Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

О ВОСТОЧНОМ БАЗАРЕ И ВОСТОЧНОМ САЛАМЕ

Опубликовано 22 Декабря 2008 в 17:00 EST

Д. Каратеев
К. Могильник
Троица любителей путешествовать отправилась в культурологическую экспедицию в Египет. Цель — изучить… уличную, дворовую, трущобную жизнь древнего города Луксора, что на правом берегу Нила, и его окраин.
Гостевой доступ access Подписаться

Дмитрий КАРАТЕЕВ, Константин МОГИЛЬНИК


Троица любителей путешествовать, среди которых фотограф и кинооператор, профессиональный путешественник, а также литератор, решили увидеть мир, используя все возможные транспортные средства. Имелись в виду как обычные авто, самолёты, так и океанские парусники и воздушные шары. Не отказывались они и от путешествия верхом на верблюде или даже ослике. Ведь это прекрасный способ рассмотреть всё вокруг, пообщаться с аборигенами. Тем более, когда тебя интересует этнография и этнология, волнуют старина, история и современный быт местных жителей. А нашу троицу это таки интересовало. Всё увиденное они снимали на плёнку, а к этому добавляли ещё и свои впечатления изложенные письменно. Вышло своеобразное издательское сообщество. Назвали его «Ключ», потому что помогал открывать секреты прошлого и сегодняшнего. А ещё – символизирует источник творчества и вдохновения.

Прошлой весной сообщество в полном составе отправилось в культурологическую экспедицию в Египет. Цель – изучить... уличную, дворовую, трущобную жизнь древнего города Луксора, что на правом берегу Нила, и его окраин.

Фотографии Сергея, иллюстрированные прозой Дмитрия и Константина, или «плёнки плюс нетленки», как определили они в ещё незнакомой читателям книге «Весна египетская», это и есть продукция их сообщества. Вот один из фрагментов будущего издания.

 Дмитрий КАРАТЕЕВ, Константин МОГИЛЬНИК

 Величаво и грозно, протяжно и внезапно над буднем, над пропылённым припёком, над толкотнёй и теснотой, над галдежом, визгом, стуком, криком, над смешным обманом и гашишным дурманом, над всей бузою арабского города-базара взывает незримый муэдзин из-под минаретного полумесяца: “Аллах акбар”. И через несколько мгновений повторяет: “Бог велик”. Ещё помолчит, давая время правоверному припомнить, о том, что Бог велик, отряхнуться от обыденной суеты. И возгласит мусульманский символ веры: “Лля-илляхи-иль-Алла-ваМухаммед-расул-Аллах” – эта аллитерация на “эль” – для них вместо колокольного звона. Кажется, самое время всякому остановиться, хлопнуть греxом оземь, обратиться – просто повернуться к Богу. Но привыкли горожане к пятикратно ежедневному напоминанию о Всевышнем, как наш крестьянин к утреннему “ку-ка-ре-ку”. Никто не вздрогнет и не замрёт. Продолжается буйный будний базар. Ждёт Аллах, терпит – терпенья у Него довольно. А уж в последний день рёвом архангельской трубы всех заставит вспомнить о Себе. Известно: гром не грянет – мужик не перекрестится.

Да уж, братец, кому и судить об этом, как не тебе! Погляди внутрь и вокруг – это ведь всё равно, – увидишь, сколь скуден и слаб человек и как трудно ему хоть немного походить на то существо, каким, говорят, замышляет его Всевышний.

Вот улочка – чуть пошире автобуса, да их тут и не видно: всё коляски одноконные (“Атансьон! Берегись!”) да ослиные тележки. Теснится к серым старым стенам лоточная торговлишка, лавочная – в нишах. Захожего иноземца ловят, расставив руки, словно во сне – только не в страшном, а в детски весёлом.

– Стой, друг мой, стой. Налево пойдёшь – там Луксор. Он 3000 лет стоит. Направо – Карнак. Он 4000 лет стоит. А там Нил течёт, не знаю сколько лет. А тут вот моя лавка – она всегда здесь. Позови только Мухаммеда – каждый тебе покажет.

(Да, Мухаммеда здесь найти немудрено: окликнешь – пол-улицы обернётся. И все пойдут к тебе, хоть ты не гора).

– Посмотри, дорогой, погляди, хабиби, что за вещь! Это именно для тебя, то что ты всю жизнь искал!

– Ну, что там я искал?

– А вот это! Гляди, вещь сама тебя искала, уже к тебе бежит!

– М-да? И почём она у тебя бежит? Хау, так сказать, мач?

– 25, только 25, это для тебя, для туристов 50. Посмотри, какая...

– Не шуми. 25 чего?

– Фунтов, хабиби, фунтов. Для туристов инглиш, для тебя игипшен – оцени! Но в смысле – 125, если игипшен...

– Да ты, брат, шутишь!

– Баджему шутишь? Баджалуйста, скажи ты сколько. Скажи, скажи!

– Ну 5, не больше.

– О, амиго, ты сам, наверное, шутишь. Это же только для тебя, как раз для тебя. Как тебя зовут?

– Ну, скажем, Али.

– Али? Муслим? Нет? Так баджему Али? А тоже я – Али. Бесня знаешь? “Али, Али-баба, хабиби Али-баба...” Так я для тебя как для Али, только для тебя. Посмотри какая вещь – она же египетская, не европейская. Не для туристов. Исклюджительно для египтян и для таких, как ты, хороших гостей. Леди или бадруга есть? Вот шарфик как раз только для неё. Ну, значит, берём за 26?

– Не берём.

– Баджему нет?

– Да она и пяти не стоит – это же гнилушка.

– А за 20? За 20 хорошо: смотри материя какая – чисто египетская.

– Сказал – за 5.

– Друг мой, друг мой, бадажди, только для тебя, дорогого. Отдаю за 16, а, хабиби? Постой, куда побежал? Вернись – отдам за 5. Баджалуйста, бери, и так понимай, что я тебе просто так подарил. Сейчас сдачи дам – носи на здоровье. Аллах баракат – добро пожаловать в Луксор. Слушай, куда спешишь? А как же бакшиш?

Вот оно, ключевое слово: вечное созвучие с гашишем. Бакшиш – тот самый топор, из которого варится горячая и пряная шурпа человеческого общения. Кто общительнее араба? Выторговать, выманить, выклянчить у проезжего хоть что-нибудь – вот видимая цель общения. Внимание и расположение к собеседнику не только кажутся вполне искренними – египтянин в самом деле не отделяет в себе лицемерие от искренности, а расчёт от прямодушия. Ясно и просто излагает он причины, по которым приeзжий должен заплатить ему больше (по возможности, вдвое или впятеро) той цены, за какую рядились: “Ты дал деньги моему брату. Это ему. А мне?” Либо: “Мне заплатил, спасибо. Но у меня ведь ещё трое братьев и четверо детей. Как с ними быть?” Полтинник за чистку башмаков мгновенно обращается в пятёрку: “А ты как думал, я использовал крем и тряпочку, ведь они не казённые”. Бакшиш норовят сорвать на ровном месте, его просят за всё и ни за что: “Снимаешь, значит? А солнышко-то как апельсин – наше египетское, не европейское. Ну, что тебе совесть подсказывает? Давай бакшиш. Не дашь – согрешишь. У меня пятеро детей, один такой, другой – такой, третий...”

Если, например, попросить бакшиш подряд у тысячи прохожих, в ста, а то и в двухстах случаях не ошибёшься. Так что дело надёжное. А кто не даёт, у кого для просителей полон бак шишей, – тому тоже салам.

И здравствуй в нашем граде – Аллах баракат, Луксор!

И вновь над крышами муэдзиновый рёв – пятница ведь, мусульманское воскресенье. Свечерело. Прерывисто освещённая улица. Там и сям круглые столики, старые деревянные стулья, на них сидят смуглые и чёрные люди, кто в арабской, а кто в европейской одежде. Ведётся неторопливый галдёж, пьются нескончаемые чаи, кофеи, кроваво-кислые каркаде. Дымятся и булькают метровые кальяны. Носятся с подносами мальчишки, на вид цыганчата. Подзываем цыганчонка-арапчонка: “Сколько с нас?” – “А вы откуда?” – “А мы из Японии” – “Не-ет!” – “Ну ладно, из Китая, ха-ха!” – “Я знаю, вы из России.” – “А точнее?” – “Вы из Польши” – “Промазал!” – “М-м-м...” – “Ладно, Украния” – “А-а, очень милый народ. Добро пожаловать в Луксор! А как тебя зовут?” – “Али” – “Так не бывает. Ты мусульманин?” – “Нет, просто Али. А он вот Али-Баба” – “Правда! Махмуд, здесь Али-Баба, смотри! И мусташ, и борода...” – “Да-да-да. А тебя как зовут?” – “Я Ахмед” – “Ахмед, сколько с нас?” – “М-м-м... 25 египетских” – “Врёшь, мы знаем цены” – “Это вы на других улицах знаете, и днём. А сейчас вечер, и у нас” – “Всё равно врёшь! Так сколько?” – “Ну давай 20” – “Ну хорошо, пусть 25, но ты мне, а я тебе 20” – “М-м-м... 15” – “Будь по-твоему: ты мне 20, я тебе 15. Идёт?” – “Ну давайте уж 5” – “Нет уж, только 4, мы цены знаем. Но полтинничек прибавим. Хочешь 4.50?” – “Ладно 4.50 и 50 пиастров сверху – на бакшиш”.

Мальчишка по-старше смуглеет из сумерек, улыбается льстиво. Что тебе, тоже бакшиш?

– Нет, зачем? Познакомиться хочу. У тебя есть жена?

– Есть.

– Где она, в отеле?

– Нет, жена дома в Киеве.

– Далеко жена! Тебе нравятся арабский?

– Да мне многое тут нравится.

– Арабский мужчина любовь хочешь? Смотри мне глаза, на меня посмотри. You may fuck me. Я из Нубии. Без деньги. Мой вот такой нубийский до локтя. Ты такой не знаешь. Все три идём. Арабский любовь увидишь. Только 2 доллара... Want you fuck me?

– Отвяжись!

А кто в луксорских сорной пестрядью запруженных проходах не торгуется и не клянчит, не предлагается? Есть такие люди. Это старики. Сидят на ковриках, на каменных ступенях или просто на куче невесть какого вздору, в домино или в зернь играют, душистые табаки потягивают. Иной откинется на стену, выдохнет, зевая “Алла-а-ах-ах!”, очи заведёт высоко под чалму, и – не то думу думает, не то так безмолвствует. Отбегали своё смолоду шейхи, отгалдели на площадях, сбросили дурной задор и стали – мудрецы. И в каждом человеке сидит мудрец, да не видно его до поры, оттого, что мудр и тих мудрец, не любит со своей мудростью соваться на люди. Так и бывает: на душе салам, а на улице алейкум, то есть всё, что снаружи – вам, а что внутри – то мир.

Так вот и море: беспокоится, носится, – говорят, волнуется. А погрузись поглубже – там рыбий мир да покой коралловый, грёзы логова осьминогова. Шумен и бурен человек смолоду, себя не знает. Окликают тебя колокола, зовут муэдзины – а ты всё за бакшишем, как шавка за косточкой, бегаешь, у Князя Мира подачки выпрашиваешь: “Мама финита, папа финита, гив ми презент, амиго”. Не стыдно? 20 раз бакшиш, 200 раз шиш. Не надоело? Погляди в глаза старика, что там отражается, заметил? Вот то-то. Приходит и твоя пора тихим быть, не мудрить – мудрствовать безмолвно. Ночь, глядишь, настала, высь вызвезженную затеплила-застудила. Понемногу расходятся люди, позёвывая “Аллах”. Голову клонит конь, идти не хочет осёл, выпадают вожжи из рук дурью дневною окуренного возницы. И неустанно – не ревёт – поёт – выговаривает – с минарета: “Аллах-акбар-лля-илляхи-ильАлла-ва-Мухаммед-расул-Аллах...”

А это значит по-нашему: “Приидите поклонимся Цареви нашему Богу!..” На том и доброй ночи.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ОСТРЫЙ УГОЛ

Сколько стоит жизнь солдата?

Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!

Сергей Дяченко декабрь 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути. Часть 6. Студенческие годы (Глава 1)

Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.

Эдуард Малинский декабрь 2024

Трендсеттер (рассказ)

Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.

-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?

Александр Юдинцев декабрь 2024

В ПРЕССЕ

Ноябрь 2024-го. Первые парадоксы и перегибы

Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).

Виталий Цебрий декабрь 2024

СТРОФЫ

Украина в огне

Анатолий Стеклов декабрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка