Хуже коррупции и олигархии в Украине может быть только «борьба» с коррупцией и олигархией
Опубликовано 30 Декабря 2022 в 06:27 EST
Обновлено 20 Января 2023 в 03:23 EST
Этот процесс передела принимал в Украине разные формы. Обычно всё ограничивалось назначением новых руководителей, заменой участвующих в схемах предприятий, сменой владельцев компаний. Иногда даже возбуждались уголовные дела – впрочем, по ним за все годы не посадили и десяток крупных фигурантов. Хотя общественности при этом каждый раз рассказывали о том, что в стране начинается настоящая борьба с коррупцией, а не её прежняя имитация.
Случалось и так, что новая власть ломала об колено старую систему и прежние схемы, заявляя при этом о революционных переменах и исторических реформах, о том, что Украина необратимо изменилась к лучшему и бодрым шагом движется в европейское сообщество. Однако, за фасадом этих псевдореформ нередко скрывали создание новой системы и новых схем - более продуманных, позволяющих грабить страну совершенно открыто и безнаказанно.
Всё это переодически повторялось в Украине уже не раз при самых разных политических режимах. Что, казалось бы, уже давно должно было превратить её жителей в недоверчивых скептиков. Но, вопреки всякой логике, многие ещё продолжают верить в очередные сказки очередных президентов. Сейчас вот многие верят, что Зеленский освобождает страну от ига олигархов, уверенно ведя Украину к победе и светлому будущему. Причем, что удивительно, эти наивные мысли разделяют также некоторые американцы.
Проблемы Ахметова
В декабре издание The Washington Post опубликовало статью «Война приручила украинских олигархов, создав пространство для демократических перемен», вызвавшую весьма противоречивые отзывы. Возможно, его американские читатели восприняли изложенные в статье «мнения экспертов» за чистую монету и искренне порадовались хорошим новостям из далекой Украины, в которую администрация Байдена вбухивает десятки миллиардов долларов из федерального бюджета. Но их можно понять: об Украине они знаю лишь по материалам СМИ. Думается, что еще пару лет назад они были точно так же уверены в том, что Афганистан твердо встал на путь демократии и сможет идти по нему сам, без присмотра американских солдат.
Но статья WP была переведена и изложена рядом украинских СМИ. И немало украинских читателей, хорошо знающих ситуацию в своей стране, были крайне удивлены такой, мягко говоря, наивной подаче материала. Почему? Ну, во-первых, просто смешно говорить о демократических переменах в Украине, которая начала скатываться в тоталитаризм еще до войны. Равно как и вновь мечтать о «плане Маршала» с последующим небывалым расцветом послевоенной украинской экономики – ведь этого не будет, даже если деньги дадут! Не будут потому, что Европа в 40-50 г.г. с помощью «плана Маршала» восстановила свою разрушенную войной экономику – а вот что будет восстанавливать Украина, у которой вся экономика, кроме экспортного агросектора, легла еще до 2022 года?
Во-вторых, и это бросалось в глаза более всего, в статье было слишком много Рината Ахметова – даже с учетом его статуса украинского олигарха №1. Так много, что кто-то мог бы даже заподозрить WP в обыкновенной «джинсе»! Складывалось такое впечатление, что Ринат Леонидович перед кем-то старательно оправдывался со страниц WP, пиарил себя как целеустремленного бизнесмена, поддерживающего и реформы, и европейский путь, и даже слом олигархии. Причем, себя он олигархом ни разу не считает!
Однако очень многое об Ахметове не написали. Например, что он всегда старался договориться с любой властью: с Ющенко в 2005 и 2007, с Тимошенко в 2008, с Порошенко в 2014-м. Ахметов никогда не воевал с властью, особенно, если та достаточно сильна, он с ней лишь торгуется. Иногда весьма жестко, но лишь торгуется – как это было во время политического кризиса 2007-го. После выборов 2019 года Ахметов, постепенно, договорился и с Зеленским. Он сохранил всё своё влияние и бизнес, и даже протолкнул своего бывшего менеджера Шмыгаля (экс-директора Бурштынской ТЭС) на пост премьер-министра, а затем своего доверенного человека Игоря Шурму на должность заместителя руководителя Офиса президента Украины.
Стоит напомнить, что его ДТЭК продолжает контролировать почти половину часть энергосистемы Украины. На сегодня это значительная часть бизнеса Ахметова, известного в основном в качестве металлургического и угольного магната. Он сделал ставку на ДТЭК ещё в 2010-м, когда мировая металлургия была в стагнации - и это спасло его в 2014-м, когда он потерял на Донбассе часть своих ключевых металлургических заводов и шахт. А ещё WP не рассказал о том, что Ахметов использовал ДТЭК для привлечения крупных кредитных средств (облигации, целевые кредиты), и к декабрю 2014-го пирамида его долговых обязательств достигла 2,9 миллиарда долларов – сделав Ахметова крупнейшим олигархом-должником Украины. Избежать банкротства ему тогда помог Порошенко, давший государственную гарантию на отсрочку по долгам ДТЭК и позволивший организовать аферу с «роттердамской формулой» (завышенной ценой на уголь для ТЭЦ), принесшей Ахметову колоссальные доходы.
Но война больно ударила по империи Ахметова. Весной 2022-го он утратил свои металлургические предприятия в Мариуполе, равно как и контроль над тамошним портом. Осенью 2022-го из-за регулярных российских обстрелов в огромные убытки вошла ДТЭК. А ведь за последние три года Ахметов набрался новых долгов, особенно по «облигациям зеленой энергетики», продав их Евросоюзу на сотни миллионов евро. Скоро их нужно погашать, а денег у него нет! Единственный выход – вновь просить об отсрочке, просить новые кредиты, просить субвенции на восстановление подстанций ДТЭК. Просить только у Запада, поскольку украинский бюджет сам формируется из западных кредитов. А для этого Ахметову необходимо предстать перед Западом в соответствующем виде «хорошего парня».
О своем имидже внутри Украины он тоже не забывал: щедро помогал украинским силовикам, собо покровительствовал «Азову», который явно неспроста выбрал для своей базы в Мариуполе именно принадлежащий Ахметову завод «Азовсталь». Украинские СМИ еще до войны сообщали, что Ахметов пользуется услугами «Азова» для охраны своих предприятий, так что эта база на «Азовстали» могла появиться еще несколько лет назад. В свою очередь, Ахметов может надеяться на политическую поддержку своих «подопечных», которых опасаются даже в Офисе президента.
Казалось бы, положению Ахметова «при дворе» Зеленского ничего не угрожало. Но вот в конце осени 2022 года у него начались серьезные неприятности, а именно: Конституционный суд Украины внезапно начал рассмотрение дела о незаконной приватизации «УкрРудПрома», что грозит Ахметову потерей его горно-обогатительных комбинатов. Вместе с потерей «Азовстали» и убытками ДТЭК, это может, как минимум, низвергнуть Ахметова с пьедестала самого богатого олигарха Украины. А Ахметов ответил на это публичной критикой закона об олигархах, что было растолковано некоторыми украинскими экспертами как начало его противостояния с Зеленским.
Впрочем, это противостояние вряд ли зайдет дальше обиженных возгласов Ахметова - если, конечно, в рукаве олигарха не кроется какой-то совсем уж неожиданный туз вроде Залужного. Здесь стоит отметить, что украинские олигархи уже спонсируют и раскручивают возможные альтернативы Зеленскому: например, Пинчук уверенно проталкивает Сергея Притулу – еще одного комика, подавшегося в политики. Может даже показаться, что закон об олигархах был принят командой Зеленского именно с целью устранения материальной базы его политических конкурентов. Что ж, не без этого! Однако возможных причин было намного больше.
От Кучмы до Зеленского
До тех пор, пока не началась большая война, украинцы называли самой главной проблемой своей страны коррупцию. Она несколько лет неизменно возглавляла списки всех социологических опросов, намного опережая не только конфликт на Донбассе, но и социально-экономические проблемы украинцев. Курьез в том, что 2/3 из них с коррупцией никогда не сталкивались, даже взяток никому не давали, и ошибочно считают таковыми поборы с родителей в школе или оплату услуг формально бесплатной медицины. Тем не менее, лозунги борьбы с коррупцией всегда имели в Украине огромную поддержку избирателей – и потому всегда использовались практически всеми политическими силами.
Вот только дальше лозунгов дело так и не продвинулось. Ни у Ющенко, который обещал победить коррупционную систему Кучмы, ни у Порошенко, пять лет постоянно рапортовавшего об успехах антикоррупционных органов. А на чем в основном базировался успех Зеленского на выборах 2019 года? На том, что его телевизионный персонаж Голобородько решительно боролся с коррупционерами и олигархами, воплощая на экране мечту всего народа. Да и как было не мечтать, если тогда многие украинские СМИ во всех подробностях описывали коррупционную иерархию команды Порошенко! Именно за это Зеленский и грозился посадить своего предшественника – но, опят же, Петр Алексеевич отделался лишь легким испугом и несколькими визитами к следователю.
А если мы полистаем новости о нём за последний год, то увидим, что вопросы к Порошенко исчерпались после того, как ему окончательно заткнули рот, отключив от эфира его бывшие телеканалы «5-й» и «Прямой», а также «Эспрессо». Они что-то нарушили? Нет, просто в Офисе президента решили, что на них было слишком много Порошенко, и это противоречит «единой информационной политике», навязанной Зеленским украинскому телевидению.
Собственно говоря, сейчас в Украине затихли все политические силы кроме, разумеется, «Слуги народа». Кого-то запретили, кого-то разогнали, а другие втянули голову в плечи и замолчали. Потому что получить обвинение в «работе на Кремль» это намного хуже, чем попасть под каток «борьбы с коррупцией»! А как показала нынешняя компания «борьбы с олигархами», человека в Украине могут обвинить даже в том, что он слишком богат и влиятелен, да еще и смеет владеть собственными медиа-холдингами. Последнее особенно беспокоит Зеленского, который уже года два ведет войну против неподконтрольных себе СМИ – начиная от ютуб-канала Шария и заканчивая телеканалами украинских олигархов, которых вынуждают их продать. Кстати, ситуация очень напоминает раннего Путина, давившего НТВ Гусинского и другие телеканалы, но тогда Запад громко осуждал наступление на свободу слова в России, а вот сейчас в упор не видит, как свобода слова умирает в Украине. В чем же причина такой избирательности?
Ограничивайся эта «борьба» с коррупцией, олигархией и прочим лишь имитацией и очковтирательством, то это была бы лишь малая проблема! Но в Украине её используют как инструмент подчинения и передела. Уже первые громкие коррупционные дела против Павла Лазаренко и корпорации ЕЭСУ (1997) ставили своей главной целью разгром политических противников Кучмы. А как только экс-премьер был арестован в США, то его бизнес и недвижимость в Украине стали захватывать рейдеры. Что и создает главную проблему: когда закон превращается в кистень, то и государство становится разбойничьим вертепом. А это уже намного хуже самой коррупции и олигархии!
Причем, так было не только при Кучме и Януковиче, но и при Ющенко и Порошенко, а сейчас подобное происходит при Зеленском. Обратимся к фактам: начиная с 2015 года в Украине происходила бурная имитация борьбы с коррупцией, вдобавок к существующим прокураторе, МВД и СБУ были созданы специальные антикоррупционные органы (НАБУ, ГБР, ВАКС и др.). Следователи работали усердно, были открыты тысячи уголовных дел. Хотя нужно заметить, что в Украине уголовное дело могут открыть не только для выяснения виновности, но и с целью оправдания. Это весьма популярный и эффективный метод ухода от ответственности, но доступный только тем, у кого есть «связи» в правоохранительных или антикоррупционных органах: по факту публично озвученного обвинения возбуждается дело, быстро проводится следствие – и дело закрывают «за отсутствием состава преступления», тем самым оправдывая коррупционера.
Так вот, в 2021 году украинское издание «Слово и дело» опубликовало любопытную статистику, согласно которой, реальные приговоры суда получают от силы 3% фигурантов коррупционных преступлений. Да и то среди осужденных (на реальный, а не условный срок) почти нет высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов.
Обратимся к такому показателю, как индекс восприятия коррупции, который ежегодно публикуют международные правозащитные организации. Обратите внимание, как он вырос со времен «оголтелого кучмизма» к 2005-му и каких показателей достиг во время правления тандема Ющенко-Тимошенко. Ну, с эпохой Януковича всё ясно, но ведь после второго Майдана никакого заметного «очищения» не произошло. В 2015-м Украина заняла 130-е место, в 2017-м чуть поднялась до 122-го, а в 2018-м до 120-го – и придерживается этого уровня до сих пор. То есть в данном отношении замена Порошенко на Зеленского ничего не изменила!
«Украина - это коррупционная Саудовская Аравия», - писал обозреватель Forbes Кеннет Рапоза в своей статье «Украина-2021: кризис продолжается». С ним нельзя согласиться лишь в одном – до экономического потенциала королевства Украине теперь так же далеко, как и до Луны. Неудивительно, что большинство конгрессменов-республиканцев хотели бы получить отчет за миллиарды долларов выделенных Киеву из американского бюджета!
Все против всех
Ирония в том, что такие структуры, как НАБУ и САП находятся под определенным неофициальным контролем Вашингтона – а значит, Соединенные Штаты несут некоторую ответственность за творящийся в Украине коррупционный бардак. Но тут стоит вспомнить высказывание бывшего генпрокурора Виктора Шокина, сделанное им в 2020-м году. Он утверждал, что НАБУ было создано тогдашним вице-президентом Джо Байденом, чтобы «посадить туда своих эмиссаров» и контролировать Украину. Сам Шокин известен тем, что именно при нем велось расследование дела компании Burisma, в котором фигурировал Хантер Байден, и его отец требовал от Порошенко уволить Шокина, грозя, в противном случае, заблокировать выделение Украине миллиардного кредита. Обо всем этом в свое время подробно писали украинские СМИ.
Но разве только НАБУ? Можно вспомнить и «грузинский десант» в украинскую прокуратуру 2015 года, являвшийся частью большой команды соратников Михаила Саакашвили, которые с помощью прямой координации Запада были трудоустроены в правительство Украины. Официально они должны были поделиться с Украиной своим опытом проведения реформ и борьбы с коррупцией, ну а чем всё это закончилось, вы сами знаете!
Дать всему этому какую-то однозначную оценку невозможно, потому что украинская коррупция тесно переплетена с политикой и криминалом, она тянется к политикам и коррупционерам других стран, и это не какая-то определенная система, а просто всепоглощающая гниль, в которой можно запросто запачкаться. И все же, начав этот материал с олигархов, мы хотели бы закончить его парой интересных мыслей, витающих в украинском интернете.
Первая мысль вертится на языке у многих: команда Зеленского не удовлетворила свои аппетиты «распиливанием» десятков миллиардов гривен на «Великим будівництві» дорог в 2020-2021 г.г. Теперь она уже мечтает о послевоенном «Великом восстановлении», с привлечением десятков миллиардов долларов и евро западных инвестиций и конфискованных российских активов. Но поскольку об этом можно пока что лишь мечтать, она решила «немножко потрясти» украинских олигархов. Ведь отобранные у них предприятия потом можно будет вновь приватизировать. Заодно, лишая олигархов своих медиаресурсов, у Зеленского окончательно зачищают политическое поле Украины от любых конкурентов и критиков.
Но есть и такое мнение: украинские олигархи были нужны Западу как типичная компрадорская буржуазия, которая использовалась для вовлечения Украины в сферу влияния США и Европы. Однако даже компрадоры желают некоторой «самостийности», поэтому защищают свою территорию от иностранных компаний. Тем самым мешая Западу, когда тот решил отказаться от услуг компрадоров-посредников и контролировать Украину напрямую. Поэтому Запад не критикует, а напротив, одобряет принятый антиолигархический закон, позволяющий низвести олигархов до уровня просто очень богатых бизнесменов. Но вот будет ли от этого реальная польза государству и народу, и каковы последствия ликвидации единственной силы, способной противостоять внешнему давлению, уже никого не волнует.
Слушайте
Читайте также
ОСТРЫЙ УГОЛ
Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!
декабрь 2024
СТРОФЫ
В этом углу двора
распустилась не сакура,
А незаметно – вишня.
Это не цветенье каштана–оракула,
Кричащего пышно...
декабрь 2024
ПРОЗА
Вздрагиваю. Стою за кульманом, в левой руке угломерная головка, в правой нависший над ватманом карандаш. А где я? Понимаю, что мысленно подбираю слова для разговора с моим руководителем группы. Но слова какие-то не об узле на чертеже, а о последнем номере "Нового мира". Улыбаюсь, уже осознано. Понимаю, что хочется продолжить разговор.
декабрь 2024
В ПРЕССЕ
Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).
декабрь 2024
ОСТРЫЙ УГОЛ
Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!
декабрь 2024
ПРОЗА
Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.
декабрь 2024
Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.
-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?
декабрь 2024
В ПРЕССЕ
Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).
декабрь 2024
СТРОФЫ
декабрь 2024