотов начинает снижаться – и тогда приходиться опираться на таких вот заинтересованных. Но Украина пока еще далека от точки такого качественного перехода от войны за принципы к войне за интересы - не государства и власти, а именно простых граждан. Хотя её усиленно к этому толкают!
А еще хочется отметить, что большинство выступающих за мир делают это не из принципа, а из личного интереса! Так что это немалый социально-политический потенциал, который просто вынужден пока помалкивать. Однако закрыть рты своим «стратегическим партнерам» власть не в стоянии – а те всё чаще и чаще намекают Киеву на необходимость политического завершения войны.
На Западе по этому вопросу тоже происходит столкновение принципов и интересов. Сначала, конечно, был интерес поставить Россию на место, заодно хорошенько её при этом «общипав». И этот интерес взял верх над интересом сохранять с Россией ровные партнерские отношения. Прикрывали этот интерес политическими принципами – набор которых у Запада стандартный и универсальный, так что его можно лишний раз не перечислять. Теперь же, на фоне усиливающегося энергетического и экономического кризиса, сторонники усмирения России оказались в луже, а заинтересованные в деловых отношениях с ней сердито восклицают «а мы предупреждали!». Но развороту западной политики в отношении России мешают принципы – они как раскрученный маховик, продолжают тянуть её в усиливающееся противостояние. И в результате одновременно предпринимаются такие противоречащие друг другу шаги, как предложения о политическом урегулировании и введение эмбарго на российскую нефть.
Нефть в обмен на санкции
С 5 декабря вступает в силу эмбарго на морские поставки российской нефти в Европу (США ввели его еще летом), а несколькими днями ранее страны G7 и Австралия договорились, наконец, о введении предельной цены на российскую нефть, продаваемые в другие страны. «Потолок» определили в размере 60 долларов за баррель, чем сильно обидели Украину и Польшу, требовавших опустить его до 30 долларов: Зеленский публично назвал такое ограничение «несерьезным». И ведь нельзя сказать, что он не прав! Учитывая, что себестоимость российской нефти марки Urals составляет 20 долларов, а нынешняя рыночная стоимость 55 долларов за баррель, и разница идет в бюджет РФ через налоги и пошлины, то смысл такого «потолка» пока что не прослеживается. Ну, разве что в ближайшее время мировые цены на нефть должны снова взлететь!
Вопрос ограничения экспорта российских углеводородов рассматривался Западом еще с весны. Ожидалось, что его сокращение до минимума вызовет колоссальный дефицит российского бюджета и заставит Кремль прекратить войну. Но пока что вышло совершенно иначе. Во-первых, Европа так сильно зависела от российских поставок, что тянула с эмбарго на нефть до декабря – да и то ограничилась только нефтью, поставляемой морским путем, исключив из эмбарго поставки по нефтепроводу «Дружба». Япония, подержавшая эмбарго как член G7, выторговала себе отсрочку до лета следующего года. А вот от идеи эмбарго российского газа решили вообще отказаться! В результате доходы РФ от экспорта углеводородов в 2022 году превысили прошлогодние.
Во-вторых, с самого введения тех или иных санкций против России возникают схемы их обхода. Например, российскую нефть перепродавали в США через посредников, смешивавших её с нефтью из других стран. А сейчас Россия активно увеличивает свой танкерный флот, скупив по всему миру уже около 400 судов. Смысл: предельная цена на российскую нефть предназначается, в основном, для мировых брокерских и страховых компаний, которым запрещается обслуживать сделки, если эта цена превышает установленный «потолок». Россия, уже заявившая, что не приемлет никаких ограничений и просто не будет продавать нефть в страны их поддержавших, будет возить её на своих танкерах без страхования в западных компаниях.
Куда? А вот это самое интересное! Результатом введения «углеводородных» санкций против России стала трансформация мирового рынка нефти. В нынешнем году Россия очень сильно увеличила её продажи в Китай и Индию. В тоже время арабские страны заметно сократили там свои продажи, переправив нефтяные потоки в Европу. То есть, никаких существенных проблем ни для продавцов, ни для покупателей нефти не возникло! Произошла лишь смена позиций, перемена слагаемых. Да, Россию отрывают от европейской экономики – но она все крепче привязывается к китайской! Последствия чего вряд ли понравятся Западу, из неловких рук которого выпала и раскололась модель единого глобального мира.
А это уже вопрос не украино-российской войны, а куда более масштабных процессов. И как-то очень тревожно на этом фоне прозвучали слова всё той же Урсулы фон дер Ляйен о том, что ЕС и США находятся на пороге торговой войны! Такой была реакция Еврокомиссии на принятый в США закон о снижении инфляции, который может оттянуть в Новый Свет значительные инвестиции и, что очень важно, поставки стратегически важного сырья (в частности, редкоземельных металлов). Далее экономика Европы будет хиреть – причем, в самых технологических областях, постепенно превращая континент в экологически чистую ферму. Ну а флагманами современного производства останутся США и Китай – и тут у многих возникает вопрос, а не является ли украино-российская война частью этого плана?
О вере
Тем временем у Зеленского как будто решили сделать всё, чтобы подорвать и без того падающее доверие украинцев. Например, еще в октябре правительство официально заявило о прекращении экспорта украинской электроэнергии. На это особо никто не обратил внимания: генерирующих мощностей в Украине с избытком, так что продажа электричества, казалось, проблем не вызывала. Но вот после последних российских ракетных ударов по энергетической инфраструктуре Украины, свет почему-то погас и в соседней Молдове! Внезапно оказалось, что молдавская энергетическая компания «Moldelectrica» всё это время продолжала получать электроэнергию из Украины. Повторим, её вырабатывается с избытком, не жалко! Дело в другом – зачем было лгать украинцам о том, что экспорт электроэнергии прекращен?! И о чем еще врет украинцам команда Зеленского?
И тут Зеленский решил укрепить веру в себя путем гонения на веру других – инициировав новую волну преследования УПЦ (МП). СБУ провела ряд обысков в 350 (!) храмах и монастырях УПЦ, а Киево-Печерскую лавру вообще «отжали», переписав её на провластную ПЦУ. 1 декабря президент ввел в действие решение СНБО «Об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций в Украине», которым ввел персональные санкции против ряда иерархов УПЦ и поставил вопрос о запрете в Украине «религиозных организаций, связанных с государством-агрессором». Правительству поручено в течение двух месяцев внести в Верховную Раду соответствующий законопроект. «Мы должны создать такие условия, когда любые зависимые от государства-агрессора деятели не будут иметь никакой возможности манипулировать украинцами и ослаблять Украину изнутри», - лично заявил Зеленский.
Что ж, в деле устранения «московской церкви в Украине» Зеленский далеко переплюнул и Ющенко, и Порошенко – ведь те добивались лишь добровольно-вынужденного перехода УПЦ в лоно Киевского, а потом Константинопольского патриархатов. А тут решили «просто взять и запретить»! Последний раз подобные гонения на церковь в Украине происходили ровно сто лет назад, в 20-х годах 20-го века. Только тогда они совершались воинствующими «безбожниками», а теперь неистовыми «патриотами». К слову, удивляет внезапная «глухота» и «слепота» Запада, не заметившего этого вопиющего попрания религиозного права! Еще один пример предвзятости «цивилизованного мира».
Оправдать эти действия нельзя, но можно ли их хотя бы формально обосновать? Давайте вспомним, что УПЦ (МП) стала объектом непрекращающихся атак украинских национал-патриотов (скажем прямо – националистов) еще в 90-х, когда ни о какой войне между Украиной и Россией никто и помыслить не мог. Просто этим парням сильно не нравиться «московская церковь», вот и весь сказ!
Конечно же СБУ сумела «выявить» парочку священнослужителей, которые могли передавать противнику данные о ВСУ – однако среди представителей иных профессий таких «корректировщиков» намного больше, равно как и всяких «коллаборационистов»! Тогда почему бы вместе с УПЦ не запретить Нацполицию и Минобразования, где выявлены десятки предателей? Но ведь и главные обвинения УПЦ не об этом! Церковь обвиняют, в первую очередь, в «пропаганде русского мира». Что в сегодняшней Украине считается тяжким преступлением – хотя Уголовный кодекс по этому поводу вообще-то молчит! Но кого сейчас волнует закон?
Не стоит пытаться разубеждать «патриотов» в том, что русская культура не несет никакой угрозы Украине – это совершенно бесполезно! А людям, способным мыслить, стоит задуматься вот о чем. Давайте представим себе такую гипотетическую ситуацию: однажды в Украине путем выборов или очередного майдана победят радикально антизападные силы. Не обязательно пророссийские, это могут быть и националисты, и даже исламистские – кстати, у Украины большой потенциал в плане распространения ислама. И эти силы решат бороться с «враждебным тлетворным влиянием» Запада так же, как сегодня украинские «патриоты» борются с «русским миром». Проводя обыски и задерживая людей за хранение литературы «пропагандирующей западный образ жизни», за высказывания в поддержку Запада. В голове не укладывается, верно? Но почем уже тогда эта голова спокойно принимает как должное борьбу со всем русским?!
Не пропустите следущий выпуск обзора!
Подписаться
Также следите за обновлениями в Telegram
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР