Розыск «героя нашего времени»
Опубликовано 16 Февраля 2023 в 06:27 EST
Обновлено 27 Февраля 2023 в 05:38 EST
До начала грандиозного литературного мероприятия оставалось два дня.
В одной из больших комнат Администрации президента России за круглым столом собрались литературные критики и литературоведы: Николай Александрович Добролюбов, Вячеслав Дмитриевич Лютый, Виктор Леонидович Топоров, Юрий Михайлович Лотман, Вадим Валерианович Кожинов. Были и две представительницы прекрасного пола: Светлана Замлелова и Виктория Лерманская.
Совещание открыл сотрудник Администрации президента, который уже много лет пытался написать эпохальный роман, но у него это плохо получалось. С учётом того, что его имя читателям неизвестно, назовём его просто Иваном Ивановичем Ивановым.
Иван Иванович был в хорошем расположении духа и беседу начал словами:
- Всем, здравствуйте! Искренне рад видеть вас. Спасибо, что откликнулись на нашу просьбу и пришли для серьёзного разговора. Громадное спасибо Николаю Александровичу, - он повернул голову в сторону Добролюбова, - для нас ваше присутствие – это особая честь.
Тему нашего разговора все вы знаете: нам необходимо найти «героя нашего времени» в современной русской литературе, то есть в литературе новой России. Мы должны выработать единое мнение, чтобы, опираясь на него, Вячеслав Дмитриевич Лютый подготовил коротенький доклад, с которым он и выступит на предстоящем мероприятии. Он согласился, спасибо ему.
- У меня вопрос, - сказал Юрий Лотман и поправил пышные усы. – Как известно, в нашей литературе подобные герои традиционно существовали в двух ипостасях. Первые – это те, кто соответствовал лексическому значению слова «герой», то есть человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага. Вторая категория «героев нашего времени» - это литературный образ, вобравший в себя типичные черты эпохи, отобразивший дух времени, что совершенно не обязательно должно быть связано с героизмом, благородством и бескорыстием. Я так понимаю: нам надо найти героев из первой категории?
- Да, да, безусловно, - согласился Иван Иванович.
- Но предварительно, - вступил в разговор Виктор Топоров, - зададим себе вопрос: кто может сегодня стать прототипом такого «героя нашего времени»?
- Действительно, кто же? – переспросил Добролюбов. – Подавляющее большинство молодёжи, да и взрослых людей тоже, уже получивших воспитание на образах «лолит» и «интердевочек», не задумываются над содержанием той эпохи, в которой они живут; им просто не интересно. И это не удивительно: дикий капитализм в нашей стране, в общем понятии, послужил нравственному обнищанию как молодёжи, так и представителей старшего поколения.
- При этом появилось стойкое нежелание человека вникать в прекрасные чертоги литературного разума, - поддержала Виктория Лерманская тезис Добролюбова и добавила: - мыслить в размерах вечности, развиваться духовно.
- Действительно, кто же сегодня может быть прототипом «героя нашего времени»? – повторила уже прозвучавший вопрос Светлана Замлелова. – Олигарх Прохоров? Навальный? Стрелков? Рядовой боец донецкого фронта?
- А может, активист коммунистического подполья? – задался вопросом Добролюбов и отметил: – Из нашей литературы в последние десятилетия выветрились даже попытки создать «героя нашего времени».
- Да, поиск подлинных «героев нашего времени» в современной русской литературе – дело непростое, но необходимое, - выразил своё мнение Иван Иванович. – Именно для этого мы с вами здесь и собрались. Давайте вести поиск через, если можно так выразиться, призму нашей национальной идеи. Я бы даже сказал так, «герой нашего времени» - это человек, который борется и, может, даже отдаёт свою жизнь за реализацию национальной идеи.
- Сегодня в России национальная идея – православие и антисоветизм…
- Ну-ну, - Иванов перебил Добролюбова, - Николай Александрович, не надо так.
- Я долго изучал творчество Александра Сергеевича Пушкина, - решил сгладить остроту момента Юрий Лотман, - и сделал вывод, что для него национальной идеей было величие России, которое можно было достичь лишь путём свержения самодержавия, отменой крепостного права и внедрением политических свобод для граждан. Может, и будем искать такого литературного героя, который способствует величию России?
- А Гоголь своё понимание национальной идеи сформулировал в «Выбранных местах из переписки с друзьями, - напомнил присутствующим Добролюбов. - Он был убеждён, что единственным условием духовного возрождения России является воцерковление русской жизни. Но вы же все знаете, какова на это была реакция Белинского: «В словах «бог» и «религия» вижу тьму, мрак, цепи и кнут».
- Но православие, - оживился Иван Иванович, - это действительно национальная идея государство образующего народа Российской Федерации.
- Ни одна религия, в том числе православие, никогда не отстаивала интересы эксплуатируемых, а всегда была, есть и будет на стороне эксплуататоров, - не сдавался Добролюбов. – Лишний раз этот вывод подтверждает сегодняшняя жизнь в России. У патриарха Кирилла всегда хорошее настроение: по одним данным его состояние оценивается в три, по другим – в четыре миллиарда долларов. Настоятели церквей в Москве по сравнению с Кириллом просто нищие: зарплата у них от 200 тысяч до миллиона рублей.
Добролюбова активно поддержал Кожинов. Он воскликнул:
- Как тут не вспомнить сонет Рембо! – и продекламировал:
- Пока над головой свистят плевки картечи,
Окрашивая синь кровавою слюной.
И, сотни тысяч тел сжигая и калеча,
Злорадный властелин полки бросает в бой;
Пока скрежещет сталь, сводя с ума бегущих,
И грудою парной растёт в полях зола, -
Бедняги мертвецы! В твоих, природа, кущах!
Зачем же ты людей так свято создала? –
В то время бог, смеясь и глядя на узоры
Покровов, алтарей, на блеск тяжёлых чаш,
Успев сто раз на дню уснуть под «Отче наш»,
Проснётся, ощутив тоскующие взоры
Скорбящих матерей: они пришли, - и что ж? –
Он с жадностью глядит на их последний грош.
- Вадим Валерианович, не надо, не надо так, - начал возмущаться Иван Иванович. – Среди присутствующих, скорее всего, есть православные. Не надо оскорблять чувства верующих.
На замечание Кожинов ничего не ответил и замолчал.
- Сегодня в России всё чаще говорят о национальной идее и при этом нередко формулируют её в виде различных лозунгов, - решил довести до присутствующих свою мысль Добролюбов. – Однако национальная идея – это не столько лозунг, сколько совокупность конкретных принципов, которыми руководствуется государство в политике, экономике и других сферах жизни для реализации того или иного лозунга.
- Я вспомнил, - опять вмешался Кожинов, - в 2004 году Владимир Путин на встрече со своими доверенными лицами заявил, что национальной идеей России является конкурентоспособность. А в 2011 году в интервью какому-то журналу он назвал национальной идеей «сбережение народа», процитировав Солженицына. Результаты этого «сбережения», как вы знаете, весьма плачевны: по данным Росстата за последние 18 лет число русских людей в РФ уменьшилось на семь миллионов человек. Впрочем, это не удивительно. В своё время Егор Гайдар публично заявил: «Россия как государство русских не имеет исторической перспективы». А какую новую национальную идею мы услышим от нашего лидера через годик-другой, никому не известно.
- Ну, знаете, - возмутился Иванов, - критиковать президента в его Администрации… Побойтесь бога!
- Хочу ещё вот что добавить, - сказал Добролюбов. – Взяв на вооружение марксизм-ленинизм, народы СССР получили то, что не имели при царизме, - поэтому идею социалистического строительства поддержало подавляющее большинство граждан. Это и стало национальной идеей. Несмотря на многочисленные ошибки, враждебное окружение и борьбу антисоциалистических сил внутри страны, Россия сделала фантастический рывок в своём развитии во всех сферах жизни и одержала победу в ходе Великой Отечественной войны. Даже такой ярый диссидент, как Александр Зиновьев, признал: «Советский период – вершина российской истории».
- Господа, товарищи! Я вас ещё раз прошу, - взмолился Иван Иванович, - давайте заниматься делом. Нам надо искать «героя нашего времени», а мы… - и говорящий развёл руками.
Возникла короткая пауза, которую прервал Юрий Лотман:
- Мне представляется, что современные российские писатели пока что находятся лишь на подступах к созданию образа «героя нашего времени», только-только «нащупывают» контуры этого героя. Для создания полноценного эталона им не хватает писательского мастерства, сравнимого с нашими литературными классиками.
- Я, с вашего позволения, добавлю, - сказала Виктория Лерманская. – Современная литература создаётся на примитивном бытовом уровне, обожествляя порой аморальное, все темы затронуты поверхностно, герои и их характеристики проработаны лишь частично, отдавая их на растерзание воображения читателей…
- Но кого-то же из современных писателей запишут в классики? – спросил Иван Иванович, обращаясь к присутствующим.
- Безусловно, что-то из современной литературы назовут классикой, - согласилась Виктория. - Но станет ли она такой же величественной, будут ли помнить её и почитать, будет ли она способна через столетия возрождать и трогать сердца читателей?
- Героем нашего времени можно смело назвать Иуду! – неожиданно заявила Светлана Замлелова. – Образ его становится понятен через совершённый им выбор. Почему важно разобраться не в том, почему и зачем он предал, а в том, что именно он выбрал. Иуда оказался прообразом «общества потребления», для которого так же, как и для Иуды, невозможно, оставаясь собой, сохранить верность высоким идеалам. Героического в современной литературе действительно немного. Но это именно потому, что героическое перестало быть типичным. Власти некого предложить в герои, а обществу – некого выдвинуть. Именно поэтому в последние десятилетия из нашей литературы выветрились даже попытки создать «героя нашего времени».
- Давайте свернём рассуждения и перейдём к решению нашей задачи путём рассмотрения конкретных произведений, - предложил Вячеслав Лютый. - Но перед этим буквально два слова о той картине, которая мне видится. После распада Советского Союза все самые худшие черты старого русского прошлого и западного настоящего, словно ночной убийца, проникли на территорию России и заявили о своих хозяйских правах. Сегодня нувориш и продажный суд, вязкая бюрократия и презрение к простому человеку вновь превратились в нашей стране в обыденность. Так вот, имея в виду эти самые общие черты минувшего и сиюминутного, мы должны определить «героя нашего времени».
Иван Иванович решил взять под свой жёсткий контроль ход дальнейшей беседы и с начальственной интонацией обратился к участникам совещания:
- Давайте называть конкретного автора и искать у него «героя нашего времени». Вот, скажем, наш классик Александр Исаевич Солженицын. Неужели у него нельзя найти нужного нам героя?
- 80 лет – тот возраст, в котором и литературной знаменитости хочется напомнить о себе, - прозвучал голос Виктора Топорова, - если уж не взрывом, то взвизгом. И вот восьмидесятилетний Нобелевский лауреат затевает двухтомное издание «Двести лет вместе» - и впервые с тех пор, как рухнул Советский Союз, становится хоть кому-то, пусть и ненадолго, со своими утомительно-надсадными писаниями интересен. Я не вижу у него нужного нам героя.
- Уж как-то вы, Виктор Леонидович, неуважительно… - начал Иванов и, уловив, что защитников Солженицына не нашлось, продолжил: - А вот Виктор Пелевин. Тиражи у него ого-го.
- У каждого писателя есть срок годности. У Пелевина он истёк лет двадцать назад, - отчеканил Топоров.
- Могут ли такие персонажи Пелевина, как Пётр Пустота из романа «Чапаев и Пустота» или Вавилен Татарский из романа «Generation «П»» быть «героями нашего времени»? – задал вопрос Вадим Кожинов и сам ответил: - Применительно к названным текстам этот вопрос задавать как-то неприлично.
Иван Иванович увидел унылые лица литераторов и констатировал:
- Мнение присутствующих понятно. А вот, Виктор Леонидович, может быть, у Василия Аксёнова можно кого-то найти?
- Читать его прозу, разумеется, невозможно; в том числе и просто физически: читателя попеременно одолевают тошнота и зевота. Бывает, накатывают и вместе.
- Виктор Леонидович применил в данном случае, конечно, избыточную дозу гротеска, но по сути правильно сказал, - отозвался Юрий Лотман. – Нужного нам героя мы в постсоветской прозе Аксёнова не найдём.
- А что если поискать у Акунина, у него ведь есть такие зажигательные герои? – предложил Иван Иванович.
Первым на эту реплику опять откликнулся Виктор Топоров:
- Борис Акунин разучился писать буквально в тот же день и час, когда, возможно несколько опрометчиво, признался в том, что его на самом деле зовут Григорием Чхартишвили.
Вадим Кожинов усмехнулся, одобряюще махнул рукой и согласился:
- Правильно.
- А вот Дмитрий Быков у нас в последние годы всё премии получает, - продолжал Иван Иванович. - Я, честно говоря, многое не успеваю прочитывать. Как там у него? Светлана Георгиевна, может, вы что скажете?
- Я думаю, лучше Виктора Леонидовича насчёт Быкова никто не скажет, - с улыбкой ответила Замлелова.
Все присутствующие взглянули на Топорова, и тот с удовольствием высказался:
- Недавно бичуя нынешнюю литературу, Дмитрий Быков завершил свою речь на неожиданно оптимистической ноте. Мол, остаётся надеяться на то, что не за горами свой «Обломов», свои «Отцы и дети», а там, чем чёрт не шутит, и «Война и мир». Да, конечно, это именно он, Быков, по-гончаровски умрёт от ожирения сердца, но и по-тургеневски порвёт связи с Родиной тоже он. Быков – наше всё, если не в объективной реальности, то в самооценке.
- А вот Роман Сенчин, Сергей Шаргунов, Захар Прилепин. Николай Александрович, - Иванов обратился к Добролюбову, - как вы оцениваете, в их произведениях присутствует «герой нашего времени»?
Добролюбов тяжело вздохнул, откашлялся и начал свой монолог:
- Лучшим произведением Романа Сенчина литературными критиками и читателями признан роман «Елтышевы», в котором пронзительно сквозит горькая правда о современной отвратительной русской жизни. Все члены семьи Елтышевых при активном содействии новой буржуазной России терпят в жизни фиаско по всем позициям. Читатель задыхается от переизбытка красок пессимизма в ткани произведения. Автор утверждает, что будущего у наших граждан нет, а значит, делают вывод читатели, нет будущего и у России. Может ли хоть один из персонажей этого повествования претендовать на роль «героя нашего времени»? Нет, конечно, - разочарованно сказал Николай Александрович и продолжил:
- Посмотрим, как в этом смысле «чувствует себя» Сергей Шаргунов со своим романом «1993», в котором он пишет о событиях в Москве, когда схлестнулись сторонники Ельцина и Верховного Совета, президентом разогнанного и расстрелянного. Главный герой Виктор Брянцев, испытывающий ненависть к новой власти, становится на защиту Белого Дома и погибает там, но не от пули, а в результате инсульта. Жизнь – это прежде всего мысли и чувства, остальное – бутафория. И этой «бутафории» Сергей Шаргунов уделяет в романе, на мой взгляд, избыточно много внимания.
И ещё в романе подспудно присутствует вопрос, который волнует многих читателей: будет ли в России новая революция или она всё-таки не случится?
И этот вопрос с каждым годом, когда трудящиеся стремительно беднеют, а богатые баснословно богатеют, становится всё актуальнее. Прочитывая роман через призму именно этого вопроса, Виктора Брянцева, видимо, можно считать «героем нашего времени» в русской литературе.
Скорее всего, немалая часть молодых читателей увидит «героя нашего времени» в образе Александра Тишина из романа Захара Прилепина «Санькя». Это произведение вполне заслуженно вызвало у нас живой интерес по той причине, что в нём автор напролом поставил вопрос: доколе мы будем терпеть от президента и правительства такое варварское отношение к народу? Захар Прилепин прекрасно понимает, что рабство меняет формы, но не содержание.
Александр Тишин порождает симпатии в связи с тем, что он занимает активную жизненную позицию и борется за социальную справедливость так, как подсказывает ему совесть. Одни читатели посчитают, что Санькя поступил глупо. Другие – будут оправдывать героя: мол, лучше действовать таким образом, чем заниматься нытьём и сидеть сложа руки. Правильно ли литературный герой выбрал дорогу или «мы пойдём другим путём» - это уже вопрос второй. При всех издержках, которые присутствуют в романе, образ Тишина вполне может претендовать на «героя нашего времени».
Добролюбов закончил свой длинный монолог. Сидящие за столом молча обдумывали услышанное.
Тишину прервал Вадим Кожинов:
- Николай Александрович, здесь тут же возникает другой вопрос: в течение какого времени этого персонажа можно считать «героем»? В течение пяти, десяти лет? Мы помним, как в недавнем прошлом тиражировались казавшиеся тогда яркими романы и повести. К примеру, «ЧП районного масштаба» Юрия Полякова. Но прошло всего десяток лет – и те «герои нашего времени» померкли, как цветы в конце осени. А нам, согласитесь, нужны не «сезонные» «герои нашего времени», а подлинные.
- У каждого времени свои герои, - ответил Добролюбов. – Другое дело – масштаб личности этого героя и его воздействие на читателей.
- Спасибо, Николай Александрович, за очень интересный анализ, - Иван Иванович спешил уйти от всех этих героев-революционеров. – У кого ещё какие будут предложения?
- На мой взгляд, - продолжил обсуждение Вячеслав Лютый, - можно считать героем переломной эпохи умного, принципиального и честного журналиста Ивана Базанова из романа Петра Краснова «Заполье». Этот трагический образ остаётся в памяти надолго, он неразрывно соединён со временем, в котором раскрывается его судьба.
- Мы что-то забыли про литературные журналы, - встрепенулся Иван Иванович и спросил: - А может тот, кого мы ищем, «прячется» в литературных журналах? Там же каждый год публикуется немало и романов, и повестей.
Виктор Топоров погладил свою могучую бороду и сказал:
- Сталин говорил: дело первостепенной важности нельзя поручать третьестепенным людям. В традиционных толстых журналах работают (а главное, задают тон) третьестепенные люди с пятистепенными вкусами. Твардовский, Кочетов, Катаев были прежде всего яркими личностями – а нынче что? Причём служивая серость сидит в журналах долгими десятилетиями и не забывает воспитать себе точно такую же смену.
- Вот это не в бровь, а в глаз, - согласился Добролюбов.
Литераторы ещё долго сидели за столом и занимались розыском «героя нашего времени» не только в прозе, но и в поэзии и драматургии. Попутно обсуждали и другие вопросы, связанные с литературой: влияние постмодернизма на современных авторов, массовый «падёж» читателей, отношение государства к писателям, кому и как дают литературные премии, состояние современной литературной критики, новая школьная программа по литературе…
Иван Иванович уже изрядно утомился, ему нестерпимо хотелось покурить, и он жаждал быстрее закончить этот бесконечный разговор.
Он попросил Вячеслава Лютого быстренько набросать черновик резолюции Круглого стола. Когда литературный критик поставил последнюю точку и протянул листок бумаги Иванову, тот не стал брать его в руки и предложил:
- Вы, Вячеслав Дмитриевич, сами и прочитайте.
Лютый огласил проект резолюции. На листке было написано следующее:
«Круглый стол писателей, поэтов и филологов на тему «Герой нашего времени в современной российской литературе» выявил широкую панораму мнений творческого литературного сообщества в поле взаимодействия современной русской литературы и современной русской жизни. Необходимость положительного, собственно героического начала в нашей литературе – требование настоящего дня. Именно так можно преобразовать нынешнее российское общество, у которого множество пороков и недостатков, в завтрашнюю Россию, когда слова «Родина» и «государство» не будут антагонистами».
Когда Вячеслав Дмитриевич закончил читать, Иван Иванович слегка сморщился и с ноткой недовольства сказал:
- А вот заключительная часть как-то режет ухо…
- Если присутствующие проголосуют против, уберём, - спокойно отреагировал Лютый.
За резолюцию проголосовали единогласно.
Покидая помещение, Иван Иванович подумал: «Как-то всё комом прошло. Ну да ладно, галочку поставили» - и полез в карман за сигаретами.
Слушайте
Читайте также
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ПРОЗА
– И что здесь случилось в 96 году? – ирония била через край.
– Выборы здесь были, Ваня. Выборы Президента.
– И что? – уровень иронии уже зашкаливал.
– А то, что здесь, на этих выборах победил не Ельцин…
сентябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Призывы наших американских доброжелателей (и искренних друзей из ЕС тоже), которые убеждают украинцев в необходимости быть приверженцем демократии во время войны, причем обязательно на своей территории, – это более похоже на провокацию, нежели на уговоры соблюдать права и свободы человека. Как, каким образом их соблюдать и кто когда это делал? Пусть кто мне скажет!
сентябрь 2024
ОСТРЫЙ УГОЛ
Подчинить себе других намного проще, чем сохранить собственную свободу.
сентябрь 2024
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР