Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Я ВСЕГДА ЖИЛ РОССИЕЙ

Эксклюзивное интервью с Наумом Коржавиным

Опубликовано 20 Января 2008 в 17:00 EST

После возвращения из Москвы Наум Коржавин в этом эксклюзивном интервью «Кругозору» делится своими впечатлениями о поездке, воспоминаниями о Булате Окуджаве, Владимире Рецептере, Станиславе Рассадине и о других, а также рассказывает о своих творческих планах
Гостевой доступ access Подписаться

– Наум Моисеевич, с ноября по конец декабря – целый месяц – Вы прoбыли в Москве. Какие у Вас впечатления от города, от людей? Что Вы там увидели?

– Слово «увидеть» по отношению ко мне звучит неудачно – я вижу плохо.

– Ну, так что почувствовали?

– Москва есть Москва. В этом смысле она не переменилась, и много в ней хорошего, того, что я люблю. Мне говорили, что теперь во многих городах положение стало лучше, люди лучше питаются, лучше живут. И я почувствовал, что это так. Но, с другой стороны, есть какаято неуверенность в завтрашнем дне: не знают, что будет дальше, какая политика, что в связи с этим произойдет... Дело не в том, что наверху злая воля, просто развязались такие стихии, с которыми трудно разобраться. А стихии эти развязывали все – когда-то либеральная интеллигенция, не понимая, что она делает, потом правительство, короче, – все.

– Милиции много на улицах? Как там со свободой? Я слышала, что сейчас в Москве многих обыскивают прямо на улице, просят предъявить документы, особенно, если ты чернявый...

– Когда мы ходили, нас никто не обыскивал.

(Жена, Любовь Семеновна, из коридора: «Куда мы ходили? Мы везде ездили – нас возили. Мы жили в искусственных условиях.»).

Никто из моих друзей не жаловался, что их останавливали. Такой обстановки – чтобы всех обыскивали – в Москве нет.

– А черноволосых тоже не обыскивают?

– Этого я не знаю. Остальное – то, что в газетах. Это не мои впечатления.

– Значит, у Вас хорошие впечатления?

– От Москвы – да. Я её по-прежнему люблю.

– Наум Моисеевич, Вы получили Специальную премию по итогам конкурса «Большая книга» за двухтомник Ваших мемуаров «В соблазнах кровавой эпохи», вызвавших у читателей интерес, о чём свидетельствует полностью распроданный тираж. Что Вы можете сказать по поводу конкурса? О его победителях – Дмитрии Быкове, Александре Кабакове, Михаиле Шишкине?

– О премированных произведениях ничего не могу сказать – не читал.

– И Дмитрия Быкова о Пастернаке?

– Конечно, и его. Мне сейчас трудно читать. Никаких претензий к ним у меня нет. Они талантливые люди, все трое. Там было одно приключение. Ну, да Бог с ним.

– Какое приключение?

– Да не надо.

– Не то ли, что многие телезрители решили, что Вам дают Главную премию?

– Да, там всё делалось в спешке. Видимо, жюри сначала мне ничего не дало, а потом решили, что надо и меня как-то отметить. И сделали это очень поспешно и нелепо.

– Вас объявили самым первым. Мне позвонили и сообщили, что Коржавин получил Главную премию. Я была уверена в этом.

– Многие были в этом уверены, минут десять был уверен и я. Но ни к кому, кто получил премию, у меня, естественно, нет претензий.

– Вы считаете, что все получили, как того заслуживали?

– Я уже говорил, что премированных книг не читал. Другое дело, что к своей книге я отношусь очень серьезно. Считаю, что она нужна. Она нужна тем, кто хочет осознать то, что с нами произошло. Моя книга вводит в курс внутренней жизни нескольких поколений.

– За месяц в Москве Вы встретились со своими друзьями-писателями. Как им пишется?

– Пишется всем трудно сейчас. Не от «начальства» это зависит. Никто на них не давит. А просто – что здесь, что там – сейчас пишется трудно из-за той ситуации, в которую, выражаясь высокопарно, попал Мировой Дух. Но это общая ситуация.

– А кого Вы посетили в этот раз?

– Сарнова видел, Карякина, Рассадина, Лазарева, Ржевскую, Чухонцева, многих видел...

– Знаю, что у Станислава Рассадина очень пессимистический взгляд на будущее России. Остальные Ваши друзья не разделяют его опасений?

– Сейчас у интеллигенции пессимистические опасения широко распространены. Я от моих друзей-пессимистов отличаюсь тем, что у меня пессимистическое настроение не только в отношении России.

– А и в отношении мира в целом? Будущего европейской цивилизации. Так?

– Это длинная история. Слишком много было сделано для того, чтобы люди потеряли ориентиры. Пришли поколения, которые вместо того, чтобы приобщаться к культуре, стали приобщать культуру к себе. И это не только в России. В России как раз положение лучше.

– Вы общались с Еленой Ржевской. Давно люблю эту писательницу и хотела бы о ней услышать. Что она? Работает?

– Всё время. Пишет. К ней обращаются люди со всего мира.

– Как к писательнице или как к общественному деятелю? Она ведь во время войны была переводчицей у советского командования, присутствовала в бункере Гитлера после его самоубийства, при опознании его тела и тела Евы Браун...

– Думаю, что все же к ней обращаются как к писательнице.

– Её главная тема осталась прежней? Война?

– Война, сражение под Ржевом... Она почётный гражданин города Ржева.

– Да, она участвовала в сражении под Ржевом, страшно кровопролитном, отсюда и её псевдоним – Ржевская. Как вы думаете, Наум Моисеевич, тема войны сейчас востребована?

– Кем-то востребована, но есть люди, говорящие, что они этой темой сыты, что они всё уже о войне знают... Но могу сказать, что читателей, которым интересна Ржевская, достаточно.

– Среднее поколение? Старики? Она ведь постарше Вас будет...

– Старше, но не очень намного. Появилось много молодых в России, которые интересуются прошлым.

– Вот человек младше Вас, поколения Вашего друга Станислава Рассадина. Имею в виду актёра и чтеца Владимира Рецептера. Недавно прочитала его прекрасную книгу «Жизнь и приключения артистов БДТ». Там он пишет, что Вы были большим почитателем этого театра. Это так?

– Конечно.

– Вы москвич, а БДТ – театр ленинградский, питерский...

– Но я бывал в Питере, а театр приезжал в Москву. Большого разрыва между Москвой и Питером не было. И я вообще не знаю людей, которые не были бы поклонниками этого театра. Очень был хороший театр, талантливые актёры. У меня с ним были близкие отношения.

– Благодаря дружбе с Рецептером?

– Да. Я жил у него, а он жил в БДТ.

– Прямо в театре?

– Ну, да. И мы с Любой там у него гостили. Оттуда мы ходили в гости к Володину, к Гоге Товстоногову, к Райкину.

– Какие спектакли БДТ Вам особенно нравились?

– Мне все нравились. Конечно, «Горе от ума» – с Юрским и с Волей Рецептером в роли Чацкого, «Карьера Артура Уи», «Мещане»...

– Рецептер написал довольно горькую книгу. О театре он пишет как о сложном явлении – не в жанре славословия... Наверное, театр в каком-то смысле отражает состояние общества.

– Он отражает состояние общества больше, чем само общество. Концентрированнее.

– Знаете, как я озаглавила свою рецензию на книгу Рецептера – «Что наша жизнь?». Грустная книга, и рецензия получилась не веселая...

– Театр есть театр. Там есть всякое – горькое и радостное. Помню к 10-летию «Современника» – там была выпивка – Булат написал хорошую песню.

Премьера одна на ходу,
А другая вынашивается,
Всё время аншлаги... О господи, как повезло!
Машины нас ждут,
Александр Сергеич напрашивается.
А может, не надо,
Чтоб что-нибудь произошло?

– Машины – это какие же? Обычные или черные «маруси»?

– Обычные.

– А то ведь уже везде чудятся подвохи. Стало быть, речь у Окуджавы о том, что жизнь вошла в колею, что жить стало приманчивее и «веселее»? Правильно?

– Ну, да. Речь идёт о нормальном успехе.

– Наум Моисеевич, после Вашего возвращения из Москвы прошло уже много времени. Поездка была тяжёлая. Вы приходили в себя, болели. Сейчас Вы в хорошей форме (стучу по дереву). Чем занимаетесь? Что пишете?

– Статью хочу написать очень важную. Называется «Разрушение контекста». Это будет, если у меня хватит сил её написать, большая культурологическая работа о том, что произошло с культурой, с самосознанием людей. Молодёжь перестаёт понимать многие произведения, потому что не знает общего контекста культуры. Вот я попал в деревню во время войны – под Ростовом. И там ребята стали просить: «А ты почитай нам стихи!». Я прочитал им Пушкина «Я вас любил». А они начали смеяться.

– Правильно, они вне литературной традиции. Реакция людей, оторванных от культурной среды.

– Да, они вне традиции, и такая реакция тогда была для них естественной. Но когда люди, живущие как бы в атмосфере культуры, так реагируют на искусство, – вот это опасно.

– Возвращаясь к статье, собираетесь писать ее на российском материале?

– В основном, да, но не только.

– А как Вы узнаете о российских делах? Откуда знаете, что происходит в России? Вы ведь живете в другой стране...

– Я всегда жил Россией, интересовался всем, что там происходит, да и друзья у меня всегда там были. Сейчас, в наши дни, люди оттуда приезжают, и я там часто бываю. Я вовсе не так оторван. И, вообще, я – человек тамошний.

На фото: Наум КОРЖАВИН.
Фото Александра Марьина публикуется впервые

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка