Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

КУДА ВЕДЕТ ДОРОГА?

Опубликовано 22 Декабря 2008 в 17:00 EST

И. Чайковская
… обратиться к вопросу, о котором я мало думала в России и с которым вплотную столкнулась в Америке, — о гомосексуализме и лесбиянстве. Представители того и другого “направления” в сегодняшней Америке агрессивно наступательны, они в книгах, на экранах, на улицах, в школах. Редкий фильм обходится без этой темы, порой поданной с пафосом сострадания, порой — с пикантными деталями. ОНИ говорят, о НИХ говорят — громко, не оглядываясь на детей, с сознанием наступившего наконец-то момента истины.
Гостевой доступ access Подписаться

Ирина ЧАЙКОВСКАЯ
Бостон


В России свои уроки литературы со старшеклассниками я обычно начинала с самого важного для человека вопроса – о смысле жизни. Ведь что мы ищем вокруг себя – в людях, в книгах, в фильмах и в природе? Мы ищем хотя бы частичного ответа на вопрос, зачем и для чего все это. Литература не философия, но по-своему, на своём языке, более причудливом и метафоричном, чем философский, она отвечает на этот вечный и мучительный вопрос. Зачем обманываться и обманывать других?

Еще Омар Хайям на сакраментальное “В чём нашей жизни смысл?” ответствовал: “Он нам непостижим”. И я не могла сказать: “Ребята, смысл нашей жизни в том-то и том-то”. Я говорила, что каждый будет искать его сам для себя, и поиски будут тяжелы и, увы, бесконечны. Но есть некоторые подпорки, которые дают человеку философия и религия. Если этот мир имеет смысл и человек в нём не случаен, то он, человек, должен сохранить себя и мир в целости и сохранности как разумный хозяин.

Мы не знаем, будет ли Страшный Суд, на который явится человечество, но, если иметь в виду его гипотетическую возможность, то предстать пред лицом своего Создателя человек должен в своём человечьем обличье. Он не должен ни превратиться в зверя, ни стать машиной. Свои человеческие качества он должен передать своим детям, чтобы род человеческий остался на земле, и остался как род человеческий и никакой иной.

Примерно это я говорила своим ученикам.

Для чего мне понадобилась такая преамбула, которая, боюсь, раздражила многих, не жалующих “высоких рассуждений”? Она понадобилась мне, чтобы обратиться к вопросу, о котором я мало думала в России и с которым вплотную столкнулась в Америке, – о гомосексуализме и лесбиянстве. Представители того и другого “направления” в сегодняшней Америке агрессивно наступательны, они в книгах, на экранах, на улицах, в школах. Редкий фильм обходится без этой темы, порой поданной с пафосом сострадания, порой – с пикантными деталями. ОНИ говорят, о НИХ говорят – громко, не оглядываясь на детей, с сознанием наступившего наконец-то момента истины. Какой истины? Что нельзя преследовать людей за гомосексуальные пристрастия? Но в этом шуме и гаме слышится иное: следуйте за нами! делайте как мы! Боюсь, что легковерные, в особенности дети, падкие на модные приманки, услышат эти призывы и соблазнятся ими.

Америка начиналась как страна пуританская, в High School мой пятнадцатилетний сын изучает книгу Натаниэла Готорна “Алая буква”. Там рассказывается об Америке XVII века, когда женщину, заподозренную в измене умершему мужу, выставляют к позорному столбу и приговаривают к пожизненному ношению алой буквы А (от adulterer – супружеская измена).

Времена изменились, мы снимаем две комнаты в доме, где живут еще две семьи; одна – семья священника, другая, вплотную к нашему обиталищу, – гомосексуальная. Из-за тонкой перегородки иногда доносятся до нас голоса, один низкий, другой – похожий по тембру и интонациям на женский, порой даже возникает иллюзия, что там женщина. Вначале я не знала, что эти двое мужчин – семья, мало ли студентов в Америке, снимающих в целях экономии одну квартиру? Есть даже понятие “roommate” – товарищ по комнате. Мне было странно только, что живут они очень уединённо, если уезжают из дому, то ночью, возвращаются под утро. Сын первый догадался о характере их отношений, а об их поездках сказал, что ездят они в “свой” клуб. Всё это было странно. В России я с подобным не встречалась. Однажды к нам пришли сборщики подписей. Сын сказал, что они собирают подписи под манифестом геев и лесбиянок. Я подписывать этот манифест отказалась, священник, живущий рядом, его подписал. Тут я призадумалась. Не нужно быть особенно религиозным, чтобы помнить историю Содома и Гоморры, испепелённых Всевышним за их грехи. Кто не знает про праведника Лота, которого Господь вывел из города, чьи жители осквернили себя содомским грехом? И вот священник, ничтоже сумняшеся, подписывается под манифестом содомитов. Почему? Что его заставляет?

“Общественное мнение, – ответила мне на этот вопрос приятельница. – В Америке, особенно в таких культурных центрах, как Бостон, интеллигентные слои общества поддерживают права “сексуальных меньшинств”. Их права – такие же, как все прочие права человека, на отстаивании которых свихнулась Америка”. Приятельница меня отчитала “за отсталость” и строго приказала на эту тему ни с кем из приличных людей не разговаривать, дабы не быть причисленной к группе тупых и невежественных ненавистников прав и свобод, требующих “убрать всю эту нечисть с лица земли”. Нет, до таких призывов мне было далеко. Как всякий образованный человек я знала и некоторые исторические факты, и имена. Чайковский… Дягилев… подруга Бунина Галина Кузнецова, сбежавшая от писателя с женщиной… Но что-то меня во всем этом смущало.

Чайковский. Какая трагичная жизнь была прожита этим удивительным гением, сколько в ней было борений “с самим собой”, как часто мы слышим в его музыке голос израненного неподъёмной мукой сердца. Про Дягилева писала статью и, когда её писала, проникалась убеждением, что его демонстративный гомосексуализм был в какой-то степени позой, перчаткой, брошенной в лицо ханжеским светским кругам.

Русский Серебряный век породил довольно значительное число творческих личностей, презревших условности и этим как бы причисливших себя к избранному кругу – артистов, наследников александрийской эпохи. Но вспомним: александрийская эпоха была временем распада великой Эллинской культуры, периодом её декаданса и разложения, когда творцы и их аудитория ушли от столбовой дороги, ведущей к храму, в тёмные и зловонные закоулки, дешёвые припортовые притоны, где бушевали дикие и бесконтрольные страсти. Мать, убивающая своих детей, чтобы отомстить изменнику-мужу, жена, возжелавшая своего пасынка, – вот сюжеты, порождённые той изломанной эпохой. Русские александрийцы, подобные Михаилу Кузмину, жили в сходное время. В воздухе стояли густые зловонные испарения, “бражники и блудницы” воистину пировали во время чумы. Чуткие души (вспомним прорицания Блока!) улавливали приближение карающего всадника, и он не заставил себя ждать. Пожар революции испепелил, уничтожил субкультуру, взращенную русскими александрийцами… история повторилась. Приходит на память замечательное исследование Честертона, писавшего о “смене вех” в эпоху раннего христианства. Философ писал примерно следующее: христианство должно было неотвратимо сменить разложившуюся эллинистическую культуру, утратившую моральные ориентиры. Когда в каждой луже или ручье виделся бог или божок, когда боги перестали быть регуляторами людского поведения, а стали примером развращенности и бесстыдства, новая молодая культура религиозных пассионариев, проповедовавших единобожие и строгие моральные заповеди, должна была неминуемо победить.

Рифмой к честертоновскому выводу звучат слова Достоевского: “Если бога нет, то все позволено”.

Я не так давно в Америке и не успела разобраться в сложном вопросе о религиозности её жителей. Легко разглядеть одно: человек в этой стране уповает не на бога, а на себя. Он заинтересован всё в новых и новых пространствах свободы. Но, может быть, пора остановиться и оглянуться – не отказывается ли он в поисках призрачной свободы от своего человеческого естества, от своей, если позволено будет сказать, божественной сущности? Не уходит ли с проторенной человечеством тропы?

Помнится, Пушкин перед женитьбой заметил, что счастье нужно искать на “проторенных тропинках”. Почему то, что неестественно, неорганично для человека (не говорите мне о “биологическом факторе»; процент биологических геев почему-то нигде мне не встретился, не потому ли, что он ничтожен?) должно быть даровано ему как некое неотъемлемое право, как некая узаконенная возможность, как благо?

Я бы не хотела, чтобы мой сын, распропагандированный в своей сверхлиберальной школе, где ежегодно на одном из уроков представители сексуальных меньшинств рассказывают о преимуществах своего образа жизни, пошел бы по этой тупиковой тропе. Опасно это, далеко уводит не только от родных и близких, не только от путей человеческих, но и ещё от чего-то… от Бога, что ли?

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ОСТРЫЙ УГОЛ

Сколько стоит жизнь солдата?

Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!

Сергей Дяченко декабрь 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути. Часть 6. Студенческие годы (Глава 1)

Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.

Эдуард Малинский декабрь 2024

Трендсеттер (рассказ)

Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.

-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?

Александр Юдинцев декабрь 2024

В ПРЕССЕ

Ноябрь 2024-го. Первые парадоксы и перегибы

Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).

Виталий Цебрий декабрь 2024

СТРОФЫ

Украина в огне

Анатолий Стеклов декабрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка