В авангарде эпохи: Элий Белютин
Зрителям дарит радость и надежду
Опубликовано 2 Ноября 2016 в 11:17 EDT
______________________
ПОД ЗНАКОМ "НУЛЯ ФОРМ"
Вторая мировая война - величайшая трагедия минувшего столетия, запечатлелась в образах искусства, сделавшего её одной из своих главных тем в 20-м веке. Абстракционизм - авангардное течение, сформировавшееся в первой половине 20 века, беспредметное искусство под знаком "нуля форм", то есть полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира - был среди тех художественных направлений, которые яростнее всего откликнулись на боль эпохи. Один из крупнейших деятелей европейского авангарда Пауль Клее так объяснял этот художественный феномен: "Чем трагичнее наш мир, тем более абстрактно наше искусство. Фигуративное искусство - удел счастливых эпох, стремящихся запечатлеть себя". В этом смысле, симптоматичен тот факт, что автором первого абстрактного произведения искусства стал именно русский художник: живоп исец, график, один из основоположников абстракционизма - Василий Кандинский.
Впрочем, он был не единственным новатором на экспериментальной авансцене. Целый ряд русских художников активно осваивал искусство абстракции. После к ороткого периода подражания новейшим французским веяниям, они прорвались на передовые эстетические рубежи, став вскоре лидерами европейского авангарда.
Яркие эманации абстракционизма приходятся в том числе и на годы после Второй мировой. Даже в советской России сквозь навязчивый официоз "социалистического реализма", стиля функционального и предельно ясного, который, казалось, начисто вытоптал некогда буйное художественное разнотравье, отчаянно пробивались непослушные ростки нового искусства. Одним из ярких представителей этого нового нонфигуративного направления в искусстве стал Элий Михайлович Белютин - российский живописец, педагог, историк искусства. Элий Белютин - ученик Аристарха Лентулова, Владимира Татлина, Павла Кузнецова. Продолжатель традиций русского авангарда. Человек трудной, но интересной судьбы.
..Военный опыт оказывает огромное влияние на строй личности человека, в том числе, и на его способ художественного самовыражения. Поэтому я считаю необходимым сразу сообщить, что Элий Михайлович воевал. Он ушел добровольцем на фронт. В 1941 году участвовал в обороне Москвы. После тяжелого ранения был демобилизован.
Среди его наград - золотой офицерский крест высшего достоинства. Поляки удостоили этой награды пятерых русских: Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Ивана Конева, Элия Белютина, а пятой была девушка - Нина Михайловна Молева, впоследствии писательница, искусствовед, соратница и жена Белютина.
Художник узнал войну и возненавидел ее: "Война не имеет права существовать. Когда один воюет против другого - это катастрофа всего существа человека. Нет проблем, которые нельзя решить миром. Война - это настолько ужасно, настолько страшно!"
Находясь на фронте, в аду самой кровавой бойни тысячелетия, Белютин совершает, на первый взгляд странный, наивный, а, на самом деле, естественный для свободолюбивого, творческого человека поступок: где-то находит остатки оберточной бумаги, разбитую бутылку чернил и щепкой создает ряд рисунков о его отношении к войне. В 1960 году в Европе эти работы были отмечены медалью, а в СССР их расценили как формализм. В России рисунки опубликовали лишь в 2000 году.
Вообще, официальное признание на родине пришло к художнику только в конце 80-х - такова судьба авангардиста в советской России. После войны авангард со слов Жданова стали числить "идеологической диверсией". Но людей, прошедших войну, было не запугать: художники-авангардисты, в том числе Белютин, продолжали творить в условиях почти полной изоляции.
Идея представить их работы зрителю исходила от, так называемых, писателей-"деревенщиков", во главе которых был Виктор Петрович Астафьев.
Результатом их искренних и благих намерений стала печально известная выставка в Манеже 1962 года, которую посетил Никита Хрущев.
"ВЫ ЧТО - МУЖИКИ ИЛИ ПЕДЕРАСТЫ ПРОКЛЯТЫЕ ?.."
На выставке, помимо прочего, были представлены работы авангардистов студии "Новая реальность", которой руководил Элий Белютин. Он же организовывал и экспозицию.
Свои впечатления от увиденного Никита Сергеевич выразил в самой недостойной культурного человека форме. Его критика перемежалась угрозами и оскорблениями: "Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что - мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?"
Кричал, стоя у полотен Роберта Фалька, что даст тому денег на билет заграницу, чтобы он немедленно выметался из Союза, и никто из сопровождающих Хрущева не решился сказать, что Роберта Рафаиловича уже четыре года как нет в живых. Он, выдающийся художник и очень скромный человек, умер от дистрофии в СССР при хрущевском руководстве. "На лесоповал всех!", - орал Хрущев, пока не столкнулся с учеником Белютина - капитаном третьего ранга, ответившим разбушевавшемуся генсеку: "Не беспокойтесь, мы уже там были".
Когда "кукурузник", как прозвали Хрущева в народе, покинул выставку - зал закрыли, все работы вывезли. На следующий день в газете "Правда" был опубликован разгромный доклад, послуживший началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР.
Элия Михайловича лишили всей педагогической работы, но ему удалось организовать художественную студию у себя на даче. Она объединила его учеников-единомышленников, убежденных, так же, как и он, что искусством командовать нельзя.
Последующее творчество Белютина также заряжено категорическим осуждением всякого насилия человека над человеком. Его искусство языком цвета и символа декларирует, что нужно сделать всё возможное, дабы не развязать руки безумному демону человеческой мясорубки под именем война.
Понимая, что одних лишь призывов мало, он пытается нащупать способы естественной гармонизации личности. Художник идет "вглубь": исследует природу искусства, его влияние на психику человека, на интеллект, эмоциональную сферу. Белютин штудирует педагогическое учение Павла Чистякова - философа, преподавателя Академии художеств и чрезвычайно свободолюбивой личности. Среди его учеников: Василий Суриков, Илья Репин, братья Васнецовы, сестра и брат Поленовы, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.
ТЕОРИЯ "ВСЕОБЩЕЙ КОНТАКТНОСТИ"
Чистяков полагал, что в человеке необходимо разбудить творческую энергию, тогда искусство станет для него лучшим средством восстановления сил и душевного спокойствия, а также способом решения многих проблем. Результатом сравнительных исследований Белютина становится его теория "всеобщей контактности", трактующая искусство, как форму жизни человека. Согласно теории, индивидуум обращается к произведению искусства, чтобы осуществить коммуникацию. То, насколько многогранен будет этот контакт, зависит от характера человека, его интеллекта. Однако, каким бы он не был, искусство обязательно окажет на него облагораживающее воздействие, пускай даже оно будет и не осознано.
Белютин утверждал, что лишь искусство в состоянии компенсировать нам то, чего нас лишает судьба. Каждый может развить свой творческий и интеллектуальный потенциал, восстановить душевное здоровье и доверие к миру, подружившись с искусством.
Свою теорию мастер доказывал практикой. Так Белютин создавал загадочные картины - "модули": своеобразные абстрактные "иероглифы", иллюстрирующие реальность внутренней жизни человека с её сложностями и противоречиями: "Я стремлюсь создать своего рода художественную гранулу, которая могла бы сообщить зрителю то, что мне пришлось испытать. Эта гранула и есть практически код, который должен не зашифровывать чувства и переживания, а наоборот - их раскрыть, как бы вывернуть наизнанку с предельной откровенностью. Подобные решения, которые вызывают не только активное художественное действие, но и соучастие в этом действии зрителя, я назвал модулями".
Элий Михайлович считал, что художник обязан быть индивидуалистом и следовать своей стезе, только так он сможет полноценно реализовать творческий потенциал. Нельзя позволять внешнему деструктивному воздействию, агрессивному влиянию, разрушать свой внутренний мир. Войне, фашизму, тоталитаризму, официальному пропагандистскому искусству необходимо всегда говорить "нет".
Подумать только, а ведь главный ужас 20 века - Адольф Гитлер был в молодости художником! Да, он не поступил в Венскую академию, зато успешно реализовывал свои картины через галереи, прекрасно разбирался в архитектуре. Но что он ненавидел, так это экспериментаторство! Эта ненависть сквозит в его педантичных, суховатых акварелях. "Если художник рисует небо зеленым, а траву голубым, он должен быть стерилизован", - заявлял он. И, как нам известно, это была не фигура речи.
Но история всё расставила по своим местам. Тот, кто хозяйски мнил перекроить мир по своему куцему лекалу, убивал и мучил людей, тщился вытравить дух свободы до последней молекулы из общественной и культурной жизни, боролся с новаторством и индивидуализмом в искусстве, был с позором повергнут во прах. А работы тех, у кого трава отливала бирюзой, влюбленные пары парили в ситцевом весеннем небе, у кого лангусты, вереща кастаньетами, отплясывали фламенко, а причудливые геометрические формы сбивались в таинственные письмена, продолжают одаривать зрителей радостью и надеждой. Среди них - героические художники русского авангарда, один из которых - Элий Белютин.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР