Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Здравствуйте, маэстро Россини!

Бостонская Лирическая Опера 2018-2019

Опубликовано 1 Ноября 2018 в 11:37 EDT

…ошеломительный успех принес мировую славу создателю оперы. Знаменитая увертюра оперы звучит так радостно и ликующе, ее темы столь нежны и победны, что сколько раз мы бы не слушали ее, она отзывается в нас счастливым биением сердца….
Гостевой доступ access Подписаться

Здравствуйте,    маэстро   Джоакино    Россини!

Бостонская Лирическая Опера   открыла  сезон  2018-2019 года приветствием великому   композитору - создателю волшебных опер, среди которых "Севильский цирюльник" остается бессмертным.  

Ожидание премьеры  этого гимна любви и торжества жизни полностью совпадало с также бессмертными строками А. Пушкина:

   "Уже темнеет вечер синий,
   Пора нам в оперу скорей,
   Там упоительный Россини,
   Европы баловень, Орфей".

Премьера оперы при жизни композитора состоялась  в  Риме на сцене театра Арджентино в 1816 -ом году. В основу ее была положена   одноименная   пьеса Пьера Бомарше, сочиненная в 1773-ем году.  Либретто оперы написал Чезаре Старбини. 

Французская пьеса обретает прописку в испанском городе Севилья. Молодой Россини создал свое творение   легко и быстро  в течение от 13-ти до 20-ти дней… Но этот великий шедевр ожидала участь быть освистанным на премьере. Так клакеры и   приверженцы  композитора Джованни Паизиелло, уже обращавшегося к этому сюжету, мстили молодому гению. Прошло совсем немного времени, и  ошеломительный  успех принес  мировую  славу создателю оперы. Знаменитая   увертюра оперы звучит так радостно и  ликующе, ее темы столь нежны и победны, что сколько  раз мы бы не слушали ее, она  отзывается в нас счастливым биением сердца….

Итак, эти звуки начинают заполнять собой пространство театрального зала Majestic - theater, подниматься в купол…

Здравствуйте, маэстро Россини!

Под управлением дирижера Дэвида Ангуса   любимая  увертюра  в исполнении оркестра звучит мягко, лирично, светло, в ней нет ничего фанфарного, но изначально  в ней поют, переливаются, звенят  ее неповторимые  несравненные лейт-мотивы.

Красный парадный бархатный занавес, наконец,    раздвинулся и над открывшейся сценой взметнулись уходящие в  верх, к колосникам справа, слева и по центру лестницы. У них нет опор, у них нет завершений, они повернуты   фронтально и боком, и в последнем случае явственно видно, что лестницы - смонтированы из чего-то вроде пенопласта, по ним никто не станет взбегать, они- метафора, шутка, выдумка под стать веселой музыке!  Ведь лестница   в сюжете оперы - важнейший предмет,  с ее помощью герои надеются сбежать из дома, где героиню Розину насильно хочет взять в жены ее опекун старый  Бартоло.  И сразу  дух спектакля - игра - поведет действие. Оно развивается большей частью на двух высоких сдвигаемых навстречу и раздвигаемых в стороны   фурах. 

Скажем,   доктор Бартоло, утверждающий, что его не проведешь, стоит на фуре слева,  там его покои, а Розина, поющая свои знаменитую каватину "В полуночной тишине" и  арию "Я так безропотна"  о том, что она все поставит на своем,   на фуре справа, словно в башне, где она заперта. Привычных для постановки этой оперы павильонных декораций нет. Герои словно парят наверху, редко спускаясь   вниз на сцену. Оформление спектакля   выполнила художник Джулия Нулин-Мерат. А сценические костюмы в озорном буффонном стиле, продолжив   игровую линию  декоратора, придумала Джианлука Фалаши. 

Персонажи  объединены такой деталью одежды как чулки, и эти чулки на всех с  продольными широкими  полосками,  на мужчинах- черно-белые,  на женщинах  немыслимо  яркие.  Розина щеголяет в красных чулках с белыми полосками, открытыми до колена,   такова длина юбки   ее   розового платья.  Комический жанр оперы, то что называли оперой -буффа, подчеркнут общим художественным решением постановки. Ведь персонажи заимствованы   из театрального жанра   commedia dell'Arte.

Итак, влюбленные    Розина и Альмавива под именем Линдора, сидя  на краю фуры, верхняя площадка которой выполняет функцию комнаты Розины, свешивают ноги, которыми слегка болтают, словно куклы на ширме кукольного театра.  А когда они усаживаются за бутафорский рояль спиной к публике и начинают играть в четыре руки, подпрыгивая на подушках своих сидений, зал откровенно хохочет. Название произведения, которое они   поют для отвода глаз Бартоло, называется "Тщетная предосторожность", и намек очевиден, не удастся  старому опекуну разрушить любовь молодых!   Режиссер  постановки  Розетта Куччи словно дает понять: мы здесь  в этом спектакле шутим,  играем, озорничаем,  обыгрываем ситуации,  не претендуя на достоверность, мы слегка валяем дурака,   чтобы не было банальной скуки, чтобы с ариями, дуэтами, ансамблями соединялось веселье на сцене!

И до вступления в действие, до своей первой искрометной арии недвижимо  в кресле,   похожем  на компьютерное, как-то  подвешенное в центре,  в спокойной позе ожидания пребывает высокий худощавый молодой человек  в  длиннополом одеянии  с передником  рабочего - мастерового, на  плечах которого нет привычного    одеяния  - короткой испанской куртки без застежки, получившей название  фигаро, по имени  героя, традиционно ее носившего - знаменитого Фигаро!  Это имя становится насколько символичным, что в 1826 -ом году  его берет в качестве названия французская парижская газета, газета "Le Figaro".

  А на сцене   по облику первоначально   не похожий на своих предшественников  необычно высокий  Фигаро - Мэтью Ворс.  Наконец, наступает момент, когда он, сидящий и молчащий, вступает в действие, начиная свою знаменитую каватину, и справляется с ней, выпевая все фразы с оттенками лукавства, задора,   веселости, так, что краски  голоса этого слушаемого впервые певца сверкают! Он, непохожий по костюму на привычного своего героя - достойный продолжатель своих предшественников!

Певец   достаточно виртуозен вокально, когда включает разные тембры и краски, изображая всех, кому он нужен, и кто его зовет! Совсем не просто предстать на сцене и справляться с вокальной и сценической   партией Фигаро- персонажем, воплощающим лучшие свойства человека из народа: здравый смысл, лукавство, смелость,  одаренность, ведь он и сочинитель стихов и песен,  прекрасный гитарист и помощник влюбленных! Фигаро, успевающий всюду: "Фигаро здесь, Фигаро там, Фигаро браво, браво, брависсимо…" - живой веселый изобретательный   хорош и достоверен в этом спектакле, нарочито от достоверности отказывающегося!  Во время каватины Фигаро  с колосников   спускаются большущие ножницы- символ   рабочего инструмента   севильского цирюльника… Нанятые  Линдором, скрывающимся за этим именем графом Альмавивой, оркестранты для серенады Розине под ее балконом, также "отмечены" чулками в полоску ( черными с белым). Эти же статисты в таких же чулках позже появятся уже как представители полиции, вызванные доктором Бартоло, чтобы изгнать из дома обманом проникшего Альмавиву. Можно сказать, что  разноцветные чулки в полоску становятся знаком, объединяющим всех персонажей в один орден - Орден в честь бессмертной   буффонной комедии! 

И разгадкой, почему в зале среди публики было несколько молодых дам, нарядных   как для бала, но в необъяснимых с точки зрения здравого смысла чулках в  широкую  продольную полоску. Когда по окончании спектакля они вышли на сцену,   стало понятно, что они также принадлежат премьере, ей присягают,  были ее участниками по костюмерному и  дизайнерскому цехам.

В партии Розины выступает Даниэла Мак- обладательница красивого  гибкого  меццо-сопрано. Изначально Россини написал партию Розины для  колоратурного меццо-сопрано. Но традиция сложилась так, что чаще  эту партию  транспонируют  для колоратуры. В музыкальном театре имени К.С .Станиславского и В.И. Немировича-Данченко   в Москве чередуют две версии: иногда поет Розину колоратурное сопрано, иногда меццо-сопрано. Так было задумано самим К.С. Станиславским, поставившим эту оперу, которая десятилетия сохранялась бережно в репертуаре театра, и оставалась живой, словно придуманной сегодня!

В нынешней бостонской премьере   героиня была представлена   в соответствии с авторской партитурой. Кокетливая инженю - она вполне соответствовала по быстроте сообразительности Фигаро! Письмо, которое он хочет, чтобы она написала Линдору, уже готово, чтобы его передать…Каватина из первого действия  "В полуночной тишине" и ария   второго действия  спеты молодой певицей, следующей     лучшим   традициям…

И закрутилось, понеслось!     Почтенный дон Базилио в традиционной шляпе  - Дэвид Крауфорд      исполнил, словно преподнес   знаменитую арию о Клевете. При этом он в зеленоватом свете направленного на него прожектора слегка напоминал пугающую фигуру Холлуина.   В  следующем появлении, когда ему участники действия своим хором   заморочат голову, уверяя в том, что он болен, вид его становится совершенно потерянным. Альмавива - Джесус  Гарсиа  после  спетой   немного напряженно серенады  в первом действии  ко второму акту уже зазвучал  с полнотой яркости и  звонкости  тенора. Его переодевания   поочередно в солдата, напрашивающегося на постой, и в учителя музыки, заменившего якобы заболевшего дона Базилио,  оказываются разоблачены. Возможность достичь счастья у влюбленных висит на волоске. Доктор Бартоло в великолепном исполнении Стивена Конди   кажется по-своему не менее одержимым идеей жениться на Розине, чем Альмавива. Его вокал, речитативы преподнесены мастерски, объемно, характерно. Служанка Берта(Мишел Трэйнор), представленная как пожилая особа, мечтающая о том, чтобы Бартоло женился на ней, поет с воодушевлением, иронией и виртуозностью арию "Старичок решил жениться" ,  демонстрируя отличные верхи  звучащего по-молодому сопрано, срывая шквал аплодисментов.    И в   ней    брызжет радость жизни!  Ансамбль из 9 -ти участников спектакля   становится апофеозом первого действия.

Препятствия на пути к счастью во втором акте устраняются и разыгрываются достижением побед!   Розина узнает, что Линдор, которому она отдала свое сердце, хочет ее самую отдать какому-то Альмавиве, и сгоряча от обиды решает принять предложение Бартоло.  И все счастье молодых могло бы рухнуть, если бы  Фигаро   не успел объяснить  Розине, что Альмавива и Линдор- одно и то же лицо. Тогда нужно бежать, и  воспользоваться припасенной лестницей…. Но как бежать, когда нужно спеть "Тихо, тихо  осторожно"…. Действие приостанавливает пленительный ансамбль, и далее выясняется, что лестница исчезла, ее обнаружил и забрал Бартоло… И уже все   вновь в безысходности потому, что появляется нотариус для заключения брачного союза Розины с Бартоло, но Альмавива кое-чему успел научиться у Фигаро, он перехватывает нотариуса для  брака Розины с ним. А появившийся Базилио уже не помеха, Альмавива дарит ему драгоценный перстень… И следует знаменитая реплика Базилио: "У графа в кармане такие аргументы"…

Сколько искрометного веселья в   стремительно сменяющихся сценах…

В нынешней премьере БЛО голоса всех певцов , начиная от исполнителя маленькой  баритональной  партии Фьорелло(слуги Альмавивы) - Винсента Туррегано, до  всех исполнителей главных партий, звучали, даря наслаждение слушателям.  А   бездна выдумки и озорства, открывшаяся по воле режиссера -постановщика, художника- декоратора, художника по костюмам   продолжили вековое шествие по   оперным  театрам  мира этого великого шедевра.

 Здравствуйте, маэстро   Джоакино Россини!

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка