Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Бостонская лирическая опера. Премьера

"Дон-Жуан", новая постановка, или Утраченная поэзия образа

Опубликовано 18 Сентября 2015 в 09:44 EDT

...Весной 2015-го года Бостонская Лирическая Опера обратилась к шедевру Моцарта в первоначальной версии, включив дополнительные арии, написанные для премьеры в Вене... Музыка звучала во всем великолепии! Получилось ли осуждение? Но прежде зададимся вопросом
кем представлен герой в новой постановке
банальным растлителем или незаурядной личностью, для которой закон не писан? И в связи с нынешней тенденцией в оперных постановках переноса времени действия, оставлен ли Жуан в 17-ом веке, или модернизирован как playboy?..
_______________________
В фотоокне
Сцена из спектакля.
Гостевой доступ access Подписаться

Еще никому не удавалось"осуждение" Дон -Жуана. Ниспровергатель   моральных устоев, он покоряет высокой поэзией бессмертного образа   обольстителя женщин. Недаром нарицательным  именем "Дон-Жуан"  называют привлекательных искателей приключений. В Дон-Жуане - неотразимость обаяния, любовь к  новизне, отвага и готовность ставить жизнь на карту. 

Впервые это имя прозвучало в средневековых испанских легендах. Первая пьеса о нем - "Севильский соблазнитель или Каменный гость" принадлежит перу испанского драматурга Тирсо де Молины (1579-1648). Вторая - шедевр Мольера (1622-1673) - "Дон Жуан". До них существовала ныне забытая пьеса Антонио де Саморы, по которой либретто для великой оперы В.А. Моцарта написал либреттист Да Понте.

 Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) создал оперу "Дон-Жуан", выбрав в герои  персонаж легенд, увековеченный в драматургии. Он - грешник, готовый расплатиться жизнью за своеволие. И композитор, одарив Дон-Жуана  великолепными ариями, представляет его не злодеем, а человеком, бездумно  превращающим в жертвы  объекты своих увлечений, за что оказывается наказан смертной карой. Но раз уж в действии не обходится без участия силада, то  "веселая драма", как обозначил жанр оперы ее творец, оборачивается реальной трагедией. Эгоизм героя становится источником несчастий для тех, с кем сталкивает его судьба… Но он ведет и его самого к гибели.

На законных основаниях опера существует  с двумя вариантами финала. Для первой премьеры в Праге в 1787 году  композитор написал в конце секстет, исполняемый главными участниками, в котором они - мстители - поют о справедливости понесенной героем расплаты за грехи. Мораль ясна. Зло наказано.

 Для финала  второй премьеры в Вене Моцарт оставил сцену появления Командора, приглашенного героем на ужин, и разверзшихся сил земли, поглощающих его в преисподнюю. 

Трагедийность гибели героя оттенена комизмом жалоб его слуги Лепорелло о  необходимости искать другого хозяина… С тех пор театры выбирают тот или иной авторский финал.

 Весной 2015-го года Бостонская Лирическая Опера обратилась к шедевру Моцарта в первоначальной версии, включив дополнительные арии, написанные для премьеры в Вене... Музыка звучала во всем  великолепии! Получилось ли осуждение? Но прежде зададимся вопросом: кем представлен герой в новой постановке: банальным растлителем или незаурядной личностью, для которой закон не писан? И в связи с нынешней тенденцией в оперных постановках  переноса времени действия, оставлен ли Жуан в 17-ом веке, или модернизирован как playboy?

 Режиссер новой постановки Эмма Гриффин совершаетнекий микст, перемешивая в воображаемой Севилье 17-го века  времена прошлого и нынешнего, это относится как к изображению мест действия, так и костюмов.

Отзвучала пленительная увертюра, начавшаяся суровой темой возмездия, и продолженная мажорной праздничностью красок жизненного карнавала для Дон-Жуана… Контрасты   в оркестре передал стремительно и ярко дирижер Дэвид Ангус, и его лидерство в воплощении богатства партитуры  будет ощутимо на протяжении всего спектакля. Открылся занавес, и на сцене предстали Дон-Жуан и донна Анна. Дон Жуан- Дункан Рок стоит спиной к залу в майке и подтяжках, и прежде, чем слышится его голос, приходится видеть его отличную фигуру с накачанными бицепсами. Но где же "камзол, рукава в кружевах"?  Появление в таком виде - заведомое снижение, приспособление под примитивное сегодня в анти-эстетическом облике. Это какой-то Стенли Ковальский - брутальный и низменный… Почему-то на  немголовной убор с козьими рогами.

Между тем, Донна Анна - Мередит Хансен - была одета в костюм, относящийся к эпохе, - парчовое платье с широкими фижмами и  фалдами, глубокое декольте. В их дуэте  выявились сразу наличие отличных вокальных данных, владение звуком, красивые тембры…

 Но в  Дон-Жуане не было обольстительности, в Донне Анне - не проявилось то подавляемое чувство, что выраженов ее реплике: "Ах, слабею"… Следующий эпизод с появлением отца Анны- Командора-Стивен Хьюмс, которого Дон-Жуан убивает вроде бы и нехотя, ненароком, отбиваясь, напоминаето том, как мало ценилась человеческая жизнь прежде.

 Где происходят начальные и последующие события постановки? Условностью удивить никого нельзя нынче. Но она должна нести смысл логический или символический, или метафорический….

Непонятно, почему и спальня донны Анны, и замок Дон-Жуана, где он празднует свой бал, и те встречи, что происходят на улицах Севильи, вблизи чьего-либо дома, или балкона, и сельская свадьба Церлины и Мазетто происходят в интерьере, напоминающем  гостиницу с круглыми плафонами на потолке, и со скульптурой, установленной  на полу,- металлическим  в рост человека - животным, напоминающим  вепря. Что-то  в этом оформлении адресовано стилю австрийского экспрессионизма времен Эгона Шиле… Но время смещается  при взгляде на  портрет красавицы, слегка похожей на  Жаклин Кеннеди. Он подвешен в центре, но никакой  переклички с происходящим на сцене не имеет. Возможно, это намек на то, что знаменитая женщина нашего времени также была жертвой соблазнения… Сравнение с Дон Жуаном приложимо как к Джону Кеннеди, так и  к Онассису. Очевидно, художник-оформитель - Лаура Джеллинек была в свободном полете фантазии…

 В ту же  условную  декорацию приходит в поисках обманувшего ее Дон-Жуана - гневная  оскорбленная Эльвира из Бургоса  - Дженнифер Джонсон Кано. Ее голос -  меццо-сопрано-глубокое, подвижное,  гибкое - подчиняет, чарует. Ее сценический облик -  статная, стройная, исполненная достоинства и яркая как бабочка-огневка в своем  красном платье с пышными драпировками, она  притягивает к себе взоры. Царство пения заполняет все, ощущение нестыковки в претворении места действия  отступает на второй план.

И когда Дон-Жуан - Дункан Рок - своей баритональной победительностью  укрощает ярость Эльвиры и исчезает, призвав на помощь Лепорелло- Кевин Бурдетт, то последний с блеском демонстрирует свой бас. И краски вокальные  при сопоставлении пения хозяина и слуги играют ярче, чем, когда обычно и эту партию поет баритон. Не длинный пергамент (как чаще всего происходит при постановках), а похожую на  бухгалтерскую книгу приносит Лепорелло для своей "Арии со списком" и  исполняет  ее прекрасно, отшлифованно. Но в сценической трактовке образа есть стремление  исключительно к буффонности, превалирующей над в сущности несчастной участью слуги, которому достаются постоянные колотушки как от хозяина, так и от других, принимающих его за него…

 Следующая встреча Дон-Жуана, как все помнят, происходит с  крестьяночкой Церлиной, собравшейся замуж за доброго увальня Мазетто.  Обладающая сильным  сопрано молодая Челси Базлер появляется по прихоти художника по костюмам Тилли Граймс в современном безвкусном  виде: на ней короткая юбочка, отороченная цветными полосками, перерезающая даже при высоком росте ее фигуру, джинсовая курточка и кроссовки. С какой целью можно было так одеть невесту - непонятно. Девушка  в подвенечном белом, готовая упасть в объятья соблазнителя, - это еще и сценический эффект. Отказавшись от него, постановщик и  художник низводили  ситуацию к полной  обыденности… Между тем, в театре хотелось бы визуальной оправданности. Слушать бессмертный дуэт Дон- Жуана и Церлины "Дай ручку" экстремально мешал несоответствующий  вид исполнительницы… Мазетто - Дэвид Кушинг- еще один бас-баритон в спектакле  вокально внес свою лепту в общее звучание. Но также сценически был неоправданно одет и обут: тирольская шапочка и кроссовки… Дело даже не в эклектике, а в простой несуразности.Поколоченный Дон  Жуаном  этот бедолага находил утешение в притворном сочувствии Церлины: "Ну побей меня, Мазетто"…

 Наконец, бал у Дон-Жуана! Мстители - Донна Анна, дон Оттавио - Джон Беллемер, успевший в первом акте прекрасно спеть свою арию, Донна Эльвира, прикрываясь масками, проникают в замок. Их терцет передает чувства негодования и желания справедливо наказать виновника.

Но неотъемлема права лишь донна Анна, оплакивающая отца, вставшего на ее защиту. Донна Эльвира при всем своем великолепии выглядит преследующей  неверного возлюбленного.А разве любовь можно вымолить? И уж если она доверилась ему, совершив  роковую ошибку, не стоит ли винить и себя в опрометчивости? И разве все женщины, соблазненные и покинутые героем, не являли собой искушение для него? Заметим, положительные герои злятся, а так называемый отрицательный персонаж - Дон-Жуан причиняет зло не умышленно, а по безответственному беззаботному легкомыслию.

 И власть обаяния Дон-Жуана, которой его наделяет Моцарт, в его ариях:  Дункан Рок владеет секретами пения, что демонстрирует не только в знаменитой "арии с шампанским", но и в серенаде, которую он  нежно поет, аккомпанируя себе на мандолине, и в дуэтах…  Музыка на его балу включает апофеоз самого Моцарта, особенно, когда звучит цитирование арии Керубино- "Мальчик резвый"  из "Свадьбы Фигаро"…  Так нужно ли было  утрачивать поэзию героя в спектакле?

 С окровавленным лицом, как призрак, угрожающе является на ужин к Дон-Жуану мрачный Командор. Испугана до смерти Эльвира. Поджилки трясутся у Лепорелло. Дон-Жуан встречает загробного гостя - Каменного гостя - не теряя присутствия духа. Протягивая руку, он принимает вызов и смело идет навстречу смерти. И вновь мы жалеем о нем, когда для него все кончено.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка