ДОМ ШАЛЯПИНЫХ
Опубликовано 16 Ноября 2008 в 17:00 EST
Речь пойдёт о человеке, на чью могильную плиту несравненная Пиаф возложила венок из белых роз с надписью: «Соловью России от воробышка Франции», о подлинном гении – Фёдоре Ивановиче Шаляпине.
Рада ЛАНДАРЬ,
искусствовед
Cambridge, МА
The most influential opera singer Feodor, born the same year as Enrico Caruso (1873) was the first Russian singer to establish a great international career. His impact in making the drama and the acting in opera equal with the music, and in transforming the basso from supporting player to protagonist, is still felt today partly by way of the wealth of written and recorded material he left us. After the Russian Revolution he was at first treated as a distinguished artist of Soviet Russia. However, the harsh everyday life and the psychological climate, as well as reportedly, the encroachment on same of his property by the Communist authorities caused him to remain outside Russia. He was denounced as ”antirevolutionary” and deprived of all his Russian property and titles. He died in Paris, an exile, in 1938.
This article is about the house of Feodor Chaliapin, which he purchased for himself and for members of his family. Director of the Chaliapin House Museum in Moscow Eleonora Sokolova and Chaliapin’s great grand daughter, a theater historian and a creator of puppets Dasja Pozner take part in the conversation about the great actor.
Речь об актёре, которому благодарные поклонники дарили золотые лиры и лопнувшие от апплодисментов лайковые перчатки, о великом певце, пришедшем из Суконной слободы на сцену оперного театра, о кавалере орденов Почетного легиона, о первом Народном артисте Республики, о заботливом отце многодетного семейства.
Речь пойдёт о человеке, на чью могильную плиту несравненная Пиаф возложила венок из белых роз с надписью: «Соловью России от воробышка Франции», о подлинном гении — Фёдоре Ивановиче Шаляпине.
На разговор этот меня сподвигли две очаровательные женщины. Одна живёт в нашей Новой Англии, другая — несколько дней была тут проездом. Первая — правнучка Шаляпина, названная Дасей в честь своей бабушки, младшей дочери певца. Вторая — директор Дома-музея Шаляпина на Новинском бульваре в Москве, прекрасный пианист и музыкальный критик Элеонора Соколова. Обе занимаются историей театрального искусства. Только правнучка всю жизнь тяготела к искусству кукольного театра, а куратор московского музея — театра оперного. Одна написала диссертацию на тему: «Влияние Гофмана на русскую сцену», другая — «Режиссёрские принципы С. И. Мамонтова и его Частная опера». Первую, родом из Франции, ещё в раннем детстве увезли в Америку. Другая появилась на свет в старом, некогда персидском городе, но тоже не надолго задержалась там.
Не только старые пластинки с выразительным глубоким голосом, но и само имя: Фёдор Шаляпин для обеих — не пустой звук, а, можно сказать, канва их собственной жизни. Поэтому удивляться не приходится тому, что одна уже после школы принялась за изучение родного языка прадедушки, а другая, как настоящая верная дому хозяйка, после смерти мужа Н. Н. Соколова, первого директора единственного шаляпинского Дома-музея в Москве, взяла бразды правления Домом в собственные руки.
Но начну по порядку: с визита молодой дамы. Ближе к часу «между волком и собакой» порог моей скромной обители в Кембридже переступила молоденькая женщина с внимательными светлыми глазами. Я невольно стала размышлять: если Дася похожа на бабушку, а бабушка унаследовала от отца эту притягательность милого кокетливого и, в то же время, серьёзного взгляда, то перед тобой стоит и улыбается частичка великого актёра.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР