Шовги Гусейнов
Зажёг зал
Опубликовано 6 Декабря 2019 в 11:33 EST
Открытый финал пьесы оставляет зрителей в неведении о том, что должно случиться с героем, но в переполненности теми эмоциями, болью, страстью, горечью, которыми артист Шовги Гусейнов зажег зал.
Пьеса Патрика Зюскинда “Контрабас” одновременно и притягательна, и трудно преодолима и для актеров, и для публики. Она представляет собой кажущийся бесконечным монолог, полный по сути печали и горечи. Но и прорывов к счастью, к мечте, к несбыточному! В ней контрасты, взрывы, паузы! Сыграть эту пьесу, передавая душевные муки героя, изгибы и повороты исповеди, может только актер с сильным душевным потенциалом. И с большим мастерством потому, что по жанру это - трагифарс, по тексту - бездна литературы, по атмосфере- тотальное одиночество актера на сцене.
Публика Бостона видела эту монопьесу в исполнении Константина Райкина, и осталась под сильным впечатлением. Образ неказистого, нескладного, до срока постаревшего, преданного своей профессии человека, ощущающего свое место песчинки в безбрежности музыки, страдающего от неразделенной любви, бередил, тревожил, вызывал сострадание.
О том, как по-другому сыграл эту пьесу Константин Хабенский, мы только читали или видели как видеозапись. Отличие было в том, что крен в постановке Н. Черепанова для К. Хабенского было в сторону от монолога к масштабу театрального действия.
В обоих случаях пьеса, превращаемая в спектакль, втягивала в тяжелые психологические переживания героя, и раскрывалась по-разному. Чтобы взяться за исполнение этой пьесы после них нужна была смелость.
Шовги Гусейнов - артист драматического азербайджанского театра из Баку на гастролях в Бостоне, которые проходили на сцене бостонского театра “КРУГ”, предложил свою трактовку образа одинокого несчастливого музыканта, играющего на самом неблагодарном инструменте- контрабасе, корпус которого слишком велик, а диапазон слишком мал.
У него была такая же преданность музыке, как у героев К. Райкина и К. Хабенского. Такое же преклонение перед великими композиторами прошлого. Такое же ощущение своего нижайшего места в музыкальной вселенной… В иерархии музыкальных инструментов оркестра… Но в отличие от контрабасиста К. Райкина, неуловимо передававшего этнические характерные особенности музыканта- еврея, Ш. Гусейнов сыграл музыканта азербайджанца, по пластике, жестам, интонации – кавказца. И стала очевидна интернациональная природа образа. На самом деле, этот придуманный П. Зюскиндом персонаж может быть воплощен и как итальянец, как немец, и как француз, и как литовец, и как украинец… Человек любой национальности, обнаруживая определенные характерные черты, может оживать в присущей ему пластике и интонации речи, представая по сути не кем иным, как маленьким человеком в том понимании, какое знакомо нам по русской литературе.
…Маленький зал театра “Круг” внезапно затемнен. А когда свет оказывается направлен на сцену, на ней человек невысокий, немолодой с темными сверкающими глазами. На нем черная футболка, черные с узкими носками ботинки и белый нарядный пиджак. В таком можно быть солистом эстрадного оркестра. Но герой пьесы знает, что он служит в государственном симфоническом оркестре. Большая разница!
Шовги Гусейнов начинает говорить сразу, быстро, временами захлебываясь, увлекаясь, и, обрывая себя словно вынужденными паузами. Тогда от переполненности чувствами, он ложится на пол ничком и молчит. Потом вскакивает и продолжает говорить. Он говорит о композиторах-творцах с восхищением, преклонением, пониманием… Он знает судьбы Гайдна, Моцарта, Шуберта, Бетховена, Брамса…В глазах артиста загорается огонь!
Но подтачивает душу его героя безответная любовь к прекрасной певице, солистке, для него недостижимой… И, размечтавшись, он уже видит себя ее мужем, запрещающим ей принимать приглашения других мужчин. Тут словно кавказская кровь джигита- хозяина начинает бурлить в нем. И возникает комический контраст его мечты и реальности, в которой он- никто, чтобы запрещать ей что либо… Это он тоже начинает понимать после своей внезапной вспышки. И снова ложится ничком…Русский язык для артиста не родной. Но он играет эту пьесу в двух версиях: на русском, и по-азербайджански. И с громадой текста на русском языке справляется свободно. А за ним высится созданный из тонких металлических линий каркас контрабаса, того фетиша жизни его героя, который в мороз он укрывал и спасал своей одеждой, а потом, от того, что снял ее, промерз до тяжелой болезни… Контрабас на сцене – это настоящий артефакт, сконструированный художником спектакля - Зауром Абасовым. Режиссер постановки – Ирина Перлова.
Наш герой обнимает свой инструмент, бережно прикасается к нему, поднимает, ставит на место… Без этого не приносящего успеха инструмента, для которого нет на самом деле сольных концертов с оркестром, он не мыслит своей жизни. Этот человек, гордящийся им и прикованный к нему, отъединенный от мира в своей звуконепроницаемой комнате, готовится к последнему отчаянному безумству своей жизни, за которое готов поплатиться всей скромной устойчивостью своего существования. Он знает, что будет уволен, если осуществит задуманное. К предстоящему вечеру он замышляет крикнуть о своей любви на весь зал! На что он надеется?! Зачем это безумство? Ответа быть не может. Так душа человеческая, запертая в тайниках его груди , бьется и просится вырваться наружу.
Открытый финал пьесы оставляет зрителей в неведении о том, что должно случиться с героем, но в переполненности теми эмоциями, болью, страстью, горечью, которыми артист Шовги Гусейнов зажег зал.
Слушайте
Читайте также
СТРОФЫ
Стихи должны говорить сами за себя, тем более сатирико-юмористические, ведь как сказал Карамзин почти два с половиной века назад: «Смеяться, право, не грешно на тем, что кажется смешно…». Однако, что бы избежать ненужных кривотолков и ложных обвинений в гомофобии, которой у автора не было и нет
декабрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ОСТРЫЙ УГОЛ
Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!
декабрь 2024
ПРОЗА
Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.
декабрь 2024
Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.
-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?
декабрь 2024
В ПРЕССЕ
Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).
декабрь 2024
СТРОФЫ
декабрь 2024