Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Роман Виктюк ушел...

Опубликовано 26 Ноября 2020 в 06:27 EST

...всё началось в 2007 году, когда на Виктюка было совершено жестокое нападение.
Гостевой доступ access Подписаться

Роман Виктюк: «20 век дал нам литературу, отличающуюся четырьмя элементами от всего, что было написано раньше. Вот они: интуиция разъятого мира, открытые «шлюзы» подсознания, непрерывная текучесть сознания и новая поэтика (ритм, звук, тон), вышедшая из символизма, пришедшая на смену изжитым формам классицизма, романтизма и реализма. Без этих четырех элементов литературное произведение выпадает в прошлое, не в будущее, и, тем самым, можно сказать, что вне этих элементов великих книг 20 столетия не существует. Они – непременное условие новой литературы. И эстетики нового театра.

«…Они, а также поэтика сновидения (неестественность пластики и речей персонажей, использование масок и травести) возвращают театру некогда утраченную способность непосредственного общения актера с миром. Театр станет местом встречи и диалога Времени и Вечности».

...Театр Виктюка был таким местом, храмом Искусства, Домом Света, как называл его режиссер.

Как жить без Романа Григорьевича, я не знаю, и слова здесь бессмысленны, разумеется.

Просто хочется вернуться к теме «венца тернового, увитого лаврами», которым у нас венчают головы тех, кому по праву быть «в белом венчике из роз».

Пишут: «был госпитализирован с коронавирусом», «много болел»... Да, много, но в чем причина множественности недугов?..
 
С моей субъективной точки зрения, (а субъективность моя – это пристрастность, измеряемая годами вглядывания в линию судьбы Художника) всё началось в 2007 году, когда на Виктюка было совершено жестокое нападение. По всей видимости, нападение было связано с попыткой отобрать у Виктюка и его труппы здание, в котором располагался театр.

Режиссеру тогда было за семьдесят, и сильнейший удар по голове в таком возрасте не мог ни оставить по себе последствий, даже, несмотря на то, что Виктюк был человек с характером и умел держать удар во всех смыслах слова.
 
А через несколько лет случился Крым – тогда режиссер высказывал альтернативную точку зрения по поводу произошедшего и с лихвой огреб от националистов с обеих сторон. Он близко к сердцу принял эту историю, что тоже здоровья ему не прибавило.

Потом опять потрясение: скончалась его прекраснейшая и умнейшая, задушевная подруга – великая Елена Образцова.

Эти события, на мой взгляд, значительно повлияли на уход гения из жизни.
 
  … Виктюк весь из тайн и загадок, но, наверное, одна из главных загадок, с ним связанных – как такой свободолюбец с необузданной фантазией, еnfant terrible и divine monster в одном флаконе от Rene Lalique, одержимый красотой и страстью к искусству театральный новатор, скандальный гений, эстет и эгоцентрик, кумир богемы, певец томления и порока, художник, который, как писали в 90-е американские критики, «совершил переворот в умах, по силе воздействия равный октябрьскому перевороту», человек, живущий Игрой и Магией театра, мог появиться в хамском, жлобском, навсегда домостроевском государстве?

 «Да, скифы – мы, да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами», но Роман был другим!
 
Отчасти разгадка в том, что он, как сёрфер, в 90-х поймал волну. Отчасти в том, что публика на тот момент была достаточно образована, чтобы понять контекст, оценить игру ума, стиль, заинтересоваться необычностью, а не возненавидеть ее, не поняв (все-таки советское образование, в отличие от нынешнего, профанацией назвать нельзя) Случись же премьера «Саломеи» сегодня, кроме пресловутой голубизны, многие бы ничего и не разглядели в спектакле.

А, по моему мнению, сам Оскар Уайльд высоко оценил бы постановку Виктюка, и Рудольф Нуриев был бы доволен спектаклем о себе - «Нездешний сад».

 Познание режиссером законов искусства, его бескомпромиссность в искусстве, абсолютная страстная самоотдача, его фантазия и интуиция позволили ему создавать шедевры, а сам Виктюк оказался в ряду самых передовых художников эпохи, и человеком, сделавшим мир свободнее, а  значит – лучше.

И, разумеется, никакие «отчасти» не объяснят размах театральной феерии, художественной силы очаровательного хулиганства, рафинированного, аристократического безумия, животной страсти к совершенству, что сошлись в одной личности – Романе Виктюке.
 
Перед труппой осиротевшего театра стоит очень сложная задача – сохранить память о гении мирового театра, не изменив ни строчки в партитуре жизни и творчества прекрасного и скандального гения и хотя бы в какой-то мере не утратить индивидуальности и смелости отстаивать собственные ценности.
 
Не то чтобы я не верила в силы и добрую волю хороших людей – я как раз верю! Но, во-первых, и тысяча талантов не складывается в одного гения, во-вторых, именно авторитет Виктюка был главным щитом, оберегающим театр от агрессии извне, и, в-третьих, чиновничий аппарат, эта гидра с несчетным количеством голов, сейчас слишком могущественен и способен придушить любое проявление инакомыслия.
 
Мне вспоминается история убийства музея им.Н.К.Рериха – на первый взгляд, этот прецедент не вяжется с темой поста, но это лишь на первый взгляд. Внутренняя, как бы между строк, идейная ориентированность музея тоже шла вразрез с основным идеологическим трендом наступившей сумеречной эпохи.
Дело было не только в чьей-то алчности и хитрости: музей им. Н.К. Рериха был островком инаковости, сугубо индивидуальной жизненной и духовной практики.
 
Я не апологет эзотерики, однако, считаю, что все цветы должны цвести, и всем ходить строем в одном направлении не есть хорошо - но так у нас считают немногое, поэтому, когда еще давно-давно я посетила этот музей впервые, то уже тогда удивилась самому факту его существования в центре столицы, почти напротив ХХС.
 
Боюсь, что «лица необщее выражение», свой стиль, свой образ мысли и чувствования, ментальная и художественная независимость Театра Романа Виктюка – его главное сокровище высшей пробы – тоже может оказаться в опасности. Нельзя его потерять.
 
Мое эссе "Роман Виктюк: искусство быть свободным" на сайте Театра Романа Виктюка: https://teatrviktuka.ru/roman-viktyuk-iskusstvo-byt-svobodny/

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ПРОЗА

МЕЧТЫ О ПРОШЛОМ

– И что здесь случилось в 96 году? – ирония била через край.

– Выборы здесь были, Ваня. Выборы Президента.

– И что? – уровень иронии уже зашкаливал.

– А то, что здесь, на этих выборах победил не Ельцин…

Валерий Андронов сентябрь 2024

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка