Последние дни окаянного года: обзор главных событий недели 26 декабря – 1 января
Опубликовано 2 Января 2023 в 04:22 EST
Обновлено 19 Января 2023 в 08:40 EST
И снова Энгельс
Самые тревожные события прошедшей недели развивались на российской авиабазе в Энгельсе, подвергшейся уже второму ракетному удару. Конечно, многие украинцы не согласятся с такой формулировкой: что же тут тревожного, уж не сочувствует ли «Кругозор» агрессору?! Нет, тревогу вызывает не сам удар, а его возможные последствия, способные достичь масштаба третьей мировой и создавая серьезную угрозу для безопасности всей Европы, даже всего мира. Мы уже говорили об этом в одном из прошлых обзоров, когда рассматривали возможные последствия первого удара по этой военной базе РФ, нанесенного 5 декабря. Но теперь всё может быть еще хуже!
Что произошло? Ночью 26 декабря на авиабазе в Энгельсе прогремел сильный взрыв, зарево от которого был видно за много километров. По словам российской стороны, атаку произвел украинский БПЛА, а мировые СМИ, эксперты и комментаторы уточнили, что это был еще один Ту-141 «Стриж», переделанный под ударный дрон-камикадзе. Однако официальный Киев вновь не подтвердил свою причастность к атаке на авиабазу.
Минобороны РФ поспешило заявить, что российское ПВО якобы сбило этот «беспилотник», но его обломки упали на авиабазу и стали причиной гибели трех военнослужащих. Что ж, если это была попытка оправдаться в глазах россиян, то она вышла неудачной! Почему? Как стало потом известно, все погибшие были офицерами-инженерами, обслуживающими один из стратегических бомбардировщиков Ту-160. Нетрудно предположить, что их одновременная смерть, с большой вероятностью, произошла в результате прямого попадания ударного «беспилотника» в стоявший на аэродроме Ту-160 (отсюда и зарево горящего топлива), в котором в это время и работала инженерная бригада. То есть, помимо трех офицеров, РФ потеряла еще и один из своих самых дорогих военных самолетов, которых у неё в строю осталось всего 10.
Однако, что намного хуже для России, это был уже второй удар по её базе стратегической авиации, которую она вновь не смогла защитить! Более того, как стало известно из публикаций в СМИ, спустя три дня после этой атаки российское ПВО сбило в небе в районе Энгельса собственный истребитель Су-27, ошибочно принятый за очередной украинский «беспилотник». Видимо, получившие нагоняй от Кремля, российские зенитчики переусердствовали.
Таким образом, одна из составляющих «ядерной триады РФ» (подводный флот, мобильные установки «Тополь» и стратегические ракетоносцы) оказалась легко уязвимой для одиночных БПЛА. А если бы базу атаковал целый рой «беспилотников»? Да, запас «Стрижей» у Украины очень ограничен, но теперь речь идет уже не о ней, а о странах НАТО – на вооружении которых тысячи крылатых ракет и ударных дронов. До сих пор от резких шагов в сторону Москвы их удерживал российский ядерный щит, но теперь оказалось, что этот щит сам нуждается в защите. Две атаки на Энгельс дали козыри в руки сторонников быстрого первого удара, которых немало среди западных военных. Их голоса будут звучать громче и резче, они окажут влияние на политику Запада в отношении России, которая может стать намного жестче – ведь теперь угрозы Путина могут показаться пустыми.
Но стоит ли недооценивать российского лидера? После первой атаки на базу в Энгельсе он прямо заявил, что Россия может принять концепцию превентивного (первого) ядерного удара. Однако вторая атака обозначила угрозу самому ядерному арсеналу России – являющимся её самым главным и, пожалуй, единственным значимым аргументом в международной политике. В такой ситуации Путин может решить, что лучшей защитой является нападение, и перейти от слов к делу. Именно это и придает событиям в Энгельсе столь нешуточную тревожность!
Ракетная война
Очередной ракетный обстрел Украины произошел прямо в новогоднюю ночь, и сигналы воздушной тревоги испортили праздник многим украинцам. А пока руководство ВСУ и Офис Зеленского бодро отчитывались о проценте сбитых ракет, эксперты оживили дискуссию о количестве оставшихся у России «Калибров» и «Искандеров». Данный вопрос весьма интересен для многих украинцев, надеющихся, что ракеты у Путина вот-вот закончатся, и он запросит мира или хотя бы прекратит обстрелы украинской инфраструктуры.
Но что ещё интереснее, к этому вопросу мало кто подходил серьезно. Его рассматривали так же, как и вопрос «когда развалиться России?», с убежденной уверенностью «скоро и быстро», с азартными прогнозами последующего смятения и хаоса в рядах противника. То есть, если россияне всё это время увлекались шапкозакидательством, с бахвальством преувеличивая эффект ракетных ударов по Украине, то украинцы уповали на то, что шапок у россиян скоро не останется.
Последние заявления представителей украинского ГУР о том, что ракет у России осталось на 3-4 крупные атаки, вряд ли отвечают действительности. Об истощении российских арсеналов регулярно утверждают еще с весны, но ракеты продолжают летать. В тоже время, военная эффективность таких атак продолжает снижаться. ВСУ несет от них теперь минимальные с начала войны потери, а страдает в основном лишь гражданская инфраструктура. Но то, что миллионы украинцев в тылу сидят дома при свете фонариков и свечей, кутаясь в два одеяла, не оказывает на ситуацию на фронте совершенно никакого влияния. Кто-то даже сравнил такую тактику Путина с «ошибкой Гитлера» в самом начале битвы за небо над Британией: вместо бомбардировки военных заводов и аэродромов он увлекся разрушением Лондона и других крупных городов, дав британским ВВС возможность окрепнуть.
Если же рассмотреть картину войны в целом, то возникает предположение, что либо в Кремле вообще не имеют никаких четких планов её ведения и просто наносят периодические удары «куда попало», либо там тянут время, отвлекают внимание и готовят что-то очень серьезное (или ждут каких-то событий глобального масштаба). Хотя данные разведки, которыми та делиться со СМИ, не говорят о заметных фактах такой подготовки. Что будет дальше, неизвестно – остается лишь надеется, что ничего! Возможно, поэтому сейчас все больше экспертов склоняются к варианту затяжной позиционной войны по примеру АТО периода 2016-2021 г.г.
Что Зеленский хочет от Израиля?
Как известно, власти Украины постоянно заявляют о беспрецедентной поддержке со стороны мирового сообщества. К этому все уже настолько привыкли, что не замечают некоторые нюансы этой поддержки - о которых киевские политики, конечно же, умалчивают в своих публичных спичах.
Какие же? Ну, например, что Украину сейчас поддерживает (не словами, а деньгами и оружием) не «весь мир», а только Западное сообщество. При этом львиную долю этой помощи (особенно военной) предоставляют Соединенные Штаты. Вклад остальных стран намного скромнее, многие делятся с Украиной лишь тем, чем могут. А эта возможность может быть ограничена не только в материальном плане (нельзя же отдать всё своё вооружение Киеву и остаться ни с чем), но и в политическом - не все страны хотят быть вовлечены в косвенную войну с Россией.
И вот тут раскрывается второй нюанс: Украина не ждет, когда ей предложат эту помощь, и даже не просит её, а требует! И если в плане финансов Киев еще проявляет сдержанность, лишь озвучивая желаемые суммы помощи и инвестиций, то когда речь заходит о поставках оружия, тут украинские власти превращаются в настоящих вымогателей. Они утверждают, что все страны просто обязаны отдать им всё, на что укажет палец Зеленского: мы хотим вот эти ракеты, вот эти системы ПВО, вот эти артиллерийские системы и танки!
При этом никакие возражения типа «мы не можем» и «нам самим нужно» Киевом не принимаются и даже могут быть расценены как симпатии России. Подобным образом, пожалуй, себя еще не вела ни одна страна мира! Причем, одними капризами и истерическими перформансами украинские политики и дипломаты не ограничиваются.
Пример тому – отношения с Израилем, от которого Украина вот уже несколько месяцев настойчиво требует поставить системы ПВО. Вот только для Израиля это «поставить» означает опустошить свой арсенал в ситуации постоянной угрозы ракетных обстрелов собственных городов. Не считая того, что в ответ на поставку Израилем оружия Украине, Россия может подбросить какое-то оружие его враждебным соседям. Но в Киеве этого понимать, как будто, не желают - даже не смотря на то, что нынешний президент Украины является евреем и мог бы проникнуться проблемами исторической родины.
Вместо этого Зеленский переступил через своё еврейство и «благословил» украинский МИД на «мелкие пакости» Израилю. В нашем обзоре за 31 октября мы уже рассказывали, как, не получив требуемого, Украина проголосовала за антиизраильскую резолюцию ООН. Скандала не случилось только потому, что президент Нетаньяху продолжил с Зеленским очень непростой диалог. И вот теперь появилась информация о его подробностях.
На прошлой неделе американское интернет-издание Axios разместило материал, в котором, со ссылкой на неких неназванных израильских и украинских чиновников утверждалось, что между президентами Украины и Израиля шел своеобразный политический торг. Нетаньяху просил, чтобы Украина голосовала против антиизраильских палестинских резолюций ООН, а Зеленский в ответ настаивал на поставках систем ПВО. Что Украина сделала небольшой шажок навстречу, не участвовав в голосовании по последней палестинской резолюции ООН. Но это не устроило Нетаньяху, поскольку в данном случае Киев просто не захотел выказать свою позицию по палестино-израильскому вопросу. А Зеленский, в свою очередь, остался недоволен обещаниями Нетаньяху рассмотреть вопрос поставок систем ПВО в будущем.
Данный материал был подхвачен многими украинскими и российскими СМИ, причем последние со злорадством подчеркивали, что Зеленский именно шантажирует Израиль. Что ж, как бы кто ни относился к России, но в данном случае и без её СМИ понятно, что политику Зеленского в отношении Израиля трудно назвать дружественной. Более того, не будь Зеленским евреем, то его можно было бы заподозрить в плохо скрытом антисемитизме! Но разве дело только в нем?
Учитывая чуть было не испорченные в последнее время отношения Киева с Берлином, а также уже многолетнее противостояние с Будапештом, можно сделать вывод о том, что внешняя политика Украины всё больше отходит от принципов дипломатического диалога. Её можно было бы назвать амбициозной, однако амбиции должны быть подкреплены неким собственным потенциалом, а у Украины есть только просьбы дать денег и требования поставить оружие. Скажем прямо: сейчас Киеву сходит всё с рук потому, что ему покровительствует Вашингтон, но что будет, если это покровительство прекратится вместе с финансовой и военной помощью? И это вопрос не о политическом будущем Зеленского и «слуг народа», а о будущем Украины и её населения.
Кто будет управлять Украиной?
Относительно этого будущего у Зеленского выказывают полную уверенность – по меньшей мере, его команда строит грандиозные публичные планы относительно восстановления послевоенной Украины. При этом называются суммы в сотни миллиардов долларов, которые Киев хочет получить от России в виде репараций и от Запада в виде субвенций и инвестиций. Понятно, что в первую очередь эти прожекты строятся для поддержания духа избирателей Зеленского. Но насколько они реальны? Ведь для начала Украине нужно выиграть войну, а шансы этого, даже с поддержкой Запада, невелики. Пока что речь может идти только о мирном соглашении без победителей и, соответственно, каких-то репараций.
А тем временем тема послевоенного восстановления была использована для договоренностей между Министерством экономки Украины и крупнейшей инвестиционной компаний США BlackRock. На прошлой неделе между её основателем и гендиректором Лоренсом Финком и президентом Зеленским состоялся очередной обстоятельный разговор в режиме видеоконференции, который незаслуженно не вошел в колонку важнейших новостей – во всяком случае, в украинских СМИ эта информация просто «промелькнула».
Между тем, имя BlackRock в последнее время всё чаще упоминается сторонниками конспирологических теорий как один из вариантов пресловутого «мирового правительства». Да, эти теории абсурдны, но ведь неспроста BlackRock обратила на себя внимание их авторов. После того, как компания получила под своё управления Special Purpose Vehicle (SPV), созданные Минфином США для новой схемы кредитования американской экономики, её стали называть менеджером всей американской финансовой системы. А учитывая, что Финк является убежденным сторонником Демократической партии и созданной Линн Ротшильд «Коалицией за инклюзивный капитализм», то тут, конечно же, не обошлось без разговоров и о коррупции, и о мировом заговоре. А если серьезно?
А если серьезно, то Украина рискует отдать свою экономику под управление крупнейшей инвестиционной компании США – чьи топ-менеджеры собираются прибыть в Киев в ближайшее время. Мы не будем гадать, пойдет ли такое управление на пользу или во вред Украине, её экономике и, самое главное, её народу. Пока что встает иной вопрос: после того, как страны G7 стали чрезмерно вмешиваться во все внутренние дела Украины (вплоть до кадровых вопросов), после того как Пентагон стал оказать ВСУ «стратегические консультации», после того как украинскую экономику собрались отдать под управление крупнейшей западной инвесткомпании – что останется от украинской независимости?
Это вопрос вовсе не прозаический, а совершенно прямой. Стоит напомнить, что нынешняя война против России ведется Украиной не только за свою территориальную целостность, но и за свою независимость от Москвы. За это гибнут украинские солдаты, за это страдают в темноте и холоде их семьи - по меньшей мере, это официальные лозунги войны. А в это время украинские политики отдают эту независимость в руки Запада. Это вопрос не только морального характера, речь идет о возможных последствиях такого шага. Украина на своем опыте хорошо знает, что независимость легко потерять, но трудно вернуть.
Да, разумеется, что Запад сейчас является союзником Украины, и она стремиться в ЕС и НАТО. Но ведь когда-то и Россия была союзником Украины, и большинство украинцев несколько раз предпочитали её Западу (в 17 веке, в 1709-м, в 1917-20, в 1941-45), как бы теперь это не пытались «забыть» путем переписывания учебников истории и переименования улиц. Так может историю стоит помнить, а не переписывать и потом совершать новые ошибки?
Не пропустите следущий выпуск обзора!
Подписаться
Также следите за обновлениями в Telegram
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР